Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» руководитель МО _________/Жанаева Т.З./ Протокол № 1 от «26» 08. 2020 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/_Жанаева Т. З./ 28.08.2021 г. | «Утверждаю» Директор _________/Красикова Н. Г./ Приказ №1 от «02» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
История России 1914 г. – начало XX в.
10 класс
учитель истории и обществознания
Жанаева Татьяна Зоригтуевна
первая квалификационная категория
Хоронхой
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения учебного предмета «История» на базовом уровне в 10 классе, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 (с изм. от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 №613).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з).
Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт).
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания школы и включает мероприятия воспитывающего и познавательного характера.
Цель - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
- овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
- овладение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
- формирование умений оценивать различные исторические версии.
Рабочая программа разработана к УМК:
История. История России. 1914 г. - начало XXI в.: учебник для 10 класса в 2 частях-/В.А. Никонов, С.В. Девятов; под науч. ред. С.П.Карпова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019
История. История России. 1914 г. -начало XXI в. :методическое пособие к учебному изданию В.А. Никонова, С.В. Девятова; под науч. ред. С.П.Карпова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019
Программа и тематическое планирование курса «История России. 1914- начало XXI в. Для 10 класса общеобразовательных учреждений авт.-сост. Л.Н. Алексашкина
Количество часов: по программе за год — 68 часов, 2 часа в неделю при 34 неделях в год.
Планируемые результаты
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
2. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази тельных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
3. Описание (реконструкция):
последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
4. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления; — различать причину и следствие исторических событий, явлений;
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
5. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.
6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и куль туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание курса «История России. 1914 г. - начало XXI в.»
Россия в годы «Великих потрясений»
Территория и население. Основные сословия и социальные слои. Политическое устройство. Политические партии. Российская модернизация. Россия и мир накануне ПМВ. Вступление в войну. Планы сторон. Сражения 1914-1915 гг. кампания 1916 г. Русская армия в ПМВ. Патриотический порыв общества. Народы России и ПМВ. Земский и Городской Союзы. Экономика в годы войны.
Война и политические партии. «Прогрессивный блок». Усталость общества и армии от войны. Кризис и политика самодержавия. «Министерская чехарда». Падение популярности династии. Февральские события и отречение Николая II. Временное правительство. Июльский кризис и конец двоевластия. Выступление Л.Г. Корнилова. События октября 1917 г. Коалиционное правительство большевиков и левых эссеров. Идеология и практика большевизма. Декрет о мире и переговоры в Бресте. Декрет о земле. Финансово-экономическая политика большевиков. Политика в отношении религии и церкви. Установление однопартийной системы.
Первые сполохи конфликта. Восстание чехословацкого корпуса. Начало иностранной интервенции и распад страны. Создание регулярной Красной армии. Военные действия 1019-начала 1920 гг. страны Запада и Гражданская война в России. Поражение армии Врангеля в Крыму. Советско-польская война. Гражданская война в Украине, Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Политика военного коммунизма. Трудовая повинность и национализация промышленности. Политика большевиков в деревне.
Формирование нового общества. Права женщины и роль семьи в новом обществе. Деградация городской жизни. Проблемы снабжения городов. Интеллигенция и революция. Большевистское руководство культурой. Культура и коммунистическая пропаганда. Образование и наука. Борьба с религией и церковью. Первая мировая война», «Революция 1917 г.», Гражданская война», «Революция и культура»
Россия в годы ««Великих потрясений» 1914-1921 гг.
Советский Союз в 1920-1930-е гг.
После Гражданской войны. Переход к НЭПу. НЭП. Споры в партийном руководстве. Образование СССР. Советская Конституция 1924 г. Формирование однопартийной системы. Смерть Ленина и борьба за власть. Цели и задачи модернизации. Социальные последствия.
Цели и задачи модернизации. Социальные последствия. Утверждение полновластия И.В.Сталина. репрессии 1930-х гг. конституция 1936 г. Социальная структура. Повседневная жизнь. Религиозная жизнь. Выход из дипломатической изоляции. «Военная тревога» 1927 г. СССР и Гражданская война в Испании. Обострение международной обстановки. Образование и наука. Искусство. Культура русского зарубежья. Формирование ценностей советского патриотизма. Социалистический реализм. «СССР в 1920-30 гг.», «Индустриализация», «Коллективизация», «Наука и культура»«Советский Союз в 1920-1930-е гг.».
Советский Союз в годы военных испытаний
СССР и рост военной угрозы. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией. СССР и начало ВМВ.. Война с Финляндией. Подготовка СССР к войне. Планы и силы сторон. Нападение Германии на СССР. Срыв германских планов блицкрига.
