Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33
__________________________________________________________
«Рассмотрено на заседании методического объединения» 27/08/21 | «Согласовано с Методическим советом гимназии» 28/08/21 | «Утверждаю» _________/Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ» 29/08/21 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
Разработчик: Падалка Н.И.
Улан-Удэ
2021
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического комплекта (здесь и далее – УМК) Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», удостоенной звания лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Развивающий курс данного УМК представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю).
ЦЕЛЬ: совершенствование познавательных способностей младшего школьника на основе развивающих занятий.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
При проведении занятий по развитию познавательных способностей (здесь и далее – РПС) используется УМК, состоящий из:
рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся;
методического руководства для учителя;
программы курса РПС.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Система представленных заданий (задач и упражнений) позволяет решить:
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
формирование и развитие общеучебных и навыков.
Развивающий аспект
развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:
системность: задания располагаются в определенном порядке;
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объема материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Развивающий курс данного УМК представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на четыре года обучения. Во втором классе 68 часов (2 часа в неделю).
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
В используемом УМК создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
№ заня тия | Тема занятия | Колич.часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. | 1 |
2-3 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | 2 |
4-5 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
6-7 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 |
8-9 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
10-11 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 |
12-13 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 |
14-15 | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 |
16-17 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
18 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
19 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
20-21 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
22-23 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. | 2 |
24-25 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
26-27 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 |
28-29 | Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | 2 |
30-31 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 |
32 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
33 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
34-35 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 |
36-37 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
38-39 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 |
40-41 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 |
42-43 | Развитие логического мышления. | 2 |
44-45 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
46-47 | Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
48-49 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 |
50-51 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
52 | Поиск закономерностей. | 1 |
53 | Поиск закономерностей. | 1 |
54-55 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 |
56-57 | Развитие логического мышления. | 2 |
58-59 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 2 |
60-61 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. | 2 |
62-63 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | 2 |
64-65 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 |
66-67 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 2 |
68 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. | 1 |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Автор, год издания Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О.А.,. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)». - Москва: РОСТ книга, 2014. – 280 с. | Методическое пособие для 2 класса |
2. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
3. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
4. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |