ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 59 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рассмотрено на заседании методического объединения медико-психолого-логопедической помощи обучающимся Протокол № _____ от «____ » __________ 2017г. Руководитель: ________ /Л.М.Мугазирова/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ________ /О.Ю. Саликаева/ «_____» __________ 2017 г. | Утверждено Директор школы _________ /Ю.К. Амекачев/ «____» __________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Альтернатиная коммуникация»
Рекомендуется для обучающихся 2а класса
Срок реализации программы один год
Разработчик программы:
учитель-логопед
Мугазирова Л.М
ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Уфа - 2017 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернатиная коммуникация» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 вариант);
-учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса);
-Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 №29/2194-6 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».
Библиографический список литературы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / Под редакцией кпн, профессора И.М. Баряевой – М: Просвещение, 2011.
Целью коррекционного курса является формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.
Задачи:
- Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
- Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний
- Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия
- Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;
- Формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;
- Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;
- Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
- Формирование потребности в сопереживании;
- Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.
Программа коррекционного курса рассчитана для 2 класса на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное
негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в
координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У
обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов
познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с
нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения коррекционному, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит лолопеду.. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Логопед подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе занятия логопед может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с
фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами
В ходе реализации коррекционно-развивающего процесса используются следующие методы: наблюдение, беседа, объяснение, наглядно-действенные и практические методы.
Основные технологии, используемые в логопедической работе с младшими школьниками:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- компьютерные.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» тесно связан с учебным предметом « Речь и альтернативная коммуникация» включенным в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» интегрируется с учебными предметами «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек », а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с коррекционно-развивающей логопедической работой.
3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный курс «Альтернатиная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана и реализуется на протяжении всего срока обучения в образовательном учреждении.
Реализация коррекционного курса « Альтернативная коммуникация» рассчитана во 2 классе на 70 часов (а часа в неделю, 35 учебных недель).
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Предметными и личностными результатами изучения курса «Альтернативная коммуникация» во 2 классе является формирование следующих умений:
Минимальный уровень:
Личностные результаты:
социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности
Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта.
Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально)
Предметные результаты:
Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).
Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.
Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Достаточный уровень:
Личностные результаты:
Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.
Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).
Предметные результаты:
Понимание простых предложений.
Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.
Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса
Понимание существительных: объекты, явления .
Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).
Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет.
Коммуникация: дети, взрослые, смотреть, говорить, здороваться, прощаться, просить помощи, слушать, ждать, показывать, спрашивать, вежливость, здравствуй, до свидания, привет, пока, спасибо, пожалуйста, да, нет.
Графомоторные навыки: точка, линия, прямая линия, кривая линия, обводить, закрашивать, штриховать.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляд (на говорящего взрослого, задание);
• выполнять инструкции учителя;
• использование по назначению учебных материалов;
• выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).
Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом и включает следующие разделы:
1. Ориентирование в визуальном расписании
2. Предъявление основных потребностей и желаний
3.Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.
3.1 Использование жестов
3.2 Манипуляции и действия с предметами
3.3 Иллюстрации (фото, изображения, карточки PECS и др.)
3.4 Пиктограммы
3.4 Функциональные слова
4. Формирование навыков глобального чтения и альтернативного письма.
1. Ориентирование в визуальном расписании
Для облегчения процесса запоминания и применения пиктографических изображений, используется следующий алгоритм введения символов:
называние учебного предмета или действия учителем → показ соответствующего символа учителем → действие (или ситуация) → показ символа учителем.
Символы вводятся в ежедневно повторяющихся ситуациях. В начале учебного дня, учитель знакомит учащихся с распорядком дня, прикрепляя к специальной доске графические символы. Педагог рассказывает, что будет сначала, что потом. В конце каждого урока, учитель еще раз обращает внимание детей на доску, переворачивает карточку с символом, обозначающим только что прошедший урок, показывает следующий символ, побуждая всех следовать дальше.
На дверях кабинетов, классов, которые посещают учащиеся, крепились карточки с пиктограммами, с изображением различных предметов, видов деятельности. Таким образом, учащиеся, с помощью взрослого, учились соотносить ситуацию, предмет, объект с пиктограммой.
Когда учащиеся познакомятся с пиктограммами, в обязанности дежурного вводится «рассказывать» (с помощью учителя) о распорядке дня в течение учебной недели. Учитель называет предмет, а обучающийсядолжен выбрать из предложенных карточек (вначале из двух, трех и т.д.) обозначающий названный и прикрепить к доске распорядка дня. В конце каждого урока дежурный должен показывать остальным учащимся, какое занятие закончилось, переворачивая карточку, и показывать, какой урок будет следующим.
