СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В стате представлена рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (по коррекции письменной речи) для учащихся 5-9 классов, разработанная в соответствии ФГОС образования для обучающихся с нарушением интеллекта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся
по адаптированным образовательным программам»
(ГКОУ Головинщинская школа-интернат)
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. дир. по УВР:_______С.Н.Мандрыгина Директор школы:_________О.А.Губарева
«____»___________2024 г. «____»___________2024 г.
Рабочая программа
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
(по коррекции письменной речи)
для учащихся 5- 9 классов
разработана в соответствии ФГОС образования для обучающихся с нарушением интеллекта
Составитель: Царева Светлана Викторовна
Квалификационная категория - высшая
Рассмотрена на заседании МО учителей
Руководитель МО:_________ В.В. Темникова
Одобрено решением педсовета
Протокол №1от «__» августа 2024 г.
2024 – 2025 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Пояснительна записка 3
II. Содержание обучения……………………………………………………...5
III. Планируемые результаты… 7
IV. Система оценки достижений……………………………………………..13
V. Раздел 1. "Акустическая дисграфия"…………………………………….15
VI. Раздел 2. "Оптическая дисграфия "……………………………………...23
VII. РАЗДЕЛ 3. "Дисграфия, связанная с нарушение языкового анализа и синтеза"..…………………………………………………………………..27
VIII. Раздел 4. "Аграмматическая дисграфия "…………………………….36
IX. Учебно-методический комплекс…………………………………….......46
X. Приложение………………………………………………………………..48
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе:
Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. п. № 1026 (с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. п.1598 « Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. N 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами освоения АООП;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября 2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21« Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Действующего Устава школы – интернат;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта ГКОУ « Головинщинская школа- интернат».
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа рассчитана на:
акустическая дисграфия - 60 часов;
оптическая дисграфия - 60 часов;
дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза - 60 часов;
аграмматическая дисграфия - 60 часов.
Расхождения в количестве часов может быть связано с праздничными днями, переносом каникул и др.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - коррекция дефектов письменной речи учащихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
создать условия для совершенствования языкового анализа и синтеза на следующих уровнях: слог, слово, предложение, текст;
развивать фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего и речевого развития учащихся;
создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Коррекционная работа по устранению нарушений в развитии письменной речи обучающихся проводится на подгрупповых занятиях. Подгруппы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения. Предельная наполняемость логопедических подгрупп до 3 человек. На занятия с подгруппой отводится 30 минут.
На коррекционные занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня.
Программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю) для учащихся 5, 6, 7, 8 классов. Срок реализации программы 1 год. Расхождения в количестве часов может быть связано с праздничными днями, переносом каникул и др.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.
Предметные результаты:
Акустическая дисграфия:
Минимальный уровень:
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;
определять наличие/отсутствие гласного/согласного звука в слове с опорой на наглядность;
различать звуки с помощью взрослого, обозначать на письме соответствующими буквами;
делать звуко-буквенный анализ с помощью учителя –логопеда;
дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;.
Достаточный уровень:
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
использовать гласные буквы II ряда или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова;
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
писать слова с гласными II ряда, а также с буквами Ъ и Ь;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
строить звуковые схемы слогов и слов;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения с использованием оппозиционных звуков.
Оптическая дисграфия:
Минимальный уровень:
узнавать и различать основные цвета, размер букв;
различать расположение букв;
запоминать формы, цвет, последовательность предметов и букв с помощью учителя-логопеда;
ориентироваться в собственном теле;
различать правые и левые части предметов;
ориентироваться в окружающем пространстве с помощью учителя-логопеда
находить сходство и различие всех сходных по начертанию букв.
Достаточный уровень:
различать основные и оттеночные цвета;
различать геометрические фигуры;
соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
ориентироваться в схеме собственного тела;
ориентироваться во времени и в пространстве;
сравнивать предметы по величине;
сравнивать элементы букв двух шрифтов;
уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
соотносить букву со звуком и наоборот.
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза:
Минимальный уровень:
знать названия гласных и согласных звуков и букв;
давать определение понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
знать, чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
определять место ударения в слове.
Достаточный уровень:
различать гласные и согласные звуки;
различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
определять ударные и безударные гласные и слоги;
определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков;
определять количество звуков в словах.
Аграмматическая дисграфия:
Минимальный уровень:
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
выделять имя прилагательное, определять падежные окончания;
с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Достаточный уровень:
— распознавать части речи и их основные признаки;
— изменять слова по числам, родам и падежам;
— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
— производить разбор слова по составу;
— различать понятия словоизменение и словообразование;
— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
— устанавливать связи между частями сложного предложения;
— составлять и анализировать сложное предложение.
Личностные результаты:
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
развитие желания вступать в устную коммуникацию для межличностного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах
деятельности;
умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
наличие мотивации к овладению устной речью.
Достижение базовых учебных действий:
- познавательных учебных действий:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
- регулятивных учебных действий:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативных учебных действий:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Система оценки достижений
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушение интеллекта результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок.
Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга.
Проводится мониторинг состояния устной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.
Характеристика группы
Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. У детей данной группы на письме наблюдаются следующие замены или смешения букв, соответствующих фонетически близким звукам:
звонкие и глухие согласные,
лабиализованные гласные (о – у, ё – ю, е – и),
соноры (л, м, н, р, й),
свистящие и шипящие звуки,
аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т`, ч – щ, ц – т, ц – с).
