муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Криволесская основная школа»
«РАССМОТРЕНО» На педагогическом совете Протокол № 1 от «28»августа 2022 года | | «УТВЕРЖДАЮ» И.о. Директора школы Е. Л. Афонина Приказ № __ от «__»_________2022 года |
Рабочая программа экологического кружка
«ЭКОС»
ДЛЯ 6-9-Х КЛАССОВ
(1 ЧАС)
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Учитель биологии: Воробьева Е. В.
Пояснительная записка
Направление программы кружка «Экос» — эколого-биологическое.
В основе рабочей программы лежит авторская образовательная программа(дополнительного образования детей) "Природа вокруг нас" Архиповой И.Е.Программа модифицирована в соответствии с особенностями образовательного учреждения.
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).
Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование.
Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста
заботиться об окружающей природе.
Цель программы
Формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи программы
1. Формирование стремления обучающихся к познанию современных реалий экологии;
2. Развитие экологического мышления.
3. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
4. Обеспечение выработки у обучающихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
5. Привитию интереса у детей к проблемам окружающей среды;
6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего района и страны;
7. Повышение эрудиции обучающихся по экологическим проблемам;
8. Вовлечение обучающихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении.
В программе предлагаются следующие формы работы:
-
теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
-
групповые практические занятия:
-
индивидуальные занятия (подготовка мини-проектов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
-
общешкольные мероприятия по экологии;
-
беседы;
-
лекции;
-
консультации;
-
мониторинг;
-
экскурсии;
-
лабораторные и практические работы;
-
участие в природоохранных акциях.
Формы организации работы:
Форма подведения итогов:
Планируемые результаты
Предметные
Изучив данную программу, обучающиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе Сафоново, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Учащиеся узнают:
-
Что изучает экология;
-
Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
-
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
-
Правила поведения в природе;
-
Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
-
Главные особенности природы своей местности;
-
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
-
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
-
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
-
Понятие об экологическом кризисе;
-
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.
Учащиеся научатся:
-
Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
-
Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
-
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
-
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
-
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
-
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
-
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
-
Проводить подкормку птиц;
-
Охранять растения и животных;
-
Озеленять территорию школы;
Ожидаемый результат:
-
Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
-
Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды своей местности.
6. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских экологических конкурсах.
Личностные:
1.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
2.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
3.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные:
1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель деятельности.
2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
4. Выявлять причины и следствия простых явлений.
5. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Возраст детей: 11-15 лет (6-9 классы)
Сроки реализации образовательной программы: 1 год (сентябрь-май)
Режим занятий: 1 час в неделю
Содержание программы кружка «Экос»
Тема | Основное содержание |
-
Введение | Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. |
-
Экология – наука о нашем доме | В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии родного края, города. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе. |
-
Человек и природа | Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц – время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях деревни устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах. |
-
Экомониторинг | Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы деревни, получить информацию о состоянии природных территорий д. Криволес..Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, проекты, изготовление эколого - информационных стендов. |
-
Охранять и защищать | Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учеников с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологического патруля. |
-
Календарь экологических дат | Занятия по данной теме помогут обучающимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит обучающихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря. |
-
Экология и жизнь | Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы. |
-
Исследовательская деятельность | Знакомство с методами исследования. Изучение литературы, проведение исследований. |
-
Творческий отчет кружка | Представление работ членов кружка за учебный год. |
Итого: 68 часов.
