Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по черкесскому языку «Мой родной язык» разработана в соответствии с ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В современной эпохе слово «язык» стало употребляться как часть национальной культуры, как нечто, непрерывно создаваемое народом, связанный с его прошлым и настоящим. Учёные лингвисты его называют «духом народа», где, как в зеркале отражается его история, традиции. Родной язык способствует осознанию учеником себя как носителя культуры и духовных ценностей, норм морали, речевого этикета своего народа. Поэтому так важна проблема сохранения родного языка каждого этноса.
Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества. Наш родной язык – это черкесский язык. Изучение родного языка в русскоязычных школах служит как масштабным культурологическим целям, так и целям воспитания и развития личности каждого конкретного ребенка.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о нашей республике и её жителях. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и русского языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Программа " Мой родной язык" позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов черкесского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
Новизна программы:
Данная программа кружка находит свое отражение в комплексе, дифференцированно для детей конкретного коллектива и позволяет решать главную задачу: развить личность ребенка, его коммуникативных способностей через овладение основами культуры речевого общения. В работе с младшими школьниками по развитию речи особое внимание должно уделяться активному общению на черкесском языке и игровой деятельности. В программе эти два вида объединены. Данная задача легко решается, потому что кружковые занятия, как форма проведения занятий не ограничивают педагога в выборе методов и приемов работы.
В программе особое место будет отводится игре. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения черкесским языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного творчества черкесского народа: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения.
Культура речи – понятие обширное. Она включает в себя не только знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, а также соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе. А одной из задач, поставленных перед образованием в связи с переходом на ФГОС второго поколения, является формирование у учащихся нравственной и гражданской позиции.
Отличительной особенностью стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа поможет в формировании личностных универсальных учебных действий.
Стандарт устанавливает требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на основе индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции, личностных качеств. Здесь немаловажную роль играет формирование культуры речевого общения в коллективе.
Таким образом, программа по культуре речи для учащихся начальных классов имеет общекультурную направленность. Её основная цель и задачи направлены на формирование у младших школьников достаточно грамотной и культурной речевой активности в процессе общения, а также осуществляет воспитательную функцию в вопросе укрепления гражданской позиции по отношению к родному языку.
Актуальность.
Проблема сохранения родного языка остро стоит для жителей нашей республики. К сожалению, современная молодежь редко общается на своем родном, черкесском, языке. Первоклассники или не умеют общаться на своем родном языке, хотя их родители - черкесы и владеют разговорной речью, или приходят в школу со словарным запасом, достаточным для общения, но речь бессвязна, логически непоследовательна. Практически все не владеют техникой речи. Высказывания ребят невыразительны, монотонны.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному языку, воспитание чувства сопричастности к его сохранению, обогащение речи младших школьников.
Задачи:
- формирование мотивационно-адекватного отношения к родному языку;
- заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования: чтения и письма;
- формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной черкесской речью;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Для успешного проведения занятий используются: ИКТ, обучение на основе учебных ситуаций. Занятия проводятся как аудиторно (50%), так и внеаудиторно: в библиотеке, компьютерном классе, в актовом зале, на экскурсии и т.д..
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладение умением работать по предложенному учителем плану.
- формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного, оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные УУД
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- овладение навыками осознанно и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме на черкесском языке;
- использование знаково-символических средств для решения познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа ,синтеза, обобщения, классификации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Коммуникативные УУД
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей обучающегося , умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
-умение оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- умение слушать и понимать высказывания собеседников, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;
- умение учиться согласованно работать в группе, планировать работу в группе,выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о роли языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- овладение начальными представлениями о нормах черкесского языка (фонетических, лексических, грамматических);
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков черкесского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- умение сравнивать языковые явления русского и черкесского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;
- знание названий некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на черкесском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.
Формы подведения итогов:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:
- педагогическое наблюдение;
- анализ активности обучающихся на занятиях;
- выполнение диагностических задач поискового характера;
- портфолио работ учащихся;
- показ детских достижений (спектакли, концерты, конкурсы)
Содержание программы
Вводное занятие
Хорошо ли ты знаешь родной язык?
Алфавит
Черкесский алфавит.
Игры «Дежурная буква», «Заблудился»
Игра «Напиши букву».
Игра «Соедини буквы по алфавиту» .
Игра «Алфавитная цепочка»
Библиотечный урок «Как найти нужную книгу»
Праздник алфавита (конкурсные задания)
Слово. Игры со словами.
Сила слова. Словарный состав черкесского языка.
Исконно черкесские и заимствованные слова.
Группировка слов по тематическим группам.
Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад.
Сочинение синквейнов на заданные темы.
Игра «Поле чудес».
Предложение и текст. Основная мысль в тексте.
Порядок слов в черкесском предложении
Предложение и текст. Основная мысль
Как правильно составить план текста.
Составление устного рассказа «Село моё родное» по заданному плану.
Редактирование заданного текста.
Написание заметки по заданному плану и теме.
Знак вопроса. Интонация вопроса.
Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения во время задавания вопроса собеседнику
Работа в парах: составление диалога на заданные темы.
