Министерство образования Луганской Народной республики
Государственное образовательное учреждение ЛНР
«Роскошнянский УВК специализированная средняя школа – детский сад Лутугинского района»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско – краеведческой направленности
«ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: общекультурный (базовый)
Возраст обучающихся: от 12 лет
Программу составила
учитель Яковенко Е.В.
учитель высшей категории
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена основе Примерной программы дополнительного образования
Составитель программы:
Максимюк Александр Игоревич, руководитель кружка, Государственного бюджетного образовательного учреждения «Антрацитовская станция юных туристов» Луганской Народной Республики
Рецензенты:
Кузнецова Раиса Зиновьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного образовательного учреждения «Антрацитовская станция юных туристов» Луганской Народной Республики
Кутовая Тамара Петровна, директор Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Антрацитовский исторический музей»
Рабочая программа рассчитана на первую группу детей, возраст от 12 лет - 2 часа в неделю, на вторую группу детей – 3 часа в неделю.
Дополнительная общеразвивающая программа туристско – краеведческого направления «Юные музееведы» направлена на развитие, обучение и воспитание подрастающего поколения, на связь с прошлым, на формирование культурной и исторической памяти прошлого. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может быть такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных образовательных учреждениях Луганской Народной Республики отводится музейной педагогике, которая призвана комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории города, района, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно - образовательной и экспозиционной работы. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д. В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Актуальность данной образовательной программы заключается в необходимости формирования у подрастающего поколения культурной и исторической памяти, тесной связи с прошлым, знания своих истоков. Благодаря данному кружку дополнительного образования воспитанники смогут не только найти, прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, но и «прикоснуться» к прошедшей эпохе, «потрогать ее руками», эмоционально пережить артефакты.
Основные задачи программы:
обучающие:
- сформировать начальные знания об истории музейного дела, профессии «экскурсовод»;
- изучить теорию музееведения;
- расширить и углубить знания обучающихся по истории родного края на основе знакомства с материалами музеев;
- познакомить с историей музейного дела и с музеями г. Антрацита;
развивающие:
- способствовать развитию интереса к музейному делу и профессии «экскурсовод»;
- развивать мотивацию к сбору краеведческого материала;
- приобщать обучающихся к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала;
- развивать самостоятельность и инициативу, познавательный интерес обучающихся к изучению истории,
- развивать культуру речи обучающихся, умение публично выступать;
- развивать умения работать с различными источниками информации
воспитательные:
- воспитывать культуру общения,
-прививать интерес к деятельности школьного музея, оформлению выставок к памятным датам;
- воспитывать у обучающихся уважение к прошлому своего народа; ответственность за судьбу родного края и страны;
- сформировать толерантность, уважение к истории, культуре, традициям различных народов;
- воспитывать активную жизненную позицию.
Особенности программы:
Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа предусматривает обучение в творческих объединениях базового (общекультурного) уровня на протяжении одного года.
На обработку учебного материала для 5 – х классов (2 часа в неделю) отводиться - 72 часа в год. Для 6 –х классов (3 часа в неделю) отводиться - 110 часов в год.
Программа разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся возраст которых не младше 12 лет.
Занятия творческого объединения организуются следующим образом: одно занятие теоретическое, второе – практическое. Продолжительность занятий определяется с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки и составляет в академических часах (45 минут). Ориентировочное соотношение теоретических и практических часов 1:6. Экскурсии и практические занятия являются обязательными и необходимыми составляющими учебно-воспитательного процесса. Они предусматривают создание условий для приближения содержания тем к реальной жизни. Формы организации деятельности с обучающимися: В программе творческого объединения, в зависимости от педагогической цели и задач, последовательно применяются групповые, индивидуальные и фронтальные формы работы. Во время изучения курса предусматривается использование интерактивных, эвристических, поисковых, объяснительно-иллюстративных, исследовательских методов обучения, а также методов активизации познавательной деятельности, формирования и стимулирования познания. Используются современные технические способы обучения. Типы занятий: теоретические, практические, лабораторные, комбинированные
Формы контроля за результативностью обучения.
