МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
(МАОУ СОШ № 13)
УТВЕРЖДАЮ
Директор______________ Е.Ю. Румянцева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 4 классов начального общего образования
на 2025-2026 учебный год
Составитель(-ли): ___________
учитель начальных классов
Уровень: базовый
Общее количество часов: 34 часа
г. Калининград, 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Нормативная правовая основа рабочей программы:
-Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100)
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №569 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( Зарегистрирован 17.08.2022 №69676)
-Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 13.07.2023 №74229)
Актуальность курса:
-курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
-умения быстро адаптироваться к изменению условий;
-быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
-знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности;
-готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырѐм направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»-
Целью является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Задачи -
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» -
Целью –
является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» -
Целью –
является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
«Етественно-научная грамотность» -
Целью является формирование у обучающихся способности использовать етественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 4 классов процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей четвероклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). Весь курс состоит из 4 блоков:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественнонаучная грамотность.
Формы организации занятий:
предметные недели;
библиотечные уроки;
деловые беседы;
практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческой работы .
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 2 1 1 | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 2 1 1 2 1 1 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
4. | Математическая грамотность | 1 2 1 1 2 1 | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
| Творческие работы | 1 1 | По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | ЦОР/ЭОР |
| Старинная женская одежда. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Старинные женские головные уборы. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Старинная мужская одежда и головные уборы. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Жилище крестьянской семьи на Руси. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| История посуды на Руси. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Какие деньги были раньше в России | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Томат. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Болгарский перец. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Картофель. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Баклажан. Семейство Паслёновые. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Лук. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Капуста. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Горох. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Грибы. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Творческая работа. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Потребительская корзина. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Прожиточный минимум. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Инфляция. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Распродажи, скидки, бонусы. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Благотворительность. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Страхование. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| В бассейне. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Делаем ремонт. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Праздничный торт. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Обустраиваем участок. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Поход в кино. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Отправляемся в путешествие. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
| Составляем словарик по финансовой грамотности. | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
30 | Составляем словарик по финансовой грамотности | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
31 | Составляем словарик по финансовой грамотности | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
32 | Подводим итоги | 1 | https://myschool.edu.ru/ |
33 | Резерв | | https://myschool.edu.ru/ |
34 | Резерв | | https://myschool.edu.ru/ |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность М. В. Буряк, С.А.Шейкина Тренажѐр для школьников. 4 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019.
3.Методическое пособие для учителя. 4 класс. ООО «Планета»