Министерство образования и науки республики Бурятия.
ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
Согласовано Зам. директора по УВР ___________ С.В Мисайлова «____»____________20__г. | | Утверждаю Директор ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» __________________ Т.А.Яковлев «____»______________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных занятий обучающегося 6 класса
(вариант 8.4)
по предмету: «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Составитель:
учитель Елизова А.А.
Селенгинск
2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умений.
Задачи:
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один-много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временных промежутков,
составлять и прослеживать последовательность событий.
Общая характеристика предмета.
Учебный предмет «Математические представления» включен в образовательную область «Математика».
Курс направлен на социализацию обучающегося, на коррекцию и развитие математических способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и игровой деятельности. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. Обучающийся с большим трудом овладевает элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых она непроизвольно будет осваивать доступные для неё элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач. Дать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в пределах 3, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в пределах 3. Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну единицу. На уроке математические представления стимулируются познавательные интересы приемами занимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями). В процессе обучения математическим представлениям используются эффективные формы обучения школьников: индивидуально-дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ей для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Описания места учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. В учебном плане предмет «Математические представления» относится к общеобразовательной области «Математика». На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Математические представления» в 5 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося.
Возможные личностные результаты:
• Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
• Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
• Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
• Формирование уважительного отношения к окружающим
• Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
• Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Возможные предметные результаты:
- цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;
- величину: большой – маленький;
- количественные понятия: один, два, много, поровну;
- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
- выделять 1 и много предметов из группы;
- соотносить количество с количеством пальцев;
- различать предметы по цвету, форме, величине; (по подражанию)
- складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;
- складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;
- понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, - -- принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота; ( использование жестов)
-форму: шар, куб
-выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик», «крыша»);
-чертить прямую, волнистую линию по подражанию, самостоятельно;
-сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.
-название времени года; (показ на картинке).
Основное содержание учебного предмета.
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
-Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
-Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
-Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
-Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
-Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ | Наименование разделов | Всего часов | Форма контроля |
1 | Выявление знаний, умений, навыков | 3 | Опрос, наблюдение |
2 | Представления о величине | 7 | Опрос, наблюдение |
3 | Представления о форме | 11 | |
4 | Количественные представления | 9 | Опрос, наблюдение |
5 | Пространственные представления | 10 | Опрос, наблюдение |
6 | Временные представления | 8 | Опрос, наблюдение |
7 | Представления о массе | 5 | Опрос, наблюдение |
8 | Нумерация | 15 | Опрос, наблюдение Контрольная работа |
| | | |
| Итого | 68 | |
Материально- технического обеспечения образовательной деятельности.
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечания |
Печатные пособия |
Комплекты для математики (наборное полотно, набор цифр, математических знаков, образцы письменных цифр, геометрические фигуры). | 3 | |
Касса цифр . | 1 |
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по математике . | 4 |
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по математике. | 6 |
Технические средства обучения |
Магнитная классная доска. | 1 | |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | 1 | |
Мультимедийный проектор. | 1 | |
Экспозиционный экран . | 1 | Размер не менее 150X150 см |
Ноутбук. | 1 | |
Сканер . | 1 | |
Принтер струйный чёрно-белый. | 1 | |
Экранно - звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. | 6 | |
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике. | 6 | |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по математике. | 28 | |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). | 9 | |
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др | 5 | |
Оборудование класса |
Ученические столы одноместные с комплектом стульев. | 12 | |
Стол учительский с тумбой. | 1 | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 3 | |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | 2 | |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. | 6 | |
Календарно – тематическое планирование.
Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности. | Оценка результативности освоения СИПР. |
07.09 | Повторение. Повторение за 5 класс | 4 ч 1ч | Читает и решает примеры с помощью учителя, называет числа по заданию учителя. | |
08.09 | Числовой ряд 0-50 | 1 | Записывает числовой ряд. Выполняет прямой и обратный счёт. Работает в тетради. | |
13.09 | Сравнение чисел в пределах 10. | 2 | Считает устно. Работает по учебнику. Работают с геометрическим материалом, с предметными картинками. Решает примеры в пределах 10 | |
14.09 | Представление о форме Различение круглых геометрических тел. Рисование геометрических фигур – круг, шар. | 10 ч 1ч | Называет геометрические фигуры –круг, шар. Различает их среди других фигур. Различает круги и шары по цвету. Обводит их по трафарету. | |
20.09 | Геометрическая фигура – квадрат. куб | 1ч | Называет геометрические фигуры– квадрат, куб. Различает их среди других фигур. Обводит их по трафарету. Обводит клеточки в тетради. | |
21.09 | Рисование квадрата и куба по трафарету, по клеточке | 1ч | Обводит квадрата и куба по трафарету и по клеточкам | |
27.09 | Геометрическая фигура – отрезок, линия, треугольник | 1ч | Называет геометрические фигуры– отрезок, линия, треугольник. Различает их среди других фигур | |
28.09 | Рисование отрезка, линии, треугольника | 1ч | Различает отрезок, линию, треугольник среди других фигур. Обводит их по трафарету | |
28.09 | Составление геометрических фигур из двух частей | 1ч | Повторяет геометрические фигуры. Составляет геометрические фигуры из нескольких частей. | |
30.09 | Круг, шар, квадрат, куб, отрезок, линия, треугольник | 2ч | Составляет геометрические фигуры из нескольких частей. Обводит по трафарету. Закрашивает. | |
05.10 | Объединение одинаковых по форме предметов | 2ч | Объединяет одинаковые по форме предметы во множества. Повторяет понятия один, много, мало | |
60.10 | Количественные представления Знакомство с числом и цифрой 51. | 25 ч | Знакомится с числом 7, называет его. Различает понятия число и цифра | |
12.10 | Место числа 51 в числовом ряду. | 1ч | Определяет количество предметов в пределе 7 | |
13.10 | Письмо цифры 51 по трафаретам, по точкам | 1ч | Называет число 7 и пишут цифру 7 | |
19.10 | Соотнесение числа 51 с предметами. | 1ч | Повторяет понятия «много», «мало». Соотносит числа с предметами. | |
20.10 | Знакомство с числом 52 | 1ч | Различает понятия число и цифра. Называет число 8, пишет цифру 8. Отвечает на вопрос: Сколько? | |
26.10 | Написание цифры 52 по точкам, по трафарету | 1ч | Различает понятия число и цифра. Называет число 8, пишет цифру 8. Отвечает на вопрос: Сколько? | |
27.10 | Числа 51 и 52. | 1ч | Выполняет прямой и обратный счёт в пределах 8 | |
| Нахождение цифр 0-52 по заданию учителя | 1ч | Соотносит числа 1 – 8 с предметами, называет их. Выполняет прямой и обратный счёт. | |
| Знакомство с числом и цифрой 53 | 1ч | Знакомится с числом 9, называет его. Различает понятия число и цифра | |
| Место числа 53 в числовом ряду | 1ч | Определяет количество предметов в пределе 9. | |
| Письмо цифры 53 по трафаретам, по точкам | 1ч | Называет число 9 и пишет цифру 9 | |
| Соотнесение числа 53 с предметами | 1ч | Повторяет понятия «много», «мало». Соотносит числа с предметами | |
| Знакомство с числом и цифрой 54 | 1ч | Знакомится с числом 10, называет его. Различает понятия число и цифра | |
| Место числа 54 в числовом ряду | 1ч | Определяет количество предметов в пределе 10 | |
| Соотнесение числа 54 с предметами | 1ч | Повторяет понятия «много», «мало». Соотносит числа с предметами. | |
| Счёт в прямой (обратной) последовательности | 1ч | Определение места числа (от 0 до 10) в числовом ряду | |
| Определение места числа (от 0 до 54) в числовом ряду. | 1ч | Сложение предметных множеств в пределах 8 | |
| Сложение предметных множеств в пределах 54 | 1ч | Вычитание предметных множеств в пределах 10 | |
| Вычитание предметных множеств в пределах 54 | 1ч | Запись арифметического примера на увеличение на одну единицу в пределах 10 | |
| Запись арифметического примера на увеличение на одну единицу в пределах 20 | 1ч | Запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 10 | |
| Запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 50 | 1ч | Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 10 | |
| Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах50 | 1ч | Запись решения задачи в виде арифметического примера | |
| Запись решения задачи в виде арифметического примера | 1ч | Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 10 | |
| Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 50 | 1ч | Запись решения задачи в виде арифметического примера. | |
| Запись решения задачи в виде арифметического примера | 2ч | Запись решения задачи в виде арифметического примера | |
| Представление о величине Различение однородных предметов по величине | 8 ч 1ч | Различает однородные предметы по величине. Работает с предметными картинками | |
| Сравнение двух предметов по величине «на глаз» и способом приложения | 1ч | Сравнивает два предмета по величине способом наложения. Работает с предметными картинками | |
| Сравнение двух предметов по величине способом наложения | 1ч | Различает однородные предметы по длине. Работает с предметами | |
| Различение разнородных предметов по длине | 1ч | Сравнивает предметы по длине. Работает с предметами | |
| Сравнение предметов по длине | 1ч | Различает однородные предметы по ширине. Работает с предметами | |
| Различение однородных предметов по ширине | 1ч | Различает разнородные предметы по ширине. Работает с предметами | |
| Различение разнородных предметов по ширине | 1ч | Сравнивает предметы по ширине. Работает с предметами | |
| Сравнение предметов по ширине | 1ч | Сравнивает предметы по ширине. Работает с предметами | |
| Пространственные представления Развитие пространственных представлений. Формирование понятий «верх – низ» | 21 ч 1ч | Ориентируется на листе картона. Отвечают на вопрос: Где? | |
| Практическое знакомство с пространственными отношениями между предметами | 1ч | Знакомится с понятиями «верх – низ». Играет с мячом, подбрасывает его вверх | |
| Развитие пространственных представлений, формирование понятий «право», «лево» | 1ч | Называет и показывает правую и левую руку, правую и левую стороны | |
| Право – лево, выполнение упражнений по заданию учителя | 1ч | Ориентируется на листе картона | |
| Повторение и закрепление понятий «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий» | 1ч | Сравнивает предметы по длине, высоте, ширине. Отвечает на вопросы: Какой предмет короче или длиннее? Выше или ниже? Шире или уже? | |
| Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе | 1ч | Ориентируется в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). | |
| Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке. | 1ч | Ориентируется в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). | |
| Ориентация в пространственном расположении частей на изображении | 1ч | Ориентируется в пространственном расположении частей на изображении: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади) | |
| Определение месторасположения предметов в пространстве | 1ч | Определяет месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко. Работает с предметными картинками. | |
| Определение месторасположения предметов в пространстве | 1ч | Определяет месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади. Работает с предметными картинками | |
| Перемещение в пространстве в заданном направлении | 1ч | Перемещается в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | |
| Составление предмета (изображения) из нескольких частей | 1ч | Составляет предметы (изображения) из нескольких частей. Работает с разрезными картинками | |
| Временные представления ( часы). Временные представления «день – ночь» | 1ч | Рассматривает сюжетные картинки. Сравнивает понятия «день – ночь». Отвечает на вопрос: Когда? | |
| Соотнесение действия с временным промежутком «сегодня». | 1ч | Рассматривает сюжетные картинки. Соотносят действие с временным промежутком «сегодня» | |
| Узнавание (различение) частей суток. Порядок следования частей суток | 1ч | Узнавание (различение) частей суток Порядок следования частей суток | |
| Узнавание (различение) дней недели Последовательность дней недели | 1ч | Узнавание (различение) дней недели Последовательность дней недели | |
| Различение времён года. | 2ч | Различение времён года. | |
| Порядок следования сезонов в году | 1ч | Порядок следования сезонов в году | |
| Узнавание (различение) месяцев | 2ч | Узнавание (различение) месяцев | |