РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Управление образования администрации Неклиновского р-на Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПРИМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта В.Л.Неверова
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от _______г. № 1 Руководитель ШМО _______/_____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР ________/____________ « ____ » августа ____ г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Приморская СОШ ___________И.В.Зимовец «___» сентября ____ г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству
(наименование предмета)
для 3-4 класса
(ступень обучения, класс)
Рабочую программу составил(а):
учитель Воронежская Ю.С.
с. Приморка
2021г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского « Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2015г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
КОНЦЕПЦИЯ
преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
I. Общие положения
Настоящая Концепция преподавания предметной области «Искусство»
в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему теоретических положений, базовых принципов, целей, задач и рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем, а также основных направлений совершенствования преподавания предметной области «Искусство»
в образовательных организациях.
Предметная область «Искусство» в образовательных организациях направлена на освоение обучающимися российского и мирового искусства
и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся.
II. Значение предметной области «Искусство»
В Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.
Изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство» направлено: на формирование общероссийской культурной идентичности на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся
к сфере духовной жизни общества; на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов
и способности творческого освоения окружающей среды.
Непрерывность и преемственность предметной области «Искусство» являются основой формирования личности, которая знает и любит культуру своей страны
и направляет свою деятельность на дальнейшее ее развитие.
III. Проблемы преподавания предметной области «Искусство»
Многолетняя традиция системного изучения предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях, включая методические подходы, учебно-методические материалы, научно-педагогические школы и образовательные практики, представляет собой важнейший потенциал развития российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем,
в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также вопросы подготовки кадров.
1. Проблемы мотивационного характера
Изменение форм существования музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства в современном мире (виртуальные интерактивные формы искусства; произведения искусства, созданные с применением компьютерных технологий, основанные на сложном нелинейном восприятии музыкального или живописного текста и др.) изменяет отношение обучающихся
к предметной области «Искусство». В результате знакомство обучающихся
с возможностями самореализации в области современного искусства, предполагающего использование компьютерных технологий и интерактивности художественного процесса, усложняется, что снижает уровень мотивации
к изучению предметной области «Искусство».
Фундаментальный уровень существующих образовательных технологий
и методик недостаточно адаптирован к новым формам искусства. По этой причине происходит расхождение между эталонами искусства, которым обучающиеся хотят соответствовать, и недостатком их умений и навыков. Такой подход не позволяет строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности искусства, а также не в полной мере способствует развитию критического отношения к прагматическим повседневным ценностям, пропагандируемым средствами массовой информации.
2. Проблемы содержательного характера
Анализ образовательной практики показывает недостаточность внедрения
в предметную область «Искусство» информационно-коммуникационных технологий.
Во многих случаях потенциал учреждений культуры (музеи, консерватории, театры и др.) используется образовательными организациями не в полной мере.
В содержании образовательных программ предметной области «Искусство» недостаточное количество учебного времени уделяется практической творческой
и проектной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями на основе системно-деятельностного подхода (музыкальная, художественная, интегрированная проектная деятельность), что снижает возможности повышения уровня индивидуального творческого развития обучающихся.
Для достижения планируемых результатов по предмету «Искусство» недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности в части создания
и развития деятельности школьных хоровых, музыкальных, драматических коллективов, а также организации выставок и конкурсов.
Содержание образовательных программ предметной области «Искусство»
не в полной мере отражает потенциал этнокультурных и национальных особенностей региона на всех уровнях общего образования.
3. Проблемы методического характера
В настоящее время необходима модернизация содержания учебно-методических материалов в соответствии с вызовами современности: усиление внимания к системно-деятельностному подходу, использование сквозных вариативных модулей, увеличение времени на индивидуальные проекты
и творческую деятельность.
Преподавание предметной области «Искусство» основывается на сквозных модулях с возможностями вариативности по выбору образовательной организации. Сегодня данный подход не обеспечен учебными пособиями и методическими разработками.
В методическом обеспечении учебных предметов недостаточно внимания уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий
из-за отсутствия достаточной методической подготовки педагогических кадров
в данной области.
В настоящее время не обеспечена преемственность содержания уроков предметной области «Искусство» и внеурочной деятельности, а также недостаточно разработаны вариативные модели взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений культуры с учетом специфики региона.
4. Кадровые проблемы
Система подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров недостаточно отражает современные тенденции
в преподавании предметной области «Искусство» и не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых
для преподавания в поликультурной среде, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Многие педагогические работники испытывают затруднения в использовании современных методов, форм и технологий обучения и воспитания.