Основные направления работы
Развитие фонематического восприятия.
Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а так же на тактильные и кинестетические ощущения.
Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Определение положения звука по отношению к другим.
Тематический план работы по 1 разделу
«Акустическая дисграфия» (60 часов)
№ п/п | Тема Занятия
| Содержание работы | К-во часов | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
1 | Звук | Повторение способов образования различных звуков | 3 | Все задания выполняют с помощью учителя-логопеда | Все задания выполняют самостоятельно |
2 | Гласные и согласные звуки | Повторение способов образования гласных и согласных звуков | 2 | Различают на слух гласные и согласные буквы с опорой на схемы. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове с опорой на наглядность. Делают звуко-буквенный анализ с помощью учителя -логопеда
| Знают и различают, что такое гласные и согласные звуки. Знают и различают, что такое гласные и согласные звуки. Умеют выявлять особенности звуков при произношении. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Умеют подбирать слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Умеют производить звуко- буквенные анализ и синтез слов |
3 | Гласные первого ряда | Развитие умения слышать и выделять гласные первого ряда | 1 | Различают на слух и выделяют гласные первого ряда с помощью учителя-логопеда | Различают на слух и выделяют гласные первого ряда самостоятельно |
4 | Гласные второго ряда | Повторение способов образования гласных второго ряда | 1
| Все задания выполняют с помощью учителя-логопеда | Все задания выполняют самостоятельно |
5 | Дифференциация гласных А - Я | Развитие умения различать гласные а – я устно и на письме | 2
| Различают гласные а – я с помощью взрослого. | Различают гласные а – я самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
6 | Дифференциация гласных У - Ю | Развитие умения различать гласные у – ю устно и на письме | 2 | Различают гласные у – ю с помощью взрослого. | Различают гласные у – ю самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
7 | Дифференциация гласных Ы - И | Развитие умения различать гласные о – ё устно и на письме | 2 | Различают гласные о – ё с помощью взрослого. | Различают гласные о – ё самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
8 | Дифференциация гласных О - Ё | Развитие умения различать гласные ы – и устно и на письме
| 2 | Различают гласные ы – и с помощью взрослого. | Различают гласные ы – и самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
9 | Дифференциация гласных Э - Е | Развитие умения различать гласные э – е устно и на письме | 2
| Различают гласные э – е с помощью взрослого. | Различают гласные э – е самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
10 | Мягкий знак | Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака | 3
| Записывают слова с мягким знаком на конце и в середине слова по картинкам. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях с помощью учителя-логопеда. | Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слов по картинкам, на слух. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях. |
11 | Дифференциация [Б – Б`] | Развитие умения различать согласные [б – б`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [б – б`] с помощью взрослого. | Различают [б – б`] согласные самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
12 | Дифференциация [ П– П`] | Развитие умения различать согласные [п– п`] устно и на письме | 1 | Различают согласные [п– п`] с помощью взрослого. | Различают согласные [п– п`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
13 | Дифференциация [Б – Б`], [ П– П`] | Развитие умения различать согласные [б – б`], [п– п`] устно и на письме | 2 | Различают согласные [б – б`], [п– п`] с помощью взрослого. | Различают согласные [б – б`], [п– п`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
14 | Дифференциация [В – В`] | Развитие умения различать согласные [в – в`] устно и на письме | 2 | Различают согласные [в – в`] с помощью взрослого. | Различают согласные [в – в`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
15 | Дифференциация [Ф – Ф`] | Развитие умения различать согласные [ф – ф`] устно и на письме | 1 | Различают согласные [ф – ф`] с помощью взрослого. | Различают согласные [ф – ф`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
16 | Дифференциация [В – В`] , [ Ф– Ф`] | Развитие умения различать согласные [в – в`], [ф– ф`] устно и на письме | 1 | Различают согласные [в – в`], [ф– ф`] с помощью взрослого | Различают согласные [в – в`], [ф– ф`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
17 | Дифференциация звуков [Г-Г`]
| Развитие умения различать согласные [г – г`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [г – г`] с помощью взрослого. | Различают согласные [г – г`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
18 | Дифференциация звуков [К-К`] | Развитие умения различать согласные [к – к`] устно и на письме | 1
| Различают согласные [к – к`] с помощью взрослого. | Различают согласные [к – к`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
19 | Дифференциация звуков [Г-Г`], [К-К`] | Развитие умения различать согласные [г – г`], [к – к`] устно и на письме | 2
