СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация» 2 а класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для обучающихся с умеренной уо.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация» 2 а класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 59 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ




Рассмотрено

на заседании методического объединения медико-психолого-логопедической помощи обучающимся

Протокол № _____

от «____ » __________ 2017г.

Руководитель: ________ /Л.М.Мугазирова/


Согласовано

Заместитель директора по УВР

________ /О.Ю. Саликаева/


«_____» __________ 2017 г.







Утверждено

Директор школы

_________ /Ю.К. Амекачев/


«____» __________ 2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Альтернатиная коммуникация»


Рекомендуется для обучающихся 2а класса

Срок реализации программы один год







Разработчик программы:

учитель-логопед

Мугазирова Л.М

ГБОУ Уфимская КШИ № 59






Уфа - 2017 год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».

Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернатиная коммуникация» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

-примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 вариант);

-учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса);

-Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 №29/2194-6 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».

Библиографический список литературы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / Под редакцией кпн, профессора И.М. Баряевой – М: Просвещение, 2011.

Целью коррекционного курса является формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.

Задачи:

- Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

- Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний

- Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия

- Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;

- Формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;

- Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;

- Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;

- Формирование потребности в сопереживании;

- Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

Программа коррекционного курса рассчитана для 2 класса на 70 часов в год, 2 часа в неделю.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное

негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в

координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У

обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов

познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.

Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с

нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения коррекционному, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит лолопеду.. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Логопед подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе занятия логопед может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с

фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами

В ходе реализации коррекционно-развивающего процесса используются следующие методы: наблюдение, беседа, объяснение, наглядно-действенные и практические методы.

Основные технологии, используемые в логопедической работе с младшими школьниками:

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- компьютерные.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» тесно связан с учебным предметом « Речь и альтернативная коммуникация» включенным в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» интегрируется с учебными предметами «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек », а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с коррекционно-развивающей логопедической работой.

3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционный курс «Альтернатиная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана и реализуется на протяжении всего срока обучения в образовательном учреждении.

Реализация коррекционного курса « Альтернативная коммуникация» рассчитана во 2 классе на 70 часов (а часа в неделю, 35 учебных недель).


4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Предметными и личностными результатами изучения курса «Альтернативная коммуникация» во 2 классе является формирование следующих умений:

Минимальный уровень:

Личностные результаты:

социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта.

Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально)

Предметные результаты:

Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).

Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.

Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.

Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Достаточный уровень:

Личностные результаты:

Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.

Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

Предметные результаты:

Понимание простых предложений.

Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.

Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса

Понимание существительных: объекты, явления .

Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).

Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

Коммуникация: дети, взрослые, смотреть, говорить, здороваться, прощаться, просить помощи, слушать, ждать, показывать, спрашивать, вежливость, здравствуй, до свидания, привет, пока, спасибо, пожалуйста, да, нет.

Графомоторные навыки: точка, линия, прямая линия, кривая линия, обводить, закрашивать, штриховать.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью и включает следующие задачи:

1. Формирование учебного поведения:

• направленность взгляд (на говорящего взрослого, задание);

• выполнять инструкции учителя;

• использование по назначению учебных материалов;

• выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

• в течение определенного периода времени,

• от начала до конца,

• с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.


5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).

Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом и включает следующие разделы:

1. Ориентирование в визуальном расписании

2. Предъявление основных потребностей и желаний

3.Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.

3.1 Использование жестов

3.2 Манипуляции и действия с предметами

3.3 Иллюстрации (фото, изображения, карточки PECS и др.)

3.4 Пиктограммы

3.4 Функциональные слова

4. Формирование навыков глобального чтения и альтернативного письма.

1. Ориентирование в визуальном расписании

Для облегчения процесса запоминания и применения пиктографических изображений, используется следующий алгоритм введения символов:

называние учебного предмета или действия учителем → показ соответствующего символа учителем → действие (или ситуация) → показ символа учителем.

Символы вводятся в ежедневно повторяющихся ситуациях. В начале учебного дня, учитель знакомит учащихся с распорядком дня, прикрепляя к специальной доске графические символы. Педагог рассказывает, что будет сначала, что потом. В конце каждого урока, учитель еще раз обращает внимание детей на доску, переворачивает карточку с символом, обозначающим только что прошедший урок, показывает следующий символ, побуждая всех следовать дальше.

На дверях кабинетов, классов, которые посещают учащиеся, крепились карточки с пиктограммами, с изображением различных предметов, видов деятельности. Таким образом, учащиеся, с помощью взрослого, учились соотносить ситуацию, предмет, объект с пиктограммой.

