СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель рабочей программы: обеспечение равных возможностей в получении качественного образования, развитие личности, формирование необходимых для самореализации и в жизни и в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизнию

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 3 класс»






ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка…………………………………….. стр 4

    2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………………………………………………….стр 6

  2. Содержательный раздел…………………………………………стр 7

  3. Планируемые результаты………………………………………..стр 10

  4. Тематическое планирование…………………………………….стр 12

  5. Список литературы………………………………………………стр 31



































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка

Рабочая программа данного коррекционного курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2022 г. № 115 (с изменениями и дополнениями, редакция № 69 от 11.02.2022 г.)

- Устава ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

- Учебного плана на 2022-2023 учебный год

Общей целью образования является:

      • обеспечение равных возможностей в получении качественного образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

      • развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям;

      • формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ОВЗ сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ОВЗ наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Программный материал включает 5 разделов:

  1. «Зрительное восприятие».

  2. «Слуховое восприятие».

  3. «Кинестетическое восприятие».

  4. «Восприятие запаха».

  5. «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Все разделы программы взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Цель рабочей программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основные задачи программы:

- расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося;

- стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально- двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);

- формировать сенсорно-перцептивные действия (не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию), что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире; формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- корригировать недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.

Средства, формы и методы коррекционной работы: наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа; групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия; психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.

Реализация рабочей программы коррекционного курса «Развитие психомоторики сенсорных процессов» для рассчитана на 70 часов, (2 часа в неделю).







    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для обучающихся, получающих образование по адаптированной основной общеобразовательной программе образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, где уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.



  1. Содержательный раздел

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики сенсорных процессов» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:

  • практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;

  • наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);

  • словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;

  • двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.

В структуру коррекционного занятия входит:

  • пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);

  • дыхательная гимнастика;

  • зрительная гимнастика;

  • упражнения на развитие графомоторных навыков;

  • кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.
















Содержание разделов

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов 3 классе) в год.





Название раздела

Кол-во часов

3

класс

1.

Обследование обучающихся

2

Развитие внимания и памяти - 16 часов

2.

«Зрительное восприятие»

8

3.

«Слуховое восприятие»

8

Сенсорное развитие - 25 часов

4.

«Кинестетическое восприятие»

8

5.

«Восприятие запаха»

8

6.

«Восприятие вкуса»

9

Формирование мыслительной деятельности -17 часов

7

Наглядно-действенное

4


8

Наглядно-образное

4


9

Словесно-логическое

4

10

Элементарные

математические представления

5

Развитие элементов воображения - 8 часов


11

Развитие художественно – образного мышления, воображения и фантазии

4

12

Устранение эмоциональных преград

4

Итоговая диагностика - 2

14

Итого за год

70


анятия проводятся в кабинете педагога - психолога. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • осознание себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • формирование мотивации к обучению и познанию;

  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей образовательной среде и самостоятельность при выполнении учебных заданий, поручений;

  • понимание личной ответственности за свои поступки.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции учителя;

  • различать основные цвета, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);

  • группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета с помощью учителя;

  • определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности по показу;

  • дорисовывать незаконченные геометрические фигуры;

  •  рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;

  • определять контрастные температуры предметов; различать пищевые запахи и вкусы; обозначать их словесно;

  • определять направление звука в пространстве; выполнять действия по звуковому сигналу; повторять простой ритмический рисунок;

  • выделять слова, близкие по слоговой структуре, используя помощь учителя;

  • ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;

  • определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению, используя помощь учителя;

  • используют наглядные модели и схемы на развитие воображения, используя помощь учителя.

Достаточный уровень:

  • самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;

  • самостоятельно группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета;

  • самостоятельно дорисовывать незаконченные изображения;

  • самостоятельно определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности;

  • узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);

  • самостоятельно выделять слова, близкие по слоговой структуре

  • самостоятельно определять на ощупь поверхность предметов и обозначать в слове качества и свойства, использовать в продуктивной деятельности;

  • самостоятельно классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

  • самостоятельно сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;

  • самостоятельно действовать по звуковому сигналу;

  • выполнять анализ наглядно-образных задач;

  • определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;

  • использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале:

  • 0 баллов – отсутствие динамики;

  • 1 балл - незначительная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема занятия

Кол-во
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование обучающихся- 2 часа

1.

