СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий по физике "Решение нестандартных задач"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие интеллектуального потенциала учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуальных групповых занятий по физике "Решение нестандартных задач"»

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

Ржаксинской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова в п. Чакино

Ржаксинского района Тамбовской области



«Согласовано»

Руководитель МО

________________________ Дрокова Т.Б.

Протокол № ___

от «_______»_________________2014 г.


«Утверждено»

Директор МОУ «Ржаксинская сош №1»

_____________________С.В. Щербатых.

Приказ №___

от «_______»_______________2014 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных групповых занятий по физике «Решение нестандартных задач»

























2014



Пояснительная записка.

Индивидуальные групповые занятия призваны углубить и расширить знания учащихся по физике.

Программа игз предусматривает более широкое использование математических знаний учащихся, знакомство с индуктивным способом установления основных законов природы и дедуктивного пути получения следствий из фундаментальных теоретических положений.

Актуальность игз обусловлена тем, что учащихся по окончании нашей школы сдают ЕГЭ по физике, а физика изучается на базовом уровне (2 час/неделю), поэтому учащиеся вынуждены искать возможность дополнительной подготовки к этому экзамену; и игз для кого- то частично, а для кого-то единственная возможность решить проблему подготовки к ЕГЭ.

Программа рассчитана для учащихся 11 – х классов (34 занятия по 1 часу в неделю).

Цель: развитие интеллектуального потенциала учащихся и выработки умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • развитие их познавательного интереса к физике и технике, формирование осознанных мотивов учения и подготовка к осознанному выбору профессии,

  • формирование научных знаний учащихся об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки,

  • подготовка к успешной сдаче экзамена по физике в форме ЕГЭ.

При реализации программы предполагается активное использование сети Internet как места размещения индивидуальных самостоятельных работ, справочной системы по предмету, как средства оперативной коммуникации между учителем и учащимися.

Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.

Предполагаемые результаты.

Изучение данного предмета дает обучающимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса физики;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Учебно- тематический план.


Наименование разделов



Наименование тем

Кол-во часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия






Раздел 1.


Механика

Равномерное движение

1


1

Равнопеременное движение

2


2

Законы Ньютона

2


2

Движение тела под действием нескольких сил

3

1

2

Законы сохранения

2


2




Раздел 2.


Молекулярная физика и термодинамика.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории иде­ального газа.

1


1

Уравнение Клапейрона-Менделеева.

2


2

Изопроцессы и их гра­фики.

1


1

Первое начало термодинамики. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.

1


1

Те­пловые двигатели.

1


1



Раздел 3.


Основы электродинамики.

Закон Кулона. Электрическое поле.

1


1

Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность тока.

1


1

Постоянный ток. Закон Ома. Закон Ома для полной цепи. ЭДС.

2


2

Потенциал электростатического поля.

Электроемкость.

1


1


Раздел 4.


Механические и электрические колебания.

Механические колебания. Математический и пружинный маятники.

1


1

Электромагнитные колебания в контуре.

1


1

Превра­щения энергии в колебательном контуре.

2


2


Раздел 5.


Оптика

Линза. Формула тонкой линзы.


1


1

Построение изображений.

1


1


Раздел 5.

Квантовая физика.

Фотоэффект. Законы внешнего фотоэффекта.

1

1


Уравнение Эйнштейна для фотоэф­фекта.

2


2



Раздел 6.


Атомная и ядерная физика.

Состав атомных ядер. Ядерные реакции.


2

1

1

Закон радиоактивного распада.

1


1

Действия радиоактивных излучений и их применение.

1

1


Всего по предмету


34

4

30




Содержание программы.

Раздел 1.Механика.

Механическое движение. Относительность движения. Систе­ма отсчета. Кинематика материальной точки. Преобразова­ния координат Галилея. Механический принцип относительности.

Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес и невесомость.

Момент силы. Виды равновесия. Условия равновесия тела с закрепленной осью вращения.

Гидростатика. Давление жидкости. Закон Архимеда.

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Масса и размеры молекул. По­стоянная Авогадро.

Идеальный газ. Давление газа. Понятие вакуума. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории иде­ального газа. Температура как мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул.

Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы и их гра­фики.

