Пояснительная записка
Актуальность предмета.
Актуальность предмета заключается в коррекции нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством индивидуальных занятий.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающегося 1 класса вариант 8.3 с расстройствами аутистического спектра (РАС) разработана в соответствии с:
Основания разработки рабочей программы:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
Основной целью коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством индивидуальных занятий.
В ходе реализации программы по эмоциональному и коммуникативно-речевому развитию решаются следующие взаимосвязанные задачи:
формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми,
коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения,
активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях,
развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими.
формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Общая характеристика коррекционного курса.
Особенности детей с РАС выражаются рассогласованностью проявлений взаимодействия со средой на уровне различных сфер личности: эмоциональной, когнитивной, коммуникативной и поведенческой. Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения. Ребенок с РАС, не владеющий вербальной речью, не доступен в плане общения со стороны окружающих, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи или ее замены, в случае ее отсутствия. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционно-развивающий курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом программа курса «Формирование коммуникативного поведения» реализуется за счёт часов коррекционно-развивающего цикла, в 1 классе на реализацию курса отводится 33 часа в год, при частоте встреч – 1 час в неделю. Продолжительность одного индивидуального занятия – 40 минут.
Ценностные ориентиры и особые образовательные потребности обучающихся с РАС.
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.
Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:
большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Должны быть поддержаны попытки ребёнка специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
необходима специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес;
в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
процесс его обучения должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения
Планируемые предметные и личностные результаты освоения коррекционного курса.
Предметные результаты по эмоциональному коммуникативно-речевому развитию включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
-Сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми;
-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
-Использование доступных жестов для передачи сообщения;
-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
- голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
- двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног) и мимический отклик (улыбка);
- поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого;
- реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия | испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
6. Содержание коррекционного курса.
1.Развитие импрессивной речи.
- Закрепление умения во время разговора смотреть в глаза;
- следование инструкциям в работе;
- умение слушать рассказ и задавать вопрос;
- имитация сложных последовательностей действий.
- выполнение сложной инструкции, которую дают на расстоянии;
- умение называть человека (вещь или место), которые описываются;
- умение отвечать на вопросы «Где?» и «Когда?» по теме;
- понимание, когда задать вопрос, а когда ответить.
- умение пересказать историю;
- умение описать предметы вне поля зрения, указывая их качества.
2.Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.
- Умение рассказать свою историю;
- умение задавать вопросы и пересказывать информацию;
- умение слушать и задавать вопросы во время общения;
- умение описывать, как что-то делать.
- умение отвечать на вопрос «Что, если …»;
- умение описать, что необычного на картинке;
- умение давать разъяснения.
- умение объяснить смысл простых слов;
- умение подбирать простые синонимы;
- письмо по памяти простых слов.
- увеличение словарного запаса, развитие мышления;
- формирование способности описывать визуальные образы, развитие связной речи;
- расширение словарного запаса, развитие функции обобщения;
- развитие речевых навыков, мелкой моторики, сенсорного восприятия.
3. Развитие эмоциональной сферы.
- релаксация, стабилизация эмоционально-психического состояния, развитие творчества, способности выражать себя, коррекция поведения;
- эмоционально-психическая разгрузка, стимуляция всех сенсорных процессов, создание положительного эмоционального фона, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы;
- развитие эмоционально-поведенческой, когнитивной и коммуникативной сферы, развитие двигательных функций;
- формирование межличностного эмоционального контакта
7. Тематическое планирование на 33 часа.