Когда учащиеся познакомятся с пиктограммами, в обязанности дежурного вводится «рассказывать» (с помощью учителя) о распорядке дня в течение учебной недели. Учитель называет предмет, а обучающийсядолжен выбрать из предложенных карточек (вначале из двух, трех и т.д.) обозначающий названный и прикрепить к доске распорядка дня. В конце каждого урока дежурный должен показывать остальным учащимся, какое занятие закончилось, переворачивая карточку, и показывать, какой урок будет следующим.

Также, используются индивидуальные наборы с визуальным расписанием. Учащиеся используют их самостоятельно, с дежурным, либо с помощью педагога (в зависимости от возможностей детей).

К концу первого учебного года учащиеся должны знать и использовать, в зависимости от возможностей, от 3 карточек, обозначающих предметную область.

В каждый последующий год ориентирование в визуальном расписании улучшается и обогащается.

2. Сообщение об основных потребностях и желаниях

Большую роль в этом разделе играет умение ориентироваться в схеме собственного тела, т.к. показать в каком месте ребенок ощущает дискомфорт, он может, только ориентируясь в географии тела. Используются:

- тактильные различия от прикосновений к частям тела различных материалов;

- дифференциация по прикосновению к частям тела различных температур;

- игры с завязанными глазами (ощупывание)

- игры на подражание «Делай, как я», «Вот носик, вот ротик…»

- использование указательных жестов, при обозначении частей тела

- Осознание и показывание себя. Жест «Я»

- ориентация в схеме тела с помощью пиктограмм, фото

- работа над мимикой по подражанию: «радость», «грусть», «смех», «злость», «удивление».

Для изучения своего тела и ощущений можно использовать следующие игры и упражнения по изучению схемы тела – обведение рук по контуру на бумаге (руки, кисти, рпальцы); отпечатки кистей рук с помощью краски, оттиски в тесте, глине.

3. Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.

3.1 Использование жестов. Изучаемые жесты должны отражать простые и доступные эмоции и ощущения. Кроме этого при демонстрации того или иного жеста используется мимика, и речевое сопровождение.

Жесты:

-указательный

- согласие и отказ

- «Я»

- просьбы, передачи («дай» и «на»)

- приветствия и прощания

- «хорошо», «плохо»

- «иди ко мне»

- «благодарность»

- «стоп»

- «хочу в туалет»

- «мыть руки»

- «есть»

- «пить»

- «отдыхать/спать»

- жесты «одеваться» и «раздеваться»

- «похвала»

- «грозить»

- «жарко»

- «холодно»

- «тихо»

- «громко»

Стимуляция расширения познания окружающего мира, использование жестов на других учебных предметах:

- обозначающих основные природные явления (дождь, снег);

- обозначающих действия, трудовые операции во время предметно-практической деятельности (катать, резать, разрезать, мять, писать и др.);

- обозначающие предметы бытового окружения;

- обозначающие количественные отношения (высоко-низко, широко-узко, количество на пальцах и др.);

- обозначающие транспорт (машина, самолет, поезд и др.);

- обозначающие некоторых представителей животного и растительного мира;

3.2 Манипуляции и действия с предметами

Основная задача – расширение познания предметного мира, для ориентирования в нем и коммуницирования с его помощью. Начало обучения проводится во время режимных моментов, в естественных ситуациях, например, во время приема пищи. Если обучающийсяхочет кашу, он дает тарелку педагогу, обращаясь к нему. Если он хочет пить, то дает чашку. Осуществление выбора между блюдами с помощью указательного жеста или столового прибора (ложки или вилки). Если ему нужна помощь, он ведет педагога за руку и др.

Ориентирование в распорядке учебного дня при помощи предметов, наиболее ярко обозначающих ту или иную деятельностью (урок – тетрадь, музыка музыкальный инструмент и др.). Далее, стимуляция предъявлений ребенком различных требований с помощью окружающего предметного мира (хочет рисовать – дает кисть, хочет играть – дает мяч и др.)

3.3 Работа с символами

Ориентирование в визуальном расписании. Возможность сказать о своих потребностях с помощью карточки с визуальным кодом (фото, рисунок, пиктограмма и др.). Обучение глобальному чтению тех слов, которые наиболее значимы для ребенка. Составление слов (альтернативное письмо) Составление коротких предложений объект-действие, по смыслу (например, мяч – играть).

Обучение ориентироваться в визуальном расписании:

- режимные моменты (завтрак, обед, домой)

- начало, конец занятия, учебного дня, перерыв, игра

- учебные предметы

Основные потребности и желания:

- туалет

- есть

- пить

- да/нет (карточки)

- игра

- домой

- боль

- стоп

Расширение активного словаря символов:

- лакомства

- еда (категории)

- игрушки

- семья

- деятельность в школе (учиться, писать, считать, читать, танцевать и др.)