Изменение внутренней энергии газа в процессе теплообмена и совершаемой работы. Первое начало термодинамики. Работа газа при изобарном изменении его объема. Физический смысл молярной газо­вой постоянной. Адиабатный процесс. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.

Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Понятие о цикле Карно. КПД теплового двигателя. Те­пловые двигатели.

Раздел 3. Основы электродинамики

Явление электризации тел. Электрический заряд. Закон со­хранения электрического заряда. Взаимодействие точечных зарядов. Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей точечных зарядов. Графическое изо­бражение полей точечных зарядов. Работа по перемещению заряда, совершаемая силами электрического поля. Потенциал и разность по­тенциалов.

Электроемкость. Конденсаторы и их соединения. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

Закон Ома для участка цепи и замкнутой цепи. Последовательное и парал­лельное соединения резисторов и источников тока

Раздел 4. Механические и электромагнитные колебания.

Математический и пружинный маятники. Механические колебания в упругой среде.

Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превра­щения энергии в колебательном контуре. Собственная частота коле­баний в контуре.


Раздел 5. Оптика

Линза. Формула тонкой линзы.

Интерференция света, ее проявление в природе и применение в технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах и дифракционной решетке. Дифракционный спектр.

Раздел 6. Квантовая физика

Внешний фотоэлектрический эффект. Опыты А.Г.Столетова. Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэф­фекта. Применение фото­эффекта в технике.

Боровская модель атома водорода. Спектры излучения и поглощения.

Раздел 7. Атомная и ядерная физика.

Состав атомных ядер. Ядерные реакции.

Деление тяжелых атомных ядер, цепная реакция деления. Управляемая цепная реакция. Ядерные реакторы. Действия радиоактивных излучений и их применение.

Контроль результативности изучения обучающимися программы

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа, практикумы, тестирование.


Методическое обеспечение программы находится в Internet по адресу http://www.iukka-0495.narod2.ru

Методическое обеспечение

В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие обучающихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе обучающихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу обучающихся.

Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.

Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.

Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.



Ресурсное обеспечение программы.

  1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень);

  2. Подборка автороских самостоятельных работ: http://www.iukka-0495.narod2.ru

  3. Комплект учебного оборудования кабинета физики МОУ «Гуманитарная гимназия № 8»

  4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10: 18-е изд. - М.: Просвещение. 2008.

  5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-11: 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009

  6. Тулькибаева Н.Н., Пушкарёв А.Э., Драпкин М.А., Климентьев Д.В. ЕГЭ: Физика: Тестовые задания: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2004.

  7. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике- 10-1 1: 7-е изд. - М.: Дрофа, 2003. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учеб. для угл. изучения физики: 3-е изд. - М.: Дрофа, 1998.

  8. Сборник задач по физике. 10-11 кл.: Сост. Г.Н.Степанова: 9-е изд. - М.: Просвещение, 2003.

  9. Извозчиков В.А., Слуцкий А.М. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999.

  10. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Углублённое изучение физики в 10-11 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

  11. Видеозадачник по физике 1-2ч. ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.

  12. Видеозадачник по физике ч.З ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.

  13. Готовимся к ЕГЭ. Физика «1С: Репетитор», Москва, 2001 г.

  14. Обучающая программа Физика+варианты ЕГЭ

  15. Открытая физика ч.1,2 ООО «Физикон», 2005 г.

  16. Физика 7-11 кл. ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.

  17. Физика 7-9 кл. ч.1,2 ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.

  18. Физика в школе 4.1,2,3,4,5,6,7 ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.

Образовательные ресурсы в сети Internet.

  1. http://experiment.edu.ru/ - коллекция видеоэкспериментов федерального портала общего образования,

  2. http://ege.edu.ru/  - федеральный портал единого государственного экзамена

  3. http://www.abitura.com/#1  - физика для абитуриента. Решение задач

  4. http://ivanovo.ac.ru/phys/index2.htm - интернет-место физика

  5. http://physics.nad.ru/physics.htm - анимация физических процессов

  6. http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия «Кругосвет»

  7. http://www.spin.nw.ru/ физика для школ через Интернет

  8. http://physica-vsem.narod.ru/ физика для всех

  9. http://fizzzika.narod.ru/ - Физика для всех. Задачи с решениями.