| Различают согласные [г – г`], [к – к`] с помощью взрослого. | Различают согласные [г – г`], [к – к`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
20 | Дифференциация звуков [К-К`], [Х-Х`] | Развитие умения различать согласные [к – к`], [х – х`] устно и на письме | 1
| Различают согласные [к – к`], [х – х`] с помощью взрослого. | Различают согласные [к – к`], [х – х`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
21 | Дифференциация звуков [Д-Д`] | Развитие умения различать согласные [д – д`] устно и на письме | 1
| Различают согласные [д – д`] с помощью взрослого. | Различают согласные [д – д`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
22 | Дифференциация звуков [Т-Т`] | Развитие умения различать согласные [т – т`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [т – т`] с помощью взрослого. | Различают согласные [т – т`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
23 | Дифференциация звуков [Д-Д`], [Т-Т`] | Развитие умения различать согласные [д – д`], [т – т`] устно и на письме | 2
| Различают согласные [д – д`], [т – т`] с помощью взрослого. | Различают согласные [д – д`], [т – т`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
24 | Дифференциация звуков [З-З`] | Развитие умения различать согласные [з – з`] устно и на письме
| 1 | Различают согласные [з – з`] с помощью взрослого. | Различают согласные [з – з`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
25 | Дифференциация звуков [С-С`] | Развитие умения различать согласные [с – с`] устно и на письме | 2 | Различают согласные [с – с`] с помощью взрослого. | Различают согласные [с – с`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
26 | Дифференциация звуков [З-З`], [С-С`] | Развитие умения различать согласные [з – з`], [с – с`] устно и на письме
| 2
| Различают согласные [з – з`], [с – с`] с помощью взрослого. | Различают согласные [з – з`], [с – с`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
27 | Звук и буква Ж
| Закрепление знаний детей о звуке и букве Ж
| 1
| Выделяют звук на слух. Обозначают буквой. Подбирают слова на заданный звук с помощью учителя-логопеда Определяют наличие/отсутствие данного звука в слове с опорой на наглядность. Делают звуко-буквенный анализ с помощью учителя -логопеда | Выделяют звук на слух. Обозначают буквой. Умеют находить заданную букву из ряда букв. Умеют подбирать слова на данный звук. Определяют наличие/отсутствие звука в слове. Умеют производить звуко-буквенные анализ и синтез слов |
28 | Звук и буква Ш
| Закрепление знаний детей о звуке и букве Ш
| 1 | Выделяют звук на слух. Обозначают буквой. Подбирают слова на заданный звук с помощью учителя-логопеда Определяют наличие/отсутствие данного звука в слове с опорой на наглядность. Делают звуко-буквенный анализ с помощью учителя -логопеда | Выделяют звук на слух. Обозначают буквой. Умеют находить заданную букву из ряда букв. Умеют подбирать слова на данный звук. Определяют наличие/отсутствие звука в слове. Умеют производить звуко-буквенные анализ и синтез слов |
29 | Дифференциация звуков [Ж-Ш]
| Развитие умения различать согласные [ж-ш] устно и на письме
| 2 | Различают согласные [ж-ш] с помощью взрослого. | Различают согласные [ж-ш] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
30 | Дифференциация звуков [Р-Рь, Л-Ль] | Развитие умения различать согласные [р - рь, л - ль] устно и на письме | 2 | Различают согласные [р - рь, л - ль] с помощью взрослого. | Различают согласные [р - рь, л - ль] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
31 | Дифференциация звуков [С-Ш] | Развитие умения различать согласные [с - ш] устно и на письме | 2 | Различают согласные [с - ш] с помощью взрослого. | Различают согласные [с - ш] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
32 | Дифференциация звуков [З-Ж] | Развитие умения различать согласные [з - ж] устно и на письме | 2 | Различают согласные [з - ж] с помощью взрослого. | Различают согласные [з - ж] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
33 | Дифференциация звуков [С-Ц] | Развитие умения различать согласные [с - ц] устно и на письме | 2 | Различают согласные [с - ц] с помощью взрослого. | Различают согласные [с - ц] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
34 | Дифференциация звуков[Ч-Щ] | Развитие умения различать согласные [ч - щ] устно и на письме | 3 | Различают согласные [ч - щ] с помощью взрослого. | Различают согласные [ч - щ] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
35 | Дифференциация звуков [Ч-Т`] | Развитие умения различать согласные [ч – т`] устно и на письме | 3 | Различают согласные [ч – т`] с помощью взрослого. | Различают согласные [ч – т`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
Всего 60 часов |
Раздел 2. «Оптическая дисграфия»
Характеристика группы
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.
Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают двух видов:
замены графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, или букв, отличающихся одним дополнительным элементом;
искажение графического образа букв: зеркальное написание, пропуски элементов букв, написание лишних элементов, неправильное расположение элементов.
Основные направления работы
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
Формирование пространственного восприятия и представлений.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Дифференциация смешиваемых по оптическим признакам букв.
