2018 г.
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для 4 класса разработана на основе
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2010.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.
Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010.
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. (9ч.)
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. (13 ч.)
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (10ч.). Презентация творческих работ (1 ч)
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Методы и формы контроля, рефлексии | Домашнее задание, привлечение родителей | Дата |
Россия - наша Родина. 1 ч. |
1 | Введение. Россия – наша Родина. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. | |
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. 9 ч. |
2 | Что такое светская этика. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, моральный, этический.» | Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? | |
3 | Культура и мораль. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье. | |
4 | Особенности морали. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» | Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | |
5 | Добро и зло. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. | |
6 | Добродетель и порок. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» | Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания? Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные. | |
7 | Свобода и моральный выбор человека. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор» | Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло. | |
8 | Свобода и ответственность. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры. | |
9 | Моральный долг. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. | |
10 | Справедливость. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке | |
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. 13 ч. |
11 | Альтруизм и эгоизм. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма. | |
12 | Дружба. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать рассказ о своём друге | |
13 | Что значит быть моральным. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | |
14 | Подведение итогов. | Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала. | |
15 | Подведение итогов. | | Презентации творческих работ | | |
16 | Род и семья-исток нравственных отношений. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. | |
17 | Нравственный поступок. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка» | Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | |
18 | Золотое правило нравственности. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке» | Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности | |
19 | Стыд, вина и извинение. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовьте вопросы к тексту в учебнике. | |
20 | Честь и достоинство. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве | |
21 | Совесть. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Составить план статьи» | Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести. | |
22 | Нравственные идеалы. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей» | Подготовить рассказ на тему «Нравственный образ богатыря» Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди» | |
23 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков. | Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?» | |
Высшие нравственные ценности. 10 ч. |
24 | Этикет. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | |
25 | Семейные праздники. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ о семейном празднике. | |
26 | Жизнь человека -высшая нравственная ценность. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» | |
27 | Любовь и уважение к Отечеству. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | |
28 | Культура и религия. | Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия» | Фотографии и изображения священных книг разных религий | |
29 | Возникновение религий. Древнейшие верования | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»; | | |
30 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. | | | |
31 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Беседа. Самостоятельная работа с источником информации | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » | |
32 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | | Подготовить сообщение об обрядах | |
33 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Самостоятельная работа с источниками информации. | Групповая исследовательская работа | Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам | |
Презентация творческих работ. 1 ч. |
34 | Подведение итогов. | Групповая работа, обсуждение. | Самостоятельная работа учащихся -составление творческой работы. | Подготовка и презентация творческих проектов. | |
1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2010.
5. Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем.
6. Интернет-сайты:
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.
7. Наглядные пособия:
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;
- рисунки, слайды, диски.