ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений, программы общеобразовательных учреждений «Литературное чтение» Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской и УМК «Перспективная начальная школа»
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Сведения о программе. Литературное чтение. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, И.В. Карпеева. — М.: Академкнига/Учебник, 2016.
Программу обеспечивают:
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014
Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2017
Малаховская О.В. Литературное чтение: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2017
Чуракова Н.А., Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2014
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 КЛАСС
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
- грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
- представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
- перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
- обосновывать своѐ высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
- ориентироваться в книге по еѐ элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
- делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определѐнную тему);
- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
- самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приѐмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.
Выпускник научится:
- представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
- отличать народные произведения от авторских;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приѐмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
- отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
- отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
- представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
- обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
- понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
- понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
- устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
В области предметных общих учебных действий
Выпускник научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
- читать по ролям литературное произведение;
- создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
- сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развѐрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
В области познавательных общих учебных действий
Выпускник научится:
- свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
- свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать еѐ в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий
Выпускник научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
- разным формам учебной кооперации (работа вдвоѐм, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
- уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий
Выпускник научится:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий
Выпускник получит возможность научится:
- осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
- профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 КЛАСС
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Сказочная повесть. С. Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.
Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
б) сложность характера героя и развитие его во времени;
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);
г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
д) выразительность художественного языка.
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
2. участие воображения и фантазии в создании произведений;
3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Формирование культуры предметного общения:
1. умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
2. способности критично относиться к результатам собственного творчества;
3. способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
КРУГ ЧТЕНИЯ Устное народное творчество Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян. Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора». Пословицы и поговорки: а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля), б) пословицы и поговорки народов мира; с) литературные крылатые выражения. Былины: а) Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей — разбойник»; б) Новгородского цикла: «Садко». Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в. В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»; А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»; М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»; Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»; А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»; Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер на Оке»; К. Бальмонт «Трудно фее»*, С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»; В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»; В. Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»; А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»; А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении). Классики русской литературы второй половины XX в.: С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*; В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»; Н. Матвеева «В лощинах снег…»; Д. Самойлов «Красная осень»; В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»; К. Некрасова «Весна»*; М. Яснов «До неба»; Б. Житков «Пудя»; К. Паустовский «Приключения жука-носорога»; Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»; В. Голявкин «Оса»; В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; Л. Петрушевская «Нос»; Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»; Б. Сергуненков «Конь-мотылек». Зарубежная литература Древнегреческий «Гимн Природе»; Авторские волшебные сказки: Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»; Бр. Гримм «Храбрый портной»*; Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*; С. Лагерлѐф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| Глава 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | 19 | | |
1 | Древние представления о мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры. (Присутствие двух миров – земного и волшебного в волшебных сказках. Обрядовые деревья. Рассматриваем древние книжные миниатюры.) | 1 | | |
2 | Персей. Древнегреческое сказание. (Фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда» и древнерусские иконы с изображением Георгия Победоносца.) | 1 | | |
3 | Персей. Древнегреческое сказание. (Фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда» и древнерусские иконы с изображением Георгия Победоносца. Поход в «Музейный дом». «Чудо Георгия о змие». Икона.) | 1 | | |
4 | Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции. (Примеры композиций: древнегреческий папирус, фрагменты вышивок на русской праздничной одежде XIX века.) Поход в «Музейный дом». «Христос спускается в ад». Икона. | 1 | | |
5-6 | Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» (тотемное растение, тотемное животное). (Изображения древних богов в виде животных и виде людей с головами животных.) | 2 | | |
7 | Особенности ГЕРОЯ волшебной сказки. | 1 | | |
8 | Русская сказка «Сивка-Бурка». | 1 | | |
9 | Русская сказка «Сивка-Бурка». | 1 | | |
10 | Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка». | 1 | | |
11 | Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка». | 1 | | |
12 | Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». | 1 | | |
13 | Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». | 1 | | |