Для оценки уровня знаний и навыков обучающихся в объединении предусмотрены такие формы контроля: текущий (собеседование, обсуждение, решение творческих задач); промежуточный (создание работ промежуточных этапов расширение теоретических знаний и практических умений; итоговый (участие в различных конкурсах и фестивалях). Формами подведения итогов реализации программы являются участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, выставках, соревнованиях.
Прогнозируемые результаты.
Обучающиеся будут знать:
основные исторические, археологические и природные памятники родного края, документацию для проведения археологических раскопок, основные документы музейного дела;
историю музейного дела;
жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела;
основы музееведческой деятельности;
методику проведения поисково-исследовательской работы;
основные термины, применяемые в музейном деле;
правила учета и хранения экспонатов;
требования к экскурсии; основные правила составления экскурсии;
основные правила проведения экскурсии;
основные правила интервьюирования;
Обучающиеся будут уметь
общаться с людьми;
вести исследовательские краеведческие записи;
систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал,
оформлять его и хранить,
вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу;
применять музейные термины на практике;
внести экспонат в книгу учета фондов;
проводить экскурсии в школьном музее, владение методикой проведения экскурсии, использование различных приемов, культуры и выразительности речи при проведении экскурсии;
общаться с интересными людьми, брать интервью;
ориентироваться в коллекциях музеев города и Республики;
проводить самостоятельную исследовательскую работу;
свободно оперировать имеющейся информацией.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для 5 –х классов (2 часа в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Количество часов |
Теория | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | РАЗДЕЛ I. Вступительная часть | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | РАЗДЕЛ II. Музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 10 | 6 | 4 |
2.1 | Знакомство с положением о музее. | 3 | 2 | 1 |
2.2 | Основные направления деятельности музея. | 5 | 3 | 2 |
2.3 | Работа экскурсовода по музею и его обязанности. | 2 | 1 | 1 |
3 | РАЗДЕЛ III. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | 7 | 3 | 4 |
3.1 | Музейные предметы как основа работы музея. | 3 | 2 | 1 |
3.2 | Научная организация фондов музеев. | 4 | 1 | 3 |
4 | РАЗДЕЛ IV. Поисково-собирательская работа. | 20 | 7 | 13 |
4.1 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 16 | 5 | 11 |
4.2 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 4 | 2 | 2 |
5 | РАЗДЕЛ V. Учет и хранение фондов. | 7 | 4 | 3 |
5.1 | Задачи учетно-хранительной работы. | 4 | 3 | 1 |
5.2 | Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. | 3 | 1 | 2 |
6 | РАЗДЕЛ VI. Экспозиционная работа. | 10 | 3 | 7 |
6.1 | Музейная экспозиция и её виды | 4 | 2 | 2 |
6.2 | Особенности экспозиций разных групп музеев. | 6 | 1 | 5 |
7 | РАЗДЕЛ VII. Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 15 | 6 | 9 |
7.1 | Экскурсия, как основная форма образовательной деятельности. | 5 | 3 | 2 |
7.2. | Объекты образовательных экскурсий. | 10 | 3 | 7 |
8 | РАЗДЕЛ VIII. Подведение итогов. | 1 | | 1 |
| Итого | 72 | 30 | 42 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для 6 –х классов (3 часа в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Количество часов |
Теория | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | РАЗДЕЛ I. Вступительная часть | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | РАЗДЕЛ II. Музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 19 | 10 | 9 |