1 класс (вариант 8.3)
№ | Тема занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата |
| Обследование коммуникативной деятельности на начало учебного года. | -понимание обращённой речи; -организация совместного внимания -учимся смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции. | 1 | |
| Психомоторное развитие | -мелкая моторика рук. -общая координация движений. -мимика. | 1 | |
| Развитие речи и её понимания через предметно-практическую деятельность. | Речь в жизни человека. Устная речь. Говорим-слушаем. Несловесные средства устного общения. | 1 | |
| Развитие точности понимания речи через выполнение простейших действий. | Развитие понимания речи Правила вежливого поведения во время разговора. Жест и символ «Здравствуй, привет». Развитие умения в ответ на обращение по имени смотреть в глаза. | 1 | |
| Развитие понимания речи. Тема «Вежливость» | Развитие понимания речи через знакомую деятельность. Что такое вежливость? Добрые дела- добрые слова. Жест и символ «До свидания, пока» | 1 | |
| Развитие понимания и грамматического строя речи. Тема «Осень» | Развитие понимания речи через знакомство с окружающим (овощи). Положительные эмоции на лице (радость, восторг) Слово веселит-слово огорчает. | 1 | |
| Развитие лексической стороны речи. Тема «Осень» | Развитие понимания речи через знакомство с окружающим ( фрукты). Положительные эмоции на лице (грусть, удивление, огорчение) Узнавание (различение) предметов. Повторение, обобщение. | 1 | |
| Развитие функции обобщения. Тема «Школа» | Развитие речи через знакомство с окружающими (группа, «моя парта», коридор, учитель, ученики). Обобщение и исключение предметов. | 1 | |
| Тема «Семья» Развитие умения подбирать синонимы. | Развитие речи через знакомство с собой, своей семьёй. (Показ частей своего тела на себе, на кукле, на картинке. Показ членов семьи на фотографиях), подбор синонимов. | 1 | |
| Тема «Семья» Развитие умения подбирать антонимы. | Развитие речи через знакомство с собой, своей семьёй. (Показ частей своего тела на себе, на кукле, на картинке. Показ членов семьи на фотографиях). Подбор антонимов. | 1 | |
| Развитие связной речи через знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | Развитие понимания речи через выполнение действий (совместно с логопедом, самостоятельно по инструкции, а затем действий на картинке). Умение отвечать на вопрос «Что, если…» | 1 | |
| Развитие умения давать разъяснения. Сказка «Заюшкина избушка» | Развитие понимания речи через выполнение действий (совместно с логопедом, самостоятельно по инструкции, а затем действий на картинке) | 1 | |
| Развитие умения слушать и отвечать на вопросы. Сказка «Три поросёнка» | Развивать умение объяснить смысл простых слов; увеличение словарного запаса, развитие мышления; | 1 | |
| Развитие умения слушать и задавать вопросы. Тема «Домашние животные» | Развитие речи через знакомство с живыми предметами – животными и их детёнышами. Наблюдение за поведением кошки, собаки. Работа с картинками и видео. | 1 | |
| Развитие умения слушать и задавать вопросы. Тема «Домашние животные» | Развитие речи через знакомство с живыми предметами – животными и их детёнышами. Наблюдение за поведением кошки, собаки. Работа с картинками, видео. | 1 | |
| Развитие понимания речи через знакомство с окружающими предметами. | Развитие понимания речи через знакомство с окружающими предметами (овощи, фрукты, игрушки, животные). | 1 | |
| Развитие понимания речи через знакомство с окружающими предметами. | Развитие понимания речи через знакомство с окружающими предметами (овощи, фрукты, игрушки, животные). | 1 | |
| Развитие эмоционального контакта. Тема «Зима» | Развитие речи через диалог. развитие эмоционально-поведенческой, когнитивной и коммуникативной сферы. | 1 | |
| Развитие творчества. Тема «Зима» | Развитие речи через диалог. Развитие способности выражать себя, коррекция поведения; | 1 | |
| Развитие речи и её понимания через диалог. | Диалог и монолог. Развитие речи и её понимания через игровую деятельность (конструктивные игры, мозаика и др.) Воспроизводить в игре действия с предметами. | 1 | |
| Развитие речи и её понимания через игровую деятельность. | Развитие речи и её понимания через игровую деятельность (конструктивные игры, мозаика и др.) | 1 | |
| Развитие точности понимания речи через выполнение последовательных действий. | Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, выполнение определённых действий ( Возьми оранжевый карандаш и измерь его длину линейкой). | 1 | |
