СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Я гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу ВУД "Я - гражданин" для коррекционных занятий с обучающимся с нозологией умственная отсталость (интеллетуальные нарушения) (вариант 1)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Я гражданин"»

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основании:

  1. Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

  2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599)

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы / Под ред .И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2018.

  4. Примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования. (М.: Просвещение, 2011), Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (М.: Просвещение, 2011).

  5. Адаптированной общеобразовательной программы для обучающейся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Иртышская СОШ».


Цель программы:

  • формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи);

  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • создать условия для развития духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;

  • воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;

  • формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы;

  • способствовать развитию нравственных взаимоотношений в семье;

  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

  • дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

  • дать представления о символах государства Флаге, Гербе России, Гимне России. Способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

  • формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

  • способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

  • воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;

  • способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;

  • формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

  1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);

  2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, фронтальную деятельность учащейся, будут применены такие технологии, как, технология развивающего обучения, проектная технология. Используются презентации, мультимедийные пособия. Преподавание основано на проблемно-диалогической технологии и включает в себя:

  • пресс-конференции,

  • творческие проекты,

  • выпуск газет,

  • тренинги.

Программа кружка «Я - гражданин»» изучается в 5-6 классе. Программа рассчитана на два года обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 68 часов.


Личностные, предметные результаты внеурочной деятельности

Личностными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Я - гражданин», являются:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Предметными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Я - гражданин», являются:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта истории малой Родины как части российской и мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение историческими знаниями об Омской области; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта родного края;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию своей Родины; восприятие традиций исторического диалога;

7) сбор материала о выдающихся людях Омской области.


Содержание внеурочной деятельности

5 класс (34 часа)

Я сам. Как поступить. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Делова игра «Я – лидер». Человек будущего. Письмо самому себе.

Моя семья. Я и моя семья. Мои обязанности дома. Мой счастливый день с семьей. Путешествие в детство наших бабушек. Наши родители – выпускники нашей школы. Семейный альбом. Мой папа – солдат. Моя родословная. Профессия моих родителей. Здесь работает мой папа (мама).

Мои друзья. Мальчик с девочкой дружил. Мой лучший друг. Друг и враг. Ты знаешь – я рядом. Экзамен на зрелость. Законы класса.

Моя школа. Они сражались за Родину! Школьные традиции. Открыты двери школьного музея. Все работы хороши. Родная школа в лицах.

Мой город. О людях, прославивших наш город. Почему так названа улица. Мой город. Исторические места г. Омска. Вехи истории. Омский краеведческий музей. Предприятия моего города. Береги родной край. Посади дерево (цветок) во дворе.

Моя Россия. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, области, города.


Содержание внеурочной деятельности

6 класс (34 часа)

Я живу в России. Здравствуй, школа! Летние впечатления. Наша Родина – Россия. Государственное устройство нашей страны. Признаки государства. Государственные символы России. Что такое символика. Государственный российский герб, флаг, гимн. Международный день мира. История праздника. Путешествие в страну Законию. Ты и закон. Главный закон РФ об образовании.

Храм науки – моя школа. Я – гражданин, я - ученик. Устав и традиции школы. Портрет ученика. Готовим подарки пятиклассникам (посвящение в пятиклассники). Интеллектуальная игра «Я – гражданин России».

Я и семья. История страны – история семьи. Судьба моего родственника. Профессия моих предков. Фотографии из семейного альбома. Праздничный вечер с родителями.

Я и культура. Русские композиторы о защитниках Родины. «Иной здесь видится Россия…». Песни о земле русской. Музеи г. Омска.

Защитники земли русской. Героические страницы истории России. Ледовое побоище. Невская битва. Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 году. Акция «Ветеран живет рядом». Награды Отечества. Ордена и медали. В моей семье живет герой. Плакаты о мире.

Я и планета Земля. Береги природу. Природа – наш дом. Укрась кусочек планеты. Цветник у школы. Почему я люблю свой край. Природа Омска.


Тематическое планирование.

5 класс (34 часа).

Название тем и урока

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

Дата

Я сам

5


1

Как поступить

Понимать, что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался. Определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Высказывать собственное мнение, суждение, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт

1


2

Мои увлечения

Сравнение различных точек зрения на проблему. Оценивать собственную урочную и внеурочную деятельности. Выставка работ, фотографий

1


3

Мои права и обязанности

Объяснять взаимосвязь государства и его граждан; приводить примеры прав и обязанностей гражданина РФ. Составление памятки «Мои права и обязанности».

1


4

Человек будущего

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Анализировать информацию. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха

1


5

Письмо самому себе

Конкурс сочинений

1


Моя семья

7


6

Я и моя семья

Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов.

1


7

Мои обязанности дома

Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов

1


8

Путешествие в детство наших бабушек

Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов

1


9

Семейный альбом

Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов

1


10

Мой папа – солдат

Приводить примеры проявлений патриотизма на примере ближайших родственников.

1


11

Моя родословная

Составление родословного древа.

1


12

Профессия моих родителей

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать выводы. Находить и извлекать информацию о жизни родителей, нашедших свое призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа.