2.1 | Знакомство с положением о музее. | 5 | 4 | 1 |
2.2 | Основные направления деятельности музея. | 12 | 5 | 7 |
2.3 | Работа экскурсовода по музею и его обязанности. | 2 | 1 | 1 |
3 | РАЗДЕЛ III. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | 10 | 5 | 5 |
3.1 | Музейные предметы как основа работы музея. | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Научная организация фондов музеев. | 6 | 3 | 3 |
4 | РАЗДЕЛ IV. Поисково-собирательская работа. | 28 | 7 | 21 |
4.1 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 21 | 4 | 17 |
4.2 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 7 | 3 | 4 |
5 | РАЗДЕЛ V. Учет и хранение фондов. | 10 | 6 | 4 |
5.1 | Задачи учетно-хранительной работы. | 3 | 2 | 1 |
5.2 | Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. | 7 | 4 | 3 |
6 | РАЗДЕЛ VI. Экспозиционная работа. | 17 | 4 | 13 |
6.1 | Музейная экспозиция и её виды | 5 | 2 | 3 |
6.2 | Особенности экспозиций разных групп музеев. | 12 | 2 | 10 |
7 | РАЗДЕЛ VII. Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 23 | 6 | 17 |
7.1 | Экскурсия, как основная форма образовательной деятельности. | 5 | 3 | 2 |
7.2. | Объекты образовательных экскурсий. | 18 | 3 | 15 |
8 | РАЗДЕЛ VIII. Подведение итогов. | 1 | | 1 |
| Итого | 110 | 39 | 71 |
Методическое обеспечение
1. Закон «Об образовании» Луганской Народной Республики;
2. Закон о музеях, музейном деле и Музейном фонде Луганской Народной Республики;
3. Закон о системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики;
4. Разработки конспектов занятий по конкретным темам музейного дела;
5. Памятка «Основные э тапы разработки экскурсии»;
6. Методика проведения экскурсии;
7 Основные требования к экскурсии;
8. Экскурсионные приемы;
9.Примерное положение о музее образовательного учреждения;
10. Учет и научное описание музейного фонда;
11. Образец заполнения инвентарной книги музея;
12. Методика организации и проведения массовых мероприятий в музее.
13. Методические рекомендации о разработке типовых образовательных программ дополнительного образования.
14 . Инструктажи: по техники безопасности жизнедеятельности обучающихся, правилам пожарной безопасности.
Дидактическое обеспечение
1.Презентация «Памятники архитектуры Луганской Народной Республики»
2. Схема «Памятные места города и района»;
3. Игры - тренинги, используемые при подготовки начинающих экскурсоводов;
4. Упражнения для по готовки речевого аппарата будущего экскурсовода;
5. Раздаточный материал: вопросник для проведения анкетирования; инвентарные карточки и др.
Материально – техническое обеспечение программы
Технические средства об учения:
Компьютер, проектор, экран, ноутбук:
Банк мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), экспонаты школьного музея.
СПИСОК ЛИТ ЕРАТУРЫ
1. Закон «Об образовании» Луганской Народной Республики
2 Закон о музеях, музейном деле и Музейном фонде Луганской Народной Республики;
3. Закон о системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики.
4. Белоусова И. Я. Программа «Музейное дело» Издательств о ОмГПУ 2007. -15с
5. Вансалова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000. №5 С 4- 6
6. Ефремов А.С. История Луганского края 2003 г.
7. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания. / Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. 199 -203.
8. Авторская программа Д.В.Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. По редакцией В.А. Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2010 г
9. Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
10. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич – М. 2001
Календарно – тематическое планирование
творческого объединения «Юные музееведы»
на 2020-2021 учебный год (72 часа; 2 часа в неделю)
5 класс
Учитель: Яковенко Е.В.
