СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по литературе для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по литературе 7 класс»

а

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерное Программы основного общего образования по литературе ФГОС ООО – 2014 г., авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) – 2016 г., на основе специфики предмета с учетом рекомендаций института развития учителей.

Цели и задачи обучения:

  • развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

  • постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XXвв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность. Курс 7 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература XVIII века.

  4. Русская литература XIX века.

  5. Русская литература XXвека.

  6. Литература народов России.

  7. Зарубежная литература

  8. Обзоры.

  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ:

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 7 КЛАССЕ.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.  Труд писателя,  его позиция,  отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество.

Предания.  Поэтическая автобиография народа.  Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины.  «Вольга и Микула Селянинович».  Воплощение в былине нравственных свойств русского народа,  прославление мирного труда.  Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин.  «Илья Муромец и Соловей – разбойник».  Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.  (Изучается одна былина по выбору).  Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин.  «Садко».  Своеобразие былины.  Поэтичность.  Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.  Своеобразие былинного стиха.  Собирание былин. Собиратели.  (Для самостоятельного чтения).

Теория литературы.  Предание (развитие представлений).  Гипербола (развитие представлений).  Былина. Руны.  Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки.  Народная мудрость пословиц и поговорок.  Выражение в них народного языка.  Сборники пословиц.  Собиратели пословиц. Меткость и точность языка.  Краткость и выразительность.  Прямой и переносный смысл пословиц.  Пословицы народов мира.  Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы.  Героический эпос, афористические жанры фольклора.  Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.  Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».  Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы 18 века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).  Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.  Патриотизм.  Призыв к миру.  Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».  Размышления о смысле жизни, о судьбе.  Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы 19 века.

Александр Сергеевич Пушкин.  Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...») «Песнь о вещем Олеге».  Интерес Пушкина к истории России.  Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.  Выражение чувства любви к Родине.  Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12).  Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».  Особенности композиции.  Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.  Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы.  Баллада (развитие понятия).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).  Образ летописца как образ древнерусского писателя.  Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.  Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.  Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.  Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.  Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.  Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы.  Авторское отношение к изображаемому.  Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.  Оценка  героев с позиций народа.  Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва»,  «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил,  связанное с красотой природы и ее проявлений.  «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы.  Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба».  Прославление боевого товарищества,  осуждение предательства.  Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.  Патриотический пафос повести.  Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы.  Историческая и фольклорная основа произведения.  Роды литературы: эпос (развитие понятия).  Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев.  Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк».  Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа.  Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе.  «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.  Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов.  Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.  Величие духа женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.  Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления о парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа.  Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.  Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.  Осуждение покорности мужика.  Сатира в «Повести...»

«Дикий помещик».  Для самостоятельного чтения.

Теория литературы.  Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие.  Взаимоотношения детей и взрослых.  Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе.  «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.  «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки А.П.Чехова».

Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе.  «Хамелеон». Живая картина нравов.  Осмеяние трусости и угодничества.  Смысл названия рассказа.  «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.  «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова (для чтения и обсуждения).

Теория литературы.  Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!».

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты  мой, родимый край...», «Благовест».  Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы 20 века.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.  Изображение «свинцовых мерзостей жизни».  Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).  Изображение быта и характеров.  Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).  Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.  Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям».  Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы.  Лирический герой (начальные представления).  Обогащение знаний о ритме и рифме.  Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев.  Краткий рассказ о писателе.  «Кусака».  Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.  Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.  «Юшка».  Главный герой произведения,  его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.  Любовь и ненависть окружающих героя людей.  Юшка – незаметный герой с большим сердцем.  Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.  Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.  «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.  Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.  Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.  «Июль», «Никого не будет в доме...».  Картины   природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.  Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.  Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова  и других.  Ритмы и образы  военной лирики.

Теория литературы. Публицистика.  Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов.  Краткий рассказ о писателе.  «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы.  Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов.  Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».  Сила внутренней, духовной красоты человека.  Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающими людям, природе.  Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.  Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков.  Краткий рассказ о писателе.  «Тихое утро».  Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.  Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.  Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина».

Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).  Человек и природа.  Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.  Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы.  Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев.  «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы.  Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко.

Михаил Зощенко.  Слово о писателе.  Рассказ «Беда».  Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов 20 века.

А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени.  Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России.

Расул Гамзатов.  Краткий рассказ о дагестанском поэте.  «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы.

Роберт Бернс. Особенности творчества.  «Честная бедность».  Представления народа о справедливости и честности.  Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.  Поэтическая картина, нарисованная одном-двумя штрихами.

Теория литературы.  Особенности жанра хокку (хайку).

О.Генри. «Дары волхвов».  Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.  Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».  Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле.  Мечта о чудесной победе добра.













