Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска Советского района»
| УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска» № 264 от « 31 » августа 2020 года |
| Директор_______________ Г.В.Иванова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории в 6 классе для индивидуального обучения
Количество часов:0.75 час в неделю
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (2020-2021 учебный год)
ОДНКНР
Учитель: Воробьёва И.В.
Программа разработана на основе авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы) М: изд - во Просвещение, 2016г.
В соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт 2013 г.), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы. М.: Просвещение, 2016 г.),
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков» 6 класс, М., «Просвещение»; 2018 г.
2.Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и П. С. Стефанович, А. Я. Токарева под редакцией А. В. Торкунова., изд - во Просвещения, Москва, 2018 год
Контрольные работы: 2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ИСТОРИИ 6 КЛАССА ФГОС
Личностные результаты:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.
Предметные результаты:
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
Готовность применять исторический знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др., отбирать ее, группировать, обобщать
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка)
- соотносить единичные исторические факты и общие явления
- различать причину и следствие исторических событий, явлений
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Планируемые результаты освоения Истории Средних веков
Ученик научится :
определять этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Ученик получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Содержание и характеристика основных видов деятельности учащихся
Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Введение Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья | Раскрывают значение терминов история, исторический источник. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. |
Становление средневековой Европы Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Культура раннего Средневековья. Входная контрольная работа | Комментируют и формулируют понятия: Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов Определяют значение и роль общины в жизни человека. |
Византийская империя и славяне в VI – XIвеках Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. | Исследуют на исторической карте Образование славянских государств.Составляют рассказ о просветителях славян – Кирилле и Мефодии. |
Арабы в VI – XI веках Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад.Культура стран халифата. | Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Оценивают культурное наследие стран халифата. |
Феодалы и крестьянеСредневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. | Осуществляют понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Выделяют ключевые понятия, характеризующие средневековую деревню и её обитателей. |
Средневековый город в Западной и Центральной ЕвропеФормирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды .Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан | Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).Выявляют различия католической и православной церквей. |
Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. | Определяют причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Представляют о внешнем облике и вооружении воинов. Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XIII века)Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началам своих свобод. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. | Называют определение понятий реформы. Развивают навыки работы с первоисточником, опорной схемой, определяют историческое значение событий. Формируют уважение прав и свобод человека. Ведут диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. |
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание турками-османами Балканского полуострова | Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). |
Культура Западной Европы в XI – XV веках Образование и философия. Средневековая литература. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники. | Определяют особенности. Сравнивают, обобщают и делают выводы. Выполняют практическую работу с текстом. |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Повторительно- обобщающий. Итоговый тест. | Находят на карте и устно комментируют положение средневековой Азии, занятия ее населения. Характеризуют государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Работают с новыми терминами (вставляют пропущенные буквы). |
ИСТОРИЯ РОСССИИ | |
Введение. Наша Родина-Россия. | |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Образование древних государств. Восточные славяне и их соседи. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние. |
Русь в 9- первой половине 12 века. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура России. Повседневная жизнь населения. | Познавательные: планировать путидостижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами; Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
Русь в середине 12- начал 13 вв. Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. | Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую,аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); Коммуникативные:выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Русские земли в середине 13-14 вв. Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русьмежду Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половин 13-14 в. | Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализироватьхудожественную и текстовую информацию, обобщать факты, Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в. Московское княжество в первой половине 15 века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине 15 века. Русская православная церковь в 15- начале 16 в. Человек в Российском государстве второй половины 15. Формирование культурного пространства единого Российского государства. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются ораспределении ролей и функций в совместной деятельности. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОРИИ. 6 КЛАСС