№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Количество часов | Дата |
Теория | Практика | По плану | По факту |
| РАЗДЕЛ I. Вступительная часть | 2 | 1 | 1 | | |
| 1.1. Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | | |
1 | Теоретические занятия: Основные понятия и термины музееведения. Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. | 1 | 1 | | | |
2 | Практические занятия: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?». | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ II. Музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 10 | 6 | 4 | | |
| 2.1. Знакомство с положением о музее. | 3 | 2 | 1 | | |
| Теоретические занятия: | | | | | |
3 | Знакомство с положением о музеях. Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Луганской Народной Республики. | 1 | 1 | | | |
4 | Предметность и наглядность в музее. Права и обязанности юных музееведов. | 1 | 1 | | | |
5 | Практические занятия: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность музеев в Луганской Народной Республики; изучение предметов и наглядных экспонатов в школьном музее. | 1 | | 1 | | |
| 2.2. Основные направления деятельности музея. | 5 | 3 | 2 | | |
| Теоретические занятия: | 3 | | | | |
6 | Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 1 | 1 | | | |
7 | Музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Социальная функция музея. | 1 | 1 | | | |
8 | Музей на современном этапе развития. Структура краеведческого музея и деятельность его подразделений. Профили музеев. Особенности деятельности музея. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 2 | | | | |
9 | Обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района. | 1 | | 1 | | |
10 | Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (формирование вопросов по проблеме для экскурсовода). Участие в планировании деятельности музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. | 1 | | 1 | | |
| 2.3.Работа экскурсовода по музею и его обязанности. | 2 | 1 | 1 | | |
11 | Теоретические занятия: Принципы экскурсионной методики; Типы и виды экскурсий. Порядок подготовки и проведения экскурсий в музее. Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее. | 1 | 1 | | | |
12 | Практические занятия: проверка знаний, умений и навыков экскурсоводов в работе. | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ III. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | 7 | 3 | 4 | | |
| 3.1. Музейные предметы как основа работы музея. | 3 | 2 | 1 | | |
| Теоретические занятия: | 2 | | | | |
13 | Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. | 1 | 1 | | | |
14 | Музейные предметы как основа работы музея. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 1 | | | | |
15 | Использование музейного экспоната. Проба «Чернильного пера». | 1 | | 1 | | |
| 3.2. Научная организация фондов музеев. | 4 | 1 | 3 | | |
| Теоретические занятия: | 1 | | | | |
16 | Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов музея. Принципы организации фондовой работы в краеведческом музее. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 3 | | | | |
17 | Знакомство с фондами краеведческого музея. | 1 | | 1 | | |
18 | Знакомство с фондами краеведческого музея. | 1 | | 1 | | |
19 | Составление учётной карточки экспоната музея. | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ IV. Поисково-собирательская работа. | 20 | 7 | 13 | | |
| 4.1. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 16 | 5 | 11 | | |
| Теоретические занятия: | 5 | | | | |
20 | Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. | 1 | 1 | | | |
21 | Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов. | 1 | 1 | | | |
22 | Изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация. | 1 | 1 | | | |
23 | Музейная педагогика, социально- психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. | 1 | 1 | | | |
24 | Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 11 | | | | |
25 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
26 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
27 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
28 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
29 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
30 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
31 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
32 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
33 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
34 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
35 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
| 4.2. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 4 | 2 | 2 | | |
| Теоретические занятия: | 2 | | | | |
36 | Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки музея. Классификация выставок. | 1 | 1 | | | |
37 | Организация выставок в краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 2 | | | | |
38 | Участие в подготовке тематической выставки в краеведческом музее; домашнее задание. | 1 | | 1 | | |
39 | Посещение совместно с родителями выставки в своём селе, составление паспорта выставки. | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ V. Учет и хранение фондов. | 7 | 4 | 3 | | |
| 5.1. Задачи учетно-хранительной работы. | 4 | 3 | 1 | | |
| Теоретические занятия: | 3 | | | | |
40 | Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому и другим режимам хранения. | 1 | 1 | | | |
