УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий Методическим кабинетом Директор Горловской общеобразовательной
При Управлении образования школы I-III ступеней № 49
Администрации города Горловка _________________В.В. Ляшенко
__________ Е. Е. Панченко
« »__________2018г. Приказ от ___________№_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по предмету «Изобразительное искусство»
(начальное общее образование)
учителя Горловской ОШ I-III ступеней № 49
Пискуновой Дарьи Валерьевны
с учащейся 1-Б класса
Цимовской Софией
на 2018-2019 учебный год
Рассмотрена на заседании
школьного методического объединения учителей начальных классов
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Проверена заместителем директора по УВР
_______________________ Р.А.Карацюба
Проверена методистом Методического кабинета
при Управлении образования администрации города Горловка
_________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Фамилия, имя и отчество учащегося, находящегося на индивидуальном обучении
Цимовская София Руслановна, 10.09.2011 г.р., проживающая по адресу: г.Горловка, ул.Дадашева,186, находится на индивидуальном обучении с 04.09.2018 года.
1.2. Основание для индивидуального обучения
Цимовская София находится на индивидуальном обучении по программе начального общего образования для общеобразовательных организаций с учетом физиологического состояния на основании:
- заявления родителей;
- заключения ПМПК (от 30.08.18 №89-375), ВКК (от 17.08.18 №121/506 )
- приказа по школе «Об организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальной форме обучения для Цимовской Софии на 2018-2019 учебный год» от 31.08.2018г. № 138.
Диагноз учащейся: Ювенильный идиопатический артрит
1.3. Психолого – физиологическая характеристика ребенка
Интеллектуальное и речевое развитие Цимовской Софии соответствует возрасту. Соматически ослаблена: заболевание костно-мышечной системы и соединительной ткани.
1.4. Основание для создания Рабочей программы:
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Изобразительное искусство» для Цимовской Софии, учащейся 1-Б класса, разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Примерной программой начального общего образования по «Изобразительному искусству» для 1-4 классов, с учетом методических рекомендаций по преподаванию предметов в начальной школе.
1.5. Общая характеристика учебного предмета
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общегообразования будут реализованы следующие задачи:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям родного края, к достижениям мировой художественной культуры;
развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
1.6. Учебно - методическое обеспечение преподавания предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе
Изобразительное искусство: 1-4 кл: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций. / Сост. Лобынцева С.Н., Ферапонтова Е.Н., Сапрыкина Ю.Б., Фещенко Н.А.; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
1.7 Цель индивидуального обучения по предмету:
– создание оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий по предмету «Изобразительное искусство» в соответствии с личными потребностями, индивидуальными особенностями, возможностями, состоянием здоровья, развитием способностей, талантов, интересов Цимовской Софии.
1.8 Недельная нагрузка Цимовской Софии – 8 часов. Согласно приказу для индивидуального обучения на предмет «Изобразительное искусство» отведено 0,5 часа в неделю, начиная с 04.09.2018 года
1.9 Занятия проводятся по расписанию:
Четверг (II, IV неделя):10:00-10:35
1.10 Реализация программы. Выполнение практической части
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса рассчитана на 32 часа в год. Учебный материал Рабочей программы индивидуального обучения для Цимовской Софии будет изучен за 16 часов.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса при индивидуальном обучении будет выполнена в полном объеме за счет интенсификации, метапредметности, объединения тем. Кроме того, пропорционально уменьшается практическая часть.
1.11 Основные технологии, техники, методы и приемы:
Системно-деятельностный подход с элементами личностного; иллюстрация, демонстрация, наблюдения явлений в действительности или их изображение; самостоятельная работа; наблюдение; обследование; метод воспроизведения; метод единства восприятия и созидания
1.12 Формы оценивания:
В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов общеобразовательных учреждений оцениваются вербально.
Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности:
Предметные;
Межпредметные;
Ключевые.
1.13 Критерии оценивания
В 1 классе оценивание учащихся проводится по мотивационной шкале, то есть оценивание без баллов.
Мотивационное оценивание осуществляется по 3 главным аспектам:
Знание специальной художественной терминологии, понимание художественныхособенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.
Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение ихсвязи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно- культурные явления.
