СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка  общеинтеллектуальной направленности "Эрудит" для детей 8-9 лет. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Эрудит"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка «Эрудит» составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Темы кружка подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, в то же время не входили в школьную программу.

Отличительная особенность программы «Эрудит» - развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах

Программа «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к организации внеурочной деятельности. Курс разработан в целях удовлетворения спроса учащихся, их родителей (законных представителей) на дополнительные образовательные услуги и направлен на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Данная программа не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познава­тельные интересы детей. В программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные факты, способные дать про­стор воображению.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу


Цель программы: создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся начальной школы, подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.

Задачи:

-формировать познавательный интерес, творческое воображение;

-развивать и реализовать интеллектуальный потенциал ребёнка;

-развивать и совершенствовать логическое мышление, любознательность, инициативность, способность к самообразованию;

-закреплять и углублять знания учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;

-раскрывать творческие способности ребёнка;

-создать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.


Принципы построения программы:

  • личностно-ориентированный подход;

  • учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

  • развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;

  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;

  • системность, последовательность, преемственность в обучении;

  • наглядность;

  • доступность;

  • сотрудничество и ответственность;

  • сознательное усвоение материала;

  • занимательность.


Методы и формы работы

На занятиях применяются практические, словесные методы, используется наглядность. Предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счёт слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Формы проведения занятий:

  1. групповые;

  2. индивидуальные;

  3. фронтальные


Для реализации программы можно использовать разнообразные виды вне учебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную


Описание места курса в учебном плане


Срок реализации программы 1 год

Программа «Эрудит» реализуется в общеобразовательном учреждении в объёме 1 час в неделю во внеурочное время и рассчитана на 30 часов в год. Продолжительность занятий 45 минут.

Возраст детей – 8-9 лет, что соответствует 3 классу общеобразовательной школы.

Форма занятий – групповая (10 – 15 человек).



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля


Познавательные УУД:

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные);

  • умение использовать знаково-символические средства;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий, действий;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


Коммуникативные УУД:

  • умение формулировать собственное мнение и позицию, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;


Предметные результаты

  • - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • - выделять существенные признаки предметов, явлений;

  • - сравнивать между собой предметы, явления;

  • - обобщать, делать несложные выводы;

  • - выявлять закономерности и проводить аналогии. 


Ожидаемые результаты:

- увеличение числа учащихся, принимающих участие в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;

- повышение интереса учащихся к школьным предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.


Оценка эффективности занятий  

Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников по следующим показателям:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий

Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)



Содержание программы «Эрудит» в 3 классе

Программа кружка «Эрудит» ориентирована на четыре школьных предмета: русский язык, математика, окружающий мир, литература.

Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

  • задания на развитие внимания

тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.;

  • задания на развитие памяти

развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала;

  • задания на развитие пространственного восприятия

формирование и развитие пространственных представлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

  • задания на развитие мышления;

формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.

  • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса;

развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе




Материально – техническое обеспечение


  1. «Нестандартные задачи». Г.В.Керова, 1-4 классы

  2. Кенгуру. Задачи прошлых лет. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

  3. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

  4. Русский медвежонок – языкознание для всех. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

  5. Русский язык. Учимся играя. Волина В. В. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996г.

  6. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.

  7. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007




















Календарно – тематическое планирование

кружка «Эрудит»

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 30 часов



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Давайте поиграем! Игры со словами

1

01.10.20


Читай, играй, выдумывай! (Игры со словами)

1

08.10.20


Конкурс смекалистых.

1

15.10.20


Занимательный русский язык.

1

22.10.20


Волшебная математика.

1

29.10.20


Магические квадраты.

1

12.11.20


Графический диктант.

1

19.11.20


Древняя китайская головоломка «Танграм»

1

26.11.20


Секреты задач.

1

03.12.20


Математика вокруг нас.

1

10.12.20


Конкурс «Самый смекалистый»

1

17.12.20


«Новогодний серпантин» (игры, ребусы…)

1

24.10.20


Числовые головоломки.

1

14.01.21


Секреты задач.

1

21.01.21


Секреты задач.

1

28.01.21


В царстве смекалки

1

04.02.21


Мир занимательных задач

1

11.02.21


Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

1

18.02.21


Интересные приёмы устных вычислений.

1

25.02.21


Задачи с геометрическим содержанием

1

04.03.21


«Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания по русскому языку.

1

11.03.21


Заседание почемучек (окружающий мир).

1

18.03.21


«Братья наши меньшие, хитрецы первейшие».

1

01.04.21


Игровая программа «Летим в космос».

1

08.04.21


Викторина «Лесные загадки». Знаешь ли ты природу?

1

15.04.21


«Не насытится око зрением, а человек знанием» Работа со справочниками, энциклопедиями

1

22.04.21


«Ребятам о зверятах» (Рассказы и сказки о животных).

1

29.04.21


«Занимательная география»

1

06.05.21


Конкурс знатоков.

1

13.05.21


Соревнования эрудитов

1

20.05.21





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!