СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юный эколог"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен второй вариант рабочей программы кружка "Юный эколог"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юный эколог"»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Юный эколог» для учащихся 8-10 классов составлена на основе авторской программы Черновой Н.М., Галушина В.М., Константинова В.М. «Экология» и обеспечивается учебником «Экология »: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, М: Изд-во «Дрофа» , 2010 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений».

Программа составлена из расчета 2 часа в неделю (56 часов в год).

Срок реализации – октябрь 2017 - апрель 2018 гг.

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характе­ра: экологической культуре, нравственности и морали, экологиче­скому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы. Разделы про­граммы подчинены достижению фундаментальной цели эко­логического образования.

Задачи:

- развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле;

- рассматривание взаимодействия между обществом и природой, принципов и перспективы их существования и оптимального развития.

Главная цель преподавания экологии:

— комплексный глубокий анализ экологических проблем, причин их возникновения, способов ликвидации, знание перспективных моделей устойчивого развития общества и существования будущего человечества с целью окончательного утверждения экологического мировоззрения и экологической культуры в целом.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоение научных фактов, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Экология

Раздел 1. Экологические связи человека

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности эко­логических связей человечества: овладение допол­нительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

Экологические связи человечества в доисториче­ское время. Овладение огнем. Преимущества орудий­ной охоты. Экологические связи человечества в исто­рическое время. Культурные растения и домашние животные. Совершен­ствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирова­ние техносферы. Экологиче­ские аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологиче­ские особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические послед­ствия возникновения и развития системы государств.

Масштабы экологических связей человечества: ис­пользование природных ресурсов, загрязнение сре­ды, антропо­генные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильно­сти. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы.

Всеобщая связь природных и антропогенных про­цессов на Земле. Первостепенное значение природ­ных взаимосвя­зей. Необходимость включения про­дуктов и отходов производства в глобальные круго­вороты веществ. Опере­жающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость ра­зумного регулирования потребностей людей.

Раздел 2. Экологическая демография

Приложение фундаментальных экологических за­конов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение че­ловеческой деятельно­стью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость сре­ды своего обитания. Значение этого уникального ка­чества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.

Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографиче­ских про­цессов, их различия и возможные последст­вия. Активная демографическая политика. Планиро­вание семьи, ее осо­бенности в разных странах.

Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения чис­ленности населения России. Формы его предотвраще­ния и их эффективность.

Неравномерность роста населения Земли и его воз­можные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образова­ние, культура. Возможности и перспективы управле­ния демографическими процессами. Оценка вероят­ности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

Концепция устойчивого социально-экологическо­го развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Все­мирная эколо­гическая программа на XXI век. Необ­ходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоз­зрение как предпосылка эф­фективного решения природоохранных задач на ме­стном, региональном и глобальном уровнях. Экологи­ческая этика. Экологическое образование и воспита­ние в разных странах. Международное со­трудничест­во в формировании экологического мировоззрения.



Раздел 3. Экологические проблемы и их решения


Природа Земли — источник материальных ресур­сов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые при­родные ре­сурсы. Современное состояние окружаю­щей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономиче­ский, социально-политический, здравоохранитель­ный, эстетический, воспитательный, научно-позна­вательный. Правила и принципы охраны при­роды. Охрана природы в процессе ее использования. Прави­ло региональности. Охрана одного природного ресур­са через другой. Правовые основы охраны природы.

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязне­ния атмо­сферы. Тепличный эффект. Проблемы озоно­вого экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и про­мышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на со­стояние и жизнь живых организмов и человека. Ме­ры по охране атмосферного воздуха: утилизация от­ходов, очистные сооружения на предприятиях, безот­ходная технология.

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной во­ды и его причины: возрастание расхода воды на оро­шение и ну­жды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водо­емов. Основные меры по рациональному использова­нию и охране вод: бережное расходование, предупре­ждение загрязнений. Очистные сооружения. Исполь­зование оборотных вод в промышленности.

Минеральные и энергетические природные ресур­сы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости по­лезных ископаемых. Истощение энерге­тических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использо­вание новых источников энер­гии, металлосберегающих производств, синтетиче­ских материалов. Охрана окру­жающей среды при разработке полезных ископаемых.

Значение почвы и ее плодородия для человека. Со­временное состояние почвенных ресурсов. Роль жи­вых организ­мов и культуры земледелия в поддержа­нии плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрози­ей почв. Рациональное использование и охрана зе­мель.

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современ­ное состоя­ние лесных ресурсов. Причины и последст­вия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроиз­водство лугов. Охрана и рациональ­ное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хо­зяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного сою­за охраны природы и Красная книга РСФСР, их зна­чение в охране редких видов растений.

Прямое и косвенное воздействие человека на жи­вотных, их последствия. Причины вымирания жи­вотных в на­стоящее время: перепромысел, отравле­ние ядохимикатами, изменение местообитаний, бес­покойство. Рациональ­ное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитаю­щих. Редкие и вымирающие виды животных, за­несенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.











ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИМСЯ

В результате изучения экологии учащиеся должны знать:

  • о биосфере как глобальной экосистеме (кругово­рот веществ и потоки энергии в биосфере);

  • о месте человека в экосистеме Земли (общеэко­логические и социальные особенности популяций че­ловека, экологические связи человечества, их разви­тие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

  • о динамике отношений системы «природа—об­щество» (различия темпов и характера формирова­ния биосферы и техносферы, совместимость человече­ской цивилизации с законами биосферы);

  • социально-экологические закономерности роста численности населения Земли;

-нравственно-этические основы экологической культуры;

- конституционные права и обязанности каждого гражданин РФ в деле охраны природы, международные соглашения по охране природы, концепции устойчивого развития мира в целом и России в частности.