Также, используются индивидуальные наборы с визуальным расписанием. Учащиеся используют их самостоятельно, с дежурным, либо с помощью педагога (в зависимости от возможностей детей).
К концу первого учебного года учащиеся должны знать и использовать, в зависимости от возможностей, от 3 карточек, обозначающих предметную область.
В каждый последующий год ориентирование в визуальном расписании улучшается и обогащается.
2. Сообщение об основных потребностях и желаниях
Большую роль в этом разделе играет умение ориентироваться в схеме собственного тела, т.к. показать в каком месте ребенок ощущает дискомфорт, он может, только ориентируясь в географии тела. Используются:
- тактильные различия от прикосновений к частям тела различных материалов;
- дифференциация по прикосновению к частям тела различных температур;
- игры с завязанными глазами (ощупывание)
- игры на подражание «Делай, как я», «Вот носик, вот ротик…»
- использование указательных жестов, при обозначении частей тела
- Осознание и показывание себя. Жест «Я»
- ориентация в схеме тела с помощью пиктограмм, фото
- работа над мимикой по подражанию: «радость», «грусть», «смех», «злость», «удивление».
Для изучения своего тела и ощущений можно использовать следующие игры и упражнения по изучению схемы тела – обведение рук по контуру на бумаге (руки, кисти, рпальцы); отпечатки кистей рук с помощью краски, оттиски в тесте, глине.
3. Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.
3.1 Использование жестов. Изучаемые жесты должны отражать простые и доступные эмоции и ощущения. Кроме этого при демонстрации того или иного жеста используется мимика, и речевое сопровождение.
Жесты:
-указательный
- согласие и отказ
- «Я»
- просьбы, передачи («дай» и «на»)
- приветствия и прощания
- «хорошо», «плохо»
- «иди ко мне»
- «благодарность»
- «стоп»
- «хочу в туалет»
- «мыть руки»
- «есть»
- «пить»
- «отдыхать/спать»
- жесты «одеваться» и «раздеваться»
- «похвала»
- «грозить»
- «жарко»
- «холодно»
- «тихо»
- «громко»
Стимуляция расширения познания окружающего мира, использование жестов на других учебных предметах:
- обозначающих основные природные явления (дождь, снег);
- обозначающих действия, трудовые операции во время предметно-практической деятельности (катать, резать, разрезать, мять, писать и др.);
- обозначающие предметы бытового окружения;
- обозначающие количественные отношения (высоко-низко, широко-узко, количество на пальцах и др.);
- обозначающие транспорт (машина, самолет, поезд и др.);
- обозначающие некоторых представителей животного и растительного мира;
3.2 Манипуляции и действия с предметами
Основная задача – расширение познания предметного мира, для ориентирования в нем и коммуницирования с его помощью. Начало обучения проводится во время режимных моментов, в естественных ситуациях, например, во время приема пищи. Если обучающийсяхочет кашу, он дает тарелку педагогу, обращаясь к нему. Если он хочет пить, то дает чашку. Осуществление выбора между блюдами с помощью указательного жеста или столового прибора (ложки или вилки). Если ему нужна помощь, он ведет педагога за руку и др.
Ориентирование в распорядке учебного дня при помощи предметов, наиболее ярко обозначающих ту или иную деятельностью (урок – тетрадь, музыка музыкальный инструмент и др.). Далее, стимуляция предъявлений ребенком различных требований с помощью окружающего предметного мира (хочет рисовать – дает кисть, хочет играть – дает мяч и др.)
3.3 Работа с символами
Ориентирование в визуальном расписании. Возможность сказать о своих потребностях с помощью карточки с визуальным кодом (фото, рисунок, пиктограмма и др.). Обучение глобальному чтению тех слов, которые наиболее значимы для ребенка. Составление слов (альтернативное письмо) Составление коротких предложений объект-действие, по смыслу (например, мяч – играть).
Обучение ориентироваться в визуальном расписании:
- режимные моменты (завтрак, обед, домой)
- начало, конец занятия, учебного дня, перерыв, игра
- учебные предметы
Основные потребности и желания:
- туалет
- есть
- пить
- да/нет (карточки)
- игра
- домой
- боль
- стоп
Расширение активного словаря символов:
- лакомства
- еда (категории)
- игрушки
- семья
- деятельность в школе (учиться, писать, считать, читать, танцевать и др.)
