Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
Ржаксинской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова в п. Чакино
Ржаксинского района Тамбовской области
«Согласовано» Руководитель МО ________________________ Дрокова Т.Б. Протокол № ___ от «_______»_________________2014 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Ржаксинская сош №1» _____________________С.В. Щербатых. Приказ №___ от «_______»_______________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных групповых занятий по физике «Решение нестандартных задач»
2014
Пояснительная записка.
Индивидуальные групповые занятия призваны углубить и расширить знания учащихся по физике.
Программа игз предусматривает более широкое использование математических знаний учащихся, знакомство с индуктивным способом установления основных законов природы и дедуктивного пути получения следствий из фундаментальных теоретических положений.
Актуальность игз обусловлена тем, что учащихся по окончании нашей школы сдают ЕГЭ по физике, а физика изучается на базовом уровне (2 час/неделю), поэтому учащиеся вынуждены искать возможность дополнительной подготовки к этому экзамену; и игз для кого- то частично, а для кого-то единственная возможность решить проблему подготовки к ЕГЭ.
Программа рассчитана для учащихся 11 – х классов (34 занятия по 1 часу в неделю).
Цель: развитие интеллектуального потенциала учащихся и выработки умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
развитие их познавательного интереса к физике и технике, формирование осознанных мотивов учения и подготовка к осознанному выбору профессии,
формирование научных знаний учащихся об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки,
подготовка к успешной сдаче экзамена по физике в форме ЕГЭ.
При реализации программы предполагается активное использование сети Internet как места размещения индивидуальных самостоятельных работ, справочной системы по предмету, как средства оперативной коммуникации между учителем и учащимися.
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.
Предполагаемые результаты.
Изучение данного предмета дает обучающимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса физики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Учебно- тематический план.
Наименование разделов | Наименование тем | Кол-во часов |
всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
Раздел 1. Механика | Равномерное движение | 1 | | 1 |
Равнопеременное движение | 2 | | 2 |
Законы Ньютона | 2 | | 2 |
Движение тела под действием нескольких сил | 3 | 1 | 2 |
Законы сохранения | 2 | | 2 |
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика. | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. | 1 | | 1 |
Уравнение Клапейрона-Менделеева. | 2 | | 2 |
Изопроцессы и их графики. | 1 | | 1 |
Первое начало термодинамики. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам. | 1 | | 1 |
Тепловые двигатели. | 1 | | 1 |
Раздел 3. Основы электродинамики. | Закон Кулона. Электрическое поле. | 1 | | 1 |
Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность тока. | 1 | | 1 |
Постоянный ток. Закон Ома. Закон Ома для полной цепи. ЭДС. | 2 | | 2 |
Потенциал электростатического поля. Электроемкость. | 1 | | 1 |
Раздел 4. Механические и электрические колебания. | Механические колебания. Математический и пружинный маятники. | 1 | | 1 |
Электромагнитные колебания в контуре. | 1 | | 1 |
Превращения энергии в колебательном контуре. | 2 | | 2 |
Раздел 5. Оптика | Линза. Формула тонкой линзы. | 1 | | 1 |
Построение изображений. | 1 | | 1 |
Раздел 5. Квантовая физика. | Фотоэффект. Законы внешнего фотоэффекта. | 1 | 1 | |
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | 2 | | 2 |
Раздел 6. Атомная и ядерная физика. | Состав атомных ядер. Ядерные реакции. | 2 | 1 | 1 |
Закон радиоактивного распада. | 1 | | 1 |
Действия радиоактивных излучений и их применение. | 1 | 1 | |
Всего по предмету | | 34 | 4 | 30 |
Содержание программы.
Раздел 1.Механика.
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Кинематика материальной точки. Преобразования координат Галилея. Механический принцип относительности.
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес и невесомость.
Момент силы. Виды равновесия. Условия равновесия тела с закрепленной осью вращения.
Гидростатика. Давление жидкости. Закон Архимеда.
