СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юный исследователь"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе методического пособия Громовой Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников Биология 5-9 классы. Москва, Издательский центр "Вентана-Граф", 2016. Программа относится к общеинтеллектуальному направлению развития личности школьника

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юный исследователь"»

Рабочая программа
  1. внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

(Обще-интеллектуальное направление развития личности школьника)

для___5___ класса

.











Пояснительная записка

Нормативная база:

Программа составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  • Распоряжение Правительства РФ от 07 февраля 2011г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. №1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013г. № 26993 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05 октября 2010 г. № 02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  • Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013г. №1543.

  • Областного базисного учебного плана Челябинской области (приказ МОиН Челябинской области от 1 июля 2004г. № 02-678, с изменениями, внесенными приказами МОиН Челябинской области от 5 мая 2005г. №01-571, от 10 мая 2006г. №02-510, от 29 мая 2007г. №02-567, от 5 мая 2008г. №04-387, от 6 мая 2009г. №01-269, от 16 июня 2011г. №04-997)

  • Методического письма Об организации образовательной деятельности на уровне начального (основного) общего образования в 2015-2016 учебном году.

  • Авторская программа «Зеленая лаборатория» Смолина И.В учитель биологии, МБОУ Математический лицей, г. Хабаровск.

Актуальность программы

В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. На биологию в 5 классе выделен всего 1 час, и этого времени не хватает для проведения лабораторных работ, поэтому данная программа внеурочной деятельности включает занятия с практической направленностью. До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организации процесса обучения во внеурочной деятельности в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

• создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при изучении программы «Юный исследователь»;

• использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;

• использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

• организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия - проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.



Специфика программы

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» соответствует целям ФГОС. Новизна материала заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемая программа направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, она подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах. В рамках данной программы запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

На внеурочную деятельность отводится 34 часа. Рекомендовано данное распределение часов, но при этом учитель имеет право самостоятельно варьировать его в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Материал программы разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения во время выполнения лабораторных работ, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Освоение данной программы целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «Биология. 5 класс». На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобной деятельности, изучение содержания которой важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому программа «Юный исследователь» будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Внеурочная деятельность направлена на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.


Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого-биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия — наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология — наука, занимающаяся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология — наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альгологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.


Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения – по 1 часу в неделю, т.е. 34 часа в год.


Цель и задачи изучения данной программы внеурочной деятельности

Целью изучения данной программы является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

• формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;

• формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования;

• освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.



Планируемые результаты:

Личностные результаты:

• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формы и методы работы, режим занятий:

лабораторные работы,

творческие мастерские,

экскурсии,

творческие проекты,

мини-конференции с презентациями,

использование проектного метода,

активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу.

При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды;

выявления причинно-следственных связей;

сравнения объектов, процессов и явлений;

моделирования и проектирования;

в ресурсах Интернет, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде;

оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Учебно – тематическое планирование

Учебный план – 34 часа, 1 час в неделю.

темы


Тематика

Кол-во часов по программе

Контроль

  1. 1

Экскурс в науку

5

Отчет по экскурсии

  1. 2

Удивительный мир клетки

5

Выставка макетов, моделей. Копилка презентаций.

  1. 3

«Белые пятна» биологии

5

Фотовыставка

Экспериментальная биология

7

Творческая конференция

Мир вокруг нас

11

Разработка экологической тропы

Всего

34 часа




Содержание изучаемого курса

темы

Кол-во часов

Тема

Содержание

Компетентности

Продукт, полученный в результате деятельности

Форма организации деятельности

5

Экскурс в науку

Введение

Почувствуй себя натуралистом

Почувствуй себя антропологом

Почувствуй себя фенологом

Почувствуй себя ученым

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы.