Учебно-тематический план







Разделы

Кол-во часов

Кол-во часов развития речи

Кол-во часов

внеклассного чтения

Контрольные (тестовые) работы



1

Введение.

1

-

-

-

2

Устное народное творчество

4

-

1

-

3

Древнерусская литература.

4

1

-

-

4

Из русской литературы 18 века.

2

-

-

-

5

Из русской литературы 19 века.

32

4

-

2

6

Из русской литературы 20 века.

20

3

1

-

7

Из литературы народов России.

1

-

-

-

8

Из зарубежной литературы.

3

-

-

-

9

Прочитайте летом. Итоговый тест.


1


-

-

1


Итого:

68

8

3

3

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,7 КЛАСС, 68 часов

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы В.Я. Коровиной. Содержание программы реализовано в УМК под редакцией В.Я. Коровиной (издательство «Просвещение»). Из 68 часов, отведенных на изучение базового курса литературы, 8 уроков выделяется на развитие речи учащихся,2 часа – на уроки текущего контроля (письменный ответ на проблемный вопрос) и 1 час – на итоговый контроль. Из планирования исключена тема «Пословицы и поговорки», т.к. изучалась в 5 классе.

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1.

Введение. Изображение человека в художественной литературе как важнейшая идейно-нравственная проблема.

1



2.

Предания как жанр фольклора. Исторические предания об Иване Грозном и Петре Первом.

1



3.

Эпос народов мира. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа, отраженные в образе главного героя былины. Прославление мирного труда в эпосе.

1



4.

Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». Художественное своеобразие былины.

1



5.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа и его национальных традиций.

1



6.

Древнерусская литература и ее культурные традиции. «Повесть временных лет» (отрывок о пользе книг). Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучения Владимира Мономаха». Поучения как жанр древнерусской литературы.

1



7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.


1



8.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.


1



9.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные уроки древнерусской литературы».

1



10.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Стихи «К статуе Петра Великого» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах.

1



11.

Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи …», «На птичку …», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчестве.

1



12.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес А.С. Пушкина к истории России. Поэма «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставительный портрет исторических деятелей: Петр I и Карл XII.

1



13.

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

1



14.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и летописный источник. Особенности содержания и формы баллады А.С. Пушкина.

1



15.

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

1



16.

А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Изображение маленького человека, его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства.

1



17.

А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Гуманизм повести.




18.

Р.Р. Подготовка к сочинению — индивидуальной характеристике. «Маленький человек с большим сердцем» (образ Самсона Вырина).

1



19

М.Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века, их роль в понимании характеров героев и идеи поэмы.

1



20.

М.Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

1



21.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

1



22.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Первые главы повести. Знакомство с героями.


1



23.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Народный характер повести.


1



24.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Патриотический и героический пафос произведения.

1



25.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Особенности изображения природы и людей в повести.

1



26.

Р.Р. Сочинение — сравнительная характеристика. «Остап и Андрий: два характера, две судьбы».

1



27.

Урок текущего контроля

по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя

1



28

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бирюк». Изображение жизни и быта крестьян. Авторское отношение к бесправным и обездоленным.

1



29.

И.С. Тургенев. «Бирюк». Самобытность характера главного героя. Художественные особенности рассказа.

1



30.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Нравственная основа человеческих взаимоотношений. Особенности жанра стихотворений в прозе.

1



31.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: княгиня Трубецкая. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

1



32.

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда». Трагические картины русской жизни в стихотворениях. Авторское отношение к народу. Художественное своеобразие произведений.

1



33.

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Духовное противостояние самовластью.


1



34.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово и писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.


1



35.

Урок текущего контроля по творчеству И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1



36.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Главы из повести «Детство». Главный герой повести. Его чувства, поступки, духовный мир.

1



37.

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1



38.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Нравственный смысл рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1



39.

Р.Р. Сочинение «Проблема взаимопонимания детей и взрослых в произведения Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».

1



40.

А.П. Чехов. Слово и писателе. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова. «Злоумышленник».

1



41.

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического.

1



42.

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе: В.А. Жуковский, И.А. Бунин, А.К. Толстой

1



43.

Р.Р. Анализ одного из стихотворений по выбору учащихся или учителя.

1



44.

М. Горький. «Детство». Главы. Автобиографический характер повести.

1



45.

М. Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение характера героя.

1



46.

М. Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

1



47.

Р.Р. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького. «Детство» (по выбору учителя).

1



48.

Вн.чт.«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей.

1



49.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение бывшее в Владимиром Маяковским летом на даче» Мысли автора и роли поэзии в жизни человека и общества. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

1



50.