Наступление гитлеровских войск на Москву. Разгром германских войск под Москвой. Оборона Ленинграда. Германское наступление весной-летом 1942 г. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Перестройка экономики на военный лад. Фронтовые будни. Повседневность в советском тылу. Нацистский оккупационный режим. Преступления гитлеровцев. Трагедия плена. Партизанское движение. Корреспонденты и писатели на службе фронту. Изобразительное искусство. Труд ученых. СССР и союзники. Крупнейшие наступательные операции 1944 г. Освобождение Центральной и Восточной Европы. Битва за Берлин. Ялтинская конференция. Потсдамская конференция. Советско-японская война. Осуждение главных военных преступников. Потери. Экономические и политические итоги войны. Репатриации советских граждан«Великая Отечественная война». «СССР в Великой Отечественной войне»
СССР в 1945-1991 гг.
Возвращение страны к мирной жизни. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Денежная реформа. Политическое развитие страны. Ужесточение идеологического контроля. Углубление конфронтации бывших союзников. «Доктрина Трумэна» и «план Маршалла». Образование военных блоков. Противостояние в Азии. Смерть Сталина и новый политический курс. Приход к власти Хрущева. Реформы. Экономические проблемы. Искусство в первые послевоенные годы. Наука и образование. Литературное творчество. Театр, кино, музыка. Интеллигенция и власть. Внешняя политика после смерти Сталина. Внешняя политика Хрущева. Карибский кризис.
Приход к власти Брежнева. Конституция 1977 г. Косыгинская реформа. Ситуация в сельском хозяйстве. Образование и наука. Литература и искусство. Достижения советского спорта. Изменения в структуре населения. Советское общество потребления. Досуг и повседневная жизнь. Международная ситуация. Начало политики разрядки. Советско-американские отношения в первой половине 1970-х гг. противоречия политики разрядки и ее кризис. Внешняя политика во второй половине 1980-х гг. Приход к власти Горбачева. Гласность. Демократизация и крах политической монополии КПСС. Политика ускорения. От ускорения к реформам. Общество в эпоху перестройки.
Концепция «нового политического мышления». Распад социалистического лагеря. Обострение межнациональных отношений. Парад суверенитетов. Августовский путч 1991 г. И распад СССР.
Российская Федерация в 1991-2016 гг.
Необходимость экономических реформ. «Шоковая терапия». Певые результаты экономических реформ.
Начало противостояния исполнительной и законодательной власти. Политико-конституционный кризис. Принятие новой Конституции России. Основные политические партии и движения. Нарастание негативных тенденций в экономике. Денежный этап приватизации и залоговые аукционы. Взаимоотношения центральной власти и субъетов Федерации. Конфликт в Чеченской Республике. Трудности повседневной жизни. Кризис образования и науки. Президентские выборы 1996 г. Попытки проведения либеральных реформ и дефолт 1998 г. Правительство Е.Примакова. назначение В.Путина. Взаимоотношения с США и странами Запада. Россия на постсоветском пространстве. Восточный вектор внешней политики. Укрепление вертикали власти. Развитие многопартийности и гражданского общества.
Экономические реформы В.В. Путина. Экономические итоги 2000-2008 г. Экономическое развитие в 2-08-2016 гг. россия в системе мировой экономики. Внешнеполитический курс. Политика в рамках СНГ. Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Новый облик российского общества. Социальная политика. Демография, здравоохранение и поддержка семьи.
3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, основных тем | Количество часов |
1 | Тема 1. Россия в годы «Великих потрясений» 1914-1921 гг. | 15 |
2 | Тема 2. Советский Союз в 1920-1930-е гг. | 10 |
3 | Тема 3. Советский Союз в годы военных испытаний | 11 |
4 | Тема 4. СССР в 1945-1991 гг. | 16 |
5 | Тема 5. Российская Федерация в 1991-2016 гг. | 14 |
| ИТОГО | |
Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Окончание ІІ Мировой войны | 1 |
2 | День народного единства. День Октябрьской революции (1917 г.) | 1 |
3 | День неизвестного солдата | 1 |
4 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) | 1 |
5 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | 1 |
4. Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Коли- чество часов | Дата проведения |
По плану | Факт |
| Тема 1. Россия в годы «Великих потрясений» 1914-1921 гг. | 15 | | |
| Окончание ІІ Мировой войны (ВР) Российская империя накануне революции | 1 | 02.09 | |
| Россия в Первой мировой войне | 1 | 08.09 | |
| Война и общество | 1 | 09.09 | |
| Нарастание кризиса | 1 | 15.09 | |
| Российская революция 1917 г. | 1 | 16.09 | |
| Приход к власти партии большевиков | 1 | 22.09 | |
