СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи" для обучающихся 1 класса, имеющих логопедическое заключение ОНР, ФФНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционной работы в начальной школе разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Цель программы – реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Цель коррекционной логопедической работы в начальной школе:

1. Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся.

2. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

3. Развитие личности ребёнка на основе усвоения универсальных учебных действий, развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

5.Формирование личностных, познавательных, регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий - замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.

Общая характеристика курса

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Содержание рабочей программы подводит учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам самостоятельно. В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1.овладение функциональной грамотностью;

2.овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3.овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, общие с курсом русского языка:

1.овладение функциональной грамотностью;

2.овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

3.овладение родным языком;

4.овладение орфографией и пунктуацией;

5.развитие чувства языка.

Таким образом, курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» имеет практическую направленность и показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

Место курса в учебной программе

Данная программа является органичной частью основной образовательной программы в рамках введения ФГОС начального образования. Курс проводится с учащимися с 1 по 4 классов, имеющими различные нарушения устной и письменной речи.

Комплектование осуществляется на основе обследования обучающихся, которое проводится с 1 по 22 сентября и с 15 по 25 мая учебного года.

Коррекционная работа строится с учётом структуры и тяжести речевого дефекта учащихся. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному овладению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального – 20 минут, подгруппового – 25 минут. Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10-15 минут, между подгрупповыми – 5-10 минут.

Коррекционная работа проводится в часы, свободные от уроков с учётом режима работы школы в соответствии с расписанием логопедических занятий.

Групповые занятия проводятся:

- не менее трёх раз в неделю – с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи (ОНР);

- не менее двух-трёх раз в неделю – с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим(ФФНР) или фонематическим недоразвитием(ФН)

- не менее одного-двух раз с обучающимися, имеющими фонетические нарушения речи (ФНР).

На консультативно-методическую работу отводится 2 часа в неделю. В часы КМР учитель-логопед имеет возможность для точного установления логопедического заключения, давать рекомендации родителям обучающихся по коррекции нарушений речи.

Ценностные ориентиры содержания курса

Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден).

Ценность общения – понимание важности общения как занчимой составляющей общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений искусства.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека. Развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты обучения:

*учащиеся должны обладать чувством патриотизма, гордости за свою Родину;

*толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории, культуре;

*ответственным отношением к учёбе

*осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;

*навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

*обладать установками на безопасный и здоровый образ жизни;

*коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры.

Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда

  • Планировать свою деятельность

  • Работать в соответствии с поставленной задачей

  • Составлять план решения учебной проблемы

  • Работать по плану и корректировать свою деятельность

  • Определять успешность своей работы и других детей

Познавательные УУД:

  • Искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях

  • Осуществлять анализ и синтез

  • Составлять описание объекта

  • Строить рассуждение

  • Составлять простой и сложный план текста

  • Работать с текстом

  • Устанавливать причинно-следственные связи

  • Составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста

  • Правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения

  • Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда

  • Оценивать свою работу и работу товарища

  • Уметь работать в паре, группе

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся

  • Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам

  • Осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями

  • Подробно и выборочно пересказывать текст

  • Делить текст на части и озаглавливать его

  • Выполнять разбор слова по составу

  • Производить звуко-буквенный анализ слов

  • Правильно списывать тексты

  • Писать слова и предложения под диктовку

  • Находить и исправлять орфографические ошибки

  • Распознавать части речи и выполнять морфологический разбор

  • Ставить пунктуационные знаки конца предложения

  • Определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор

  • Составлять предложения с однородными членами

Учащиеся должны уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда

  • планировать свою деятельность

  • работать в соответствии с поставленной задачей

  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях

  • составлять описание объекта

  • составлять простой и сложный план текста

  • работать с текстом

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

  • оценивать свою работу и работу товарища

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы

  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы

Содержание курса учебного предмета

Звук и буква

Различение понятий «звук-буква». Соотнесение графемы с фонемой. Гласные и согласные звуки и их различение. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос части при письме. Ударение.

Дифференциация букв, отличающихся элементом. Дифференциация глухих и звонких согласных. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами. Различение гласных первого и второго ряда.

Разделительный «ь» перед гласными 2 ряда. Разделительный «Ъ». Сочетание гласных с шипящими.