1


Мои друзья

5


13

Мой лучший друг

Выставка работ, фотографий.

1


14

Друг и враг

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека; оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

1


15

Ты знаешь – я рядом

Разработка практического занятия по теме.

1


16

Экзамен на зрелость

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

1


17

Законы класса

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы

1


Моя школа

4


18

Они сражались за Родину!

Экскурсия к памятникам героев Великой Отечественной войны г. Омска.

1


19

Они сражались за Родину!

Экскурсия к памятникам героев Великой Отечественной войны г. Омска.

1


20

Школьные традиции

Создание летописи школьных традиций класса.

1


21

Родная школа в лицах

Создание фотоальбома.

1


Мой город

8


22

О людях, прославивших наш город

Встречи с известными людьми г. Омска. Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов.

1


23

Почему так названа улица

Формирование навыков поисковой деятельности.

1


24

Почему так названа улица

Формирование навыков поисковой деятельности.

1


25

Исторические места г. Омска

Экскурсия по историческим местам

г. Омска.

1


26

Вехи истории

Создание каталога основных дат истории г. Омска.

1


27

Вехи истории

Создание каталога основных дат истории г. Омска.

1


28

Предприятия моего города

Конкурс творческих работ.

1


29

Береги родной край

Сбор информации об экологических проблемах края.

1


Моя Россия

5


30

Они прославили Родину

Практикумы в библиотеке, работа с документами. Конкурс стихов о Родине.

1


31

Суровые годы войны

Практикумы в библиотеке, работа с документами, посещение школьного музея.

1


32

Я люблю тебя, Родина!

Составлять связный рассказ, аргументировать свою точку зрения.

1


33

Читайте, завидуйте – я гражданин

Конкурс сочинений.

1


34

Символика страны, области, города

Сбор информации для презентации. Работа в Интернете.

1







6 класс (34 часа)

Название тем и урока

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

Дата

Я живу в России

5


1

Здравствуй, школа!

Исполнение любимых песен о школе.

1


2

Наша Родина – Россия.

Презентации о Родине, родном городе.

1


3

Государственные символы России.

Разучивание Гимна России.

1


4

Международный день мира.

Конкурс плакатов к международному дню Мира.

1


5

Путешествие в страну Законию. Ты и закон

Рассказывать о важнейших законах нашей страны. Аргументировать свою точку зрения.

1


Храм науки – моя школа

5


6

Я – гражданин, я - ученик

Составлять связный рассказ, аргументировать свою точку зрения.

1


7

Я – гражданин, я - ученик

Составлять связный рассказ, аргументировать свою точку зрения.

1


8

Устав и традиции школы

Составление памятки «Устав класса».

1


9

Портрет ученика

Конкурс сочинений.

1


10

Интеллектуальная игра «Я – гражданин России»

Формирование умений общаться и  сотрудничать со сверстниками. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Делать выводы.

1


Я и семья

5


11

История страны – история семьи

Формирование навыков исследовательской деятельности.

1


12

История страны – история семьи

Формирование навыков исследовательской деятельности.

1


13

Судьба моего родственника

Сбор информации для презентации.

1


14

Профессия моих предков

Рассказ о профессии предков.

1


15

Фотографии из семейного альбома

Фотовыставка «Я и моя семья».

1


Я и культура

7


16

Виртуальная экскурсия в музей

Посещение музея.

1


17

Русские композиторы о защитниках Родины

Сбор информации. Создание фонотеки.

1


18

Русские композиторы о защитниках Родины

Сбор информации. Создание фонотеки.

1


19

Песни о земле русской.

Сбор информации. Исполнение песен.

1


20

Музеи г. Омска

Конкурс сочинений “Мои впечатления от экскурсии”.

1


21

«Иной здесь видится Россия…»

Знакомство с произведениями искусства, раскрывающими красоту и особенности родного края.

1


22

Омский краеведческий музей.

Сбор информации. Презентация “Художники г. Омска”.

1


Защитники земли русской

8


23

Защитники земли русской

Защита проектов «Защитники земли русской».

1


24

Героические страницы истории России

Создание каталога памятных дат истории России.

1


25

Ледовое побоище. Невская битва

Рассказы детей о защитниках земли русской.

1


26

Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 году

Сочинение «Могу ли я стать героем?»

1


27

Акция «Ветеран живет рядом»

Посещение ветеранов. Сбор информации. Защита проектов «Ветераны ВОВ», «Вклад моей семьи в дело победы» и др. (на выбор).

1


28

Награды Отечества

Сбор информации для презентации. Работа в Интернете.

1


29

В моей семье живет герой

Рассказ о героическом подвиге одного из членов семьи.

1


30

Плакаты о мире

Конкурс плакатов о мире.

1


Я и планета Земля

4


31

Береги природу

Конкурс рисунков.

1


32

Укрась кусочек планеты

Проектная работа «Вырасти цветок».

1


33

Почему я люблю свой край

Создание творческих работ.

1


34

Почему я люблю свой край

Создание творческих работ.

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!