Тематический план по 2 разделу
«Оптическая дисграфия» (60 часов)
№ п\п | Тема занятия | Содержание работы | К-во час | Дифференциация видов деятельности обучающихся | ||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
Развитие неречевых процессов – 24 часа | ||||||
1 | Развитие зрительного гнозиса | Обучение детей узнавать и различать цвет, форму, размер и величину предметов | 4 | Узнают и различают основные цвета, размер и величину предметов | Все задания выполняют самостоятельно | |
2
| Развитие буквенного гнозиса | Обучение узнаванию и различению цвета, формы, размера и величины букв, дифференцировать расположения элементов букв | 4
| Узнают и различают основные цвета, размер букв, различают расположение букв | Все задания выполняют самостоятельно | |
3
| Развитие зрительного мнезиса | Обучение запоминанию формы, цвета, последовательности и количества предметов и букв (сначала рассматриваются предметы, геометрические фигуры, затем – буквы) | 4
| Запоминают формы, цвет, последовательность предметов и букв с помощью учителя-логопеда | Все задания выполняют самостоятельно | |
4 | Формирование пространственного восприятия и представлений | Обучение детей ориентироваться в схеме собственного тела, дифференцировать правые и левые части предметов, ориентироваться в окружающем пространстве
| 12 | Ориентируются в собственном теле. Различают правые и левые части предметов, ориентируются в окружающем пространстве с помощью учителя-логопеда | Все задания выполняют самостоятельно | |
Дифференциация графически сходных букв- (36 часов) | ||||||
5 | Дифференциация букв а – о
| Обучение детей различать строчные буквы а – о на письме | 3
| Находят сходство и различие строчных букв а – о | Сравнивают строчные буквы а – о во всех позициях и на всех этапах | |
6 | Дифференциация букв и - у
| Обучение детей различать строчные буквы и – у на письме | 3
| Находят сходство и различие строчных букв и – у | Сравнивают строчные буквы и – у во всех позициях и на всех этапах | |
7 | Дифференциация букв и – ш
| Обучение детей различать строчные буквы и – ш на письме | 3
| Находят сходство и различие строчных букв и – ш | Сравнивают строчные буквы и – ш во всех позициях и на всех этапах | |
8 | Дифференциация букв б – д
| Обучение детей различать строчные буквы б – д на письме | 3
| Находят сходство и различие строчных букв б – д | Сравнивают строчные буквы б – д во всех позициях и на всех этапах | |
9 | Дифференциация букв п-т, П-Т | Обучение детей различать строчные и заглавные буквы п-т, П-Т на письме | 3 | Находят сходство и различие строчных и заглавных букв п-т, П- Т | Сравнивают строчные и заглавные буквы п-т, П-Т во всех позициях и на всех этапах | |
10 | Дифференциация букв л-м, Л-М
| Обучение детей различать строчные и заглавные буквы л-м, Л-М на письме
| 3
| Находят сходство и различие строчных и заглавных букв л-м, Л-М | Сравнивают строчные и заглавные буквы л-м, Л-М во всех позициях и на всех этапах | |
11 | Дифференциация букв к-н, К-Н
| Обучение детей различать строчные и заглавные буквы к-н, К-Н на письме
| 3
| Находят сходство и различие строчных и заглавных букв к-н, К-Н | Сравнивают строчные и заглавные буквы к-н, К-Н во всех позициях и на всех этапах | |
12 | Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ
| Обучение детей различать строчные и заглавные буквы ш-щ, Ш-Щ на письме | 3
| Находят сходство и различие строчных и заглавных букв буквы ш-щ, Ш-Щ | Сравнивают строчные и заглавные буквы к-н, К-Н во всех позициях и на всех этапах | |
13 | Дифференциация букв и-ц, И-Ц
| Обучение детей различать строчные и заглавные буквы и-ц, И-Ц на письме
| 3
| Находят сходство и различие строчных и заглавных букв и-ц, И-Ц | Сравнивают строчные и заглавные буквы и-ц, И-Ц во всех позициях и на всех этапах | |
14 | Дифференциация букв ц-щ, Ц-Щ | Обучение детей различать строчные и заглавные буквы ц-щ, Ц-Щ на письме
| 3
| Находят сходство и различие строчных и заглавных букв ц-щ, Ц-Щ | Сравнивают строчные и заглавные буквы ц-щ, Ц-Щ во всех позициях и на всех этапах | |
15
| Дифференциация букв З-Е
| Обучение детей различать заглавные буквы З-Е на письме | 3 | Находят сходство и различие заглавных букв З-Е | Сравнивают заглавные буквы З-Е во всех позициях и на всех этапах | |
16 | Дифференциация букв в-д
| Обучение детей различать строчные буквы в-д на письме | 3 | Находят сходство и различие строчных букв в-д | Сравнивают строчные буквы в-д во всех позициях и на всех этапах | |
Итого 36 часов | ||||||
Всего 60 часов |
VII. Раздел 3. «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»
Характеристика группы
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы. Слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:
пропуск, перестановка, вставка букв, искажение фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешения элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Основные направления работы
Развитие анализа структуры предложения.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Тематический план работы по 3 разделу
«Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» (60 часов)
№ п/п | Тема Занятия
| Содержание работы | К-во часов | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||||
1 | Определение границы предложения в тексте | Развитие умения определять границы предложения в тексте | 2 | Определяют границы предложения в тексте с помощью учителя-логопеда | Определяют границы предложения в тексте самостоятельно |
2 | Составление предложений, определение количества слов в них | Развитие умения составлять предложения, определять количество слов в них | 2
| Составляют предложение из слов с опорой на картинку. Определяют количество слов при помощи учителя-логопеда | Составляют предложение, определяют количество слов в их