IV. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.
Задачами Концепции являются:
совершенствование содержания предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования;
развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей;
художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение
ими базовых умений и знаний в области искусства;
создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических работников предметной области «Искусство».
V. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
Обеспечение непрерывности преподавания и изучения предметной области «Искусство» через создание сквозных модулей с возможностями вариативности, начиная с дошкольного образования.
С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).
Для достижения высокого уровня обучения необходимо:
в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования детализировать требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство»;
- разработать контрольные измерительные материалы для оценки качества подготовки обучающихся по учебным предметам предметной области «Искусство»;
- совершенствовать механизмы координации и интеграции предметной области «Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным художественным образованием;
- совершенствовать и развивать систему межведомственного взаимодействия
с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации;
- проводить творческие конкурсы на различных уровнях для повышения мотивации обучающихся к художественному творчеству;
- при разработке учебно-методических материалов по учебным предмету «Изобразительное искусство», учитывать этнокультурные и национальные особенности региона;
- определить оптимальное соотношение объема теоретического материала
и самостоятельной деятельности обучающихся, для этого расширить вариативность выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся;
- усовершенствовать систему олимпиад по предмету «Изобразительное искусство».
Для модернизации содержания и методики преподавания предметной области «Искусство» необходимо создание учебно-методических материалов нового поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики достижений результатов обучающихся.
2. Изобразительное искусство
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено
на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную струттуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся должно осуществляться в процессе личного художественного творчества, в практической работе
с разнообразными художественными материалами.
Ключевыми задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
- воспитание грамотного зрителя;
- овладение представлениями об отечественной и мировой художественной культуре во всем многообразии ее видов;
- формирование у обучающихся навыков эстетического видения
и преобразования мира;
- приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных,
в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре
и кино);
- овладение навыками и представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства;
- развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
- воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В целях повышения качества работы учителей предметной области «Искусство» необходимо:
- совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленное
на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ; повышение значения специальных, культурологических и психолого-педагогических курсов; практико-ориентированный характер обучения;
- оптимизация системы оценки качества работы учителей предметной области «Искусство», в том числе аттестации;
- развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять
на рейтинг образовательной организации;
- обеспечение преподавания предметной области «Искусство» специалистами.
Материально-техническое обеспечение
Для достижения оптимального уровня качества образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» необходимо обеспечение условий
для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации обучающихся
по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.)
с учетом состояния материально-технической базы сельских образовательных организаций.
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень преподавания предметной области «Искусство», а также будет способствовать разработке
и апробации механизмов развития образования средствами искусства.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
1. Цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство».
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 3 класса —«Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
3. Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч.( 1 класс-33 ч., 2-4 класс – 34 ч.) Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство», 1-4 класс (автор Б.М. Неменский). Москва, «Просвещение», 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Учебник: 3 класс - «Искусство вокруг нас», Н.А.Горяева, Москва «Просвещение», 2013г.
Дополнительная литература:
- М.А. Давыдова Поурочные разработки по изобразительному искусству: 3 класс. – М.: ВАКО,2012
-«Изобразительное искусство». Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского (1-4) классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 г.
4. Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусство».
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
5. Результаты освоения предмета «Изобразительное искусство».
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- мение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
6. Учебно-тематический план.
3 класс.
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 часов |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 часов |
3 | Художник и зрелище | 11 часов |
4 | Художник и музей | 8 часов |
5 | Резерв | 1 час |
| Итого | 34 часа |
4 класс.
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Истоки родного искусства. | 8 часов |
2 | Древние города нашей земли. | 7 часов |
3 | Каждый народ-художник | 11 часов |
4 | Искусство объединяет народы. | 8 часов |
5 | Резерв | 1 час |
| Итого | 34 часа |
Критерии оценивания итоговой работы по ИЗО 3-4 классы.
В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы. Усилия направлены на решение творческой задачи, которые раскрывают индивидуальность каждого ребёнка.
Итоговую оценку за работу ставит учитель.
На оценку «5» рисунок оценивается по критериям:
1. Должен отвечать теме.
2. Правильно выполнено в цвете.
3. Полное заполнение листа.
Дополнительно, если работа выполнена в своём стиле, с большей фантазией.
На оценку «4» рисунок оценивается по критериям:
1. Должен отвечать теме.
