Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Краснопутьская средняя общеобразовательная школа
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы______________ С.В.Юдина
«_____»____________________________2020 г.
Приказ №___ от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
9 класс
Составитель: Филатова Наталья Валерьевна,
учитель математики без категории
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии составлена на основе примерной основной образованной программы основного общего образования и авторской программы по геометрии под редакцией Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014
УМК:
Геометрия 7 – 9 классы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., - М.: Просвещение, 2019г.
Геометрия: дидактические материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2011.
Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.
Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7-9 классы / Э.Н.Балаян. – изд. 5-е, исправл. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
Контрольные работы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. «Геометрия. 7-9» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю и 70 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наглядная геометрия
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
-определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность научиться
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения расчетов
Геометрические фигуры
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные
операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин по
образцам или алгоритмам, решать простейшие планиметрические
задачи в пространстве.
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в
явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения
заданы в явной форме.
Ученик получит возможность научиться:
противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
идей движения при решении геометрических задач;
линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
методом подобия;
компьютерных программ;
на плоскости», «Построение отрезков по формуле»;
задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность научиться:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Ученик научится:
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей;
определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.
Ученик получит возможность научиться:
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Ученик научится:
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Ученик получит возможность научиться:
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательств
Планируемые личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
Ученик получит возможность для формирования:
первоначальных представлений о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативнсти мышления, инициативы, активности при решении арифметических задач.
Планируемые метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:
находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её; делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения;
совместному с учителем целеполаганию на уроках математики и в математической деятельности;
анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия);
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить учебные цели;
видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей);
осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно давать определение понятий
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Глава 9. Векторы (8 ч)
Понятие вектора. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число и его свойства. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции.
Глава 10. Метод координат (10 ч)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и его концами. Скалярное произведение векторов. Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника (12ч.)
Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12ч.)
Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Правильный многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Окружность, около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.
Глава 13. Движения (8ч.)
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот.
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии (8ч.)
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений.
Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объёма; единицы объемы. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Об аксиомах в планиметрии – 2ч
Повторение. Решение задач – 10ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | количество часов |
| Глава 9. Векторы | 8 |
| Глава 10. Метод координат | 10 |
| Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 12 |
| Глава 12. Длина окружности и площадь круга | 12 |
| Глава 13. Движения | 8 |
| Глава 14. Начальные сведения из стереометрии | 8 |
| Об аксиомах планиметрии | 2 |
| Повторение | 10 |
| | 70 |
Практическая часть
№ | Тема | |
| Контрольная работа №1 «Векторы. Метод координат» | ноябрь |
| Контрольное мероприятие «Решение треугольников» | ноябрь |
| Контрольная работа №2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | декабрь |
| Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга» | февраль |
| Контрольная работа №4 «Движения» | март |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Геометрия 9 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
9А | 9Б | 9В |
Глава 9. Векторы (8 ч) | |
| Понятие вектора. | 01.09.20-04.09.20 | | | |
| Понятие вектора. | 01.09.20-04.09.20 | | | |
| Сложение и вычитание векторов. | 07.09.20-11.09.20 | | | |
| Сложение и вычитание векторов. | 07.09.20-11.09.20 | | | |
| Сложение и вычитание векторов. | 14.09.20-18.09.20 | | | |
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | 14.09.20-18.09.20 | | | |
| Применение векторов к решению задач. | 21.09.20-25.09.20 | | | |
| Применение векторов к решению задач. | 21.09.20-25.09.20 | | | |
Глава 10. Метод координат (10 ч) |
| Координаты вектора. | 28.09.20-02.10.20 | | | |
| Координаты вектора. | 28.09.20-02.10.20 | | | |
| Простейшие задачи в координатах. | 05.10.20-09.10.20 | | | |
| Простейшие задачи в координатах. | 05.10.20-09.10.20 | | | |
| Уравнение окружности и прямой. | 12.10.20-16.10.20 | | | |
| Уравнение окружности и прямой. | 12.10.20-16.10.20 | | | |
| Уравнение окружности и прямой. | 19.10.20-23.10.20 | | | |
| Решение задач. | 19.10.20-23.10.20 | | | |
| Решение задач. | 02.11.20-06.11.20 | | | |
| Контрольная работа №1 «Векторы. Метод координат» | 02.11.20-06.11.20 | | | |
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника (12 ч) |
| Синус, косинус, тангенс угла. | 09.11.20-13.11.20 | | | |
| Синус, косинус, тангенс угла. | 09.11.20-13.11.20 | | | |
| Синус, косинус, тангенс угла. | 16.11.20-20.11.20 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 16.11.20-20.11.20 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 23.11.20-27.11.20 | | | |
| Контрольное мероприятие «Решение треугольников» | 23.11.20-27.11.20 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 30.11.20-04.12.20 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 30.11.20-04.12.20 | | | |
| Скалярное произведение векторов. | 07.12.20-11.12.20 | | | |
| Скалярное произведение векторов. | 07.12.20-11.12.20 | | | |
| Решение задач. | 14.12.20-18.12.20 | | | |
| Контрольная работа №2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 14.12.20-18.12.20 | | | |
Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12 ч) |
| Правильные многоугольники. | 21.12.20-25.12.20 | | | |
| Правильные многоугольники. | 21.12.20-25.12.20 | | | |
Геометрия 9 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
9А | 9Б | 9В |
| Правильные многоугольники. | 11.01.21-15.01.21 | | | |
| Правильные многоугольники. | 11.01.21-15.01.21 | | | |
| Длина окружности и площадь круга. | 18.01.21-22.01.21 | | | |
| Длина окружности и площадь круга. | 18.01.21-22.01.21 | | | |
| Длина окружности и площадь круга. | 25.01.21-29.01.21 | | | |
| Длина окружности и площадь круга. | 25.01.21-29.01.21 | | | |
| Решение задач. | 01.02.21-05.02.21 | | | |
| Решение задач. | 01.02.21-05.02.21 | | | |
| Решение задач. | 08.02.21-12.02.21 | | | |
| Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга» | 08.02.21-12.02.21 | | | |
Глава 13. Движения (8 ч) | |
| Понятие движения. | 15.02.21-19.02.21 | | | |
| Понятие движения. | 15.02.21-19.02.21 | | | |
| Понятие движения. | 22.02.21-26.02.21 | | | |
| Параллельный перенос и поворот. | 22.02.21-26.02.21 | | | |
| Параллельный перенос и поворот. | 01.03.21-05.03.21 | | | |
| Параллельный перенос и поворот. | 01.03.21-05.03.21 | | | |
| Решение задач. | 09.03.21-12.03.21 | | | |
| Контрольная работа №4 «Движения» | 09.03.21-12.03.21 | | | |
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии (8 ч) |
| Многогранники. | 15.03.21-19.03.21 | | | |
| Многогранники. | 15.03.21-19.03.21 | | | |
| Многогранники. | 31.03.21-02.04.21 | | | |
| Многогранники. | 31.03.21-02.04.21 | | | |
| Тела и поверхности вращения. | 05.04.21-09.04.21 | | | |
| Тела и поверхности вращения. | 05.04.21-09.04.21 | | | |
| Тела и поверхности вращения. | 12.04.21-16.04.21 | | | |
| Тела и поверхности вращения. | 12.04.21-16.04.21 | | | |
Об аксиомах планиметрии (2 ч) |
| Об аксиомах планиметрии. | 19.04.21-23.04.21 | | | |
| Об аксиомах планиметрии. | 19.04.21-23.04.21 | | | |
Повторение. Решение задач (10 ч) |
| Повторение. Векторы | 26.04.21-30.04.21 | | | |
| Повторение. Метод координат | 26.04.21-30.04.21 | | | |
| Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 05.05.21-07.05.21 | | | |
| Повторение. Теорема синусов. Теорема косинусов | 05.05.21-07.05.21 | | | |
| Повторение. Длина окружности и площадь круга | 11.05.21-14.05.21 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 11.05.21-14.05.21 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 17.05.21-21.05.21 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 17.05.21-21.05.21 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 24.05.21-25.05.21 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 24.05.21-25.05.21 | | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей математики и
информатики от
«_____» _____________2020 г. №_____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________ Т.С.Зюзина
«_____» _____________2020 г.