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

1

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

2.

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

1

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

Развитие внимания и памяти -16 часов

3.

Развитие зрительного внимания и подражание действиям с предметом, изображенным на картинке

1


Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке (Игра «Повтори за мной», «Море волнуется», «Веселый петрушка»)

Выполняют действия по подражанию в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым

Выполняют действия по подражанию или показу в определенных игровых ситуациях реальными действиями, предложенными взрослым

4.

Развитие зрительного внимания и подражание действиям с предметом, изображенным на картинке

1

Выполнение подражания путем воспроизведения действий взрослого с предметами и с реальными действиями (Игра «Кошка», «Ловкий мишка», «Построй крепость»)

Умеют подражать путем воспроизведения действий взрослого с предметами и с реальными действиями после замедленных действий сверстников с предметами

Самостоятельно подражают действиям взрослого с предметами и реальными действиями

5.

Формирование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, дорисовывать недостающие части рисунка


1

Воспроизведение целостного изображения предмета, выбирая недостающие части его элементов.

Выполнение заданий: «Дорисуй грузовичок с яблоками», «Дорисуй портрет»

Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 6 элементов ˗

при затруднениях можно уменьшить количество предметов.

Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка при предъявлении образца

Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 7 элементов.

Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно

6.

Закрепление умения работать на листе в клетку и узкую линейку.

Выполнение графических диктантов

1

Вырисовывание графического орнамента.

(Графический диктант «Ключик», «Ракета», «Рыбка»)

Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 10 команд)

Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 15 команд)

7.

Совершенствование выполнения графических работ по словесному указанию и по замыслу

1

Выполнение графических работ по словесному указанию.

(«Где спрятан клад», «Приказ командира»)

Выполняют графическую работу (5 картинок) с помощью наводящих вопросов учителя

Выполняют графическую работу самостоятельно (6 картинок)

8.

Формирование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, разного типа задач, предъявляемых зрительно и на слух

1

Выделение закономерности фраз, стихов, разного типа задач. (Игры: «Найди пару», «А может быть», «Закономерность»)

Выделяют с помощью определенного действия закономерности во фразах, стихах, разного типа задачах (от 4-5 фраз)

Выделяют закономерности во фразах, стихах, разного типа задачах самостоятельно (фраза из 5 фраз)

9.

Формирование умения подбирать слова с заданным звуком, без фиксации на его местоположении в слове на слух

1

Подбор слов с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове.

Игры («Включи телевизор», «Домики», «Рыболов»)

Выполняют задания, подбирая слова с заданным звуком (4-5 слов).
Помощь оказывается при повторном предъявлении образца

Подбирают слова с заданным звуком (5-6 слов) самостоятельно

10.

Формирование умения запоминать наборы предложенных словосочетаний и коротких предложений

1

Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти действующих лиц

Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (4-5).

Выполняют задание по памяти после повторного произнесения слов учителем

Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (5-6) самостоятельно. Воспроизводят действующих лиц


11.

Формирование умения выстраивать слова из начальных букв запоминаемой информации путем привлечения внимания к запоминаемому объекту 

1

Выполнение задания путем запоминания и выстраивания слов из начальных букв.

(Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

Выполняют задание по памяти.

Помощь оказывается при повторном предъявлении образца (4-5 фраз).

При затруднениях можно уменьшить количество предметов

Запоминают и выстраивают фразы по памяти (5-6 фраз) самостоятельно

12.

Совершенствование умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия, используя кратковременную и долговременную память

1

Выполнение задания по памяти: сравнение запоминаемых предметов, нахождение в них черт сходства и отличия.

(Игры «Фотоаппарат», «Сорока-белобока», «Запомнил-нарисовал»)

Сравнивают по памяти запоминаемые предметы, находят в них черты сходства и отличия (5 предметов).