2. Правильно выполнено в цвете (допускаются не большие ошибки)
3. Полное заполнение листа.
На оценку «3» рисунок оценивается по критериям:
1. Должен отвечать теме.
2. Если работа выполнена только в карандаше или в карандаше и частично в цвете.
Оценка «2» ставится в исключительных случаях, когда учащиеся регулярно не готовы к уроку.
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Учебники:
Н.А.Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас.Учебник для 3 класса-М. Просвещение, 2012.
Дополнительные материалы:
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.
ИКТ и ЦОР:
1. http://school-collection.edu.ru/about/
2.http://www.openclass.ru/
3.http://www.zavuch.info/
4.http://900igr.net/prezentacii-po-izo.html
5.http://tapisarevskaya.rusedu.net/
7. Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Изобразительное искусство»
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Организация контроля знаний | Результаты обучения за год |
Кол-во п/р |
1 | Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. | 8 | 1 | знать: -
основные виды и жанры изобразительных искусств; -
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; уметь: • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; -
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи: владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной. |
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7 | |
3 | Художник и зрелище. | 11 | |
4 | Художник и музей. | 8 | 1 |
Тематическое планирование 3 класс.
№. п/п | Тема урока | Ключевые воспитательные задачи. | Формы работы. | Количество часов, отводимых на изучение темы. |
Раздел № 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. 8 часов. |
1 | Вводное занятие «Твои игрушки» | Воспитание уважительного отношение и интереса художественной культуре, восприимчивости к разным видам искусства, традициям, творчеству своего и других народов. Формирование стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Сохранение традиций, бережное отношение к художественным ценностям прошлого. | Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей. | 1 |
2 | Посуда у тебя дома. | Ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом - «жостовским». | 1 |
3 | Обои и шторы у тебя дома | Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета). | 1 |
4 | Мамин платок | Познакомить с работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни. | 1 |
5 | Твои книжки | Рисование иллюстраций одного и того же произведения разными художниками. Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения | 1 |
6 | Твои книжки (завершение темы) | Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения | 1 |
7 | Открытки | Познакомить с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах. | 1 |
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы I четверти | | Обобщить знания детей о дымковской игрушке и дать представление о русской потешке; ознакомить с понятием «фриз»; развивать творческие способности и формировать интерес к изобразительному искусству. | 1 |
Раздел № 2. Искусство на улицах твоего города. 7 часов. | |
9 | Памятники архитектуры | Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре, национальных образах предметно - материальной среды и понимание красоты человеком. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различнытхудожественными материалами. | Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны. | 1 |
10 | Парки, скверы, бульвары | Познакомить с планированием и созданием парков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари | 1 |
11 | Ажурные ограды | Ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды. | 1 |
12 | Волшебные фонари | Сохранение традиций, бережное отношение к художественным ценностям прошлого. Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре, национальных образах предметно - материальной среды и понимание красоты человеком. | Ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари | 1 |
13 | Витрины | Ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы. | 1 |
14 | Удивительный транспорт | Познакомить с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию. | 1 |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) Обобщение темы II четверти | Дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию. | 1 |
Раздел № 3. Художник и зрелище. 11 часов. |
16-17 | Художник в цирке | Воспитание уважительного отношение и интереса художественной культуре, восприимчивости к разным видам искусства, традициям, творчеству своего и других народов. Формирование стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности. | Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними. | 1 |
18-19 | Художник в театре | Дать общие сведения о театре, рассказать о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример, художник-сценограф); ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность. Познакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами. | 2 |
20 | Театр кукол | 1 |
21 | Театр кукол (завершение темы) | Познакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; развивать творческие способности, художественную и общую культуру; Дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность; Познакомить с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности; Выполнение групповой работы по оформлению праздничной газеты и открыток.для создания плаката. | 1 |
22-23 | Театральные маски | 2 |
24 | Афиша и плакат | 1 |
25 | Праздник в городе | 1 |
26 | Школьный карнавал Обобщение темы III четверти | Развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству. | 1 |
Раздел № 4. Художник и музей. 8 часов. |
27 | Музей в жизни города | Сохранение традиций, бережное отношение к художественным ценностям прошлого. | Познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов, с видами музеев; продолжить работу по овладению навыками рисования по представлению и по памяти; воспитывать чувство гордости за национальные традиции | 1 |
28 | Картина – особый мир Картина-пейзаж | Воспитание художественного вкуса. Понимание основ изобразительной грамотности. Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира. Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру народов мира. Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира. Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Ознакомить с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер. | 1 |
29-30 | Картина-портрет | Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус. | 1 |