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро.
Идеальный газ. Давление газа. Понятие вакуума. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура как мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул.
Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы и их графики.
Изменение внутренней энергии газа в процессе теплообмена и совершаемой работы. Первое начало термодинамики. Работа газа при изобарном изменении его объема. Физический смысл молярной газовой постоянной. Адиабатный процесс. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.
Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Понятие о цикле Карно. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели.
Раздел 3. Основы электродинамики
Явление электризации тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие точечных зарядов. Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей точечных зарядов. Графическое изображение полей точечных зарядов. Работа по перемещению заряда, совершаемая силами электрического поля. Потенциал и разность потенциалов.
Электроемкость. Конденсаторы и их соединения. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.
Закон Ома для участка цепи и замкнутой цепи. Последовательное и параллельное соединения резисторов и источников тока
Раздел 4. Механические и электромагнитные колебания.
Математический и пружинный маятники. Механические колебания в упругой среде.
Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращения энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний в контуре.
Раздел 5. Оптика
Линза. Формула тонкой линзы.
Интерференция света, ее проявление в природе и применение в технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах и дифракционной решетке. Дифракционный спектр.
Раздел 6. Квантовая физика
Внешний фотоэлектрический эффект. Опыты А.Г.Столетова. Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.
Боровская модель атома водорода. Спектры излучения и поглощения.
Раздел 7. Атомная и ядерная физика.
Состав атомных ядер. Ядерные реакции.
Деление тяжелых атомных ядер, цепная реакция деления. Управляемая цепная реакция. Ядерные реакторы. Действия радиоактивных излучений и их применение.
Контроль результативности изучения обучающимися программы
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа, практикумы, тестирование.
Методическое обеспечение программы находится в Internet по адресу http://www.iukka-0495.narod2.ru
Методическое обеспечение
В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие обучающихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе обучающихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу обучающихся.
Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.
Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.
Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.
Ресурсное обеспечение программы.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень);
Подборка автороских самостоятельных работ: http://www.iukka-0495.narod2.ru
Комплект учебного оборудования кабинета физики МОУ «Гуманитарная гимназия № 8»
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10: 18-е изд. - М.: Просвещение. 2008.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-11: 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009
Тулькибаева Н.Н., Пушкарёв А.Э., Драпкин М.А., Климентьев Д.В. ЕГЭ: Физика: Тестовые задания: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2004.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике- 10-1 1: 7-е изд. - М.: Дрофа, 2003. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учеб. для угл. изучения физики: 3-е изд. - М.: Дрофа, 1998.
Сборник задач по физике. 10-11 кл.: Сост. Г.Н.Степанова: 9-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
Извозчиков В.А., Слуцкий А.М. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999.
Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Углублённое изучение физики в 10-11 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Видеозадачник по физике 1-2ч. ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.
Видеозадачник по физике ч.З ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.
Готовимся к ЕГЭ. Физика «1С: Репетитор», Москва, 2001 г.
Обучающая программа Физика+варианты ЕГЭ
Открытая физика ч.1,2 ООО «Физикон», 2005 г.
Физика 7-11 кл. ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.
Физика 7-9 кл. ч.1,2 ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.
Физика в школе 4.1,2,3,4,5,6,7 ЗАО «Просвещение - Медиа», 2005 г.
Образовательные ресурсы в сети Internet.
http://experiment.edu.ru/ - коллекция видеоэкспериментов федерального портала общего образования,
http://ege.edu.ru/ - федеральный портал единого государственного экзамена
http://www.abitura.com/#1 - физика для абитуриента. Решение задач
http://ivanovo.ac.ru/phys/index2.htm - интернет-место физика
http://physics.nad.ru/physics.htm - анимация физических процессов
http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия «Кругосвет»
http://www.spin.nw.ru/ физика для школ через Интернет
http://physica-vsem.narod.ru/ физика для всех
http://fizzzika.narod.ru/ - Физика для всех. Задачи с решениями.