| Становление советской власти. Установление Советской власти в Бурятии (НРК) | 1 | 23.09 | |
| Начало Гражданской войны | 1 | 29.09 | |
| В вихре братоубийственного противостояния. Гражданская война в Бурятии (НРК) | 1 | 30.09 | |
| Россия в годы военного коммунизма | 1 | 06.10 | |
| Общество в эпоху революционных потрясений | 1 | 07.10 | |
| Революция и культура | 1 | 13.10 | |
| Защита проектов по темам: «Первая мировая война», «Революция 1917 г.», Гражданская война», «Революция и культура» | 1 | 14.10 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы ««Великих потрясений» 1914-1921 гг.» | 1 | 20.10 | |
| Контрольная работа № 1 по теме: : «Россия в годы ««Великих потрясений» 1914-1921 гг.» | 1 | 21.10 | |
| Тема 2. Советский Союз в 1920-1930-е гг. | 10 | | |
| СССР в годы НЭПа | 1 | 27.10 | |
| Образование СССР и внутренняя политика советской власти День народного единства. День Октябрьской революции 1917 г. (ВР) | 1 | 28.10 | |
| Индустриализация в 1930-е гг. | 1 | 10.11 | |
| Коллективизация в 1930-е гг. | 1 | 11.11 | |
| Политическое развитие СССР в 1930-е гг. | 1 | 17.11 | |
| Советское общество в 1920-1930-е гг. | 1 | 18.11 | |
| Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг. | 1 | 24.11 | |
| Наука и культура СССР в 1920-1930-е гг. | 1 | 25.11 | |
| Защита проектов по темам: «СССР в 1920-30 гг.», «Индустриализация», «Коллективизация», «Наука и культура» | 1 | 01.12 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Советский Союз в 1920-1930-е гг.» День неизвестного солдата (ВР) | 1 | 02.12 | |
| Контрольная работа №2 по теме: «Советский Союз в 1920-1930-е гг.» | 1 | 08.12 | |
| Тема 3. Советский Союз в годы военных испытаний | 12 ч | | |
| СССР накануне Великой Отечественной войны | 1 | 09.12 | |
| Начальный этап Великой Отечественной войны | 1 | 15.12 | |
| Битва за Москву и оборона Ленинграда | 1 | 16.12 | |
| Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 1 | 22.12 | |
| Война и общество | 1 | 23.12 | |
| Во вражеском тылу | 1 | 12.01 | |
| Культура и наука в годы войны | 1 | 13.01 | |
| Победа СССР в Великой Отечественной войне Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны (НРК) | 1 | 19.01 | |
| СССР и вопросы послевоенного устройства мира | 1 | 20.01 | |
| Победа: итоги и уроки | 1 | 26.01 | |
| Защита проектов по теме: «Великая Отечественная война» День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) | 1 | 27.01 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР в Великой Отечественной войне» | 1 | 02.02 | |
| Тема 4. СССР в 1945-1991 гг. | 16 ч | | |
| Советский Союз в 1945-1943 гг. | 1 | 03.02 | |
| Внешняя политика СССР в 1946-1953 гг. | 1 | 09.02 | |
| Политическое и экономическое развитие СССР в 1953-1963 гг. | 1 | 10.02 | |
| Культура и духовная жизнь в СССР в конце 1940-середине 1960-х гг. «Бурятия в 1946-1964 годах» НРК) | 1 | 16.02 | |
| Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. | 1 | 17.02 | |
| Брежневская эпоха | 1 | 24.02 | |
| Духовная жизнь советского общества в 1970-е -начале 1980-х гг. «Бурятия в 1965-1985 годах» (НРК) | 1 | 02.03 | |
| Советское общество времен «оттепели» и «развитого социализма» | 1 | 03.03 | |
| Внешняя политика: от разрядки к новому витку конфликтов | 1 | 09.03 | |
| Перестройка и кризис советской политической системы | 1 | 10.03 | |
| Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. | 1 | 16.03 | |
| «Новое политическое мышление» и внешняя политика СССР | 1 | 17.03 | |
| Кризис и распад СССР | 1 | 23.03 | |
| Защита проектов по теме: «СССР в 1945-1991 гг.» | 1 | 24.03 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР в 1945-1991 гг.» | 1 | 06.04 | |
| Контрольная работа №4 по теме: «СССР в 1945-1991 гг.» | 1 | 07.04 | |
| Тема 5. Российская Федерация в 1991-2016 гг. | 16ч | | |
| Начало рыночных реформ в России в 1992 г. | 1 | 13.04 | |
| Политико-конституционный кризис в 1993 г. | 1 | 14.04 | |
| Политика и экономика России в 1993-1995 г. | 1 | 20.04 | |
| Национальные и социальные проблемы 1990-х гг. | 1 | 21.04 | |
| Второе президентство Б.Н. Ельцина 1996-1999 гг. | 1 | 27.04 | |
| Внешняя политика РФ в 1990-е гг. | 1 | 28.04 | |
| Политическое развитие России в 2000-2016 гг. | 1 | 04.05 | |
| Экономика России в 2000-2016 гг. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (ВР) | 1 | 05.058 | |
| Внешняя политика России в 2000-2016 г. | 1 | 11.05 | |
| Образование, наука и культура России в конце XX-начале XXI вв. Наука, образование и культура Бурятии (НРК) | 1 | 12.05 | |
| Защита проектов по теме: «Российская Федерация в 1991-2016 гг.» | 1 | 18.05 | |
| Контрольная работа №5 по теме: «Российская Федерация в 1991-2016 гг.» | 1 | 19.05 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская Федерация в 1991-2016 гг.» | 1 | 25.05 | |
| Резервный урок | 1 | 26.05 | |