СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Изобразительная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Изобразительная деятельность"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Изобразительная деятельность"»

Государственное общеобразовательное учреждение

Ярославской области

«Ярославская школа-интернат №9»



СОГЛАСОВАНО:


заведующий учебной частью,

Пухова Мария Викторовна


_____________

«___» сентября 2020 года

УТВЕРЖДЕНО:


директор ГОУ ЯО

«Ярославская школа-интернат №9»,

Саватеева Анна Львовна

____________

Приказ от «___» сентября 2020 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

для обучающихся 4 класса




Учитель:

учитель начальных классов,

Никифорова Наталия Романовна







Ярославль, 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка (общие цели образования с учётом специфики учебного предмета);

  2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися;

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане;

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;

  5. Содержание учебного предмета;

  6. Календарно-тематическое планирование.

  7. Учебно-методическое обеспечение.






































1. Пояснительная записка

(общие цели образования с учётом специфики учебного предмета)

Данная программа составлена на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2.п.2, ст.47, 48,

- приказа №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», п.2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области- компонент содержательного раздела АООП, п.2.9.5.,

- примерной АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. направлена на реализацию учебного предмета «Изобразительная деятельность», предметной области «Изобразительное искусство», предназначена для обучающихся 4 класса, занимающихся по учебному плану АООП (вариант 2).

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).

Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

  • развитие интереса к изобразительной деятельности,

  • формирование умений пользоваться инструментами,

  • обучение доступным приемам работы с различными материалами,

  • обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,

  • развитие художественно-творческих способностей.








2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

4 класс

Количество часов в неделю

3 часа

Итого в год

102 часа


4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

  • Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

  • Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

  • Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.

  • Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

  • Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

  • Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.



5. Содержание учебного предмета:

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание 415 шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединѐнных сюжетом

Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, граттаж, «под батик».

6. Календарно - тематическое планирование



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие.

1


2

Знакомство с кинетическим песком. Аппликация из песка «Домики».

1


3

Лепка. Игра в крепость

1


4

Рисование песком "Пейзаж".

1


5

Аппликация «Осенний пейзаж»

1


6

Аппликация. Игра с бумагой. «Коллаж осенний». Начало работы.

1


7

Аппликация. Игра с бумагой. «Коллаж осенний». Окончание работы.

1


8

Лепка. Построение башни – крепости из песка.

1


9

Рисование. Повторение правил работы с красками. Рисование домиков красками.

1


10

Смешивание красок. Основные цвета и оттенки

1


11

Аппликация из кругов «Весёлая гусеница».

1


12

Лепка гусеницы.

1


13

Рисование "Разноцветные мячики (большие и маленькие)".

1


14

Аппликация «Осенний лес». Начало работы.

1


15

Аппликация «Осенний лес». Окончание работы.

1


16

Лепка «Грибная поляна».

1


17

Рисование «Штапминг» листьями «Осень».

1


18

Аппликация крупами и семенами «Леденцы на палочке».

1


19

Рисование пальчиками: папа, мама, я.

1


20

Аппликация песком (манкой, опилками) «Поле хлебное». Начало работы.

1


21

Аппликация песком (манкой, опилками) «Поле хлебное». Окончание работы.

1


22

Лепка. Знакомство с тестом. «Хлеб в поле - колосок»

1


23

Аппликация «Десерт из ваты» (предметная).

1


24

Аппликация с использованием природных материалов «Дубок»

1


25

Лепка «Торт на день рождения Насти».

1


26

Аппликация «Заюшкина избушка», лес из ткани. Начало работы.

1


27

Аппликация «Заюшкина избушка», лес из ткани. Окончание работы.

1


28

Рисование иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

1


29

Рисование иллюстрации к сказке «Телефон»

1


30

«Рисование с солью». Зимний пейзаж.

1


31

Аппликация из ватных дисков – снеговик.

1


32

«Рисование пластилином из шприца» «Новогоднее чудо – ёлка с шарами».

1


33

Рисунок «Новогодняя игрушка»

1


34

Аппликация из ткани «Ёлочный шар».

1


35

Лепка «Животные севера».

1


36

Аппликация «Мишка на севере» (из ваты)

1


37

Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе.

1


38

Аппликация «Северный полюс». Коллективная работа. Начало работы.