При затруднениях можно уменьшить количество предметов

Сравнивают по памяти запоминаемые предметы, находят в них черты сходства и отличия (6-7 предметов)


13.

Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить

1

Многократное повторение и постепенное увеличение количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить.

Задание: «Послушай скороговорку, запомни и повтори»

Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (4-5 словосочетаний)

Помощь: повторное произнесение слов учителем

Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (5-6 словосочетаний) самостоятельно


14.

Формирование умения изображать действие из сказки на листе бумаги после прослушанного описания

1

Воспроизведение на листе бумаги изображения действия из сказки по словесному описанию.

Задание: «Нарисуй картину к сказке «Теремок»

Рисуют на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному описанию учителя.

Помощь: повторное произнесение слов учителем

Рисуют самостоятельно на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному описанию учителя

15.

Формирование умения выборочного запоминания на слух (слова из текста, название действий героев рассказа)


1

Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти слов и название действий героев рассказа.

Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Дятел»

Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают и называют действия героев.

Помощь: повторное произнесение слов учителем


Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев, и воспроизводят эти действия словесно


16.

Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших предложений, логически связанных между собой

1

Воспроизведение небольших предложений, логически связанных между собой.

Задание: «Назови, какие предложения запомнили о природе? (М. Пришвин «Дятел»)»

Воспроизводят предложения, связанные между собой, после повторения учителем рассказа (2-3 раза)

Воспроизводят небольшие предложения, связанные между собой, после произнесения учителем рассказа (1-2 раза)

17.

Совершенствование умения словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, связывая их с определенным предметом, животным и эмоциональным состоянием

1


Описание качества предметов на основе тактильного восприятия предмета (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные), нахождение и запоминание одинаковых по тактильному восприятию предметов.

Игры: «Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т.д.»

Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (6 предметов)




Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (7 предметов)


18.

Формирование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки

1

Воспроизведение подвижного рассказа на основе тактильной памяти.

Задания: составление рассказа «Жил-был пушистый зайчик», «Кошка на прогулке в лесу»

Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки.

Помощь: повторное произнесение слов учителем


Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно


Сенсорное развитие - 25 часов

19.

Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования


1

Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования.

Задание: «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическая пицца»

Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной величины, используют геометрические формы для постройки по образцу с помощью учителя

Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной величины, самостоятельно выбирают геометрические формы для постройки заданного образца

20.

Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу, заранее составленному взрослым.

Развитие умения анализировать образец

1

Дифференцирование объемных форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников в процессе конструирования по образцу.

Задания: «Море», «Елочка»

Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник по инструкции.

Выполняют конструирование по образцу и показу педагога

Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

Выполняют конструирование по образцу

21.

Закрепление умений соотносить форму предметов с геометрической фигурой – эталоном (выбор из пяти форм)

1

Дифференцирование предметов с геометрической фигурой – эталоном.

Задание: «Построй дорожку», «Сложи фигуру»

Подбирают предметы по форме и размеру по образцу.

Сравнивают предметы по разным параметрам: величина и форма с помощью учителя

Подбирают предметы по форме и размеру самостоятельно.

Сравнивают предметы по разным параметрам: величина и форма

22.

Совершенствование умений дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности


1

Дифференцирование 8 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, белый, черный (развитие умения сличать, выделять по слову, называть) в процессе конструирования (аппликации).

Игры: «Гусенички», «Воздушные шары», «Веселый поезд»

Выделяют 7 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, белый, черный.

Выполняют аппликацию из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) по образцу

Дифференцируют 8 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой.

Выполняют аппликацию из плоскостных геометрических форм

(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

23.

Формирование умения передавать с помощью цвета свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях (радость – цветы ко дню рождения; радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.)


1

Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании.

Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина (большой, меленький, самый большой).

Выполнение задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции из геометрических фигур по образцу

Выполняют аппликацию из основных цветов по образцу.

Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и 4 величины) по образцу

Выполняют аппликацию из цветовых спектров и основных цветов.

Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (4 формы и 2 величины) по образцу

24.

Совершенствование

представлений о соответствии цвета содержанию изображения, создание изображения из контрастных цветов


1

Соотнесение цвета содержанию изображения, создание изображения из контрастных цветов.