Использование художественно-теоретического материала, приобретенныххудожественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
Уровни | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
Высокий | Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет прочные, основательные знания тематического художественного материала (виды, жанры, авторы, произведения изобразительного искусства) в рамках программы, способен систематизировать, обобщать, осознанно воспринимать и воспроизводить визуальные образы, широко применять ассоциативные связи между произведениями изобразительного искусства, произведениями других видов искусства и жизненными явлениями; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы. Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне свободно владеет языком визуального искусства, художественно интерпретирует содержание произведений изобразительного искусства; выражает личное эстетическое отношение к ним, обладает высоким уровнем художественно-эстетического мышления в развитии миропознания и мироощущения. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, стилизованного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение изобразительной грамотой, программным учебным материалом, передает основные закономерности композиционного, колористического, объемно-пластического, светотеневого, перспективного решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, портрета; выполняет композиции по заданному мотиву или сюжету, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное; грамотно завершает работу. Самостоятельно использует полученные художественные умения, навыки и способности в художественно- практической деятельности. На высоком уровне владеет изобразительной грамотой. Полностью справляется с поставленной целью урока. Инициирует готовность к сотворчеству с учителем. |
Достаточный | Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, но допускает несущественные неточности в использовании специальной художественной терминологии. Не всегда систематизирует и обобщает художественный материал. Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы определенного уровня, достаточно полно анализирует художественно-образное содержание произведения, но имеет стандартное мышление, ему не хватает собственных выводов, ассоциаций, обобщений; на достаточном уровне владеет специальной художественной терминологией при анализе художественных произведений в процессе их восприятия и интерпретации, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображает объект с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (светотеневом) решении образа, передает в рисунке общие и отличительные (индивидуальные) признаки объекта, самостоятельно выбирает сюжет композиции, использует нетрадиционные размеры формата для решения художественного замысла. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. На достаточном уровне владеет изобразительной грамотой. Испытывает потребность в периодической коррекции учителя. |
Средний | Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на слайдах, учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнает и различает отдельные специальные художественные термины, обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы. Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне не всегда умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы, имеет недостаточно сформировано художественное мышление, не всегда последовательно и логично характеризует отдельные художественные явления, его рассказ требует уточнений и дополнительных вопросов; не всегда умеет самостоятельно сделать анализ художественного произведения, сравнение, выводы относительно восприятия произведений изобразительного искусства. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов на репродуктивном уровне. Степень сходства изображения с предметами не соответствуют реальной действительности. Испытывает затруднения в стилизованном рисунке, декоративном и пропорциональном изображении. Удовлетворительно владеет объемно-пластической выразительностью и качеством конструктивного построения формы. На элементарном уровне владеет изобразительной грамотой. Не может завершить практическую работу. Слабо справляется с поставленной целью урока. Нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя. |
Начальный | Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет отдельные представления об изученном материале, владеет незначительной частью тематического материала, имеет ограниченный терминологический и словарный запас. Большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, допускает грубые ошибки в ответе. Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет слабо сформированный уровень восприятия художественных образов. Воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует. Учащийся затрудняется дать характеристику даже эмоционально-образного содержания художественного произведения. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет элементарные навыки и умения творческой художественной деятельности. На низком уровне владеет композиционным решением, не согласовывает компоненты изображения, не выделяет пропорциональное отношение частей к целому, обнаруживает незнание и непонимание объемно-пластическим и перспективным изображением. Не владеет на элементарном уровне изобразительной грамотой, не может сосредоточиться при выполнении практической работы. Не справляется с поставленной целью урока. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
Недостаточный | Художественно-теоретическая деятельность. Восприятие искусства. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
1.14 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на конец учебного года
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общегообразования учащийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно- творческой деятельности.
Предметные результатыосвоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях мира и художественных музеях своего региона и других стран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для пере- дачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
II.СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ПО ПРЕДМЕТУ«Изобразительное искусство» 1 КЛАСС
Сравнительная характеристика Примерной программы и Рабочей программы индивидуального обучения
№ раздела | Название разделов | Количество часов по Примерной программе | Количество часов по Рабочей индивидуальной программе |
1 | Художник и мир природы | 7 часов | 4 |
2 | Художник и мир животных | 7 часов | 3 |
3 | Художник и мир человека | 10 часов | 5 |
4 | Художник и мир искусств | 8 часов | 4 |
| Итого: | 32 | 16 |
Календарно-тематическое планирование индивидуального обучения по предмету «Изобразительное искусство»
№ план | № факт | Дата | Содержание учебной программы |
По плану | Фактическая |
Художник и мир природы |
1 | | | | Изображения всюду вокруг нас. Введение. Творческая папка художника. Художественные материалы. Основные виды изобразительного искусства, особенности профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера. Практическая работа. Рисунок на свободную тему любимым художественным материалом |
2 | | | | Многообразие цветов в природе.Мир природы дарит нам материалы для творчества. Практическая работа. Создание образа цветика-семицветика |
3 | | | | Небесные переливы цвета. «Есть у солнца друг…» Практическая работа. Создание композиции «Солнце и подсолнух – друзья» в технике обрывной аппликации. |
4 | | | | Капризы природы. Практическая работа. Выполнение иллюстрации к стихотворению, передача настроения посредством средств художественной выразительности.Создание пейзажа, в технике «по-сырому» |
Художник и мир животных |
5 | | | | Художник рисует диких зверей. Художник рисует домашних животных «В аквариуме есть кусочек моря…» Практическая работа. Создание образа дикого или домашнего животного в движении одной линией и от пятна. |
6 | | | | Художник рисует птиц.Букашки-таракашки. Практическая работа. Изображение птицы в характерной позе |
7 | | | | У зверей тоже бывают мамы и папы. Животные – наши соседи Практическая работа. Создание объёмного образа одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы. |
Художник и мир человека |
8 | | | | Ты – художник. Художник рисует родной край Практическая работа. Создание рисунка на тему «Я люблю рисовать (лепить, конструировать)» |
9 | | | | «Какие бывают девчонки…»«Какие бывают мальчишки…» Практическая работа. Выполнение портрета девочки, мальчика или автопортрета. |
10 | | | | Мужской портрет. Былинные богатыри Практическая работа. Выполнение портрета былинного героя или современного защитника Отечества. |
11 | | | | Рисуем маму. Моя семья Практическая работа. Выполнение иллюстрации на тему «Моя семья» |
12 | | | | Знаменитые скульптуры. Фантастический транспорт Практическая работа. Создание рисунка с изображением чудо-машины |
Художник и мир искусств |
13 | | | | В мире книг. Музыка цвета Практическая работа. Создание оригинального образа буквы. |
14 | | | | Театр тенейЦирковое представление Практическая работа. Создание оригинального образа с помощью кляксы и последующей его дорисовкой |
15 | | | | ПланетарийВ мире музея. Народные промыслы. Музеи мира . Практическая работа. Создание образа пасхального яйца |
16 | | | | Музей под открытым небом. Крыши родного города Практическая работа. Выполнение рисунка на свободную тему Итоговый урок. |