|
3
| Составление предложений с определенным количеством слов | Развитие умения составлять предложения с определенным количеством слов | 2
| Составляют предложения из данных слов с помощью опорных схем
| Составляют предложения из данных слов
|
4
| Составление схемы предложений | Развитие умения составлять схемы предложений | 2 | Составляют схемы предложений при помощи учителя-логопеда | Составляют схемы предложений |
5
| Подбор предложения к схеме | Развитие умения подбирать предложение к схеме | 2 | Подбирают предложения к схеме с помощью учителя-логопеда | Подбирают предложения к схеме |
6 | Звук | Повторение способов образования различных звуков | 2
| Все задания выполняют с помощью учителя-логопеда | Все задания выполняют самостоятельно |
7 | Гласные и согласные звуки
| Повторение способов образования гласных и согласных звуков | 1
| Различают на слух гласные и согласные буквы с опорой на схемы. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове с опорой на наглядность. Делают звуко-буквенный анализ с помощью учителя -логопеда
| Знают и различают, что такое гласные и согласные звуки. Знают и различают, что такое гласные и согласные звуки. Умеют выявлять особенности звуков при произношении. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Умеют подбирать слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Умеют производить звуко- буквенные анализ и синтез слов |
8
| Гласные первого ряда | Развитие умения слышать и выделять гласные первого ряда | 1
| Различают на слух и выделяют гласные первого ряда с помощью учителя-логопеда | Различают на слух и выделяют гласные первого ряда самостоятельно |
9
| Гласные второго ряда | Повторение способов образования гласных второго ряда | 1 | Все задания выполняют с помощью учителя-логопеда | Все задания выполняют самостоятельно |
10
| Слоговой состав слова | Развитие представлений о слогообразующей роли гласного, умения делить слова на слоги | 11 | Делят слова на слоги с помощью учителя-логопеда | Делят слова на слоги самостоятельно |
11
| Звук и буква А
| Развитие умения слышать и выделять гласный [а] из слогов, слов | 1
| Слышат и выделяют гласный [а] из слогов, слов с помощью взрослого | Слышат и выделяют гласный [а] из слогов, слов самостоятельно |
12
| Звук и буква У
| Развитие умения слышать и выделять гласный [у] из слогов, слов | 1
| Слышат и выделяют гласный [у] из слогов, слов с помощью взрослого | Слышат и выделяют гласный [у] из слогов, слов самостоятельно |
13 | Звук и буква О | Развитие умения слышать и выделять гласный [о] из слогов, слов
| 1 | Слышат и выделяют гласный [о] из слогов, слов с помощью взрослого | Слышат и выделяют гласный [о] из слогов, слов самостоятельно |
14
| Звук и буква Э | Развитие умения слышать и выделять гласный [э] из слогов, слов
| 1 | Слышат и выделяют гласный [э] из слогов, слов с помощью взрослого | Слышат и выделяют гласный [э] из слогов, слов самостоятельно |
15
| Звук и буква Ы | Развитие умения слышать и выделять гласный [ы] из слогов, слов
| 1 | Слышат и выделяют гласный [ы] из слогов, слов с помощью взрослого | Слышат и выделяют гласный [ы] из слогов, слов самостоятельно |
16 | Звук и буква И | Развитие умения слышать и выделять гласный [и] из слогов, слов
| 1 | Слышат и выделяют гласный [и] из слогов, слов с помощью взрослого | Слышат и выделяют гласный [и] из слогов, слов самостоятельно |
17 | Буква Я | Закрепление знания о мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда
| 1 | Используют гласную букву Я для обозначения мягкости согласных на письме при помощи учителя-логопеда | Используют гласную букву Я для обозначения мягкости согласных на письме |
18 | Буква Ю | Закрепление знания о мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда
| 1 | Используют гласную букву Ю для обозначения мягкости согласных на письме при помощи учителя-логопеда | Используют гласную букву Ю для обозначения мягкости согласных на письме |
19 | Буква Е | Закрепление знания о мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда | 1 | Используют гласную букву Е для обозначения мягкости согласных на письме при помощи учителя-логопеда | Используют гласную букву Е для обозначения мягкости согласных на письме |
20 | Буква Ё | Закрепление знания о мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда | 1 | Используют гласную букву Ё для обозначения мягкости согласных на письме при помощи учителя-логопеда | Используют гласную букву Ё для обозначения мягкости согласных на письме |
Итого 36 часов | |||||
Развитие фонематического анализа и синтеза | |||||
18 | Ударение | Развитие умения выделять и определять ударный слог в слове | 1 | Выделяют и определяют ударный слог в слове при помощи учителя-логопеда | Выделяют и определяют ударный слог в слове |
19 | Выделение ударного гласного звука из слова | Развитие умения выделять ударный гласный звук из начала, конца, середины слова | 1 | Выделяют ударный гласный звук из начала, конца, середины слова при помощи учителя-логопеда | Выделяют и определяют ударный слог в слове |
20 | Выделение безударного гласного звука | Развитие умения выделять безударный гласный звук из начала, конца, середины слова | 1 | Выделяют безударный гласный звук из начала, конца, середины слова при помощи учителя-логопеда | Выделяют безударный гласный звук из начала, конца, середины слова |
21 | Выделение согласного звука | Развитие умения выделять согласный звук из начала, конца, середины слова | 1 | Выделяют согласный звук из начала, конца, середины слова при помощи учителя-логопеда | Выделяют согласный звук из начала, конца, середины слова |
22 | Вычленение первого ударного гласного из слова | Развитие умения выделять ударный гласный звук из начала слова | 1 | Выделяют ударный гласный звук из начала слова при помощи учителя-логопеда | Выделяют ударный гласный звук из начала слова |