Задание: «Наш двор летом», «Наш двор зимой», «Наш сад весной», «Наш сад осенью»

Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя

Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков самостоятельно

25.

Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветах и их оттенках «синий цвет», «голубой цвет»

1

Умение получать голубой цвет (из трёх основных цветов) и его оттенки.

Использование оттенка голубого в пейзаже летнего дня и в изображении  воздушной среды (неба)

Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа по образцу

Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа самостоятельно

26.

Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 2-х других форм

1

Конструирование по образцу из 5-6 элементов, складывание недостающих геометрических форм из 2-х других форм.

Задания: «Разноцветные горки», «Городок для кукол»

Конструируют по образцу из 5-6 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х других форм с помощью учителя

Конструируют по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х других форм

27.

Совершенствование умения выполнять группировки предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький)

1

Группировка предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький).

Задание: «Ленточки в ряд»


Группируют предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) с помощью учителя


Группируют предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) самостоятельно

28.

Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов

1


Выбор парных предметов заданной величины среди множества однородных предметов.

Задание: сапоги для папы, варежки для доченьки, носки мальчика

Выделяют парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов с помощью учителя



Выделяют парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов самостоятельно

29.

Дифференцирование слов, близких по слоговой структуре

1

Определение и называние слов, близких по слоговой структуре.

Задание: локти-ногти, удочка-уточка, мишка-миска; малина-машина, мальчик - пальчик

Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (4-5 слов)

Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (6-7 слов)


30.

Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение

1


Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение. Задание: марш – дети маршируют, танцевальная музыка - кружатся, плясовая – топают и пляшут, поют знакомую песню на угаданную мелодию

Осуществляют двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение по инструкции учителя

Осуществляют двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение самостоятельно

31.

Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы

1


Использование условных звуковых сигналов

Игры: «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Заиграла дудочка – поверни налево, услышал хлопок – поверни направо»

Выполняют задание с условными звуковыми сигналами с помощью учителя

Выполняют задание с условными звуковыми сигналами самостоятельно

32.

Совершенствование умения называть и группировать слова по заданному признаку

1

Группировка слов по заданному принципу.

Игра: ««Отложи картинки, в названиях которых есть звук «ш»

Группируют слова по заданному принципу

(4-5 слов)

Группируют слова по заданному принципу

(5-6 слов)

33.

Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности

1


Закрепление результатов тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности.

Задание: «Пирожок», «Волшебный круг»

Выполняют аппликацию и рисунок после тактильно-двигательного обследования предмета с помощью учителя

Выполняют аппликацию и рисунок после тактильно-двигательного обследования предмета самостоятельно

34.

Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и качествах предметов

1

Различение на ощупь свойств предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое).

Задания: «Холодно-тепло-горячо»

Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое), осуществляют выбор из 4-х предметов)

Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое), осуществляют выбор из 6 предметов

35.

Формирование развития осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

1

Различение на ощупь контрастных температур предметов.

Задание: «Брызгалки», «Волшебная вода»

Различают на ощупь контрастную температуру предметов (выбор их 4 предметов)


Различают на ощупь контрастную температуру предметов (выбор их 5-6 предметов)


36.

Дифференцирование ощущений чувства тяжести от трех предметов

1

Различение на ощупь разных

свойств предметов, (тяжелее — легче — самый легкий).

Задание: взвешивание на ладони, определение веса на глаз


Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 3 предметов)

Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 3-4 предметов)

37.

Совершенствование умения определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке

1

Дифференцирование на ощупь разных свойств предметов: по форме, величине, материалу.

Словесное описание предметов, воспринятых тактильно. Выполнение рисунка (лепки)

Различают на ощупь свойства предметов: по форме, величине, материалу.

Характеризуют их свойства и качества с помощью наводящих вопросов.

Рисуют предмет

Различают на ощупь свойства предметов: по форме, величине, материалу и выполняют аппликацию самостоятельно.

Рисуют и лепят предмет

38.