41 | Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. | 1 | 1 | | | |
42 | Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 1 | | | | |
43 | Комплектование и обработка материалов для выставки. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно - вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея. | 1 | | 1 | | |
| 5.2. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. | 3 | 1 | 2 | | |
| Теоретические занятия: | 1 | | | | |
44 | Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Правила шифрования предметов. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции. Схемы описания музейных предметов. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 2 | | | | |
45 | Прием и выдача предметов. Акт приема-передачи и его форма. Вспомогательные картотеки: книга записи воспоминаний; книга фотофиксаций; журнал приема документов по историческим памятникам; журнал учета газетных материалов; книга фиксации переписки музея с посетителями и общественными организациями. | 1 | | 1 | | |
46 | Научное определение и описание предметов. | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ VI. Экспозиционная работа. | 10 | 3 | 7 | | |
6.1 | 6.1. Музейная экспозиция и её виды | 4 | 2 | 2 | | |
| Теоретические занятия: | 2 | | | | |
47 | Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. | 1 | 1 | | | |
48 | Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 2 | | | | |
49 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
50 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
| 6.2. Особенности экспозиций разных групп музеев. | 6 | 1 | 5 | | |
| Теоретические занятия: | 1 | | | | |
51 | Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 5 | | | | |
52 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
53 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
54 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
55 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
56 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ VII. Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 15 | 6 | 9 | | |
| 7.1. Экскурсия, как основная форма образовательной деятельности. | 5 | 3 | 2 | | |
| Теоретические занятия: | 3 | | | | |
57 | Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. | 1 | 1 | | | |
58 | Экскурсия и лекция. | 1 | 1 | | | |
59 | Экскурсия и лекция. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 2 | | | | |
60 | Экскурсионные методы и приемы. Взаимодействие методов на экскурсии. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. | 1 | | 1 | | |
61 | Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатация фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. | 1 | | 1 | | |
| 7.2. Объекты образовательных экскурсий. | 10 | 3 | 7 | | |
| Теоретические занятия: | 3 | | | | |
62 | Принципы экскурсионной методики; Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. | 1 | 1 | | | |
63 | Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе образовательного учреждения; | 1 | 1 | | | |
64 | Порядок подготовки и проведения экскурсий в музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее. Составление плана каждой экскурсии. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 7 | | | | |
65 | Проведение экскурсий разных типов. | 1 | | 1 | | |
66 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
67 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
68 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
69 | Экскурсия «История города в фотографиях». | 1 | | 1 | | |
70 | Экскурсия-практикум «Спортивная жизнь города». | 1 | | 1 | | |
71 | Обзорная экскурсия «Мемориальный комплекс ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ» | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ VIII. Подведение итогов. | 1 | | 1 | | |
| Практические занятия: | 1 | | | | |
72 | Подведение итогов работы творческого объединения за год. Награждение лучших обучающихся творческого объединения по итогам учебного года. Задание на лето. | 1 | | 1 | | |
| Итого | 72 | 30 | 42 | | |
Календарно – тематическое планирование
творческого объединения «Юные музееведы»
на 2020-2021 учебный год (110 часов; 3 часа в неделю)
6 класс
Учитель: Яковенко Е.В.
№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Количество часов | Дата |
Теория | Практика | По плану | По факту |
| РАЗДЕЛ I. Вступительная часть | 2 | 1 | 1 | | |
| 1.1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | | |
1 | Теоретические занятия: Основные понятия и термины музееведения. Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. | 1 | 1 | | | |
2 | Практические занятия: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?». | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ II. Музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 19 | 10 | 9 | | |
| 2.1. Знакомство с положением о музее. | 5 | 4 | 1 | | |
| Теоретические занятия: | 4 | | | | |
3 | Знакомство с положением о музеях. | 1 | 1 | | | |
4 | Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Луганской Народной Республики. | 1 | 1 | | | |
5 | Предметность и наглядность в музее. | 1 | 1 | | | |
6 | Права и обязанности юных музееведов. | 1 | 1 | | | |
7 | Практические занятия: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность музеев в Луганской Народной Республики; изучение предметов и наглядных экспонатов в школьном музее. | 1 | | 1 | | |
| 2.2. Основные направления деятельности музея. | 12 | 5 | 7 | | |
