МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУРЗУФСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей математики, информатики и физики МБОУ «Гурзуфская СШ» ____________ Стругацкая А.Н. Протокол № 6 от «22» августа 2018г. | «Согласованно» Зам. директора по УВР МБОУ «Гурзуфская СШ» _________________ Черная Л.А. «23» августа 2018 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Гурзуфская СШ » __________________ Проскурин О.И. Приказ № 135 от «24» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГЕОМЕТРИЯ
8 КЛАСС
Базовый уровень
Составитель: Стругацкая Анна Николаевна,
учитель математики высшей квалификационной категории
Гурзуф 2018 г.
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 8 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15).
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 №2506-р «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.2014 №265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р».
Региональные документы
1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
2. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2018 №01-14/1915 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018/2019 учебный год».
3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.08.2018 №01-14/2335 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018/2019 учебный год».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 8 классов на базовом уровне составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике и примерной программы основного общего образования по математике и на основе авторской программы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. по геометрии для 8 классов на базовом и углубленном уровнях.
Для реализации рабочей программы используется:
Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2014
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные
:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
содержание учебного курса УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение курса геометрии 7 класса (2 часа).
Четырехугольники (14 часов).
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Площадь (14 часов).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
3. Подобные треугольники (19 часов).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Окружность (17 часов).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Итоговое повторение (2 часов).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8 классе на базовом уровне отводится 2 ч в неделю или 68 часов в год.
Из них контрольных работ -6
С целью организации восстанавливающего повторения за курс основного общего образования взято 2 часа из темы «Повторение»
тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов авторской программы / Количество часов по рабочей программы | Количество контрольных работ по авторской программе/ количество контрольных работ по рабочей программе |
| Повторение курса геометрии 7 класса | -/2 | -/- |
| Четырехугольники | 14/14 | 1/1 |
| Площади фигур | 14/14 | 1/1 |
| Подобные треугольники | 19/19 | 2/2 |
| Окружность | 16/16 | 1/1 |
| Повторение | 5/3 | 1/1 |
| Итого | 68/68 | 6/6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема урока | Кол-личе-ство часов | Дата проведения урока | Повторение (подготовка к ГИА) |
По плану | По факту |
Повторение | 2 | |
1 | Вводное повторение | 1 | | | |
2 | Установочная контрольная работа | 1 | | | |
Четырехугольники | 14 | |
3 | Многоугольники | 1 | | | Геометрические фигуры и их свойства |
4 | Многоугольники | 1 | | | Геометрические фигуры и их свойства |
5 | Параллелограмм и его свойства | 1 | | | Перпендикулярные прямые |
6 | Параллелограмм и его свойства | 1 | | | Параллельные прямые |
7 | Признаки параллелограмма | 1 | | | Треугольник |
8 | Признаки параллелограмма | 1 | | | Треугольник |
9 9 | Трапеция | 1 | | | I признак равенства треугольников |
9 10 | Трапеция | 1 | | | II признак равенства треугольников |
11 | Прямоугольник и его свойства | 1 | | | III признак равенства треугольников |
12 | Прямоугольник и его свойства | 1 | | | Перпендикуляр к прямой |
13 | Ромб и квадрат | 1 | | | Медиана, биссектриса, высота треугольника |
14 | Решение задач по теме «Четырехугольники» | 1 | | | Равнобедренный треугольник и его свойства |
15 | Контрольная работа №1 Четырехугольники | 1 | | | |
16 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
Площади фигур | 14 | |
17 | Площадь многоугольника | 1 | | | Смежные углы и их свойства |
18 | Площадь прямоугольника | 1 | | | Вертикальные углы и их свойства |
19 | Площадь параллелограмма | 1 | | | Параллельные прямые |
20 | Площадь параллелограмма | 1 | | | Признаки параллельности прямых |
21 | Площадь треугольника | 1 | | | Признаки параллельности прямых |
22 | Площадь треугольника | 1 | | | Аксиома параллельных прямых |
23 | Площадь трапеции | 1 | | | Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей |
24 | Площадь трапеции | 1 | | | Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей |
25 | Теорема Пифагора | 1 | | | Сумма углов треугольника |
26 | Теорема Пифагора | 1 | | | Внешний угол треугольника |
27 | Полугодовая контрольная работа | 1 | | | |
28 | Решение задач на вычисление площади фигур» | 1 | | | Внешний угол треугольника |
29 | Контрольная работа № 2 Площади фигур | 1 | | | |
30 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
Подобные треугольники | 19 | |
31 | Определение подобных треугольников | 1 | | | Соотношение между сторонами и углами треугольника |
32 | Определение подобных треугольников | 1 | | | Соотношение между сторонами и углами треугольника |
33 | Признаки подобия треугольников | 1 | | | Неравенство треугольника |
34 | Признаки подобия треугольников | 1 | | | Прямоугольные треугольники и их свойства |
35 | Признаки подобия треугольников | 1 | | | Прямоугольные треугольники и их признаки равенства |
36 | Признаки подобия треугольников | 1 | | | Прямоугольные треугольники и их признаки равенства |
37 | Контрольная работа № 3 Подобные треугольники | 1 | | | |
38 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
39 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | | Задачи на построение: построение угла, равного данному |
40 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | | Задачи на построение: построение биссектрисы угла |
41 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | | Задачи на построение: построение перпендикулярных прямых |
42 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | | Задачи на построение: построение середины отрезка |
43 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | | Задачи на построение: построение треугольника по трем его элементам |
44 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | | Задачи на построение: построение треугольника по трем его элементам |
45 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | | Задачи на построение: построение треугольника по трем его элементам |
46 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | | Свойства сторон и углов параллелограмма |
47 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | | Свойства диагоналей параллелограмма |
48 | Контрольная работа № 4 Подобные треугольники | 1 | | | |
49 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
Окружность | 16 | |
| | |
50 | Касательная к окружности | 1 | | | Признаки параллелограмма |
51 | Касательная к окружности | 1 | | | Признаки параллелограмма |
52 | Касательная к окружности | 1 | | | Признаки параллелограмма |
53 | Центральные и вписанные углы | 1 | | | Площадь параллелограмма |
54 | Центральные и вписанные углы | 1 | | | Площадь параллелограмма |
55 | Центральные и вписанные углы | 1 | | | Площадь треугольника |
56 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | | Площадь треугольника |
57 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | | Площадь треугольника |
58 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | | Трапеция |
59 | Вписанная и описанная окружность | 1 | | | Площадь трапеции |
60 | Вписанная и описанная окружность | 1 | | | Ромб |
61 | Вписанная и описанная окружность | 1 | | | Площадь ромба |
62 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 | | | Площадь ромба |
63 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 | | | |
64 | Контрольная работа № 5 Окружность | 1 | | | |
65 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
Повторение | 3 | |
66 | Решение задач на повторение курса 8 класса | 1 | | | |
67 | Решение задач на повторение курса 8 класса | 1 | | | |
68 | Итоговая контрольная работа№6 | 1 | | | |