Игра «Интервью у друга»
Восклицательный знак. Восклицательные предложения.
Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения в восклицательных по интонации предложениях.
Работа в парах: Инсценировка составленных детьми диалогов.
Игра «Весёлые превращения»
Письма и сообщения как средства общения
Как грамотно писать письма и сообщения?
Пишем письмо другу.
Пишем письмо маме.
Пишем сообщение другу и маме.
«У меня зазвонил телефон»
Жанр телефонных разговоров.
Практикум по телефонному этикету
Праздник
Праздник - игра «Поклон тебе, родной язык, души чистейший лучик.»
Формы организации и виды внеурочной деятельности :
1.Игровая деятельность.
2.Коммуникативные ситуации.
3.Использование произведений устного творчества черкесского народа.
4.Ролевые игры.
5.Диалог.
6.Спектакли, концерты, конкурсы.
7.Работа с кроссвордами и ребусами.
8.Инсценирование сказок.
9.Отгадывание загадок.
10.Работа с пословицами и поговорками.
11.Знакомство с рассказами и стихами.
12.Знакомство с творчеством писателей и поэтов.
13.Просмотр видеофильмов на различную тематику.
14.Использование рифмовок и считалок.
15.Экскурсии (тематические) .
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Хорошо ли ты знаешь родной язык? | 2 | 01.09-07.09 | |
2 | Входная диагностика | 2 | 08.09-14.09 | |
3 | Черкесский алфавит. | 2 | 15.09-21.09 | |
4 | Упражнения в написании букв . | 2 | 22.09-28.09 | |
5 | Игры «Дежурная буква», «Заблудился» | 2 | 29.09-05.10 | |
6 | Игра «Напиши букву». | 2 | 06.10-12.10 | |
7 | Игра «Соедини буквы по алфавиту» . | 2 | 13.10-19.10 | |
8 | Игра «Алфавитная цепочка». | 2 | 20.10-26.10 | |
9 | Сила слова. Словарный состав черкесского языка. | 2 | 27.10-09.11 | |
10 | Исконно черкесские и заимствованные слова. | 2 | 10.11-16.11 | |
11 | Группировка слов по тематическим группам. | 2 | 17.11-23.11 | |
12 | Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад. | 2 | 24.11-30.11 | |
13 | Синквейны на заданную тему. | 2 | 01.12.-07.12 | |
14 | Игра «Поле чудес». | 2 | 08.12.-14.12 | |
15 | Порядок слов в предложениях. | 2 | 15.12-21.12 | |
16 | Предложение и текст. Основная мысль. | 2 | 22.12-28.12 | |
17 | Как правильно составить план текста. | 2 | 10.01-15.01 | |
18 | Составление устного рассказа «Аул мой родной» по заданному плану. | 2 | 17.01-22.01 | |
19 | Редактирование заданного текста. | 2 | 24.01-29.01 | |
20 | Написание заметки по заданному плану и теме. | 2 | 31.01-05.02 | |
21 | Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения во время задавания вопроса собеседнику | 2 | 07.02-12.02 | |
22 | Работа в парах: составление диалога на заданные темы. | 2 | 14.02-19.02 | |
23 | Игра «Интервью у друга» | 2 | 28.02-05.03 | |
24 | Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения в восклицательных по интонации предложениях. | 2 | 07.03-12.03 | |
25 | Работа в парах: Инсценировка составленных детьми диалогов. | 2 | 14.03-19.03 | |
26 | Игра «Весёлые превращения» | 2 | 28.03-02.04 | |
27 | Как грамотно писать письма и сообщения? | 2 | 04.04-09.04 | |
28 | Пишем письмо другу. | 2 | 11.04-16.04 | |
29 | Пишем письмо маме. | 2 | 18.04-23.04 | |
30 | Пишем сообщение другу и маме. | 2 | 25.04-30.04 | |
31 | Жанр телефонных разговоров. | 2 | 02.05-07.05 | |
32 | Практикум по телефонному этикету | 2 | 10.05-16.05 | |
33 | Выходная диагностика. | 2 | 17.05-23.05 | |
34 | Праздник - игра «Поклон тебе, родной язык, души чистейший лучик.» | 2 | 24.05-30.05 | |
Итого : 68 часов.
Ожидаемый результат:
Личностные результаты:
При изучения курса во 2-м классе у обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю, народ.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- эмпатии, эмоционально- нравственной отзывчивости;
- основных моральных норм и ориентации на их выполнение.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование следующих учебных действий:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы ;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне с взрослыми и со сверстниками в связи с предъявленной ситуацией общения;
- научится правильно составлять предложения, логически верно и грамотно задавать вопросы собеседнику;
- самостоятельно выполнять письменные задания: связанные с освоением лексических (используя в случае необходимости словарь) и грамматических средств общения: а также с чтением и говорением;
- научится переводить с русского на черкесский язык текстов: состоящих из 4-5 предложений;
- научится правильно писать черкесские буквы; пользоваться словарем; _
- писать письмо другу по образцу на доступном детям уровне в пределах изученной лексики: соблюдая изученные правила орфографии и пунктуации: используя словарь в случае необходимости;