31 | Картина-натюрморт | | Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности; развивать умение рисовать с натуры или по представлению. | 1 |
32 | Картины исторические и бытовые | Сохранение традиций, бережное отношение к художественным ценностям прошлого. Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре, национальных образах предметно - материальной среды и понимание красоты человеком. | Сделать вывод о том, что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас; формировать понятие о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества. | 1 |
33 | Скульптура в музее и на улице | Расширить представления о работе скульптора; развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру. Систематизировать знания об архитектуре, музеях; понятиях «гармония» и «агрессивность» | 1 |
34 | Художественная выставка Обобщение темы IV четверти | Знать понятие выставка, формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение. Обобщить темы четверти. Выставка работ. Подготовить работы для выставки рисунков. | 1 |
Согласовано:
зам.директора по УВР
_____________ А.В.Петренко
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Организация контроля знаний | Результаты обучения за год |
Кол-во п/р |
1 | Истоки родного искусства. | 8 | 1 | В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники научится: -
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира; -
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры; -
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения; -
работать с пластилином, конструировать из бумаги маке -
использовать элементарные приемы изображения пространства; -
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции; -
называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет: -
сравнивать различные виды изобразительного искусства; -
называть народные игрушки, известные центры народных промыслов; -
использовать различные художественные материалы. -
Четвероклассник получит возможность научиться: -
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; -
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; -
оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.; -
использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности; -
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности; -
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; -
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия; |
2 | Древние города нашей земли. | 7 | 1 |
3 | Каждый народ-художник. | 11 | 1 |
4 | Искусство объединяет народы. | 8 | 1 |
Тематическое планирование 4 класс.
№. п/п | Тема урока | Ключевые воспитательные задачи. | Формы работы. | Количество часов, отводимых на изучение темы. |
Раздел № 1. Истоки родного искусства. 8 часов. |
1 | Пейзаж родной земли. | Сохранение традиций, бережное отношение к художественным ценностям прошлого. Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре, национальных образах предметно - материальной среды и понимание красоты человеком. | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. | 1 |
2-3 | Деревня – деревянный мир. Украшение деревянных построек и их значение. | Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Овладевать навыками конструирования – конструировать макет избы. | 2 |
4-6 | Образ красоты человека. Женский портрет. Образ красоты человека. Мужской портрет. Изображение крестьянской жизни. | Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. | Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений Овладевать навыками коллективной деятельности. Работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | 3 |
7-8 | Народные праздники. | | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Создание коллективного панно. | 2 |
Раздел № 2. Древние города нашей земли. 7 часов. |
9 | Родной угол. | | | 1 |
10 | Древние соборы. | Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре, национальных образах предметно - материальной среды и понимание красоты человеком. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различными художественными материалами. | Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. | 1 |
11-12 | Города русской земли. Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. | 2 |
13 | Древнерусские воины–защитники. | Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека. | 1 |
14-15 | Узорочье теремов. Пир в теремных палатах. | Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах Создавать многофигурные композиции в коллективных панно Сотрудничать в процессе создания общей композиции. | 2 |
Раздел № 3. Каждый народ художник. 11 часов. |
16-17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | Воспитание уважительного отношение и интереса художественной культуре, восприимчивости к разным видам искусства, традициям, творчеству своего и других народов. Формирование стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. | Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. | 2 |
18-19 | Народы гор и степей. | Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. | 2 |
20-21 | Города в пустыне. | Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной практической работы. Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. | 2 |
22-23 | Древняя Эллада. | Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах0 Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников | 2 |
24-26 | Европейские города средневековья. Многообразие художественных культур в мире (обобщающий урок) | | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении Создавать коллективное панно Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма) | 3 |
Раздел № 4. Искусство объединяет народы. 8 часов. |
27-28 | Материнство. | Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. Сохранение традиций, бережное отношение к художественным ценностям прошлого. | Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. | 2 |
29 | Мудрость старости. | Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений) | 1 |
30 | Сопереживание. | Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | 1 |
31-32 | Герои –защитники. | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. | 2 |
33 | Юность и надежды. | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различными художественными материалами. | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, умение выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. | 1 |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) | Выставка работ. Коллективное обсуждение. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. | 1 |
Согласовано:
зам.директора по УВР
_____________ А.В.Петренко
14