Учебно-тематическое
№ занятия, дата | Тема занятия | Форма занятия |
-
Введение. 4 часа |
1.1 | Организационное занятие. Правила техники безопасности. | Организационное занятие. |
2.2 | Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы. Важность и значимость экологического движения. | Теоретическое занятие |
3.3 | Экскурсия. "Экологические объекты окружающей среды". | Практическое занятие |
4.4 |
5.1 | Подготовка к участию в районных заочных экологических конкурсах. | Теоретическое занятие |
6.2 | Практическое занятие |
7.3 | Практическое занятие |
8.4 | Практическое занятие |
-
Экология – наука о нашем доме. 11 часов |
9.1 | Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. | Теоретическое занятие |
10.2 | Теоретическое занятие |
11.3 | Экскурсия. Сбор коллекций, гербариев. «Осенние явления в природе» | Экологический мониторинг |
12.4 |
13.5 | Оформление результатов экскурсии | Практическое занятие |
14.6 | Фотоконкурс «Удивительное рядом» | Практическое занятие |
15.7 | Оформление фотовыставки «Удивительное рядом» | Практическое занятие |
16.8 |
17.9 |
18.10 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Теоретическое занятие |
19.11 | Практическое занятие |
-
Человек и природа. 9 часов |
20.1 | Экологические организации. | Теоретическое занятие |
21.2 | Практическое занятие |
22.3 | Человек - часть живой природы. | Теоретическое занятие |
23.4 | Значение зимней подкормки для птиц. | Теоретическое занятие |
24.5 | Творческая коллективная работа – создание экоаншлага «Они зимуют рядом с нами». | Практическое занятие |
25.6 |
26.7 | Техники изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления. | Практическое занятие |
27.8 | Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. | Теоретическое занятие |
28.9 | Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. | Выступление |
-
Экомониторинг. 11 часов. |
29.1 | Основные принципы экомониторинга. | Теоретическое занятие |
30.2 | Акция «Сохраним ёлочку» - выпуск листовок - мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек | Теоретическое занятие |
31.3 | Практическое занятие |
32.4 | Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. | Теоретическое занятие |
33.5 | Основы фенологии как науки. | Теоретическое занятие |
34.6 | Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха по состоянию сосны обыкновенной. | Практическое занятие |
35.7 | Мониторинг зеленых насаждений пришкольной территории. | Практическое занятие |
36.8 | «Календарь экологических дат». | Выступление |
37.9 | 15 декабря - День образования ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). Основные направления и задачи деятельности ЮНЕП. История возникновения праздника |
38.10 | Среда обитания и здоровье человека. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. | Практическое занятие |
39.11 | Экологическая оценка чистоты воздуха, температуры и влажности в школьных помещениях | Практическое занятие |
-
Охранять и защищать. 6 часов |
40.1 | Основные принципы охраны окружающей среды. | Теоретическое занятие |
41.2 | Экскурсия «Зимняя природа» | Экскурсионное занятие |
42.3 | Что такое охрана окружающей среды и меры по ее охране | Теоретическое занятие |
43.4 | Способы энергосбережения в домашних условиях. | Теоретическое занятие |
44.5 | «Альтернативные источники энергии» | Практическое занятие. |
45.6 | Выпуск плакатов, листовок «Бытовым отходам – вторую жизнь!» | Практическое занятие. |
-
Календарь экологических дат. 2 часа |
46.1 | «Календарь экологических дат» | Практическое занятие |
47.2 | Просмотр видеосюжетов на экологическую тематику | Теоретическое занятие |
7. Экология и жизнь. 5 часов |
48.1 | Направления современной экологии. | Теоретическое занятие |
49.2 | Съемка видеосюжета «Экология и жизнь» | Практическое занятие |
50.3 | Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология д. Криволес в опасности» | Практическое занятие |
51.4 |
52.5 | Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант. | Практическое занятие |
8. Исследовательская деятельность. 7 часов |
53.1 | Методы и приемы исследований. | Теоретическое занятие |
54.2 | Методы изучения видимой флоры и фауны. | Теоретическое занятие |
55.3 | Подготовка к экологическому фестивалю «Дети в защиту природы» | Практическое занятие |
56.4 | Практическое занятие |
57.5 | Практическое занятие |
58.6 | Практическое занятие |
59.7 | Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц. | Практическое занятие |
-
Творческий отчет кружка. 5часов |
60.1 | Работа над творческим отчетом работы за год | Практическое занятие |
61.2 |
62.3 | Творческий отчет | Практическое занятие |
63.4 | Круглый стол. Результаты работы | Практическое занятие |
64.5 | Подведение итогов работы учащихся | Практическое занятие |