14-15 | «Финист – ясный сокол». (Русская народная сказка) Анатолий Лядов «Баба-яга». | 2 | | |
16-17 | «Иван-царевич и серый волк» (Русская народная сказка.) | 2 | | |
18-19 | «Алтын-сака – золотая бабка» (Башкирская народная сказка.) | 2 | | |
| Глава 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре | 16 | | |
20 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | | |
21 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | | |
22-23 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Поход в «Музейный дом». Михаил Врубель «Богатырь». | 2 | | |
24-25 | «Илья Муромец и Святогор», стр. 45-56. | 2 | | |
26-27 | Былина «Садко». | 2 | | |
28-29 | Былина «Садко». Поход в «Музейный дом». Николай Рерих «Заморские гости». | 2 | | |
30 | Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». | 1 | | |
31 | Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». | 1 | | |
32-33 | Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 2 | | |
34 | Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева» | 1 | | |
35 | Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева» Эдвард Григ «В пещере горного короля». | 1 | | |
| Глава 3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека | 19 | | |
36 | Василий Жуковский «Славянка». | 1 | | |
37-38 | Василий Жуковский «Славянка». Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель». | 2 | | |
39-40 | Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень». Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники». | 2 | | |
41 | Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень». | 1 | | |
42 | Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель». Поход в «Музейный дом». Михаил Врубель «Жемчужина». | 1 | | |
43 | Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель». | 1 | | |
44 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство». | 1 | | |
45 | Владимир Набоков «Обида». | 1 | | |
46 | Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный дом». Эмилия Шанкс «Наём гувернантки». | 1 | | |
47-48 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею…». | 2 | | |
49-50 | Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою плоть!». Поход в «Музейный дом». Сергей Лучишкин «Шар улетел», Валерий Ватенин «Голуби в небе». | 2 | | |
51-52 | Борис Сергуненков «Конь Мотылёк». | 2 | | |
53-54 | Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом» Гурий Захаров «Зимние разговоры», «Пейзаж с карасями» | 2 | | |
| Глава 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас | 14 | | |
55 | Леонид Андреев «Петька на даче». | 1 | | |
56 | Леонид Андреев «Петька на даче». | 1 | | |
57 | Леонид Андреев «Петька на даче». Николай Богданов-Бельский «Ученицы», «У дверей школы». | 1 | | |
58 | Антон Чехов «Ванька». | 1 | | |
59 | Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный дом». Николай Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино». | 1 | | |
60 | Антон Чехов «Мальчики». | 1 | | |
61 | Антон Чехов «Мальчики». | 1 | | |
62 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. | 1 | | |
63-64 | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», | 2 | | |
65-66 | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», | 2 | | |
67-68 | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», | 2 | | |
| Глава 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА | 14 | | |
69 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». | 1 | | |
70 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». | 1 | | |
71 | Людмила Улицкая «Бумажная победа». | 1 | | |
72 | Людмила Улицкая «Бумажная победа». | 1 | | |
73 | Поход в «Музейный дом». Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом». Пабло Пикассо «Девочка на шаре». | 1 | | |
74 | Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!». | 1 | | |
75-76 | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!». Поход в «Музейный дом». Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь». | 2 | | |
77-78 | Владимир Соколов «О умножение листвы…», Борис Пастернак «Опять весна». | 2 | | |
79 | Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага …». | 1 | | |
80 | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр». | 1 | | |
81-82 | Сергей Козлов «Лисичка». | 2 | | |
| Глава 6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | 11 | | |
83 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | | |
84 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | | |
85 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | | |
86 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | | |
87 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | | |
88 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | | |
89 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | | |
90 | Константин Паустовский «Тёплый хлеб». | 1 | | |
91 | Константин Паустовский «Тёплый хлеб». | 1 | | |
92-93 | Валентин Серов «Портрет Елизаветы Корзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Иоганн Себастьян Бах «Шутка». | 2 | | |
| Глава 7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | 21 | | |
94-95 | Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Поход в «Музейный дом». | 2 | | |
96-97 | Знакомство с настоящим писателем. Мария Вайсман «Шмыгимышь». | 2 | | |
98 | Мария Вайсман «Шмыгимышь». | 1 | | |
99-100 | Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик». | 2 | | |
102-102 | Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной…» Поход в «Музейный дом». Натан Альтман «Портрет Анны Ахматовой». | 2 | | |
103-104 | Александр Кушнер «Сирень». Пётр Кончаловский «Сирень». | 2 | | |
105 | Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | | |
106-107 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта…». | 2 | | |
108 | Фёдор Тютчев «Как весел грохот…». | 1 | | |
109 | Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…». Иван Айвазовский «Девятый вал». | 1 | | |
110 | Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…». Иван Айвазовский «Девятый вал». | 1 | | |
111 | Самуил Маршак «Как поработала зима…». | 1 | | |
112 | Самуил Маршак «Как поработала зима…». | 1 | | |
113-114 | Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…». | 2 | | |
| Глава 8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество | 22 | | |
115 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». | 1 | | |
116 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». | 1 | | |
117-118 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». | 2 | | |
119-120 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Александр Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1942 года». Поход в «Музейный дом». | 2 | | |
121-122 | Поход в «Музейный дом». Пабло Пикассо «Герника». Анна Ахматова «Памяти друга». | 2 | | |
123 | Анна Ахматова «Памяти друга». | 1 | | |
124 | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». | 1 | | |
125 | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». | 1 | | |
126 | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…». Сергей Рахманинов «Концерт 2, Сочинение 18». Часть первая. | 1 | | |
127-128 | Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится…». Виктор Попков «Моя бабушка и её ковёр». | 2 | | |
129-130 | «Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации. Поход в «Музейный дом». Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот». | 2 | | |
131 | Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…». | 1 | | |
132-133 | Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…». | 2 | | |
134 | Путешествие в Казань. В мастерской художника. | 1 | | |
135 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада. | 1 | | |
136 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря». | 1 | | |