| Теоретические занятия: | 5 | | | | |
8 | Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 1 | 1 | | | |
9 | Музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Социальная функция музея. | 1 | 1 | | | |
10 | Музей на современном этапе развития. | 1 | 1 | | | |
11 | Структура краеведческого музея и деятельность его подразделений. | 1 | 1 | | | |
12 | Профили музеев. Особенности деятельности музея. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 7 | | | | |
13 | Обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района. | 1 | | 1 | | |
14 | Обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района. | 1 | | 1 | | |
15 | Обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района. | 1 | | 1 | | |
16 | Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (формирование вопросов по проблеме для экскурсовода). | 1 | | 1 | | |
17 | Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (формирование вопросов по проблеме для экскурсовода). | 1 | | 1 | | |
18 | Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (формирование вопросов по проблеме для экскурсовода). | 1 | | 1 | | |
19 | Участие в планировании деятельности музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. | 1 | | 1 | | |
| 2.3. Работа экскурсовода по музею и его обязанности. | 2 | 1 | 1 | | |
20 | Теоретические занятия: Принципы экскурсионной методики; Типы и виды экскурсий. Порядок подготовки и проведения экскурсий в музее. Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее. | 1 | 1 | | | |
21 | Практические занятия: проверка знаний, умений и навыков экскурсоводов в работе. | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ III. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | 10 | 5 | 5 | | |
| 3.1. Музейные предметы как основа работы музея. | 4 | 2 | 2 | | |
| Теоретические занятия: | 2 | | | | |
22 | Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. | 1 | 1 | | | |
23 | Музейные предметы как основа работы музея. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 2 | | | | |
24 | Использование музейного экспоната. Проба «Чернильного пера». | 1 | | 1 | | |
25 | Использование музейного экспоната. Проба «Чернильного пера». | 1 | | 1 | | |
| 3.2. Научная организация фондов музеев. | 6 | 3 | 3 | | |
| Теоретические занятия: | 3 | | | | |
26 | Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов музея. | 1 | 1 | | | |
27 | Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. | 1 | 1 | | | |
28 | Учёт фондов музея. Принципы организации фондовой работы в краеведческом музее. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 3 | | | | |
29 | Знакомство с фондами краеведческого музея. | 1 | | 1 | | |
30 | Знакомство с фондами краеведческого музея. | 1 | | 1 | | |
31 | Составление учётной карточки экспоната музея. | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ IV. Поисково-собирательская работа. | 28 | 7 | 21 | | |
| 4.1. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 21 | 4 | 17 | | |
| Теоретические занятия: | 4 | | | | |
32 | Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. | 1 | 1 | | | |
33 | Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов. | 1 | 1 | | | |
34 | Изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально- психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. | 1 | 1 | | | |
35 | Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 17 | | | | |
36 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
37 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
38 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
39 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
40 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
41 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
42 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и | 1 | | 1 | | |
43 | Участие в поисково- Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
44 | Участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности. | 1 | | 1 | | |
45 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
46 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
47 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
48 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
49 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
50 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
51 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
52 | Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | 1 | | 1 | | |
| 4.2. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 7 | 3 | 4 | | |
| Теоретические занятия: | 3 | | | | |
53 | Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки музея. | 1 | 1 | | | |
54 | Классификация выставок. | 1 | 1 | | | |
55 | Организация выставок в краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 4 | | | | |
56 | Участие в подготовке тематической выставки в краеведческом музее; домашнее задание. | 1 | | 1 | | |
57 | Участие в подготовке тематической выставки в краеведческом музее; домашнее задание. | 1 | | 1 | | |
58 | Посещение совместно с родителями выставки в своём селе, составление паспорта выставки. | 1 | | 1 | | |
59 | Посещение совместно с родителями выставки в своём селе, составление паспорта выставки. | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ V. Учет и хранение фондов. | 10 | 6 | 4 | | |
| 5.1. Задачи учетно-хранительной работы. | 3 | 2 | 1 | | |