Отчет по экскурсии

Экскурсия

Творческая мастерская

Лабораторная работа

5

Удивительный мир клетки

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое

Почувствуй себя цитологом

Почувствуй себя гистологом

Почувствуй себя биохимиком

Почувствуй себя физиологом

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

Модели

Макеты презентации

Творческая мастерская

Лабораторная работа

5

«Белые пятна» биологии

Почувствуй себя эволюционистом

Почувствуй себя библиографом

Почувствуй себя систематиком

Почувствуй себя вирусологом

Почувствуй себя бактериологом

Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции.

Фотовыставка

Творческая мастерская


7

Экспериментальная биология

Почувствуй себя альгологом

Почувствуй себя протозоологом

Почувствуй себя микологом

Почувствуй себя орнитологом

Почувствуй себя экологом

Почувствуй себя физиологом

Почувствуй себя аквариумистом

Уметь проводить опыт

Уметь пользоваться готовыми микропрепаратами и изготавливать микропрепараты


Творческая конференция

Творческая мастерская

Лабораторная работа

11

Мир вокруг нас

Почувствуй себя исследователем природных сообществ

Почувствуй себя зоогеографом

Почувствуй себя дендрологом

Почувствуй себя этологом

Почувствуй себя фольклористом

Почувствуй себя палеонтологом

Почувствуй себя ботаником

Почувствуй себя следопытом

Почувствуй себя зоологом

Почувствуй себя цветоводом

Почувствуй себя экотуристом


Научиться бережно относиться к природе.

Уметь вести дневник наблюдений.

Уметь работать с изображениями и описаниями.

Разработанная экологическая тропа

Творческая мастерская

Лабораторная работа



Календарно -тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Планируемые результаты

1

Введение

Занятие-знакомство

Выбор тем для проекта

2

Почувствуй себя натуралистом

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчеты об экскурсии.

3

Почувствуй себя антропологом

Творческая мастерская №1 «Построение ленты времени», по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития

Лента времени как доказательство эволюции человека.

4

Почувствуй себя фенологом

Лабораторная работа №1 «Составление макета этапов развития семени фасоли»

Макет этапов развития семени фасоли.

5

Почувствуй себя ученым

Творческая мастерская № 2 Работа в группах по основным методам. Наблюдаем и исследуем.

Презентация представления опыта работы группы «Самый лучший метод наш». Прийти к результату, что исследование объекта возможно с использованием разных методов.

6

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое

Лабораторная работа №2 «Изучение строения микроскопа»

Таблица «Основные части микроскопа и их назначение». Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

7

Почувствуй себя цитологом

Творческая мастерская №3 «Создание модели клетки из пластилина»

Модель клетки. Устанавливать основные части клетки.

8

Почувствуй себя гистологом

Лабораторная работа № 3 «Строение тканей животного организма»

Презентация «Строение тканей своих наблюдений под микроскопом»

9

Почувствуй себя биохимиком

Лабораторная работа № 4 «Химический состав растений»

Опыты

10

Почувствуй себя физиологом

Лабораторная работа № 5 «Исследование процесса испарения воды листьями»

Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого

11

Почувствуй себя эволюционистом

Творческая мастерская №4 «Выяснить, откуда появляются новые живые существа (опыт Реди)»

Фотоотчет. Умение объяснять фразу «Живое из живого».

12

Почувствуй себя библиографом

Творческая мастерская №5 «Создание картотеки великих естествоиспытателей»

Картотека великих естествоиспытателей. Выставка.

13

Почувствуй себя систематиком

Творческая мастерская №6 «Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов»

Конструктор Царств живой природы. Работать с конструктором Царств живой природы. Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции.

14

Почувствуй себя вирусологом

Творческая мастерская №7 «Создание собственной фотоколлекции, рисунков вирусов»

Фотоколлекция. Выставка. Находить в интернет - ресурсах фотографии.

15

Почувствуй себя бактериологом

Творческая мастерская №8 «Изготовление бактерий из подручного материала»

Защита работы. Устанавливать основные части клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и животных.