- бытовое окружение и действия с ним
- одежда (категории)
- сезонные изменения (календарь погоды)
- ориентирование в частях тела с помощью пиктографического кода
- уточнение состояния здоровья с помощью пиктографического кода
Ориентирование в социальной жизни с помощью символов (социальные истории)
- я (рассказ об учащемся)
- я здороваюсь
- я прощаюсь
- я и одноклассники
- мой день в школе
- мой день дома
- моя семья
- поход к врачу
- поход в магазин
- прогулка
- событие (день рождения, праздник и др.)
- поддержи друга
- приготовление блюда
- сервирование стола
- правила поведения за столом
- транспорт
- опасность
Создание коммуникативного альбома.
Разделы:
«Я»
«Моя семья»
«Мой дом»
«Мой класс», «Мой досуг»
«Что я люблю»
«Что я не люблю»
«Мои друзья»
4. Глобальное чтение и альтернативное письмо
Составление коротких слов, значимых для учащегося и использование их в коммуникации.
Составление коротких предложений из знакомых слов или букв, и использование их в практике коммуникации.
Составление коммуникативного альбома с тем кодом, которым владеет в данное время обучающийсяи использование его в практике коммуникации в школе и дома.
Формирование умения грамматического конструирования: обучение символам, обозначающим грамматические категории рода, числа. Обучение задавать вопрос.
Использование в практике общения дополнительных электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).
Тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» 2 класс
| Лексическая тема | Содержание работы | Методы и приёмы работы, наглядно-дидактические средства, тсо. | Примерное кол-во | Дата | Примечание |
| Первичная диагностика | Сентябрь 1-2 недели | | |
Ориентировка в схеме собственного тела |
1 | Части тела. Ориентировка в собственном теле. | Уточнение знания учащимися названий частей тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.), умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. Знакомство и закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет, радуется, грустит. | Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Интерактивные тренажеры(диск) | Сентябрь 3-4 неделя; Октябрь 1 неделя; | | Да, нет, вот. Установление зрительного контакта. Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих людей и их части тела. |
22 | Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол | Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо называть себя и откликаться на свои имена и т. п. Закрепление в речи детей собственных имен, дифференцировать одноклассников по половой принадлежности | Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет Интерактивные тренажеры(диск) | Октябрь 2-3 неделя; | | |
Ориентировка в ближайшем окружении |
33 | Игрушки | Задания на узнавание знакомых игрушек по описанию (два-три признака). Совместные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание. Уточнение представлений обучающихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом. Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых обучающийся«решает» их «проблемы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п. | Обучение совместному с логопедом рассказыванию о своих действиях, используя вербальные и невербальные средства общения Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет Интерактивные тренажеры(диск) | Октябрь-4неделя. Ноябрь-2-4недели | | Дай, на, Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы-игрушки). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. |
44 | Моя семья | Соотнесение пиктограмм с фотографиями: «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка», «брат», «сестра». | Учить с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, побуждение обучающихся вступать в общение друг с другом | Декабрь 1-3 неделя | | |
55 | Мой дом | Игры и игровые упражнения, в которых обучающиеся знакомятся с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы). Предметно- практические действия с игрушечной посудой, мебелью, бытовыми приборами | Показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет Интерактивные тренажеры(диск | Декабрь 4 неделя, январь-3-4 неделя | | Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства ( объектов и субъектов. |
4 6 | Я в школе | Ориентировка в классе, коридоре, на лестнице, в столовой. Знакомство обучающихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Обучение составлению двухсловных предложений, включающих усвоенные обучающимся существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это девочка?); указательное местоимение + именительный падеж существительного (Вот девочка. Это мальчик). | Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет Интерактивные тренажеры(диск) | Февраль 1-2 неделя, | | Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы мебели). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. |
5 7 | Явления природы | Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки. Ввести в речь слова солнце, луна, тучи, снег, мокрый, сухой. Называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. | Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет Интерактивные тренажеры(диск) | Февраль 3 - 4 неделя | | Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы посуды). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. |
88 | Мир людей. Транспорт. | Знакомство с автомобилем, автобусом, изображенных на картинке. | Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет Интерактивные тренажеры(диск) | Март 1-2 неделя | | Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (продукты). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов |
7 9 | Профессии. | Формирование представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост). Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три человека), в которых обучающиеся знакомятся с профессиями врача, шофера. Обучение составлению двухсловных предложений, включающих усвоенные обучающимися существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это врач? Это шофер?); указательное местоимение + именительный падеж существительного (Вот врач. Это шофер.) | Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет Интерактивные тренажеры(диск) | Март 3 неделя Апрель 1-2 неделя | | Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы одежды, материалы). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов |
8 10 | Мир животных | Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка», «воробей», «ворона». Игры на звукоподражание (чик-чирик, кар-кар, гав-гав и т. п.), игры, отражающие жизнь домашних животных, птиц, дающие представления об их размерах (в сравнительном плане) с использованием речевых и неречевых средств общения. | Формирование жестов по показу, распознавание жестов и мимики собеседника, так же на фотографиях. Мимика, взгляд, звукоподражание, предмет, графические изображения, электронные устройства. Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет Интерактивные тренажеры(диск) | Апрель 3-4 неделя, май 1неделя | | Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы обуви материалы). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. |
Итоговая диагностика | 2-3 недели | | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Звуки л, ль. Буква Лл. Звуки р, рь. Буква Рр. Дифференциация л – р, ль – рь. Твёрдые и мягкие согласные. Буква «ь» в конце слова. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Предлог. Составление предложений с предлогом с опорой на картинку и вопросы. Итоговая диагностика. | Весна. Изменения в природе весной (проталины, сосульки, капель) Птицы: ворона, воробей, грач, скворец Слова-паронимы Насекомые: бабочка, жук, муравей, гусеница Слова-паронимы (смыслоразличи- тельная функция буквы «ь»). Именная лексика. Глагольная лексика. | Наречия: тепло, светло, Образование превосходной формы: теплее, светлее. Игра «Кто как голос подает?» Составление предложений. Игра «Сосчитай птиц от 1 до 10». Согласование имени существительного с именем числительным. Звукобуквенный анализ. Составление предложений со словами-паронимами. Звукобуквенный анализ в сигнальных схемах. Звукобуквенный анализ. Составление предложений со словами-паронимами. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (дифференциация одушевлен- ных и неодушевленных имен существительных). Спряжение глаголов с личными местоимениями. Временные формы глаголов. Игра «Сейчас. Вчера. Завтра.» Предложения с предлогами. Значение предлогов в грамматическом оформлении предложения. Предложение. Слово. Предлог. | 2 2 4 2 2 3 3 2 4 7 | | |
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:
- обучающийся может сообщить об основных потребностях с помощью жеста, символа или функционального слова;
- обучающийся может сообщить о дискомфорте или боли понятным окружающим способом;
- обучающийся ориентируется в визуальном распорядке дня (на первом году примерно 3 символа, на 2 году 6-7 символов, на третьем году все визуальное расписание).
- обучающийся понимает жесты, показывающие основные действия, пытается подражать им, использует жесты в практике общения;
- обучающийся использует в практике общения мимику, жесты или символы, понятным окружающим способом;
- обучающийся знает, когда начинать разговор, как его вести социально приемлемым способом и как заканчивать.
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 вариант).
4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
7. Локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат №59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).
8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 №29/2194-6 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».
Основной список литературы
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / Под редакцией кпн, профессора И.М. Баряевой – М.: Просвещение, 2011.
2.Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления:пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей /И.Н. Садовникова. – М.:ПАРАДИГМА, 2012.
3. Шатрова С.А. Коррекция устной и письменной речи первоклассников. Методическое пособие для педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Шатрова. – М.: Баллас, 2012.
Дополнительный список литературы
1. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
2. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
3.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
4.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.
5.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.
6.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
7.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
8.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003.
9.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.
10.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос,2001.
12.Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
13.Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
14.О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003
15. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
- создания и использования информации;
- физического развития;
- планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);
- размещения материалов и работ в информационной среде организации;
организации отдыха и питания.
Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
- соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
- обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
- соблюдения пожарной и электробезопасности;
- соблюдения требований охраны труда.
Материально техническое обеспечение
Технические средства обучения
1. Персональный компьютер
Компьютерные технологии
1.Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры» (компакт-диск), 2003.
2.Логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1», ООО «Дэльфа М». Москва, 2010.
3.Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Интерактивные тренажеры (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2014.
4.Интерактивные речевые игры (компакт-диск)-издательство «Учитель», 2013.
5.Буквочитайка. Компьютерная игра для подготовки ребенка к обучению грамоте. Автор-составитель: Фатихова Л.Ф., 2011.
Интернет-ресурсы
1. mersibo.ru
2. razvitierebenka.com
3. igraem.pro
7. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
создания и использования информации;
физического развития;
планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);
размещения материалов и работ в информационной среде организации;
организации отдыха и питания.
Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда.
3. igraem.pro