ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Эрудит» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Темы кружка подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, в то же время не входили в школьную программу.
Отличительная особенность программы «Эрудит» - развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах
Программа «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к организации внеурочной деятельности. Курс разработан в целях удовлетворения спроса учащихся, их родителей (законных представителей) на дополнительные образовательные услуги и направлен на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Данная программа не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей. В программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные факты, способные дать простор воображению.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу
Цель программы: создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся начальной школы, подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.
Задачи:
-формировать познавательный интерес, творческое воображение;
-развивать и реализовать интеллектуальный потенциал ребёнка;
-развивать и совершенствовать логическое мышление, любознательность, инициативность, способность к самообразованию;
-закреплять и углублять знания учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
-раскрывать творческие способности ребёнка;
-создать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Принципы построения программы:
личностно-ориентированный подход;
учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;
свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
системность, последовательность, преемственность в обучении;
наглядность;
доступность;
сотрудничество и ответственность;
сознательное усвоение материала;
занимательность.
Методы и формы работы
На занятиях применяются практические, словесные методы, используется наглядность. Предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счёт слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Формы проведения занятий:
групповые;
индивидуальные;
фронтальные
Для реализации программы можно использовать разнообразные виды вне учебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную
Описание места курса в учебном плане
Срок реализации программы 1 год
Программа «Эрудит» реализуется в общеобразовательном учреждении в объёме 1 час в неделю во внеурочное время и рассчитана на 30 часов в год. Продолжительность занятий 45 минут.
Возраст детей – 8-9 лет, что соответствует 3 классу общеобразовательной школы.
Форма занятий – групповая (10 – 15 человек).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля
Познавательные УУД:
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные);
умение использовать знаково-символические средства;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий, действий;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Коммуникативные УУД:
умение формулировать собственное мнение и позицию, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Предметные результаты
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов, явлений;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, принимающих участие в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;
- повышение интереса учащихся к школьным предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Оценка эффективности занятий
Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников по следующим показателям:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий
Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)
Содержание программы «Эрудит» в 3 классе
Программа кружка «Эрудит» ориентирована на четыре школьных предмета: русский язык, математика, окружающий мир, литература.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.;
развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала;
формирование и развитие пространственных представлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
задания на развитие речи, обогащение словарного запаса;
развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе
Материально – техническое обеспечение
«Нестандартные задачи». Г.В.Керова, 1-4 классы
Кенгуру. Задачи прошлых лет. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Русский медвежонок – языкознание для всех. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
Русский язык. Учимся играя. Волина В. В. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996г.
Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Календарно – тематическое планирование
кружка «Эрудит»
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 30 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| Давайте поиграем! Игры со словами | 1 | 01.10.20 | |
| Читай, играй, выдумывай! (Игры со словами) | 1 | 08.10.20 | |
| Конкурс смекалистых. | 1 | 15.10.20 | |
| Занимательный русский язык. | 1 | 22.10.20 | |
| Волшебная математика. | 1 | 29.10.20 | |
| Магические квадраты. | 1 | 12.11.20 | |
| Графический диктант. | 1 | 19.11.20 | |
| Древняя китайская головоломка «Танграм» | 1 | 26.11.20 | |
| Секреты задач. | 1 | 03.12.20 | |
| Математика вокруг нас. | 1 | 10.12.20 | |
| Конкурс «Самый смекалистый» | 1 | 17.12.20 | |
| «Новогодний серпантин» (игры, ребусы…) | 1 | 24.10.20 | |
| Числовые головоломки. | 1 | 14.01.21 | |
| Секреты задач. | 1 | 21.01.21 | |
| Секреты задач. | 1 | 28.01.21 | |
| В царстве смекалки | 1 | 04.02.21 | |
| Мир занимательных задач | 1 | 11.02.21 | |
| Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). | 1 | 18.02.21 | |
| Интересные приёмы устных вычислений. | 1 | 25.02.21 | |
| Задачи с геометрическим содержанием | 1 | 04.03.21 | |
| «Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания по русскому языку. | 1 | 11.03.21 | |
| Заседание почемучек (окружающий мир). | 1 | 18.03.21 | |
| «Братья наши меньшие, хитрецы первейшие». | 1 | 01.04.21 | |
| Игровая программа «Летим в космос». | 1 | 08.04.21 | |
| Викторина «Лесные загадки». Знаешь ли ты природу? | 1 | 15.04.21 | |
| «Не насытится око зрением, а человек знанием» Работа со справочниками, энциклопедиями | 1 | 22.04.21 | |
| «Ребятам о зверятах» (Рассказы и сказки о животных). | 1 | 29.04.21 | |
| «Занимательная география» | 1 | 06.05.21 | |
| Конкурс знатоков. | 1 | 13.05.21 | |
| Соревнования эрудитов | 1 | 20.05.21 | |