Совершенствование умения передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус в различных видах продуктивной деятельности

1

Передача целостного образа предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности.

Выполнение упражнений: «Нарисуй, слепи лимон»

Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке с помощью учителя

Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке и лепке самостоятельно

39.

Совершенствование умения отгадывать загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики

1

Отгадывание загадок по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики.

Загадка:

Он живет в своей фольге,

Быстро тает он в руке.

Очень вкусен, очень сладок,

Мажет мордочки ребяток

Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики с опорой на предложенные картинки

Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики

40.

Совершенствование умения отгадывать ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики.

Развитие умения передачи основных признаков предмета в рисунке


1

Отгадывание ребусов, ориентируясь на по основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Рисование предмета

Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики, и рисуют отгаданный предмет с помощью учителя

Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики, и рисуют отгаданный предмет самостоятельно

41.

Совершенствование умения определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях (яблоко вкусное, сладкое, сочное; лимон – кислый, сочный)

1

Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый.

Задания: определить продукт по описанию «Назови, что это?», «Назови, что бывает сладким», «Нарисуй, что бывает кислым»

Группируют продукты по вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый).

Рисуют и штрихуют предметы по описанию и с помощью педагога


Группируют продукты по вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый, соленый).

Рисуют и штрихуют предметы по описанию

42.

Совершенствование умения определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях (яблоко вкусное, сладкое, сочное; лимон – кислый, сочный) и развитие умения описывать предмет

1

Расширение представлений о различных вкусах.

Различение резких вкусов.

Обозначение словом своих вкусовых ощущений («Определи на вкус», «Назови вкус продуктов»)

Различают резкие вкусы.

Обозначат словесно свои вкусовые ощущения (4 продукта)

Различают резкие вкусы.

Обозначение словесно своих вкусовых ощущений (5-6 продуктов)

43.

Обучение основам рационального питания: потребление соков, разнообразных фруктов и овощей; умеренное употребление соли и сахара; употребление салатов и супов, заправленных растительным маслом

1

Ознакомление с основами рационального питания. Объяснение правильного потребления соков, фруктов, овощей


Используют правило для потребления соков, фруктов, овощей по инструкции учителя


Самостоятельно используют знания о правильном потреблении продуктов

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов

44.

Совершенствование умения выделять взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, развитие умения отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты

1

Выделение взаимосвязи между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями.

Задание: «Построй забор вокруг дома», «Помоги рыбкам»


Выделяют взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями с помощью уточняющих вопросов педагога


Умеют самостоятельно выделять взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями.

Обобщают свой опыт в речевых высказываниях

45.

Совершенствование умения выявлять связи между персонажами, объектами, действиями, изображенными на сюжетных картинках, формируя умение рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение

1

Выявление связи между персонажами, объектами, действиями, изображенными на сюжетных картинках.

Формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение.

Задание: «Вечерняя сказка», «На приеме у доктора», «В зоопарке»

Устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, с помощью уточняющих вопросов учителя


Самостоятельно устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках.

Рассуждают, делают вывод и обосновывают свое суждение по ситуациям, изображенным на картинках

46.

Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению

1

Формирование предпосылок, переходящих от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению.

Задания: «Покорми кролика», «Напои птичку»

Определяют предпосылки решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению использованием уточняющих и дополнительных вопросов учителя

Определяют предпосылки решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению самостоятельно

47.

Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов

1

Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
Задания: «Весна», «Рыболов»

Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и дополнительных вопросов учителя

Определяют логику действий в сюжете самостоятельно

48.

Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов

1

Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
Задания: «Зимой», «Дорисуй»

Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и дополнительных вопросов учителя

Определяют логику действий в сюжете самостоятельно

49.

Формирование умения устанавливать соотношение между словосочетанием и образом (находить предмет по описанию)

1


Установление соотношения между словосочетанием и образом (умение находить предмет по словесному описанию).

Задание: «Игрушки-половинки», «Картинки-половинки»

Устанавливают соотношение между словосочетанием и образом с помощью уточняющих вопросов педагога


Самостоятельно устанавливают соотношение между словосочетанием и образом

50.

Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом

1

Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Задания: «В магазине игрушек», «Во дворе»

Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя

Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают выводы и обосновывают суждения

51.

Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом

1

Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Задания: «В парикмахерской», «В цирке»

Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя


Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают выводы и обосновывают суждения

52.

Совершенствование умения выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей по словесному описанию


1

Выполнение заданий на формирование умений выбирать соответствующие иллюстрации к действиям персонажей по словесному описанию.

Задания: «Смелый петушок», «Еж и кот»



Выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей при оказании помощи учителя

Самостоятельно выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей по словесному описанию педагога

53.

Совершенствование умения определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех)

1

Определение предполагаемой причины явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех).

Задания: «Флажок без древка» — картинку «Мальчик сломал флажок»)

Определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку с помощью уточняющих вопросов учителя

Самостоятельно определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку

54.

Совершенствование умения определять последовательность указанных событий (из 4 и более картинок), употребляя слова сначала, потом

1

Определение последовательности указанных событий (из 4 и более картинок), употребляя слова сначала, потом.

Задания: «Что сначала? Что потом», «Расскажи историю»


Определяют последовательность указанных событий (из 4-х и более картинок), употребляя слова сначала, потом с помощью уточняющих вопросов учителя

Определяют самостоятельно последовательность указанных событий (из 4-х и более картинок)

55.

Совершенствование умения переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другие

(по свойствам, качествам, функции)

1

Переключение с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции).

Задания: «Волшебная корзинка», «Настроение», «Мой портрет»

Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой ( по свойствам, качествам, функции) с помощью уточняющих вопросов педагога

Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции) самостоятельно

56.

Совершенствование умения адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла

1

Адекватное реагирование на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. Демонстрация понимания их скрытого смысла.

Задания: чтение произведения К. Чуковского «Небылицы», обсуждение


Реагируют на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы.

В случае непонимания ситуации, обсуждают сюжет с учителем

Реагируют на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы.

Понимают и могут объяснить скрытый смысл сюжета

57.

Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач

1

Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач.

Задания: «Из ряда слов выбрать два, обозначающие главный признак основного слова»

Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений с помощью уточняющих вопросов учителя


Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений самостоятельно

58.

Формирование умения оперировать смыслом

1

Оперирование смыслом пословиц.

Задание: «Подобрать фразу к пословице, отражающей ее смысл»

Подбирают фразу с соответствующим смыслом к пословице с помощью уточняющих вопросов педагога

Умеют подбирать фразу с соответствующим смыслом к пословице самостоятельно


59.

Формирование умения принять учебную задачу

1

Принятие учебной задачи.

Преобразование условий задачи с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта.

Задания: «Распредели между куклами фигурки так, чтобы каждой из них принадлежал какой-нибудь признак»

Принимают условие задачи с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта с помощью уточняющих вопросов педагога



Принимают условие задачи с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта самостоятельно


60.

Формирование умения планировать свои действия

1

Выделение связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчлененно. 

Задания: «Давай теперь Леше (называется имя партнера по первому этапу), а ты сам будешь действовать и за себя, и за него»

Выделяют связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчлененно с помощью уточняющих вопросов педагога

Самостоятельно выделяют связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчленённо


Развитие элементов воображения - 8 часов

61.

Формирование образа предмета из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей

1

Формирование образа предмета из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей

Выполнение аппликации «Кроватки»

Составляют аппликацию из составных частей (4-5 предметов) по показу учителя

Составляют аппликацию из составных частей (5-6 предметов) самостоятельно

62.

Формирование наглядных форм символизации – умения отбирать заместителей для обозначения персонажей сказки

1

Отбор заместителей для обозначения персонажей сказки.

Задания: «Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди»

Отбирают заместителей для обозначения персонажей сказки с помощью уточняющих вопросов учителя


Отбирают заместителей для обозначения персонажей сказки самостоятельно

63.

Формирование умения создавать образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности (дополнение рассказов)

1

Создание воображаемых образов целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности.
Задания: «Так не бывает!», «Портрет заговорил»

Создают воображаемые образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности с помощью уточняющих вопросов учителя

Создают воображаемые образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности самостоятельно

64.

Формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования

2

Выполнение заданий на формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования.

Задания:«Логическая цепочка», «Исправь ошибку», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Если знаешь - продолжаешь ...», «Разложи правильно»

Придумывают символы, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы с помощью учителя

Придумывают символы, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы самостоятельно

65.

Развитие зрительного воображения, формирование умения узнавать предметный рисунок



2

Узнавание предметного рисунка.
Задания: «Расколдуем фигуры», «Дополни  недостающие детали  в  изображении»

Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ с помощью учителя

Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ самостоятельно

66.

Формирование умения использовать наглядные модели и схемы для развития воображения при ознакомлении с художественной литературой

1

Знакомство с художественной литературой с использованием наглядных моделей и схем.
Задания: «Сказки "Репка", "Теремок" - сериационный ряд»

Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя

Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой самостоятельно



Обследование познавательной деятельности - 2 часа

67.

Обследование познавательной деятельности

1

Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания, мыслительных операций

Соотносят предметы по величине из пяти предложенных объектов с помощью педагога.

Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке с опорой на образец.

Узнают бытовые звуки и звуки живой природы с помощью педагога.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.

Определяют «четвертый лишний» с помощью педагога.

Определяют последовательность событий с опорой на образец.

Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия

Соотносят предметы по величине из 6-7 предложенных объектов.

Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке.

Узнают бытовые звуки и живой природы.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно.

Определяют «четвертый лишний».

Определяют последовательность событий.

Оперируют счетом, выполняют арифметические действия

68.

Обследование сенсорного развития

1

Выполнение заданий на развитие сенсорного восприятия

Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных по инструкции педагога.

Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции.

Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога.

Выделяют и различают последовательность звуков в слове.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.

Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью педагога

Умеют выбирать действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных.

Находят в окружающей среде предметы заданного цвета.

Различают слова с заданным звуком.

выделяют и различают последовательность звуков в слове самостоятельно.

Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно.

Определяют вкусовые характеристики предмета



Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова.– Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 624 с.

  2. Алябьева Е. А Эмоциональные сказки: беседы с детьми о чувствах и эмоциях / Е.А. Алябьева. – Москва: Изд-во ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.

  3. Барышникова Е.В. Основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования: учебно-методическое пособие / Е. В Барышников. – Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. – 291 с.

  4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребности сферы человека / Л. И. Божович // Проблемы общей, возрастной педагогической психологии / под ред. В.В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 2001. – С.168-179.

  5. Бочарова Е.А. Специальная психология: учебное пособие / Е.А. Бочарова. –Архангельск: Изд-во Северного ун-та, 2010. – 89 с.

  6. Быкова А.А. Как подружить детей с эмоциями. Советы "ленивой мамы"/ А. А Быкова. – Москва : Изд-во «Э», 2018. – 372 с.

  7. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников : методическое пособие / И. П. Воропаева. – Москва : Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников народного образования, 1993. – 219 с.

  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский // Психология. – Москва, 2000. – С.892-997.

  9. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : Лань, 2003. – 656 с.

  10. Громова Т. В. Страна эмоций : психологическая методика / Т. В. Громова. – Москва : Изд-во Перспектива, 2002. – 68 с.


  1. Гукаленко О.В. Совершенствование подготовки педагогических кадров по формированию эмоционального интеллекта школьников: проблемы, методология и практика: монография / О. В. Гукаленко; ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».– Москва, 2022. – 102 с.

  2. Гурьянова М.П. Специфика социально-педагогической подготовки специалистов к профилактике социальных отклонений у несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации: научно-методическое пособие для вузов / М.П. Гурьянова. – Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. – 158 с.

  3. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных /Ч. Дарвин // Хрестоматия по психологии. – Москва : Просвещение, 1987 . – С. 223-231.

  4. Девина И. А. Управляем эмоциями : учебное пособие / И. А. Девина И. А Маштакова. – Москва : Изд-во Ось-89, 2004. – 152 с.