Учащиеся должны уметь:

- использовать знания в учебных, реальных экономических ситуациях; участвовать в решении местных экопроблем, собирать и анализировать экологическую информацию;

- характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу;

- обосновать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки деятельности человека; объяснения процессов возникновения приспособлений (адаптаций); составление экологических прогнозов; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.


Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение практических работ по главам: «Экологические проблемы и их решения».





























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата по плану

Дата

факт.


Глава 1. Экологические связи человека



1

Человек как биосоциальный вид.



2

Особенности пищевых и информационных связей человека.



3

Использование орудий и энергии.



4

История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.



5

История развития экологических связей человечества. Человек разумный.



6

История развития экологических связей человечества. Современность.



7

История развития экологических связей человечества. Будущее.



8

Повторение по теме: «Экологические связи человека».




Глава 2. Экологическая демография



9 - 10

Социально – экологические особенности демографии человечества.

Сбор информации о демографической перспективы села Бишкаин



11

Рост численности человечества.



12

Социально-географические особенности демографии человека.



13 - 14

Демографические перспективы.

Составление демографической картины села Бишкаин.



15

Повторение по теме: «Экологическая демография».




Глава 3. Экологические проблемы и их решения



16-17

Современные проблемы охраны природы.

Памятники природы Аургазинского района РБ



18-19

Современное состояние и охрана атмосферы.

Зависимость чистоты атмосферы от лесопосадок, расположенных в близи с.Бишкаин.



20

Лабораторная работа № 1 по теме: «Определение загрязнения воздуха в селе».



21-23

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Сероводородный источник с.Бишкаин. Облагораживание территории источника.

Встреча с односельчанином, Ивановым А.Д. «Изучение качеств и свойств воды сероводородного источника»



24

Лабораторная работа № 2 по теме: «Определение загрязнения воды».



25

Использование и охрана недр.



26

Экскурсия на предприятие добывающей промышленности.



27

Почвенные ресурсы, их использование и охрана



28

Лабораторная работа № 3 по теме: «Наблюдение за различными видами эрозии почв».



29-30

Современное состояние и охрана растительности.

Встреча с лесником Белогорского лесничества, Ивановым Ф.Н. «Охрана растительности в Белогорском лесничестве».



31-32

Рациональное использование и охрана животных.

Растения и животные Аургазинского района с.Бишкаин, занесенные в Красную книгу РБ



33

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.



34

Экология и здоровье.



35

Практикум «Состав пищевых продуктов»



36

Повторение по теме: «Экологические проблемы и их решения».



37

Биосфера и человечество



38

Человечество в биосфере



39

Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой



40

Основные физиологические потребности человечества и их влияния на биосферу



41

Потребность человечества в размножении.



42

Демографическая проблема.



43

Значение информации для развития человечества



44

Экологическое воздействие на биосферу



45

Технологическое воздействие на биосферу



46

Влияние человечества на эволюцию биосферы.



47

История экологических кризисов



48

Современный масштаб деятельности человечества



49

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера



50

Работа над проектами



51

Участие в конкурсе «Птицы Башкортостана»



52

Участие в конкурсе «Скворечник»



53-54

Защита проектов



55-56

Экскурсия на природу.































Перечень учебно-методического обеспечения:



1.В.Н.Кузнецов. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 классы. М.: Дрофа,2000

2.Чернова Н.М., Галушин А.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10 (11) класс.М.: Дрофа,2010

3. Дудкин О.П. Основы экологии 11 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

4. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику/ под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии». 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001.



Мультимедийная поддержка курса:


1. Видеокассеты: Экологические системы.

Экология XXI век.































Расписание занятий кружка «Юный эколог»

МБОУ СОШ с.Бишкаин



Четверг 15.45.-17.45.

















































Список обучающихся кружка «Юный эколог»



№ п/п

ФИО учащихся

Класс

1

Афанасьева Юлия Вячеславовна

8

2

Герасимова Виктория Федоровна

10

3

Григорьева Нина Ивановна

10

4

Ефимова Милана Владимировна

8

5

Иванов Илья Федорович

9

6

Иванова Анастасия Анатольевна

8

7

Иванова Мария Михайловна

11

8

Ильина Сюзанна Викторовна

11

9

Захарова Елизавета Викторовна

8

10

Кириллова Дарья Евгеньевна

9

11

Лазарева Анастасия Валерьевна

11

12

Николаева Людмила Ивановна

11

13

Павлова Татьяна Васильевна

8

14

Савельева Анжела Андреевна

11

15

Умова Антонида Сергеевна

11

16

Федорова Алевтина Васильевна

11











Директору МАУ ДОД ЦДОД «АЛЬТАИР»

Юлдашеву Антону Хайдаровичу

________________________________,
ФИО родителя(законного представителя)
проживающего по адресу:
___________________________________


заявление.
Прошу принять моего ребенка _________________________________________________________
ФИО ребенка, дата рождения,

учащегося класса в кружок «Юный эколог». Медицинские противопоказания для участия в кружке ребенок не имеет

____ сентября 2015г.

___________(___________________)

…………………………………………………………………………………………………………………

Директору МАУ ДОД ЦДОД «АЛЬТАИР»

Юлдашеву Антону Хайдаровичу

________________________________,
ФИО родителя(законного представителя)
проживающего по адресу:
___________________________________


заявление.
Прошу принять моего ребенка _________________________________________________________
ФИО ребенка, дата рождения,

учащегося класса в кружок «Юный эколог». Медицинские противопоказания для участия в кружке ребенок не имеет

____ сентября 2015г.

___________(___________________)






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!