23 | Вычленение первого согласного | Развитие умения выделять первый согласный звук из обратного слога, прямого слога, начала слова | 1 | Выделяют первый согласный звук из обратного слога, прямого слога, начала слова при помощи учителя-логопеда | Выделяют первый согласный звук из обратного слога, прямого слога, начала слова |
24 | Определение конечного согласного | Развитие умения определять конечный согласный в обратном слоге, в слове | 1 | Определяют конечный согласный в обратном слоге, в слове при помощи учителя-логопеда | Определяют конечный согласный в обратном слоге, в слове |
25 | Определение места звука в слове (начало, середина, конец) | Развитие умения определять место ударного гласного, согласного в слове | 1 | Определяют место ударного гласного, согласного в слове при помощи учителя-логопеда | Определяют место ударного гласного, согласного в слове |
26 | Определение количества, последовательности и места звука в слове | Развитие умения определять количество, последовательность и место звука в слове | 1 | Определяют количество, последовательность и место звука в слове при помощи учителя-логопеда | Определяют количество, последовательность и место звука в слове |
27 | Дифференциация звуков [М-М`] | Развитие умения различать согласные [м – м`] устно и на письме | 1
| Различают согласные [м – м`] с помощью взрослого. | Различают согласные [м – м`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
28 | Дифференциация звуков [Н-Н`]
| Развитие умения различать согласные [н – н`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [н – н`] с помощью взрослого. | Различают согласные [н – н`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
29 | Дифференциация звуков [П-П`] | Развитие умения различать согласные [п – п`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [п-п`] с помощью взрослого. | Различают согласные [п - п`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
30 | Дифференциация звуков [Б-Б`] | Развитие умения различать согласные [б – б`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [б-б`] с помощью взрослого. | Различают согласные [б-б`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
31 | Дифференциация звуков [Ф-Ф`] | Развитие умения различать согласные [ф – ф`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [ф-ф`] с помощью взрослого. | Различают согласные [ф-ф`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
32 | Дифференциация звуков [В-В`]
| Развитие умения различать согласные [в – в`] устно и на письме | 1
| Различают согласные [в-в`] с помощью взрослого. | Различают согласные [в-в`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
33 | Дифференциация звуков [К-К`]
| Развитие умения различать согласные [к – к`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [к-к`] с помощью взрослого. | Различают согласные [к-к`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
34 | Дифференциация звуков [Г-Г`]
| Развитие умения различать согласные [г –г`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [г-г`] с помощью взрослого. | Различают согласные [г-г] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
35 | Дифференциация звуков [Т-Т`]
| Развитие умения различать согласные [т – т`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [т-т`] с помощью взрослого. | Различают согласные [т-т`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
36 | Дифференциация звуков [Д-Д`]
| Развитие умения различать согласные [д– д`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [д-д`] с помощью взрослого. | Различают согласные [д-д`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
37 | Дифференциация звуков [С-С`]
| Развитие умения различать согласные [с – с`] устно и на письме | 1
| Различают согласные [с-с`] с помощью взрослого. | Различают согласные [с-с`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
38 | Дифференциация звуков [З-З`]
| Развитие умения различать согласные [з – з`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [з-з`] с помощью взрослого. | Различают согласные [з-з`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
39 | Дифференциация звуков [Х-Х`] | Развитие умения различать согласные [х – х`] устно и на письме | 1
| Различают согласные [х-х`] с помощью взрослого. | Различают согласные [х-х`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
40 | Дифференциация звуков [Л-Л`]
| Развитие умения различать согласные [л – л`] устно и на письме
| 1
| Различают согласные [л-л`] с помощью взрослого. | Различают согласные [л-л`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
41 | Дифференциация звуков [Р-Р`] | Развитие умения различать согласные [р – р`] устно и на письме | 1 | Различают согласные [р-р`] с помощью взрослого. | Различают согласные [р-р`] самостоятельно. Обозначают на письме соответствующими буквами. |
Итого 24 часа | |||||
Всего 60 часов |
VIII. Раздел 4. «Аграмматическая дисграфия»
Характеристика группы
Причиной возникновения аграмматической дисграфии является недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется:
в изменении падежных окончаний,
в неправильном употреблении предлогов, рода, числа,
в пропусках членов предложения,
в нарушениях последовательности слов в предложении,
в нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Основные направления работы
Установление логических и языковых связей между предложениями.
Уточнение морфологической структуры слова.
Развитие навыков словоизменения и словообразования.
Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций.
Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях.
Обучение синтаксически правильному оформлению предложения.
Обучение конструированию сложного предложения.
