ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Юный эколог» для учащихся 8-10 классов составлена на основе авторской программы Черновой Н.М., Галушина В.М., Константинова В.М. «Экология» и обеспечивается учебником «Экология »: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, М: Изд-во «Дрофа» , 2010 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений».
Программа составлена из расчета 2 часа в неделю (56 часов в год).
Срок реализации – октябрь 2017 - апрель 2018 гг.
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы. Разделы программы подчинены достижению фундаментальной цели экологического образования.
Задачи:
- развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле;
- рассматривание взаимодействия между обществом и природой, принципов и перспективы их существования и оптимального развития.
Главная цель преподавания экологии:
— комплексный глубокий анализ экологических проблем, причин их возникновения, способов ликвидации, знание перспективных моделей устойчивого развития общества и существования будущего человечества с целью окончательного утверждения экологического мировоззрения и экологической культуры в целом.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоение научных фактов, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Экология
Раздел 1. Экологические связи человека
Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.
Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств.
Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы.
Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость разумного регулирования потребностей людей.
Раздел 2. Экологическая демография
Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.
Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографических процессов, их различия и возможные последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.
Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Формы его предотвращения и их эффективность.
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образование, культура. Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.
Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.
Раздел 3. Экологические проблемы и их решения
Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.
Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.
Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов растений.
Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИМСЯ
В результате изучения экологии учащиеся должны знать:
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
социально-экологические закономерности роста численности населения Земли;
-нравственно-этические основы экологической культуры;
- конституционные права и обязанности каждого гражданин РФ в деле охраны природы, международные соглашения по охране природы, концепции устойчивого развития мира в целом и России в частности.
Учащиеся должны уметь:
- использовать знания в учебных, реальных экономических ситуациях; участвовать в решении местных экопроблем, собирать и анализировать экологическую информацию;
- характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу;
- обосновать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки деятельности человека; объяснения процессов возникновения приспособлений (адаптаций); составление экологических прогнозов; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.
Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение практических работ по главам: «Экологические проблемы и их решения».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата факт. |
| Глава 1. Экологические связи человека | | |
1 | Человек как биосоциальный вид. | | |
2 | Особенности пищевых и информационных связей человека. | | |
3 | Использование орудий и энергии. | | |
4 | История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. | | |
5 | История развития экологических связей человечества. Человек разумный. | | |
6 | История развития экологических связей человечества. Современность. | | |
7 | История развития экологических связей человечества. Будущее. | | |
8 | Повторение по теме: «Экологические связи человека». | | |
| Глава 2. Экологическая демография | | |
9 - 10 | Социально – экологические особенности демографии человечества. Сбор информации о демографической перспективы села Бишкаин | | |
11 | Рост численности человечества. | | |
12 | Социально-географические особенности демографии человека. | | |
13 - 14 | Демографические перспективы. Составление демографической картины села Бишкаин. | | |
15 | Повторение по теме: «Экологическая демография». | | |
| Глава 3. Экологические проблемы и их решения | | |
16-17 | Современные проблемы охраны природы. Памятники природы Аургазинского района РБ | | |