1


39

Аппликация «Северный полюс». Коллективная работа. Окончание работы.

1


40

Аппликация из геометрических фигур «Елочка»

1


41

Лепка «Ёлочки».

1


42

Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в круге).

1


43

Аппликация - весёлая гирлянда «Птички, бабочки».

1


44

Лепка «Мандарины и апельсины».

1


45

Аппликация «Дедушка Мороз и Снегурочка»

1


46

Аппликация «Снеговик» (из ваты)

1


47

Вырезание снежинок из салфетки

1


48

Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в квадрате.

1


49

Аппликация из геометрических фигур «Снегурочка».

1


50

Рисование «Сказочное дерево».

1


51

Коллективная работа. Оформление стенгазеты «Месяцы зимы»

1


52

Рисование «В берлоге»

1


53

Коллаж «Зимние забавы»

1


54

Изготовление кормушек для птиц

1


55

Декорирование кормушек для птиц

1


56

«Рисование с солью». Зимний пейзаж.

1


57

Аппликация из ватных дисков – снеговики.

1


58

Аппликация «Животные севера».

1


59

Аппликация из зоо-конструктора.

1


60

Лепка. Знакомство с глиной. Лепим по контуру колбасками.

1


61

Рисование волшебного животного

1


62

Рисование. Дорисовывание симметричной половины (мяч, ёлка, дом), рисование новогодней ёлки.

1


63

Аппликация - игра «Львята».

1


64

Лепка «Палочки (Конфетки)».

1


65

Рисунок «Мамочка моя»

1


66

Лепка «Угощение для мамы».

1


67

Рисование «Кляксография» Букет цветов.

1


68

Аппликация из кругов «Птичка – невеличка». Начало работы.

1


69

Аппликация из кругов «Птичка – невеличка». Окончание работы.

1


70

Рисование «Зимующая»

1


71

Лепка «Большие и маленькие птицы на кормушке».

1


72

Аппликация «Домики из спичек». Начало работы.

1


73

Аппликация «Домики из спичек». Окончание работы.

1


74

Лепка «Плетение косички».

1


75

Лепка «Геометрический узор из пластилина»

1


76

Аппликация пластилином «Сани Деда Мороза»

1


77

Аппликация «Подводный мир». Начало работы.

1


78

Аппликация «Подводный мир». Окончание работы.

1


79

Аппликация «Веселый аквариум»

1


80

Лепка «Золотая рыбка».

1


81

Рисование «Мир рыбок».

1


82

Аппликация из геометрических фигур (спутник земли, ракета). Начало работы.

1


83

Аппликация из геометрических фигур (спутник земли, ракета). Окончание работы.

1


84

Лепка «Ракета».

1


85

Коллаж «Космос»

1


86

Коллаж «Космонавты России»

1


87

Аппликация «Золотая рыбка». Начало работы.

1


88

Аппликация «Золотая рыбка». Окончание работы.

1


89

Лепка. Знакомство с разными видами пластилина (зернистый, восковой, моделин, обычный).

1


90

Рисование «Граттаж» «Пасхальное яичко».

1


91

Аппликация обрывная «Праздничный букет». Начало работы.

1


92

Аппликация обрывная «Праздничный букет». Окончание работы.

1


93

Рисование – граттаж. «Праздничный салют».

1


94

Изготовление георгиевских лент

1


95

Коллаж «76 лет Победы»

1


96

Коллективная работа «Мы за мир!»

1


97

Аппликация «Танк»

1


98

Аппликация «Самолет»

1


99

Аппликация обрывная из ладошек «Жар птица». Начало работы.

1


100

Аппликация обрывная из ладошек «Жар птица». Окончание работы.

1


101

Рисование иллюстрации к сказке «Репка».

1


102

Лепка «Солнце».

1


7. Учебно-методическое обеспечение

1.Баряева Л.В., Бойков Д.И., Липакова В.И. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

2.И.А. Грошенков «уроки рисования в 1 – 4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Москва «Просвещение», 2009г

3. Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать Ярославль, Академия развития 2011г

4. Весёлые уроки волшебного карандаша» Я рисую животных» Т. В. Галян, М., БАО – ПРЕСС, 2009

5. Обучение учащихся в 1-4 классах коррекционных учреждений В. Г. Петрова М, « Просвещение», 2009г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!