Тематический план работы по 4 разделу
«Аграмматическая дисграфия» (60 часов)
№ п/п |
Тема | Цели обучения | К-во часов | Дифференциация видов деятельности обучающихся |
|
|
|
|
| ||||||
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
|
|
|
|
| |||||||||
Слово. Словосочетание |
|
|
|
|
| ||||||||||
А. Развитие навыков словообразования |
|
|
|
|
| ||||||||||
1 | Родственные слова | Закрепление понятия о родственных словах, упражнение в подборе родственных слов | 2
| Подбирают однокоренные слова из слов для справок. | Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова. |
|
|
|
|
| |||||
2
| Корень слова
| Закрепление понятия «корень» слова, тренировка в подборе родственных слов, в выделении главной и значимой части слова | 2
| Выделяют корень в словах с помощью учителя-логопеда. Называют однокоренные слова с опорой на сюжетную картинку. Исключают “лишние” слова, не подходящего по смыслу к группе родственных слов с помощью учителя-логопеда
| Выделяют в каждом «гнезде» родственных слов главное, несущее основной смысл, от которого образованы все слова данной группы. Находят и выделяют корень в словах. Выделяют на слух однокоренные слова. Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Образовывают однокоренные слова. Исключают “лишние” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов |
|
|
|
|
| |||||
3
| Образование слов при помощи приставок | Закрепление знаний о правописании приставок. Развитие умения образовывать слова приставочным способом | 3
| Находят часть слова, стоящую перед корнем. Выделяют приставку в словах с помощью учителя-логопеда. Образовывают слова приставочным способом, с опорой на наглядный материал. Составляют словосочетания
| Умеют дать определение приставки. Выделяют приставку в словах, обозначают ее графически. Образовывают слова приставочным спосбом. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения |
|
|
|
|
| |||||
4
| Образование слов при помощи суффиксов | Закрепление понятия «суффикс» и навыка образования слов при помощи различных суффиксов
| 3
| Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом с опорой на картинный материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами | Умеют дать определение суффикса. Образовывают слова с при помощи суффиксов. Выделяют суффикс в словах, обозначают его графически. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами |
|
|
|
|
| |||||
5
| Предлоги | Закрепление представления о предлоге, как самостоятельной единицы речи. Обучение пользоваться предлогами | 2
| Различают пространственное значение предлогов. Выполняют инструкции учителя-логопеда. Правильно используют предлоги с помощью учителя-логопеда при составлении словосочетаний
| Правильно пишут предлоги со словами, объясняя раздельное написание. Умеют найти и исправить ошибки в употреблении предлогов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Соединяют пары слов с помощью предлогов, образуя словосочетания. Вставляют пропущенные предлоги в словосочетания |
|
|
|
|
| |||||
6 | Дифференциация предлогов На, В | Дифференциация предлогов На, В | 2
| Выделяют предлоги На, В. Составляют словосочетания с предлогами с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда | Выделяют предлоги На, В. Составляют словосочетания с предлогами. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения. Составляют предложения из слов |
|
|
|
|
| |||||
7 | Дифференциация предлогов С (Со), Из | Дифференциация предлогов С (Со), Из | 2
| Выделяют предлоги С (Со), Из. Составляют словосочетания с предлогами с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда | Выделяют предлоги С (Со), Из. Составляют словосочетания с предлогами. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения. Составляют предложения из слов |
|
|
|
|
| |||||
8 | Дифференциация предлогов По, К | Дифференциация предлогов По, К | 2
| Выделяют предлоги По, К. Составляют словосочетания с предлогами с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда | Выделяют предлоги По, К. Составляют словосочетания с предлогами. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения. Составляют предложения из слов |
|
|
|
|
| |||||
9 | Дифференциация предлогов За, Из-за | Дифференциация предлогов За, Из-за | 2
| Выделяют предлоги За, Из-за. Составляют словосочетания с предлогами с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда | Выделяют предлоги За, Из-за. Составляют словосочетания с предлогами. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения. Составляют предложения из слов |
|
|
|
|
| |||||
10 | Дифференциация предлогов Над, Под | Дифференциация предлогов Над, Под | 2
| Выделяют предлоги Над, Под. Составляют словосочетания с предлогами с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда | Выделяют предлоги Над, Под. Составляют словосочетания с предлогами. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения. Составляют предложения из слов |
|
|
|
|
| |||||
11 | Дифференциация предлогов Под, Из-под | Дифференциация предлогов Под, Из-под | 2
| Выделяют предлоги Под, Из-под. Составляют словосочетания с предлогами с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда | Выделяют предлоги Под, Из-под. Составляют словосочетания с предлогами. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения. Составляют предложения из слов |
|
|
|
|
| |||||
12 | Дифференциация предлогов На, Над | Дифференциация предлогов На, Над | 2 | Выделяют предлоги На, Над. Составляют словосочетания с предлогами с опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения с помощью учителя-логопеда | Выделяют предлоги На, Над. Составляют словосочетания с предлогами. Вставляют подходящие по смыслу предлоги в предложения. Составляют предложения из слов |
|
|
|
|
| |||||
Б. развитие навыков словоизменения |
|
|
|
|
| ||||||||||
13 | Слова-предметы
| Закрепление понятия о словах, обозначающих предметы | 3
| Классифицируют и называют с помощью учителя-логопеда имена существительные и ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию с помощью учителя-логопеда. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы с опорой на картинный материал.
| Имеют представление об именах существительных, ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию. Выделяют имена существительные среди других слов. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы.