| Развитие точности понимания речи через выполнение последовательных просьб, действий. | Развитие точности понимания речи через выполнение просьб, поручений, выполнение определённых действий (Возьми зелёный карандаш и нарисуй треугольник в правом верхнем углу.) | 1 | |
| Знакомство с собой. | Знакомство с собой (Имя. Части тела, лица) Развитие умения показывать части тела. Проговаривание (звукокомплекс) своего имени, отчества и фамилии. | 1 | |
| Знакомство с собой. | Знакомство с собой (Имя. Части тела, лица) Развитие умения показывать части тела. (Правой рукой закрой левый глаз.) | 1 | |
| Развитие точности понимания речи. | Развитие точности понимания речи через выполнение просьб, поручений, выполнение определённых действий. Употребляй слова правильно. | 1 | |
| Развитие точности понимания речи. | Развитие точности понимания речи через выполнение просьб, поручений, выполнение определённых действий. | 1 | |
| Развитие точности понимания речи. Тема «Одежда, обувь» | Развитие точности понимания речи через выполнение просьб, поручений, выполнение определённых действий. Шнуровка. | 1 | |
| Развитие точности понимания речи. Тема «Продукты питания» | Развитие точности понимания речи через выполнение просьб, поручений, выполнение определённых действий. Что я сегодня ел (Вкусовые ощущения) | 1 | |
| Обследование коммуникативной деятельности по итогам учебного года | -понимание обращённой речи. -внятность речи; - грамматический строй речи; - лексический запас. | 1 | |
| Психомоторное развитие | -мелкая моторика рук. -общая координация движений. - артикуляционная | 1 | |
| Эмоционально-поведенческая сфера | - эмоционально-психическая разгрузка, - стимуляция всех сенсорных процессов, - создание положительного эмоционального фона, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы. | 1 | |
8. Материально-техническое оснащение кабинета
Технические средства обучения
№ п/п | Наименования ТСО | Количество |
Дидактическое (демонстрационное) оборудование |
| Альбом для обследования произношения. | 2 |
| Материал для обследования фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. | 1 |
| Альбомы для обследования лексики, слоговой структуры слова, грамматического строя. | 1 |
| Материал для обследования письменной речи, языкового анализа. | 1 |
| Счетный материал | 1 |
| Разрезные картинки из 2-4-6 частей. | 25 |
| Картинки и тексты со скрытым смыслом | 1 |
| Пособия для развития мелкой моторики | 1 |
| Пособия по коррекции звукопроизношения: | 3 |
| Артикуляционные упражнения (карточки). | 2 |
| Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь. | 7 |
| Набор пособий для работы над речевым дыханием. | 2 |
| Предметные картинки на все изучаемые звуки. | 7 |
| Альбомы на автоматизацию поставленных звуков. | 7 |
| Тексты на автоматизацию поставленных звуков. | 5 |
| Предметные картинки и тексты на дифференциацию звуков. | 2 |
| Пособия по развитию словарного запаса | 4 |
| Наборы предметных картинок по основным лексическим темам. | 17 |
| Предметные картинки на подбор антонимов и синонимов. | 2 |
| Пособия по коррекции грамматического строя речи. | 1 |
| Схемы предлогов. | 1 |
| Пособия на согласование. | 1 |
| Деформированные тексты. | 1 |
| Пособия по развитию связной речи. | 2 |
| Серии сюжетных картинок. | 4 |
| Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов. | 5 |
| Настенный стенд со сменным материалом | 1 |
| Стенд «Советы логопеда» | 1 |
Учебно-методическая и справочная литература |
| Т.А. Фотекова «Тестовая методика устной речи» |
| Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки» |
| Л.А. Парамонова «Дасграфия (диагностика, профилактика, коррекция)» |
| О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» |
| Н.С. Жукова «Уроки логопеда» |
| Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» |
| Е.В. Мазанова «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.» |
| Л.Г. Парамонова «Лёгкий способ научиться правильно говорить и писать». |
| Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» |
| О.Е. Грибова «Технология организации логопедического обследования» |
| Т.Г. Визель «Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста» |
| В.К. Воробьёва «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». |
| З.А. Репина «Нарушение письма у школьников с ринолалией» |
| Я.Л. Юдина, И.С. Захарова «Сборник логопедических упражнений» |
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
14