СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный курс "Основы светской этики" в ссответствии с ФГОС адресован младшим школьникам  и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»»















Рабочая программа


комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»


34 часа (1 ч. в неделю)

4 класс










Составитель:


Ластович Марина Михайловна








2018 г.







Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для 4 класса разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;

  • Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

  • Образовательной программы учебного заведения начального общего образования;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2010.

В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.

Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.

Цели и задачи изучения учебного предмета.

дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;

формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;

изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.

Задачи :

развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;

формирование качеств гражданина и патриота России;

воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)


Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.

Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование ценностей многонационального российского общества;

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • Осознание ценности человеческой жизни.

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
           уметь:

  • описывать различные явления традиций и культур;

  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате освоения данного курса школьниками  должны быть усвоены следующие смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

  • ни одна культура не может быть лучше другой,

  • каждая культура обладает значимым для развития человечества  ценностным содержанием.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.(1 ч.)

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. (9ч.)

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре

Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. (13 ч.)

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (10ч.). Презентация творческих работ (1 ч)


Критерии оценивания учащихся – безотметочная система.


Тематическое планирование


№ п/п

тема

Кол – во часов

1

Россия – наша Родина.

1 ч.

2

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека

9ч.

3

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.

13 ч.

4

Высшие нравственные ценности.

10 ч.

5

Презентация творческих работ

1 ч.



Календарно-тематическое планирование курса

«Основы религиозных культур и светской этики»


п/п

Тема

урока

Характеристика деятельности обучающихся

Методы и формы контроля,

рефлексии

Домашнее задание,

привлечение родителей

Дата

Россия - наша Родина. 1 ч.

1

Введение.

Россия – наша Родина.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.


Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. 9 ч.

2

Что такое светская этика.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, моральный, этический.»


Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика?


3

Культура и мораль.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье.


4

Особенности морали.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Самостоятельная работа «Выписать из

пособия основные особенности морали как

вида духовно-нравственной культуры»


Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.


5

Добро и зло.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку


Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения.

Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.


6

Добродетель и порок.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Самостоятельная работа «Найти в тексте два

определения добродетели, подчеркнуть их»


Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания?

Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные.


7

Свобода и моральный выбор человека.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Самостоятельная работа «Выписать из текста

пособия, что предполагает свободный

выбор»

Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло.


8

Свобода и ответственность.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Самостоятельная работа «Выписать из текста

пособия, что входит в отношения

ответственности»

Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры.


9

Моральный долг.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Самостоятельная работа «Составить

предложение со словом долг»

Подобрать пословицы, в

которых говорилось бы

о долге человека.


10

Справедливость.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.


Самостоятельная работа «Составить план

статьи из пособия»

Придумать рассказ о

справедливом и

несправедливом

человеке


Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. 13 ч.

11

Альтруизм и эгоизм.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Самостоятельная работа «Найти и выписать

определения альтруизма и эгоизма»

Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма.


12

Дружба.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Написать рассказ о

своём друге


13

Что значит быть моральным.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

Самостоятельная работа «Продолжить

предложение «Быть моральным – это

значит…»

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»


14

Подведение итогов.

Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания.

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.


Редактирование,

обсуждение с

родителями, подбор

иллюстративного

материала.


15

Подведение итогов.


Презентации творческих работ



16

Род и семья-исток нравственных отношений.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи.


17

Нравственный поступок.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Самостоятельная работа «Выписать из

пособия пять компонентов нравственного

поступка»

Выбрать и

проанализировать

поступок любимого

героя литературного

произведения


18

Золотое правило нравственности.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Самостоятельная работа «Выписать из

пособия золотое правило нравственности в

положительной или отрицательной

формулировке»

Оценить поступок героя

сказки с точки зрения

золотого правила

нравственности


19

Стыд, вина и извинение.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку


Подготовьте вопросы к тексту в учебнике.


20

Честь и достоинство.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку


Подобрать пословицы, в

которых говорилось бы

о чести и достоинстве


21

Совесть.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Самостоятельная работа «Составить план

статьи»

Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести.


22

Нравственные идеалы.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Самостоятельная работа «Составить

несколько предложений о подвигах русских

богатырей или рыцарей»

Подготовить рассказ на

тему «Нравственный

образ богатыря»

Подготовить рассказ на

тему «Джентльмен и

леди»


23

Образцы нравственности в культуре Отечества.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Словарный диктант по содержанию 18-24

уроков.

Ответить на вопрос

«Кого из современников

можно назвать героями

защитниками

Отечества?»


Высшие нравственные ценности. 10 ч.


24

Этикет.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Составить перечень

правил этикета, которые

должен соблюдать

школьник.


25

Семейные праздники.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ о

семейном празднике.


26

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ на

тему «Жизнь человека –

высшая нравственная

ценность»


27

Любовь и уважение к Отечеству.

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Рассказать членам семьи

и друзьям о государстве

и морали гражданина


28

Культура и религия.


Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия»

Фотографии и изображения священных книг разных религий



29

Возникновение религий. Древнейшие верования

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»;



30

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе)» и т.д.




31

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Беседа. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »


32

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.


Подготовить сообщение об обрядах


33

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Самостоятельная работа с источниками информации.

Групповая исследовательская работа

Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам


Презентация творческих работ. 1 ч.

34

Подведение итогов.

Групповая работа, обсуждение.

Самостоятельная работа учащихся -составление творческой работы.

Подготовка и презентация

творческих

проектов.




Материально – техническое обеспечение учебного процесса.


1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2010.

5. Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем.


6. Интернет-сайты:

- www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);

- dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);

- school.yandex.ru (Школьный Яндекс);

- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.


7. Наглядные пособия:

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;

- рисунки, слайды, диски.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!