Звуковая характеристика языка: гласные и согласные, ударные-безударные гласные; звонкие-глухие согласные; твёрдые-мягкие согласные, свистящие и шипящие согласные.

Буквы сходные по написанию.

Слово

Предметная соотнесённость и понятийное содержание слов. Слова обиходно-бытовой тематики. Слова, обозначающие названия частей и деталей предметов, их качеств, назначения. Слова, обозначающие материал, пространственные, временные, количественные понятия и отношения, эмоциональное состояние людей и сказочных животных.

Различение предметов, сходных внешне и по назначению. Слова, обозначающие цвет, величину, форму. Соотнесение группы предметов с обобщающим существительным. Значение обобщающих существительных. Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям. Полисемия.

Словообразование. Части слова.

Словосочетание и предложение.

Составление словосочетаний с использованием различных видов связей слов. Дифференциация словосочетаний и предложений.

Членение речи на предложения. Составление распространённых предложений. Установление связи между словами в предложении по вопросам.

Интонация предложения. Знаки препинания в конце предложения. Выделение вопросительных слов в предложении. Логическое ударение в предложении.

Изменение смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения.

Работа с деформированным предложением. Составление предложений на заданную тему.

Деление сплошного текста на предложения.

Связная речь

Описание предмета. Составление рассказа по картине. По серии сюжетных картинок. Составление рассказа по опорным словам.

Изложение зрительно воспринимаемого текста. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.

Работа с текстом. Составление плана текста.

Восстановление несложного деформированного текста по картинкам.

Обучение приёмам редактирования разных видов текста.


Планируемые результаты изучения учебного курса

  • различать на слух речевые и неречевые звуки

  • чётко произносить звуки родного языка

  • характеризовать звуки речи

  • производить звуковой анализ и синтез слова

  • делить слова на слоги

  • производить звуко-слоговой анализ и синтез

  • определять место ударения в слове

  • пользоваться лексическим запасом в соответствии с возрастными нормативами

  • пользоваться лингвистической терминологией

  • соотносить фонему с графемой

  • обозначать мягкость согласных двумя способами

  • дифференцировать на письме буквы, обозначающие акустически близкие звуки

  • дифференцировать написание сходных фонем

  • понимать и пользоваться в речи словами различных грамматических категорий

  • владеть различными моделями словообразования и словоизменения

  • владеть приёмами согласования и управления в устной и письменной речи

  • дифференцировать понятия речевых единиц (слово, словосочетание, предложение)

  • правильно читать текст и понимать смысл прочитанного

  • отвечать на вопросы и передавать содержание текста


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Специальная литература:

1.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть I. М.: «Владос», 2006.

2.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. Часть II. М.: «Владос», 2008.

3.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Письменная связная речь. Часть III. М.: «Владос», 2010.

4.Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Ч.2 Дифференциация звонких и глухих согласных.М.: Книголюб, 2005.

5.Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательных школ. М.: АСТ: Астрель, 2006.

6.Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.

7.Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс). СПб.: «КАРО», 2006.

8.Мазанова Е.В. коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М., 2007.

9.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М., 2006.

10. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., 2006.

11. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. М., 2006.

12. Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М.: «ВАКО», 2006.

13.Организация логопедической работы в школе. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. М., ТЦ «Сфера», 2006.

14.Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д: феникс, 2006.

15.Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: АСТ:Астрель, 2009.

16.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М.: АРКТИ, 2007.




Дидактические пособия:

Картинный материал для коррекции устной речи

Дидактический материал для развития связной речи

Дидактический материал для автоматизации чтения

Дидактический материал для развития связной письменной речи

Дидактический материал для коррекции оптической дисграфии

Альбом для логопеда. Иншакова О.Б. М.: «Владос»

Учебные пособия:

Индивидуальные кассы букв и слогов, схемы предложений, звуковые и слоговые схемы.

Стандартная таблица прописных и заглавных букв.

Наглядный материал для обследования устной и письменной речи учащихся.

Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи.

Учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

Речевые игры.

Наборы цветных шариковых ручек.
































Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема занятия

Лексическая тема

Грамматический строй

Сроки прохож-дения программы

Скоррек-тирован-ные сроки

Обследование состояния устной и письменной речи учащихся 1 класса

(Сентябрь 1-3 недели)

1

Уточнение временных представлений





2

Уточнение временных представлений





3

Уточнение пространственных представлений





4

Слово как часть предложения





5

Слова, обозначаю-щие предмет





6

Слова, обозначающие действие предмета





7

Графическое изоб-ражение слова, обо-значающее действие предмета





8

Дифференциация слов-предметов и слов -действий





9

Слова, обозначаю-щие признаки пред-метов





10

Составление предложений из двух слов

Осень




11

Распространение простого двусоставного предложения определением

Осень




12

Составление предложений по картине

Осень




13

Звуки речи. Звуковой состав слова





14

Звукобуквенный анализ. Звук и буква А.

Фрукты

Предлоги на, в. под



15

Звук и буква А.



16

Звук и буква О

Овощи

Предлоги на, в. под



17

Гласные звуки и буквы А-О

Фрукты-овощи




18

Звук и буква У

Птицы

Предлоги по,за,на. Наречия высоко, низко, вверху



19

Звук и буква ы

Деревья

Именительный падеж, множественное число существительных



20

Звук и буква Э

Птицы

Согласование прилагательных с существительными в роде



21

Гласные звуки А О У Ы Э

Животные

Связь слов в предложении. Пересказ по серии сюжетных картин



22

Выделение гласных первого ряда из слогов и слов

Одежда

Согласование прилагательных с существительными в роде



23

Звук и буква И

Инструменты

Именительный падеж, множественное число существительных



24

Звук и буква И



25

Звук и буква Я

Мебель

Именительный падеж, множественное число существительных



26

Звук и буква Я



27

Звук и буква Ю

Игрушки

Предлоги на, под, из-под



28

Звук и буква Ю



29

Звук и буква Е

Животные

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде



30

Звук и буква Е



31

Звук и буква Ё

Рыбы

Предлоги на, под, из-под



32

Звук и буква Ё



33

Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов





34

Буква Ь смягчитель





35

Буква Ь смягчитель





36

Согласные звуки М

Цветы

Согласование прилагательных с существительными в роде



37

Звук и буква М





38

Согласные звуки Л

Овощи

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде



39

Звук и буква Л



40

Согласные звуки Н

Имена людей

Уменьшительно-ласкательные суффиксы



41

Звук и буква Н



42

Согласные звуки Р

Животные

Предлоги на, под из-под



43

Звук и буква Р



Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы

44

Звук и буква П

Одежда

Предлоги в, на, с, из



45

Звук и буква П



46

Звук и буква Б

Обувь

Антонимичные приставки



47

Звук и буква Б



48

Звуки и буквы П-Б

Головные уборы

Антонимичные приставки



49

Звук и буква Т

Транспорт

Приставки на согласную

50

Звук и буква Т



51

Звук и буква Д

Спортивные вещи

Наречия пространственного значения



52

Звук и буква Д



53

Звуки и буквы Т-Д

Музыкальные инструменты

Наречия качественного значения тихо, громко

54

Звук и буква К

Рыбы

Приставки и предлоги пространственного значения

55

Звук и буква К



56

Звук и буква Г

Зоопарк

Согласование прилагательных с существительными в роде

57

Звук и буква Г



58

Звуки и буквы К-Г

Птицы

Приставки и предлоги пространственного значения



59

Звук и буква Ф



60

Звук и буква Ф



61

Звук и буква В



62

Звук и буква В



63

Звуки и буквы Ф-В



64

Звук и буква С

Еда

Согласование прилагательных с существительными в роде



65

Звук и буква С



66

Звук и буква З

Игрушки

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде



67

Звук и буква З



68

Звуки и буквы С-З

Предметы личного пользования



69

Звук и буква Ш

Посуда

Согласование прилагательных с существительными в роде



70

Звук и буква Ш




71

Звук и буква Ж

Лекарственные растения



72

Звук и буква Ж



73

Звуки и буквы Ш-Ж

Плоды и семена



Непарные глухие и звонкие согласные звуки и буквы

74

Звук и буква Х

Еда

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде



75

Звук и буква Й

Игрушки



76

Звук и буква Ц

Птицы

Приставки и предлоги пространственного значения



77

Звук и буква Ч

Птицы



78

Звук и буква Щ

Детёныши животных

Уменьшительно-ласкательные суффиксы



79

Буква ь (разделитель)

Семья

Уменьшительно-ласкательные суффиксы



80

Буква ь (разделитель)



81

Буква Ъ

Транспорт

Приставки пространственного значения



82

Буква Ъ



83

Повторение





84

Повторение










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!