Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красненская основная общеобразовательная школа
п. Красное Брасовского района
Брянской области
| Утверждаю: Директор МБОУ Красненская оош ________________ В.П.Митрахова Приказ № ______от______________ |
2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Баранова И.В., учитель
математики
п. Красное
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Более детально планируемые результаты обучения представлены в тематическом планировании.
Содержание учебного предмета
Введение.
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества.
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа
2. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Лабораторные работы:
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром
7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.
Давление твердых тел, газов, жидкостей.
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторные работы
8. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия.
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение
Тематическое планирование
№ урока | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | факт |
Введение |
| Вводный инструктаж по ТБ Что изучает физика. Некоторые физические термины. | 1 | | |
| Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | 1 | | |
| Точность и погрешность измерений. | 1 | | |
| Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника. | 1 | | |
Первоначальные сведения о строении вещества |
| Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | 1 | | |
| Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | | |
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | | |
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | | |
| Три состояния вещества. | 1 | | |
| Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел. | 1 | | |
Взаимодействие тел |
| Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | | |
| Скорость. Единицы скорости. | 1 | | |
| Расчет пути и времени движения | 1 | | |
| Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | 1 | | |
| Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | 1 | | |
| Инерция | 1 | | |
| Взаимодействие тел. Масса тел. Измерение массы тела на весах. | 1 | | |
| Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | | |
| Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел» | 1 | | |
| Плотность вещества. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №5. «Измерение плотности твердого тела». | 1 | | |
| Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | | |
| Решение задач | 1 | | |
| Сила. | 1 | | |
| Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | | |
| Сила упругости. Закон Гука. | 1 | | |
| Вес тела . Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | | |
| Сила тяжести на других планетах. | 1 | | |
| Динамометр. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | | |
| Сложение двух сил. Равнодействующая сила. | 1 | | |
| Сила трения. Трение покоя. | 1 | | |
| Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы» | 1 | | |
| Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел» | 1 | | |
Давление твердых те, жидкостей и газов |
| Повторный инструктаж по ТБ . Давление. Способы увеличения и уменьшения трения | 1 | | |
| Давление газа | 1 | | |
| Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | | |
| Давление в газе и жидкости | 1 | | |
| Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | | |
| Сообщающиеся сосуды | 1 | | |
| Решение задач по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел» | 1 | | |
| Контрольная работа №3 по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел» | 1 | | |
| Вес воздуха. Атмосферное давление Почему существует воздушная оболочка Земли | 1 | | |
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид | 1 | | |
| Атмосферное давление на разных высотах. Манометры | 1 | | |
| Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос. | 1 | | |
| Урок-игра по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | | |
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | | |
| Архимедова сила | 1 | | |
| Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | | |
| Плавание тел. Плавание судов. | 1 | | |
| Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела» | 1 | | |
| Воздухоплавание | 1 | | |
| Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | | |
| Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Обобщающий урок. | 1 | | |
Работа и мощность. Энергия. |
| Механическая работа | 1 | | |
| Мощность | 1 | | |
| Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность» | 1 | | |
| Момент силы Рычаги в природе, технике, быту | 1 | | |
| Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | | |
| Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики | 1 | | |
| КПД. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | | |
| Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | 1 | | |
| Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия» | 1 | | |
| Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия» | 1 | | |
| Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия» | 1 | | |
Повторение |
| Повторение материала по теме «Строение вещества», «Взаимодействие тел» | 1 | | |
| Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | | |
| Повторение материала по теме «Работа, мощность, энергия» | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа №6 | 1 | | |
| Итоговый урок | 1 | | |