  5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. – Москва : Политиздат, 1978. – 190 с.

  6. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе /С.Д. Забрамная. – Москва : Педагогика, 1990. – 56 с.

  7. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучение с древних времен до середины 20 века / Х.С. Замский. – Москва : НПО Образование, 1995. – 400 с.

  8. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард ; перев. с англ. – Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 1999. – 464 с.

  9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов/ Ю. А. Клейберг. – Москва : ТЦ Сфера. 2001. –160 с.

  10. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие / И. В. Ковалец . – Москва : Изд-во Владос, 2004. – 105 с.

  11. Ворошина О. Р. Сопровождение введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику образовательной деятельности школ Пермского края О. Р. Ворошина, Н. Л Лестова, Аюпова Е. Е, Богомягкова О.Н, Наумова А.А, Перетягина А.Г. – Пермский педагогический журнал. – 2018. – С. 172-179. – URL

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36869752 (дата обращения 12.12.2022)

  1. Газиева Я. З. Своеобразие формирования эмоционально волевой сферы у умственно отсталых детей / Я.З.Газиева, А.Л. Борзиева. – Грозный :

Шаг в науку : статья в сборнике трудов конференции. – 2021 – С. 240 – 241. – URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47965753 (дата обращения 12.12.2022)

  1. Сокинина А. Особенности эмоционального развития младших школьников / А.А.Сокинина // Начальная школа : электронный научный журнал. – 2013. – № 6. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21128192 (дата обращения 12.12.2022)

  2. Шкляр Н. В. Изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта с целью оптимизации учебно- воспитательного процесса / Н. В. Шкляр // Вестник Приамурского государственного университета : электронный научный журнал. – 2011. – № 11. URL : https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 12.12. 2022)

  3. Шкляр Н.В. Особенности эмоционального развития младших школьников / Н.В.Шкляр // Гносеологические основы образования : статья в сборнике статей. – 2015. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24840445 ( дата обращения 12.12.2022)

  4. Шкляр Н.В. Изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта с целью оптимизации учебно- воспитательного процесса / Н.В. Шкляр // Вестник Дальневосточной Государственной Социально – Гуманитарной Академии: электронный научный журнал. – 2011. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17966138 (дата обращения 22.12.2022)

  5. Примерная адаптированных основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) на основе ФГОС образования с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) от 22 декабря 2015 г. – URL : https://clck.yandex.ru/redir/ (дата обращения 12.01. 2022)

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.- – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения 22.12. 2022)

  7. Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 - ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ). - – URL : https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 12.10. 2022)

  8. Федоренко П. Как избавиться от обиды и гнева. Психотерапия негативных эмоций / Федоренко П, Качай И. - ISBN 978-5-4493-0345-5 создано в интеллектуальной издательской системе Ridero, 2018.– URL : https://mybook.ru/author/pavel-fedorenko/kak-izbavitsya-ot-obidy-i-gneva-psihoterapiya-nega/read/(дата обращения 12.12. 2022)

  9. Шингаев С.М. Современное состояние изучения проблемы эмоционального интеллекта в отечественной науке / С. М. Шигаев // Методология современной психологии, 2022. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49573479. (дата обращения 12.01. 2023)

  10. Шагундокова Д. Б. Эмоциональное воспитание школьников с нарушением интеллектуального развития (экспериментальное исследование / Д. Б. Шагундокова // Коррекционное педагогическое образование. – 2022. – № 4. – URL : https://cyberleninka.ru/(дата обращения 21.12. 2022).












Приложение 1

Входное тестирование

1. Выдели признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов)

      1. Соедини предметы с геометрическими формами геометрической фигурой, на которую они похожи















      1. Какие звуки издают эти предметы и живые существа? Попробуй передать их голосом

      1. Скопируй по образцу.


Приложение 2

Промежуточное тестирование


  1. Назови признаки предметов по цвету и размеру: проведи линию от предмета к месту его нахождения в таблице .




2. Раскрась продукты, которые имеют жидкую консистенцию.



3. Раскрась «лёгкие» предметы, а тяжелые зачеркни.



4. Скопируй по образцу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!