| Теоретические занятия: | 2 | | | | |
60 | Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. | 1 | 1 | | | |
61 | Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 1 | | | | |
62 | Комплектование и обработка материалов для выставки. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно- Вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея. | 1 | | 1 | | |
| 5.2. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. | 7 | 4 | 3 | | |
| Теоретические занятия: | 4 | | | | |
63 | Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. | 1 | 1 | | | |
64 | Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Правила шифрования предметов. | 1 | 1 | | | |
65 | Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции. | 1 | 1 | | | |
66 | Схемы описания музейных предметов. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 3 | | | | |
67 | Прием и выдача предметов. Акт приема-передачи и его форма. | 1 | | 1 | | |
68 | Вспомогательные картотеки: книга записи воспоминаний; книга фотофиксаций; журнал приема документов по историческим памятникам; журнал учета газетных материалов; книга фиксации переписки музея с посетителями и общественными организациями. | 1 | | 1 | | |
69 | Научное определение и описание предметов. | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ VI. Экспозиционная работа. | 17 | 4 | 13 | | |
| 6.1. Музейная экспозиция и её виды | 5 | 2 | 3 | | |
| Теоретические занятия: | 2 | | | | |
70 | Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. | 1 | 1 | | | |
71 | Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 3 | | | | |
72 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
73 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
74 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
| 6.2. Особенности экспозиций разных групп музеев. | 12 | 2 | 10 | | |
| Теоретические занятия: | 2 | | | | |
75 | Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). | 1 | 1 | | | |
76 | Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 10 | | | | |
77 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
78 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
79 | Участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате. | 1 | | 1 | | |
80 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
81 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
82 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
83 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
84 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
85 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
86 | Поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками». | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ VII. Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 23 | 6 | 17 | | |
| 7.1. Экскурсия, как основная форма образовательной деятельности. | 5 | 3 | 2 | | |
| Теоретические занятия: | 3 | | | | |
87 | Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. | 1 | 1 | | | |
88 | Экскурсия и лекция. | 1 | 1 | | | |
89 | Экскурсия и лекция. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 2 | | | | |
90 | Экскурсионные методы и приемы. Взаимодействие методов на экскурсии. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. | 1 | | 1 | | |
91 | Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатация фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. | 1 | | 1 | | |
| 7.2. Объекты образовательных экскурсий. | 18 | 3 | 15 | | |
| Теоретические занятия: | 3 | | | | |
92 | Принципы экскурсионной методики; Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. | 1 | 1 | | | |
93 | Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе образовательного учреждения; | 1 | 1 | | | |
94 | Порядок подготовки и проведения экскурсий в музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее. Составление плана каждой экскурсии. | 1 | 1 | | | |
| Практические занятия: | 15 | | | | |
95 | Проведение экскурсий разных типов. | 1 | | 1 | | |
96 | Проведение экскурсий разных типов. | 1 | | 1 | | |
97 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
98 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
99 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
100 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
101 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
102 | Экскурсия-лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | 1 | | |
103 | Экскурсия «История города в фотографиях». | 1 | | 1 | | |
104 | Экскурсия «История города в фотографиях». | 1 | | 1 | | |
105 | Экскурсия «История города в фотографиях». | 1 | | 1 | | |
106 | Экскурсия-практикум «Спортивная жизнь города». | 1 | | 1 | | |
107 | Экскурсия-практикум «Спортивная жизнь города». | | | | | |
108 | Обзорная экскурсия «Мемориальный комплекс ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ» | | | | | |
109 | Обзорная экскурсия «Мемориальный комплекс ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ» | 1 | | 1 | | |
| РАЗДЕЛ VIII. Подведение итогов. | 1 | | 1 | | |
| Практические занятия: | | | | | |
110 | Подведение итогов работы творческого объединения за год. Награждение лучших обучающихся творческого объединения по итогам учебного года. Задание на лето. | 1 | | 1 | | |
| Итого | 110 | 39 | 71 | | |
Рассмотрено:
Методическим объединением дополнительного
образования от 28.08 2020 г. Протокол №1
Согласовано:
Заместитель директора по ВР
Л.В Буланович
01.09.2020 г.