16

Почувствуй себя альгологом

Лабораторная работа № 6 «Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Рисунок. Умение определять особенности строения спирогиры. Умение применить полученные знания в реальной жизни.

17

Почувствуй себя протозоологом

Лабораторная работа № 7 «Рассматривание простейших под микроскопом»

Модель простейшего из глины, пенопласта, вата. Называть клетки – организмы, выделять их общие признаки. Делать выводы. Пользоваться готовыми микропрепаратами.

18

Почувствуй себя микологом

Лабораторная работа № 9 «Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом»

Фотографии в презентации. Проводить опыт, доказывающий что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат.

19

Почувствуй себя орнитологом

Творческая мастерская №9 «Подкармливание птиц зимой»

Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма. Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдений.

20

Почувствуй себя экологом

Творческая мастерская №10 Игра-домино «Кто где живет»

Создать игру «Кто где живет» и поиграть в начальной школе. Определять среды жизни организмов.

21

Почувствуй себя физиологом

Творческая мастерская №11 «Изучение влияния воды, света и температуры на рост растений (овес)»

Опыт и защита, таблица. Изучать и описывать влияние воды, света и температуры на рост растений. Делать выводы.

22

Почувствуй себя аквариумистом

Творческая мастерская №12 «Создание макета аквариума».

Создавать макет аквариума. Условный макет из коробки, пленки и другого материала.

23

Почувствуй себя исследователем природных сообществ

Творческая мастерская №13 «Лента природных сообществ»

Лента, мини-конференция.

24

Почувствуй себя зоогеографом

Творческая мастерская №14 «Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах»

Создать игру-путаницу и работать с картой мира. Уметь размещать организмы по природным зонам.

25

Почувствуй себя дендрологом

Экскурсия «Изучение состояния деревьев на экологической тропе»

Картотека и фотоколлаж деревьев. Научиться бережно относиться к природе. Изучить разнообразие деревьев. Уметь называть виды деревьев.

26

Почувствуй себя этологом

Лабораторная работа № 10 «Наблюдение за поведением домашнего питомца»

Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца.

27

Почувствуй себя фольклористом

Творческая мастерская №15 «Знакомство и работа с легендой о любом растении или животном»

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам.

28

Почувствуй себя палеонтологом

Творческая мастерская № 16 «Работа с изображениями останков человека и их описание»

Фотоколлаж. Работать с изображениями и описаниями ископаемых останков человека.

29

Почувствуй себя ботаником

Творческая мастерская №17 «Изготовление простейшего гербария цветкового растения»

Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции.

30

Почувствуй себя следопытом

Творческая мастерская №18 Создание биологической игротеки «Узнай по контуру животное»

Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь.

31

Почувствуй себя зоологом

Лабораторная работа № 8 «Наблюдение за передвижением животных»

Приготовление микропрепарата. Сравнение передвижения разных одноклеточных организмов. Делать вывод о значении движения для животных

32

Почувствуй себя цветоводом

Лабораторная работа № 11 «Создание клумбы и правил ухода за ней»

Клумба или кашпо. Определять правила ухода за комнатными растениями.

33

Почувствуй себя экотуристом

Творческая мастерская №19 «Виртуальное путешествие по Красной книге»

Создать агитационные листки (плакаты) по Красной книге.

34

Итоговое занятие — защита проектов

Защита проектов

Представление проектной деятельности: итоги работы.















Методическое обеспечение программы


Литература:

  • Е.Н. Анашкина «Веселая ботаника». Викторины, ребусы, кроссворды. Ярославль Академия развития 1998г.

  • Д.И. Трайтак «Книга для чтения по ботанике» М.: Просвещение 1985г.

  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.

  • Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.

  • Журнал Юный натуралист

Цифровые образовательные ресурсы

  • 1С: Школа Биология. Животные. 7 класс. Изд. Вентана-Граф, 2006

  • Электронный атлас для школьника Зоология 7-8 класс. Новый диск, 2004

  • Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006

  • Красная книга Челябинской области