Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноткацкая средняя школа» Ярославского муниципального района
Утверждено
Приказ №____________________
от «___»_______________20___ г.
Директор _________Мухина М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный спасатель»
для 5 класса
Учитель ОБЖ
Королева Е.Д.
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу ОБЖ составлена с учётом программы, разработанной В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским, М. А. Ульяновой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
Дидактические материалы
1.Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. /Основы безопасности жизнедеятельности/– М.: Дрофа, 2012.
2.Каргин А.Н. Медицинское обеспечение в ОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2011.
3.Попова Л. П. «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности» 5 класс. Москва «ВАКО», 2011.
4.Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2012.
5.Концепция образования по “Основам безопасности жизнедеятельности” Основы безопасности жизни. – 2003. - №3. – С. 23−30, №8. – С. 50−53.
Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закрепленными в стандарте.
Дополнительная литература для учащихся
1. Волович В. С природой один на один: о выживании человека в экстремальных условиях М. Воениздат, 1989.
2. Головин И. Полная энциклопедия «Безопасность жизни человека», – Санкт – Петербург: Весь, 2001.
4. Ильин А. Школа выживания в природных условиях, М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей основ безопасности жизнедеятельности, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а так же для подготовки докладов, сообщений, творческих работ и др.
Методические пособия для учителя
1.Безух К.Е., Калинина Н.А. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия. Волгоград: Учитель, 2011.
2.Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное пособие. - Москва: Армпресс,2001.
3.Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное пособие. - Москва: Армпресс,2001.
4.Дубровская Е.Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5 – 11 классы– М.: Педагогическое общество России, 2007.
10.Конституция Российской Федерации
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Требования ФГОС к личностным результатам | Планируемые результаты (личностные) |
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; | 1- Знать правила индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, при землетрясении), угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте (городском общественном) и на дорогах; 2 - Понимать ценности здорового и безопасного образа жизни; |
Требования ФГОС к метапредметным результатам | Планируемые результаты (метапредметные) |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | Знать приёмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; | Оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; |
Требования ФГОС к предметным результатам | Планируемые результаты (предметные) |
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; | Понимать необходимость защиты личности условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера: Опасные и безопасные места в населенном пункте. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке, звонок в дверь, дверь вашей квартиры пытаются открыть; вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, в общественном месте, (если есть возможность выйти из квартиры; если нет возможности покинуть квартиру; при выходе через задымленный коридор); на транспорте. Правила безопасного поведения на улице, на транспорте. Основные правила безопасности на городском общественном транспорте. |
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; | Иметь установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; |
Умение оказать первую помощь пострадавшим; | Уметь оказывать первую помощь пострадавшим: Понятие о травме и ране. Первая медицинская помощь при кровотечении из носа Средства оказания медицинской помощи. ЗОЖ Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Структурно курс внеурочной деятельности представлен разделами:
– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества»: Понятие о личной безопасности. Опасные и безопасные места в населенном пункте. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке, звонок в дверь, дверь вашей квартиры пытаются открыть; вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок.
Понятие о пожаре. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях, общественных местах, на транспорте.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме, в общественном месте, (если есть возможность выйти из квартиры; если нет возможности покинуть квартиру; при выходе через задымленный коридор); на транспорте.
Первичные средства тушения пожаров. Правила безопасного поведения на улице, на транспорте. Современные улицы и дороги-зоны повышенной опасности. Основные правила безопасности на городском общественном транспорте.
– раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»:Средства оказания медицинской помощи. ЗОЖ. Понятие о травме и ране. Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах. Первая медицинская помощь при кровотечении из носа
– раздел 3 «Основы военной службы»: Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. История создания Российской армии. Огневая подготовка. Тренировка исходного положения лежа. Строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым и походным шагом, шаг на месте, движение бегом. АКС-74 история создания. АКС-74 основные части механизма. АКС-74 неполная разборка и сборка. ГП-7 основные части и одевание на время
В соответствии с Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», курс внеурочной деятельности по «Основам безопасности жизнедеятельности» в системе основного общего образования осуществляется из расчета 1 ч в неделю.Настоящая программа составлена на 35 часов в год в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, адресована для учащихся 5 класса
Основными формами организации деятельности учащихся в ходе данного курса внеурочной деятельности являются лекция, - рассказ,познавательная игра, объяснение, соревнования, демонстрация.
Характеристика основных видов деятельности учащихся: восприятие, оценка и обсуждение информации; учебный диалог; совместная деятельность
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема (название, дидактические единицы) Кол – во часов | Планируемые результаты |
личностные | метапредметные | предметные |
1 | «Основы безопасности личности, общества» - 10 часов | Знать правила индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, при землетрясении), угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте (городском общественном) и на дорогах; Понимать ценности здорового и безопасного образа жизни; | Знать приёмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; | Понимать необходимость защиты личности условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера: Опасные и безопасные места в населенном пункте. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке, звонок в дверь, дверь вашей квартиры пытаются открыть; вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, в общественном месте, (если есть возможность выйти из квартиры; если нет возможности покинуть квартиру; при выходе через задымленный коридор); на транспорте. Правила безопасного поведения на улице, на транспорте. Основные правила безопасности на городском общественном транспорте. |
2 | «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» - 6 часов | Иметь установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Уметь оказывать первую помощь пострадавшим: Понятие о травме и ране. Первая медицинская помощь при кровотечении из носа Средства оказания медицинской помощи. ЗОЖ Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах |
3 | «Основы военной службы» - 19 часов | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Дата проведения занятий |
план | факт |
1 | Понятие о личной безопасности. Опасные и безопасные места в населенном пункте. | 1 | | |
2 | Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке, звонок в дверь, дверь вашей квартиры пытаются открыть; вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. | 2 | | |
3 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. | 1 | | |
4 | Понятие о пожаре. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях, общественных местах, на транспорте. | 1 | | |
5 | Правила безопасного поведения при пожаре в доме, в общественном месте, (если есть возможность выйти из квартиры; если нет возможности покинуть квартиру; при выходе через задымленный коридор); на транспорте. | 1 | | |
6 | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | | |
7 | Правила безопасного поведения на улице, на транспорте. | 1 | | |
8 | Современные улицы и дороги-зоны повышенной опасности. | 1 | | |
9 | Основные правила безопасности на городском общественном транспорте. | 1 | | |
10 | Средства оказания медицинской помощи. ЗОЖ | 2 | | |
11 | Понятие о травме и ране. | 1 | | |
12 | Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах | 2 | | |
13 | Первая медицинская помощь при кровотечении из носа | 1 | | |
14 | Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. | 1 | | |
15 | История создания Российской армии. | 1 | | |
16 | Огневая подготовка. Тренировка исходного положения лежа | 3 | | |
17 | Строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым и походным шагом, шаг на месте, движение бегом. | 3 | | |
18 | АКС-74 история создания | 1 | | |
19 | АКС-74 основные части механизма | 2 | | |
20 | АКС-74 неполная разборка и сборка | 5 | | |
21 | ГП-7 основные части и одевание на время | 3 | | |