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир в стихотворении. Гуманизм лирического героя.

1



51.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Гуманистический пафос произведения.

1



52.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку .

1



53.

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

1



54.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» (по произведениям писателей 20 века и личным впечатлениям).

1



55.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского и др.


1



56.

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади?». Эстетические и нравственно-психологические проблемы рассказа.

1



57.

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Протест против равнодушия и бездуховности. Нравственная красота человека.

1



58.

Р.Р. Е.И. Носов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

1



59.

Ю.П. Казаков « Тихое утро». Нравственные проблемы рассказа

1



60.

Стихи поэтов 20 века о Родине и природе. (С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Я. Яшин, Н.М. Рубцов, Н.А. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы.

1



61.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения «Снега потемнеют синие», «Июль — макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского.

1



62.

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

1



63.

М. Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказе.


1



64.

Страницы европейской поэзии: Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Ж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой …» и др. стихотворения.

1



65.

Японские хокку. Особенности жанра.

1



66.

О. Генри. «Дары волхвов». Нравственная проблематика рассказа, его гуманистическое звучание.

1



67.

Урок итогового контроля

1



68.

Итоговый проект «Живая классика».

1











УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Программно-нормативные документы:

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной..5-9 классы. Пособие для учителей ОУ.

Просвещение. 2011, 2014

Учебники, реализующие рабочую программу:

Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 7 класс. В 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной. Комплект с фонохрестоматией на CD. – МОСКВА, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015Г.

Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:

Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс».Москва, «ВАКО», 2015г

Рабочая программа по литературе. 5 класс (по программе под редакцией В.Я.Коровиной).

CD Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (формат МРЗ) – М.: Аудиошкола: Просвещение, 2013



Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Информационные ресурсы в Интернете

http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.

http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».

http://www.philology.ru — «Филологический портал».

http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопе­дия

http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопе­дия «Кругосвет».

http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».

http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толко­вые словари, орфографический словарь, словари иностран­ных слов).

http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

1 september.ru.- сайт газеты 1 сентября.

Наглядные и демонстрационные пособия:

  1. портреты писателей;

  2. репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

  3. иллюстрации к литературным произведениям:

  4. киноматериалы;

  5. контрольно-измерительные материалы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.





Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX—XX ВВ. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА



Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.



Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).











Произведения для заучивания наизусть

1. Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

 

2. Пословицы и поговорки (на выбор).

 

3. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

 

4. А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

 

5. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).

 

6. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

 

7. И.С. Тургенев. Русский язык.

 

8. Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

 

9. В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой.  Край ты мой, родимый край или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

 

10. В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

 

11. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся.

 

12. С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя Родина…» (на выбор).

 

13. А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».

 

Список произведений летнего чтения



Для обязательного чтения

1.Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».

2. . А.С.Пушкин. Повести:«Капитанская дочка». «Пиковая дама». Стихи: «19 октября», «Я помню чудное мгновенье…», «Туча».

3. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».

4. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

5.М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».

6.Н.С.Лесков. «Старый гений».

7. Л.Н.Толстой «После бала», «Детство», «Отрочество», «Юность».

8.И.С.Тургенев. Рассказы «Ася», «Первая любовь».

9.Ф.М.Достоевский «Белые ночи».

10.А.П.Чехов. Рассказы: «О любви», «Душечка», «Дом с мезонином».

11.А.М.Горький. Рассказ «Челкаш»

12.И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ».

13.И.А.Куприн. Рассказ «Куст сирени».

14.И.С.Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем».

15.М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне».

16.А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение».

17.А.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».

18.В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

18. Б.Васильев «А зори здесь тихие…»,«Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали».

20.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.

21. М. Сервантес. «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский».

22. Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве».

23.В.Скотт «Айвенго».









Для дополнительного чтения

                    

1. А.и Б.Стругацкие. «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу».

2. А.Азимов. «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик».

3. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам».

4. Е.Шварц. «Тень», «Обыкновенное чудо».

                                                                     

Из   зарубежной литературы

1.Ч.Диккенс. «Оливер Твист».

2. Г.Уэллс. «Когда спящий проснётся», «Пища богов».

3. Р.Брэдбери. «451˚по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Всё лето в один день», «И всё-таки он наш…», «Калейдоскоп», «Улыбка».

4. П.Андерсон. «Три льва и три сердца».

5. К.Саймак. «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели».

6. Томас Мэлори. «Смерть Артура» (в пересказах).

7. Р.Грин. «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола».

8. М.Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

9. Э.Т.А.Гоффман. «Песочный человек».

10. У.Голдинг. «Повелитель мух».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!