Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
« Средняя общеобразовательная школа №197»
Рассмотрено на МО Директор МБОУ СОШ №197
Смердина Т.В.
«Утверждаю»
Руководитель МО
Рекомендовано
к утверждению
на ПС № 2 от « 27 » августа 2021 г.
Рабочая программа курса
«Индивидуальный проект»
для 10 Б класса
(основное общее образование)
на 2021-2022 учебный год
учителя русского языка и литературы
Литовкиной Оксаны Юрьевны
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 26. 12.2012г. 3273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 №373
Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с задачи — вооружить учащегося знаниями — на задачу — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Обучение осуществляется на государственном (русском) языке.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы данного факультативного курса также обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель курса:
формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).
4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование у учащейся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.
• развитие познавательных навыков учащейся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
• умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Предметные результаты:
осознание значения учебных предметов для повседневной жизни человека;
развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Час. | Характеристика основных видов деятельности обучающейся ( на уровне учебных действий) | Дополнительная информация | Рабочая неделя |
1 | Вводное занятие. Что такое проектная деятельность. | 1 | Обсуждение проектной деятельности. Выполнение индивидуального проекта-способствование развития умений работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. | | 01.09-07.09 |
1.Структура индивидуального проекта |
2 | Титульный лист индивидуального проекта | 1 | Обсуждение функции титульного листа. Правила оформления. | Название не должно быть длинным, "стандартным или избитым", а по возможности кратким, интригующим. | 08.09-14.09 |
3 | Структура «Содержания» индивидуального проекта | 1 | Рассмотрение структуры «Содержания» (название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта). | | 15.09-21.09 |
4 | Структура «Введения» индивидуального проекта | 1 | Рассмотрение обязательных элементов, которые должны присутствовать в структуре «Введения». | | 22.09- 28.09 |
5 | Обоснование актуальности исследования | 1 | Обосновывается актуальность выбранной темы | | 29.09- 05.10 |
6 | Объект и предмет исследования | 1 | определяются объект, предмет исследования и основные проблемы | | 06.10- 12.10 |
7 | Цель работы индивидуального проекта | 1 | формулируется цель индивидуального проекта | | 13.10- 19.10 |
8 | Задачи исследовательской работы | 1 | Формулируется содержание поставленных задач | | 20.10- 26.10 |
9 | Методы исследования | 1 | Определяются методы исследования | | 27.10- 31.10 |
10 | Теоретическая значимость работы | 1 | Обосновывается теоретическая значимость(если есть практическая часть) работы. | | 09.11-14.11 |
11 | Практическая значимость работы | 1 | Обосновывается практическая значимость(если есть практическая часть) работы | | 16.11-21.11 |
12 | Структура основной части работы | 1 | Рассмотрение структуры содержания основной части работы. | Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования. Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ. Выбор материала, методов для проведения исследования. Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт). Описание этапов проведения исследования. Техника безопасности при выполнении работ(если это опыт). | 23.11-28.11 |
13 | Структура заключения индивидуального проекта | 1 | Рассмотрение кратких выводов по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач | | 30.11-05.12 |
14 | Оформление списка литературы исследовательской работы | 1 | Обсуждение оформления списка литературы | После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы | 07.12-12.12 |
15 | Приложения индивидуального проекта | 1 | Рассмотрение вопросов необходимости приложений работы. | | 14.12-19.12 |
2.Этапы индивидуального проекта |
1. Подготовка к индивидуальному проекту |
16 | Подготовка к индивидуальному проекту. Проблема. Тема. Актуальность | 1 | Обсуждение проблемы ( что хочется изучить и исследовать). Определение темы и актуальности. | | 21.12-26.12 |
17 | Подготовка к индивидуальному проекту. Цель. Задачи. | 1 | Постановка цель и задач индивидуального проекта. | | 11.01-16.01 |
18 19 | Оптимальный вариант решения проблемы. План работы для реализации своего исследовательского проекта | 2 | Выбор оптимального варианта решения проблемы. Обсуждение плана работы для реализации своего исследовательского проекта | | 18.01-23.01 25.01-30.01 |
2.Планирование индивидуального проекта |
20 | Поиски информации. Способы сбора и анализа информации | 1 | Обсуждение источников поисков информации и способов сбора и анализа полученных результатов. | | 01.02-06.02 |
21 | Способы представления результатов работы | 1 | Обсуждение способов представления результатов работы | | 08.02-13.02 |
22 | Критерии оценки хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательского проекта. | 1 | Установление критериев оценки хода индивидуального проекта. | | 15.02-20.02 |
3.Исследование |
23 24 | Сбор информации для проведения исследования | 1 | Обсуждение сбора необходимой информации для проведения исследования, расчетов, замеров, подбор качественных и безопасных материалов и инструментов для работы. | | 22.02-27.02 01.03-06.03 |
25 26 | Интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты. | 2 | Обсуждение запланированных интервью, опросов, наблюдений, экспериментов, опытов. | | 09.03-15.03 16.03-20.03 |
4. Выводы |
27 28 | Анализ полученной в ходе исследовательской работы информации. | 2 | Проведение анализа полученной в ходе исследовательской работы информации | | 31.03-06.04 07.04-13.04 |
29 | Экономико-экологическое обоснование работы | 1 | Обсуждение экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение индивидуального проекта). | | 14.04-20.04 |
30 | Подготовка представления результатов своей работы. | 1 | Формулировка выводов. | | 21.04-27.04 |
31 | Выводы как обязательная составляющая индивидуального проекта. | 1 | Обсуждение представленных выводов индивидуального проекта. | | 28.04-04.05 |
3. Требования к оформлению индивидуального проекта |
32 | Требования к оформлению проекта. Правила оформления. Титульный лист исследовательской работы. Нумерация страниц исследовательского проекта | 1 | Рассмотрение существующих требований и правил к оформлению индивидуального проекта. | Размер шрифта 14. Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный). Выравнивание текста на странице - по ширине. Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным | 05.05-11.05 |
33 34 | Правила оформления .Заголовки. Сокращения и формулы. Оформление приложений проекта. Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы | 2 | Рассмотрение общепринятых сокращений. Упоминание в тексте фамилий известных людей. Расположение приложений | При оформлении исследовательской работы в конце предложения в котором ссылаются на приложение пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы. | 12.05-18.05 19.05-25.05 |
4.Отчет и защита индивидуального проекта |
35 | Оформление представленных результатов работы | 1 | Обсуждение вопросов оформления представленных результатов работы | | 26.05-01.06 |
36 | Защита индивидуального проекта | 1 | Защита индивидуального проекта | | 02.06-09.06 |