Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс, УМК «Школа России») ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"),
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.А.Неменской «Изобразительное искусство» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»
Данная рабочая программа реализуется на основе учебника Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского - 8-е изд.- М.: Просвещение, 2018
Согласно учебному плану и календарному графику МОУ Дмитровской СОШ № 2 в 4 классе на предмет «Изобразительное искусство» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Планируемые результаты изучения предмета:
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
понимать и анализировать конструкцию предмета, в частности русского народного костюма;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Ученик получит возможность научиться:
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
узнавать характерные черты нескольких ярких культур;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом
Ученик получит возможность научиться:
Предметные
Ученик научится:
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
создавать средствами живописи, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык ДПИ;
осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передавать особенности понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
моделировать из бумаги, лепить из пластилина, изображать средствами аппликации и коллажа;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека.
Ученик получит возможность научиться:
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Тема: Пейзаж родной земли
Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.
Тема: Деревня - деревянный мир
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т.д. Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Тема: Красота человека
Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.
Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.
Тема: Народные праздники (обобщение темы)
Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.
Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон. ФМалявин и др.)
Древние города нашей земли
Тема: Родной угол
Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.
Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.
Знакомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и др.).
Тема: Древние соборы
Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства.
Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и
Ритм объёмов в организации пространства.
Тема: Города Русской земли
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурнопредметной среде. Единство конструкции и декора.
Тема: Древнерусские воины-защитники
Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.
Тема: Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.
Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.
Тема: Узорочье теремов
Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.
Тема: Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Значение старинной архитектуры для современного человека.
Каждый народ – художник
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.
Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.
Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность. хрупкость и ритмическая асимметрия - характерные особенности японского искусства.
Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Тема: Народы гор и степей
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Тема: Города в пустыне
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход портал. Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное место города.
Тема: Древняя Эллада
Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.
Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Тема: Европейские города средневековья
Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.
Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Тема: Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.
Искусство объединяет народы
Тема: Материнство
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.
Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.
Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.
Тема: Мудрость старости
Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.
Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Тема: Сопереживание
Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.
Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.
Тема: Герои-защитники
Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Тема: Юность и надежды
Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.
Тема: Искусство народов мира (обобщение темы)
Вечные темы в искусстве.
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.
Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.
Тематическое планирование
4 класс
№ урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема раздела, урока | Страницы учебника | Домашнее задание |
| | | Истоки родного искусства | | |
-
| 03.09-07.09 | | Пейзаж родной земли. | 6-19 | Гуашь |
-
| 10.09-14.09 | | Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. | 20-26 | Гуашь, цветная бумага |
-
| 17.09-21.09 | | Образ традиционного русского дома. Украшение деревянных построек и их значение. | 27-33 | Гуашь |
-
| 24.09-28.09 | | Красота человека. Женский портрет | 35-39 | Гуашь |
-
| 01.10-05.10 | | Образ русского человека в произведениях художников. | | Гуашь, цветная бумага |
-
| 08.10-12.10 | | Народные праздники. Коллективное панно. | 40-43 | Гуашь |
| | | Древние города нашей земли | | |
-
| 15.10-19.10 | | Древнерусский город-крепость. | 46-52 | Пластилин |
-
| 22.10-26.10 | | Древнерусский город-крепость. Коллективная работа | 53 | Гуашь |
-
| 06.11-09.11 | | Древние соборы | 54-55 | Гуашь или цветные карандаши |
-
| 12.11-16.11 | | Города Русской земли | 56-59 | Гуашь или цветные карандаши С.60-70 прочитать |
-
| 19.11-23.11 | | Древнерусские воины-защитники. | | Гуашь |
-
| 26.11-30.11 | | Города земли русской | 60-70 | Гуашь |
-
| 03.12-07.12 | | Узорочье теремов. | 71-73 | Гуашь |
-
| 10.12-14.12 | | Пир в теремных палатах | 74-76 | Гуашь |
-
| 17.12-21.12 | | Пир в теремных палатах. (Обобщение темы). | 77 | Гуашь |
| | | Каждый народ – художник | | |
-
| 24.12-28.12 | | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 80-87 | Гуашь |
-
| 09.01-11.01 | | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 88-91 | Цветная бумага |
-
| 14.01-18.01 | | Искусство оригами. | | Гуашь |
-
| 21.01-25.01 | | Народы гор и степей | 92-94 | Гуашь |
-
| 28.01-01.02 | | Юрта как произведение архитектуры. | 94-101 | Гуашь |
-
| 04.02-08.02 | | Города в пустыне | 102-109 | Гуашь |
-
| 11.02-15.02 | | Древняя Эллада | 110-119 | Гуашь |
-
| 18.02-22.02 | | Древнегреческие праздники | 119-125 | Гуашь |
-
| 25.02-01.03 | | Европейские города Средневековья | 126-131 | Гуашь |
-
| 04.03-07.03 | | Портрет средневекового жителя. | 132-135 | Гуашь |
-
| 11.03-15.03 | | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник» | | Гуашь |
| | | Искусство объединяет народы | | |
-
| 18.03-22.03 | | Тема материнства в искусстве | 139-143 | Гуашь |
-
| 01.04-05.04 | | Мудрость старости | 144-147 | Гуашь |
-
| 08.04-12.04 | | Сопереживание – великая тема искусства. | 148-151 | Гуашь |
-
| 15.04-19.04 | | Герои-защитники. | 152-153 | Гуашь |
-
| 22.04-26.04 | | Героическая тема в искусстве разных народов | | Гуашь |
-
| 13.05-17.05 | | Юность и надежда | 154-155 | Гуашь |
-
| 20.05-24.05 | | Искусство народов мира (обобщение темы) | | Принести свои лучшие работы |
-
| 27.05-31.05 | | Итоговая выставка работ | | |
http://aleksandrfesenko.ru/maski/ - Презентации к урокам ИЗО. Записки учителя.
Видеоряд к урокам изобразительного искусства