- бытовое окружение и действия с ним

- одежда (категории)

- сезонные изменения (календарь погоды)

- ориентирование в частях тела с помощью пиктографического кода

- уточнение состояния здоровья с помощью пиктографического кода

 

Ориентирование в социальной жизни с помощью символов (социальные истории)

- я (рассказ об учащемся)

- я здороваюсь

- я прощаюсь

- я и одноклассники

- мой день в школе

- мой день дома

- моя семья

- поход к врачу

- поход в магазин

- прогулка

- событие (день рождения, праздник и др.)

- поддержи друга

- приготовление блюда

- сервирование стола

- правила поведения за столом

- транспорт

- опасность

Создание коммуникативного альбома.

Разделы:

«Я»

«Моя семья»

«Мой дом»

«Мой класс», «Мой досуг»

«Что я люблю»

«Что я не люблю»

«Мои друзья»

4. Глобальное чтение и альтернативное письмо

Составление коротких слов, значимых для учащегося и использование их в коммуникации.

Составление коротких предложений из знакомых слов или букв, и использование их в практике коммуникации.

Составление коммуникативного альбома с тем кодом, которым владеет в данное время обучающийсяи использование его в практике коммуникации в школе и дома.

Формирование умения грамматического конструирования: обучение символам, обозначающим грамматические категории рода, числа. Обучение задавать вопрос.

Использование в практике общения дополнительных электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).




Тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» 2 класс


Лексическая тема

Содержание работы

Методы и приёмы работы, наглядно-дидактические средства, тсо.

Примерное кол-во

Дата

Примечание


Первичная диагностика

Сентябрь 1-2 недели



Ориентировка в схеме собственного тела

1

Части тела. Ориентировка в собственном теле.


Уточнение знания учащимися названий частей тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.), умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. Знакомство и закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет, радуется, грустит.


Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Интерактивные тренажеры(диск)

Сентябрь 3-4 неделя;

Октябрь 1 неделя;


Да, нет, вот.



Установление зрительного контакта. Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих людей и их части тела.

22

Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол

Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо называть себя и откликаться на свои имена и т. п. Закрепление в речи детей собственных имен, дифференцировать одноклассников по половой принадлежности

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Интерактивные тренажеры(диск)

Октябрь 2-3 неделя;



Ориентировка в ближайшем окружении

33

Игрушки

Задания на узнавание знакомых игрушек по описанию (два-три признака). Совместные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание.

Уточнение представлений обучающихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом. Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых обучающийся«решает» их «проблемы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п.

Обучение совместному с логопедом рассказыванию о своих действиях, используя вербальные и невербальные средства общения Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Интерактивные тренажеры(диск)

Октябрь-4неделя.

Ноябрь-2-4недели


Дай, на, Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы-игрушки). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.


44

Моя семья

Соотнесение пиктограмм с фотографиями: «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка», «брат», «сестра».

Учить с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, побуждение обучающихся вступать в общение друг с другом

Декабрь 1-3 неделя




55

Мой дом

Игры и игровые упражнения, в которых обучающиеся знакомятся с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы). Предметно- практические действия с игрушечной посудой, мебелью, бытовыми приборами

Показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Интерактивные тренажеры(диск

Декабрь 4 неделя, январь-3-4 неделя


Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства ( объектов и субъектов.

4

6

Я в школе

Ориентировка в классе, коридоре, на лестнице, в столовой. Знакомство обучающихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Обучение составлению двухсловных предложений, включающих усвоенные обучающимся существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это девочка?); указательное местоимение + именительный падеж существительного (Вот девочка. Это мальчик).

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Интерактивные тренажеры(диск)

Февраль 1-2 неделя,


Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы мебели). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.

5

7

Явления природы

Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки. Ввести в речь слова солнце, луна, тучи, снег, мокрый, сухой. Называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Интерактивные тренажеры(диск)

Февраль 3 - 4 неделя


Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы посуды). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.

88

Мир людей. Транспорт.

Знакомство с автомобилем, автобусом, изображенных на картинке.

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Интерактивные тренажеры(диск)

Март 1-2 неделя


Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (продукты). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов

7

9

Профессии.

Формирование представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост).

Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три человека), в которых обучающиеся знакомятся с профессиями врача, шофера. Обучение составлению двухсловных предложений, включающих усвоенные обучающимися существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это врач? Это шофер?); указательное местоимение + именительный падеж существительного (Вот врач. Это шофер.)

