№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности | |
1 полугодие | |
1 | Штрих и линия. | | | | | |
1.1 | Вводная беседа предмет «Рисунок». Материалы рисунка. Организация рабочего места. Входной контроль. | 3 | Задачи: Познакомить учащихся с разнообразием художественных материалов предназначенных для выполнения графических работ и рисунков. Практическое задание: Провести анализ работ художников. Материалы: Репродукции работ художников, фотографии и работы учащихся ДХШ, различные графические материалы и бумага (разная). Входной контроль. | В аудитории по группам | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.2 | Понятие о штрихе, линии, тоне. Типы штрихов. Упражнения на проведение линий и упражнение на нарастание тона (градации серого) | 3 | Задачи: Познакомить учащихся с понятием штрих, линия, тон. Постановка руки. Приобретение навыков штриховки и передачи тона через градации серого цвета. Практическое задание: Выполнить упражнение на умение прокрыть заданные учителем поверхности различными видами штрихов (4-5 видов). Материалы: У учителя: методические пособия с различными видами штрихов, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости. | В аудитории индивидуально | Беседа, практическая работа | |
1.3 | Контурный рисунок бытового (деревенского) предмета (чайник, кувшин) – конструкция, симметрия, пропорции. | 3 | Задачи: знакомство с понятиями «пропорции» и «симметрия», композиционное решение листа, поиск выразительности рисунка и силуэта. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Общий тон предмета. Силуэт. | | | | | |
2.1 | Нейтральный по тону предмет на различных по тону фонах. | 6 | Задачи: Научить передавать отношения тонов при силуэтном исполнении работы. Отработка навыков штриховки. Практическое задание: Выполнить зарисовки предметов быта различной тональности. Материалы: У учителя: методические пособия с силуэтным изображением предметов, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости, тушь, кисть. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.2 | Понятие о перспективе. Перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел (каркасная проволочная модель). | 3 | Задачи: переход от плоскостного изображения к объемному, понятие о конструкции предметов, принципы построения перспективы (с 1, 2 точками схода), построение каркасных геометрических тел. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.3 | Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью. | 6 | Задачи: передача светотени, собственной и падающей тени. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.4 | Рисунок 2–х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме к простым комбинациям геометрических тел. | 6 | Задачи: закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел, передача объема в пространстве. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.5 | Пропорции предмета. Передача пространства при помощи толщины линии. Построение предметов методом визирования . | 6 | Задачи: Научить конструктивному рисованию предметов, разбивая их форму на содержащиеся в ней плоские геометрические фигуры, Научить при помощи линии изображать предметы в пространстве. Практическое задание: Натюрморт из 2-3 бытовых предметов с формой различного характера стоящих на разных планах Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.6 | Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне. | 9 | Задачи: Композиционное решение листа. Научить определять и передавать локальный тон предмета, научить при помощи силы тона изображать предметы в пространстве. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.7 | Рисунок простой однотонной светлой драпировки. | 6 | Задачи: передача характера, пластики и фактуры ткани. Передача светотени. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
2 полугодие | |
1 | Рисунок чучела птицы в 2-х положениях. | 6 | Задачи: передача характера, пластики и фактуры оперенья птицы. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне. | 6 | Задачи: выразительная передача формы и строения растения. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3 | Наброски фигуры человека. | 3 | Задачи: получение начальных знаний об анатомии человека и технике быстрого рисунка (наброска), работа с линией и пропорциями. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4 | Рисунок натюрморта из 3-х предметов домашнего обихода с простой драпировкой. | 12 | Задачи: грамотное построение предметов в пространстве, особое внимание понятием светотени, рефлекса, блика. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3 | Рисунок пером. | | | | | |
3.1 | Основные способы и приемы работы пером. | 12 | Задачи: Познакомить учащихся с основными способами и приемами работы пером. Объяснить технические способы передачи штрихом основных элементов изображения. Выработать навык моделирования формы посредством штриха. Практическое задание: Рисунок пером и тушью натюрморта с сухими цветами или чучела птицы. Материалы: 1/4 ватманского листа, тушь, перо. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4 | Контрольное задание | | | | | |
4.1 | Итоговый натюрморт из 3-х бытовых предметов, различных по пропорциям, форме и тону с возможным использованием чучела на фоне простой драпировки или без нее. | 12 | Задачи: Выявить уровень знаний и мастерства, приобретенных учащимися в течение учебного года. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | практическая работа | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
2 КЛАСС | |
1 полугодие | |
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности | |
1. | Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Натюрморт из 2– 3-х геометрических тел или близких им по форме предметов с верхним освещением и гладким фоном. | 12 | Задачи: повторение пройденного материала, создание грамотно скомпонованного рисунка с передачей формы, объема и освещения предметов. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Рисунок однотонной драпировки со складками. | 9 | Задачи: изучение конструкции драпировки на основе ее опорных точек и поверхностей, образование складок и выявление формы. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3 | Зарисовки человека в сидячей позе. | 6 | Задачи: передача связи фигуры с одеждой, расположение складок на формах и объемах тела. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4 | Рисунок гипсовых плакеток «Звезда» или «Кольцо» с контрастным освещением. | 9 | Задачи: изучение изменения форм в перспективе, конструктивный рисунок с передачей освещения и материала. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5 | Итоговый натюрморт из 3-х бытовых предметов с драпировкой при боковом освещении | 15 | Задачи: повторение пройденного материала по построению предметов и передаче пространства и освещения. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | практическая работа | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
2 полугодие | |
