10
РАБОЧая программа
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык для 2 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.
Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» во 2 классе рассчитана на 1 ч. в неделю, 7 часов в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для её решения;
планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
овладеют начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся в конце первого года изучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:
отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста (книги)
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
составлять «Словарь в картинках»
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
с помощью учителя доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака под руководством учителя;
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);
использовать с помощью учителя учебные толковые словари для определения лексического значения слова.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
2 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
2 класс (7 часов)
№ п/п | Раздел | Количество часов в год (час) | Темы |
1. | Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 2 | Слова, называющие игры, забавы, игрушки; предметы традиционного русского быта |
Проектное задание: «Почему это так называется?» |
2. | Раздел 2. Язык в действии | 2 | Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов |
Совершенствование орфографических навыков |
3. | Раздел 3. Секреты речи и текста | 3 | Связь предложений в тексте |
Создание текстов-повествований |
Развёрнутое толкование значения слова |
| Итого | 7 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | Основные виды универсальной учебной деятельности (УУД) |
План | Факт |
| Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 2 | |
1 | 1 | Слова, называющие игры, забавы, игрушки; предметы традиционного русского быта | 1 | | | Презентация | Учащиеся в конце первого года изучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся: • отличать буквицу от срочных и прописных букв, оформлять буквицу заставке текста (книги); • распознать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; • составлять «Словарь в картинках»; • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами • составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове; • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; • владеть различными приемами слушания научно-познавательных художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста, выделять в нем наиболее существенные факты. • с помощью учителя доказывать и подтверждать фактами собственное суждение; • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака под руководством учителя; • отличать прозаический текст от поэтического; • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы); • использовать с помощью учителя учебные толковые словари для определения лексического значения слова |
2 | 2 | Проектное задание: «Почему это так называется?» | 1 | | | Презентация |
| Раздел 2. Язык в действии | 2 | |
3 | 1 | Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов | 1 | | | Презентация |
4 | 2 | Совершенствование орфографических навыков | 1 | | | Презентация |
| Раздел 3. Секреты речи и текста. | 3 | |
5 | 1 | Связь предложений в тексте | 1 | | | Презентация |
6 | 2 | Создание текстов-повествований | 1 | | | Презентация |
7 | 3 | Развёрнутое толкование значения слова | 1 | | | Презентация |
| | Итого | 7 | | | | |