| Курс «Всеобщая история» .История Средних веков. |
Примечание | № урока | Тема | Даты проведения урока | Домашнее задание |
| Раздел I. Раннее Средневековье Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) |
| 1 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII веках Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1.09 | 3.09 | § 1 с.12- 20, вопросы с.20 Задания 3-5 с.20 устно |
| 2 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв | 8.09 | 8.09 | §3-4 с.27-39 вопросы с.32,33 |
| 3 | Англия в раннее Средневековье. Контрольное тестирование 10 мин | 15.09 | 15.09 | §5 с.40-47, Историческая реконструкция « Викинги-это кто?» |
| Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. |
| 4 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 22.09 | 22.09 | §6 с.47-53 |
| 5 | Образование славянских государств Культура Византии | 29.09 | 29.09 | §7-8 с.53-59, с.60-67 сообщения |
| Тема 3. Арабы в VI-XIвв |
ОДНКНР | 6 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Вклад мусульманской литературы и искусства в сокровищницу мировой культуры. | 6.10 | 6.10 | §9-10, с.68-85 сообщение |
| Раздел II. «Зрелое Средневековье». Тема 1. Феодалы и крестьяне |
| 7 | Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке | 13.10 | 13.10 | §11 с.87-93§12 с.94-101 Коллективный творческий проект «Рыцарский замок» |
| Тема 2. Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
| 8. | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни | 20.10 | 20.10 | §13-14 с.102-120 вопросы и задания с 112 |
| Тема 3. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. |
1 четверть | 9 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы | 27.10 | 27.10 | §16-17 с.127-138 вопросы и задания с.135-147 |
| Тема 4. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV) |
| 10. | Как происходило объединение Франции. | 10.11 | | §18 с.151-158 |
| 11. | Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война | 17. 11 | | §19-20 с.158-170 волосы |
| 12. | Горожане и их образ жизни. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.. Гуситское движение в Чехии. | 24.11 | | §22 с.184-191 |
Раздел III. Страны Востока в Средние века. (1час) Тема 7. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
ОДНКНР | 13. | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония Буддизм Культурные традиции буддизма, | 01.12 | | §31 с.252-264 |
Раздел IV. Государства доколумбовой Америки. (1час) Тема 8. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
| 14. | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | 8.12 | | §32 с.265-279 |
| 15. | Контрольная работа №1 за курс Всеобщей истории | 15. 12 | | Повторить термины и даты §1 - 32, записи в тетрадях |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Примечание | № п.п | | Кол. часов | Дата проведения урока | домашнее задание |
план | факт |
| Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности |
| 1 | Древние люди и их стоянки на территории современной России Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | | | § 1-2 с.10-20 |
рк | 2 | Образование первых государств Восточные славяне и их соседи Р. К. История Ставрополья - часть истории страны | 1 | | | §2-3 с.19-26 |
| Глава II. Русь в IX - первой половине XII в. |
| 3 | Первые известия о Руси | 1 | | | §4 с.36-39 |
| 4 | Становление Древнерусского государства | 1 | | | §5 с.39-49 |
ОДНКНР | 5 | Правление князя Владимира. Крещение Руси Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. | 1 | | | §6 с.49-56 |
| 6 | Русское государство при Ярославе Мудром Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | | | §7-8 с.56-63 |
| 7 | Общественный строй и церковная организация на Руси. Повседневная жизнь населения | 1 | | | §9,10 с.69-80 |
ОДНКНР | 8 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. . | 1 | | | §11 с.84-93 |
| Глава III. Русь в середине XII – начале XIII в. |
| 9 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси Владимиро-Суздальское княжество | 1 | | | §12-13 с.100-108 |
| 10 | Новгородская республика | 1 | | | §14 с.117-128 |
| 11 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | | | С.123-128 |
| Глава IV. Русские земли в середине XIII-XIV веках |
| 12 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь | 1 | 13.03 | | §15-16 с.4-11 |
| 13 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | | | §17 с.19-26 |
рк | 14 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура Р. К. Ставрополье и Золотая Орда | 1 | | | §18 с.27-34 |
| 15 | Литовское государство и Русь Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 | | | §19-20 с.35-41 |
| 16 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры | 1 | | | §21 с.48-57 |
| Глава V. Формирование единого Русского государства |
| 17 | Московское княжество в первой половине XV в. Московское государство и его соседи во второй половине XV в | 1 | | | §24 с. 71-78 |
| 18 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | | | §25 с.78-83 |
| 19 | Контрольная работа №2 по истории за курс 6 класса | 1 | | | Повторить конспекты, § 1 - 26 |
ОДНКНР | 20 | Обобщение по теме: "Формирование культурного пространства единого Российского государства" Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедания | 1 | | | Подготовить конспекты |
Всеобщая история – 15 занятий История России – 20 занятий Итого – 35 занятий
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей истории №1 от «30 » августа 2020 года
Руководитель МО ___________________И.В.Воробьева
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР_________________М.В. Шулика
« 30 » августа 2020 года
8