6 | Натюрморт из 3-х предметов с верхнебоковым рассеянным освещением. | 15 | Задачи: создание работы с применением полученных навыков рисунка и построения предметов. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
7 | Постановка в интерьере (угол комнаты) из крупных предметов с верхним освещением. | 15 | Задачи: композиционное решение листа, построение перспективы и передача освещения и пространства интерьера. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной мягкости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
8 | Рисунок гипсовой розетки на фоне серой драпировки с крупными складками и контрастным освещением. | 12 | Задачи: построение формы в пространстве и передача светотеневых отношений. Материалы: бумага 1/4листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
9 | Итоговая постановка из 3-х предметов на фоне драпировки с несколькими складками и верхнебоковым освещением. | 9 | Задачи: закрепление и выявление навыков предмета, последовательное выполнение рисунка - композиционное решение, конструктивное построение предметов, передача объема и формы, освещения и фактуры материала по средствам штриха. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | практическая работа | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
3 КЛАСС | |
1 полугодие | |
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности | |
1 | Беседа о целях и задачах рисунка в 3классе. Рисунок гипсового орнамента с однотонной драпировкой. | 12 | Задачи: применение полученных ранее навыков и умений цельно передавать форму рельефа и анализировать ее. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Наброски фигуры человека с использованием мягких материалов (уголь, соус, сангина) или туши. | 3 | Задачи: передача пластики фигуры человека, знакомство с новыми материалами и применение их в работе. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3 | Рисунок постановки в интерьере, расположение выше/ ниже уровня глаз. | 18 | Задачи: передача перспективы и пространства, конструктивное построение деталей рисунка и тональное решение постановки. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4 | Тематическая постановка из 3-4-х бытовых предметов на фоне драпировки со складками. | 15 | Задачи: развитие цельности видения постановки, достижение максимальной законченности работы. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5 | Рисунок сложной драпировки с использованием мягких материалов. | 3 | Задачи: конструктивно-пластическое построение складок при умении общего видения формы, распределения света. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
Итого:51 | 51 | | | | |
2-полугодие | |
6 | Рисунок капители или балясины. | 15 | Задачи: формирование умения передавать пропорции сложной архитектурной формы, тональное решение и передача фактуры материала. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
7 | Рисунок части интерьера (коридор, выставочный зал и др.) | 9 | Задачи: развитие навыков изображения ограниченного пространства с перспективным построением в соответствии с линией горизонта, передача воздушной перспективы с помощью разнонасыщенной плотности линии и тонального пятна. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
8 | Тематический натюрморт из 4-5 предметов и драпировки. | 15 | Задачи: последовательная работа над постановкой с целью создания законченного выразительного рисунка. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
9 | Зарисовки частей лица гипсовой головы Давида: носа, губ, глаз, уха. | 12 | Задачи: ознакомление с классическими пропорциями лица, построение формы и передача объема. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
4 КЛАСС | |
1 полугодие | |
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности | |
1 | Беседа о целях и задачах рисунка в 4 классе. Рисунок гипсового черепа -обрубовки. | 9 | Задачи: поэтапное построение обрубовки, линия – как средство передачи пространства. Материалы: бумага 1/4 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Рисунок гипсовой анатомической обрубованной головы «Экорше Гудона». | 15 | Задачи: постановка головы в пространстве, связь отдельных частей в единое целое, тональная передача объема. Материалы: бумага 1/4 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3. | Зарисовки человеческого черепа в 2-3-х поворотах. | 15 | Задачи: изучение анатомических особенностей черепа и его построение в пространстве. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4 | Рисунок частей тела Давида: рука или стопа. | 12 | Задачи: пространственно-конструктивное построение формы с учетом знаний перспективы и анатомического строения. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
2 полугодие | |
5 | Рисунок гипсовой маски или головы (Антиной, Венера) | 12 | Задачи: переход к изображению естественных форм на основе знаний анатомии черепа и принципов перелома форм (обрубовка), выделение главного при создании целостной работы.. Материалы: бумага 1/4 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
6 | Зарисовка головы с живой натуры. | 6 | Задачи: передача объемов и световых отношений при рисунке с живой модели. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
7 | Рисунок головы Сократа, Цезаря и т. п. | 15 | Задачи: поэтапное выполнение работы с применением полученных навыков и знаний. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Практическая работа | |
8 | Рисунок античного торса. | 12 | Задачи: сочетание анатомических знаний с пластикой форм человеческого тела, композиционное решение работы, сочетание линии и тона в выделении главного. Материалы: бумага 1/2листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Практическая работа | |
9 | Зарисовки фигуры человека с живой натуры. | 6 | Задачи: работа над пластикой и характером фигуры, применение и закрепление навыков и знаний. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. | | | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
Всего: 408 | |
1. Основные законы и правила рисунка.
2. Принципы построения светотени и моделировки формы предмета
тоном (блик, свет, полутон, тень, рефлекс).
3. Способы передачи материальности и плановости.
4. Технические приемы рисунка карандашом, пером, сангиной, углем.
5. Законы линейной и воздушной перспективы.
6. Порядок и методы работы над натюрмортом, наброском.
2. Грамотно компоновать натюрморт в листе;
3. Выполнять работу над перспективно-конструктивным построением предметов натюрморта в пространстве;
4. Тонально моделировать объемы предметов натюрморта, подчиняя их пространственным отношениям и планам;
5. Уметь завершать работу, добиваясь богатства и цельности формы.
6. Уметь пластически верно изображать человека.
3.Осуществлять учебно-исследовательскую работу.
1. Внимание, память, образное мышление, пространственное воображение, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
2. Способность анализировать, изображать, видеть, представлять, оценивать;
3. Терпение и стремление к самосовершенству;
4. Целеустремленность, ответственность, трудолюбие;
5. Навыки работы в коллективе.
Результаты выявляются в ходе аттестации обучающихся.