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Интерактивные тренажеры(диск)

Март 3 неделя

Апрель 1-2 неделя


Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы одежды, материалы). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов

8

10

Мир животных


Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка», «воробей», «ворона». Игры на звукоподражание (чик-чирик, кар-кар, гав-гав и т. п.), игры, отражающие жизнь домашних животных, птиц, дающие представления об их размерах (в сравнительном плане) с использованием речевых и неречевых средств общения.

Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях.

Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства.

Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Интерактивные тренажеры(диск)

Апрель 3-4 неделя, май 1неделя


Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы обуви материалы). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов.

Итоговая диагностика

2-3 недели





1.




2.







3.



4.




5.





6.






7.





8.





9.




10.


Звуки л, ль. Буква Лл.




Звуки р, рь. Буква Рр.







Дифференциация л – р, ль – рь.



Твёрдые и мягкие согласные.




Буква «ь» в конце слова.





Слова, обозначающие предметы.





Слова, обозначающие действия

предметов.




Предлог.





Составление предложений с предлогом с опорой на картинку и вопросы.


Итоговая диагностика.

Весна. Изменения в природе весной

(проталины, сосульки, капель)

Птицы:

ворона, воробей,

грач, скворец





Слова-паронимы



Насекомые: бабочка, жук, муравей, гусеница


Слова-паронимы

(смыслоразличи-

тельная функция

буквы «ь»).


Именная лексика.






Глагольная лексика.











Наречия: тепло, светло,

Образование превосходной формы: теплее, светлее.


Игра «Кто как голос подает?»

Составление предложений.

Игра «Сосчитай птиц от 1 до 10». Согласование имени существительного с именем числительным.


Звукобуквенный анализ.

Составление предложений со словами-паронимами.

Звукобуквенный анализ в сигнальных схемах.



Звукобуквенный анализ.

Составление предложений со словами-паронимами.



Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

(дифференциация одушевлен-

ных и неодушевленных имен

существительных).


Спряжение глаголов с личными местоимениями.

Временные формы глаголов.

Игра «Сейчас. Вчера. Завтра.»


Предложения с предлогами.

Значение предлогов в грамматическом оформлении предложения.


Предложение. Слово. Предлог.


2



2







4



2




2





3






3





2





4




7




Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:


- обучающийся может сообщить об основных потребностях с помощью жеста, символа или функционального слова;

- обучающийся может сообщить о дискомфорте или боли понятным окружающим способом;

- обучающийся ориентируется в визуальном распорядке дня (на первом году примерно 3 символа, на 2 году 6-7 символов, на третьем году все визуальное расписание).

- обучающийся понимает жесты, показывающие основные действия, пытается подражать им, использует жесты в практике общения;

- обучающийся использует в практике общения мимику, жесты или символы, понятным окружающим способом;

- обучающийся знает, когда начинать разговор, как его вести социально приемлемым способом и как заканчивать.






7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 вариант).

4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

7. Локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат №59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).

8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 №29/2194-6 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».

Основной список литературы

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / Под редакцией кпн, профессора И.М. Баряевой – М.: Просвещение, 2011.

2.Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления:пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей /И.Н. Садовникова. – М.:ПАРАДИГМА, 2012.

3. Шатрова С.А. Коррекция устной и письменной речи первоклассников. Методическое пособие для педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Шатрова. – М.: Баллас, 2012.

Дополнительный список литературы

1. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.

2. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

3.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

4.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.

5.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.

6.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

7.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

8.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003.

9.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.

10.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002.

11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос,2001.

12.Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.

13.Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.

14.О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003

15. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

- создания и использования информации;

- физического развития;

- планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);

- размещения материалов и работ в информационной среде организации;

организации отдыха и питания.

Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:

- соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;

- обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

- соблюдения пожарной и электробезопасности;

- соблюдения требований охраны труда.

Материально техническое обеспечение

Технические средства обучения

1. Персональный компьютер


Компьютерные технологии

1.Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры» (компакт-диск), 2003.

2.Логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1», ООО «Дэльфа М». Москва, 2010.

3.Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Интерактивные тренажеры (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2014.

4.Интерактивные речевые игры (компакт-диск)-издательство «Учитель», 2013.

5.Буквочитайка. Компьютерная игра для подготовки ребенка к обучению грамоте. Автор-составитель: Фатихова Л.Ф., 2011.


Интернет-ресурсы

1. mersibo.ru

2. razvitierebenka.com

3. igraem.pro















7. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

создания и использования информации;

физического развития;

планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);

размещения материалов и работ в информационной среде организации;

организации отдыха и питания.

Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:

соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;

обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

соблюдения пожарной и электробезопасности;

соблюдения требований охраны труда.


3. igraem.pro