18-19 | Современное состояние и охрана атмосферы. Зависимость чистоты атмосферы от лесопосадок, расположенных в близи с.Бишкаин. | | |
20 | Лабораторная работа № 1 по теме: «Определение загрязнения воздуха в селе». | | |
21-23 | Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Сероводородный источник с.Бишкаин. Облагораживание территории источника. Встреча с односельчанином, Ивановым А.Д. «Изучение качеств и свойств воды сероводородного источника» | | |
24 | Лабораторная работа № 2 по теме: «Определение загрязнения воды». | | |
25 | Использование и охрана недр. | | |
26 | Экскурсия на предприятие добывающей промышленности. | | |
27 | Почвенные ресурсы, их использование и охрана | | |
28 | Лабораторная работа № 3 по теме: «Наблюдение за различными видами эрозии почв». | | |
29-30 | Современное состояние и охрана растительности. Встреча с лесником Белогорского лесничества, Ивановым Ф.Н. «Охрана растительности в Белогорском лесничестве». | | |
31-32 | Рациональное использование и охрана животных. Растения и животные Аургазинского района с.Бишкаин, занесенные в Красную книгу РБ | | |
33 | От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию. | | |
34 | Экология и здоровье. | | |
35 | Практикум «Состав пищевых продуктов» | | |
36 | Повторение по теме: «Экологические проблемы и их решения». | | |
37 | Биосфера и человечество | | |
38 | Человечество в биосфере | | |
39 | Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой | | |
40 | Основные физиологические потребности человечества и их влияния на биосферу | | |
41 | Потребность человечества в размножении. | | |
42 | Демографическая проблема. | | |
43 | Значение информации для развития человечества | | |
44 | Экологическое воздействие на биосферу | | |
45 | Технологическое воздействие на биосферу | | |
46 | Влияние человечества на эволюцию биосферы. | | |
47 | История экологических кризисов | | |
48 | Современный масштаб деятельности человечества | | |
49 | Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера | | |
50 | Работа над проектами | | |
51 | Участие в конкурсе «Птицы Башкортостана» | | |
52 | Участие в конкурсе «Скворечник» | | |
53-54 | Защита проектов | | |
55-56 | Экскурсия на природу. | | |
| | | |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.В.Н.Кузнецов. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 классы. М.: Дрофа,2000
2.Чернова Н.М., Галушин А.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10 (11) класс.М.: Дрофа,2010
3. Дудкин О.П. Основы экологии 11 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
4. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику/ под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии». 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001.
Мультимедийная поддержка курса:
1. Видеокассеты: Экологические системы.
Экология XXI век.
Расписание занятий кружка «Юный эколог»
МБОУ СОШ с.Бишкаин
Четверг 15.45.-17.45.
Список обучающихся кружка «Юный эколог»
№ п/п | ФИО учащихся | Класс |
1 | Афанасьева Юлия Вячеславовна | 8 |
2 | Герасимова Виктория Федоровна | 10 |
3 | Григорьева Нина Ивановна | 10 |
4 | Ефимова Милана Владимировна | 8 |
5 | Иванов Илья Федорович | 9 |
6 | Иванова Анастасия Анатольевна | 8 |
7 | Иванова Мария Михайловна | 11 |
8 | Ильина Сюзанна Викторовна | 11 |
9 | Захарова Елизавета Викторовна | 8 |
10 | Кириллова Дарья Евгеньевна | 9 |
11 | Лазарева Анастасия Валерьевна | 11 |
12 | Николаева Людмила Ивановна | 11 |
13 | Павлова Татьяна Васильевна | 8 |
14 | Савельева Анжела Андреевна | 11 |
15 | Умова Антонида Сергеевна | 11 |
16 | Федорова Алевтина Васильевна | 11 |
Директору МАУ ДОД ЦДОД «АЛЬТАИР»
Юлдашеву Антону Хайдаровичу
________________________________,
ФИО родителя(законного представителя)
проживающего по адресу:
___________________________________
заявление.
Прошу принять моего ребенка _________________________________________________________
ФИО ребенка, дата рождения,
учащегося класса в кружок «Юный эколог». Медицинские противопоказания для участия в кружке ребенок не имеет
____ сентября 2015г.
___________(___________________)
…………………………………………………………………………………………………………………
Директору МАУ ДОД ЦДОД «АЛЬТАИР»
Юлдашеву Антону Хайдаровичу
________________________________,
ФИО родителя(законного представителя)
проживающего по адресу:
___________________________________
заявление.
Прошу принять моего ребенка _________________________________________________________
ФИО ребенка, дата рождения,
учащегося класса в кружок «Юный эколог». Медицинские противопоказания для участия в кружке ребенок не имеет
____ сентября 2015г.
___________(___________________)