|
|
|
|
|
| |||||
14 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Правильное употребление существительных в форме единственного и множественного числа | 2
| Изменяют слова по образцу | Изменяют слова по числам |
|
|
|
|
| |||||
15 | Практическое употребление существительных разного рода
| Правильное употребление существительных разного рода, согласование местоимений он, она, оно с существительными | 2
| Согласовывают имена существительные с местоимениями с помощью наводящих вопросов | Согласовывают имена существительные с местоимени |
|
|
|
|
| |||||
16 | Употребление существительных в косвенных падежах | Закрепление в речи детей правильной формы существительных косвенных падежей | 6 | Употребляют существительные в косвенных падежах при помощи взрослого | Употребляют существительные в косвенных падежах |
|
|
|
|
| |||||
В. Развитие навыков словоизменения |
|
|
|
|
| ||||||||||
17 | Слова - признаки
| Закрепление у детей понятия о словах, обозначающих признак предмета | 2
| Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета и ставить к ним правильный вопрос. Выделяют имена прилагательные из ряда слов с помощью учителя-логопеда
| Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Ставят вопрос к именам прилагательным. Выделяют имена прилагательные из ряда слов. Умеют закончить предложения, подбирая по смыслу подходящие слова признаки |
|
|
|
|
| |||||
18 | Согласование прилагательных с существительными | Согласование имя прилагательного с именем существительным в роде и числе | 1 | Соотносят имена существительные с соответствующими именами прилагательными с опорой на картинный материал, записывают словосочетания. Согласуют имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания
| Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные нужного рода и числа, составляют словосочетания. Образуют однокоренные имена прилагательные от имен существительных. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания. Записывают текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные |
|
|
|
|
| |||||
19 | Слова-действия | Различение слов, обозначающих действие предмета | 3 | Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие действие предмета и ставить к ним правильный вопрос. Выделяют имена прилагательные из ряда слов с помощью учителя-логопеда | Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу слова, обозначающие действия. Ставят вопрос. Выделяют глаголы из ряда слов. Умеют закончить предложения, подбирая по смыслу подходящие слова действия |
|
|
|
|
| |||||
20 | Согласование глаголов с существительными | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | 1 | Умеют согласовывать с помощью наглядности слова-предметы со словами действиями в роде и числе. Заканчивают предложение по образцу учителя-логопеда. Составляют предложение из слов с опорой на картинку | Умеют правильно согласовывать различные части речи, вставлять подходящее по смыслу слово. Распространяют предложения в следующей последовательности: кто? что? что делает? Составляют самостоятельно предложения с опорой (без опоры) на картинку из слов и распространяют его |
|
|
|
|
| |||||
21
| Согласование числительных с существительным | Согласование имя числительного с именем существительным
| 1
| Соотносят имена числительные с именами числительными с опорой на картинный материал, записывают словосочетания. | Соотносят имена числительные с именами числительными |
|
|
|
|
| |||||
Итого 47 часов |
|
|
|
|
| ||||||||||
Предложение |
|
|
|
|
| ||||||||||
22 | Предложение | Определение границы предложения в тексте, составление предложений, определение количества слов в них | 8 | Умеют произносить простые предложения, делая остановку в конце предложения. Умеют составлять и записывать предложения по картинкам. Составляют графические схемы предложений. Определяют количество слов в предложении с помощью учителя-логопеда | Умеют слышать, чувствовать, понимать интонационную законченность предложения по цели высказывания; правильно передавать тембровую окраску предложения в соответствии с заданием учителя-логопеда, опираясь на слуховое восприятие. Составляют распространенное предложение; следят за правильностью произнесения фразы. Составляют и записывают предложения по картинкам, графическим схемам, предложений. Определяют количество слов в предложении
|
|
|
|
|
| |||||
Итого 8 часов |
|
|
|
|
| ||||||||||
Текст |
|
|
|
|
| ||||||||||
23 | Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста | 5 | Прослушивают (читают рассказ) и устанавливают причинно-следственные связи с помощью учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простыми предложениями. Пересказывают последовательно содержание рассказа с помощью наводящих вопросов | Прослушивают (читают рассказ) и устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенными предложениями. Пересказывают последвательно содержание рассказа |
|
|
|
|
| |||||
Итого 5 часов |
|
|
|
|
| ||||||||||
Всего 60 часов |
|
|
|
|
|
IX. Учебно-методический комплекс
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – В.В. Воронкова). - М., «Просвещение», 2013 г.
Материально-техническое обеспечение:
технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
дидактические игры, наборы сюжетных картинок
Методическая литература:
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционной школе. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998г.
В.В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: «Школа-пресс», 1995 г.
Т.В. Киселёва, А.И. Останина Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжёлые дефекты речи. – Екатеринбург, 1993 г.
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. -М.: «Бук-мастер», 1993 г.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия (преодоление общего недоразвития речи у дошкольников). - Екатеринбург, «ЛИТУР»,2000г.
Н.С. Жукова Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М., «Эксмо», 2008 г.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей: комплект из 4 альбомов. - М.: «ГНОМ и Д», 2007 г.
Г.А. Глинка Буду говорить, читать, писать правильно. - С.-Пб.: «Питер», 1999 г.
Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко Занимательные упражнения по развитию речи (логопедия для дошкольников) – комплект из 4 альбомов. - М., «Астрель-АСТ», 2003 г.
Н.В. Новоторцева Рабочие тетради по развитию речи (комплект из 7 пособий). - Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
Ю.К. Школьник, Ю.Е. Золотарёва Учимся читать. - М.: «Эксмо-пресс», 2000 г.
А.И. Богомолова Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.: «Библиополис», 1994 г.
Т.А. Ткаченко Логопедические упражнения. - М.: «Эксмо», 2012г.
Т.А. Ткаченко Логопед у вас дома. - М.: «Эксмо», 2012 г.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
X. Приложение