Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Осы»
«Утверждаю» Директор школы: _______________________ «___» _____________ 2016 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР: _______________________ «___» _____________ 2016 г. | Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № ___ _______________________ «___» _____________ 2016 г. |
Рабочая программа кружка
«Фокусы»
2 класс
(Общеинтеллектуальное направление)
Класс: 2 «Г»
Учитель: Т.В. Скромова
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория - первая
Срок реализации: 1 год
Объём учебного времени: 8 - 9 часов (34 часа)
Режим занятий: 1 час в неделю
Возраст детей: 8– 9 лет
г. Оса, 2016 г.
Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебной деятельности и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Данная программа даёт возможность интересно организовать досуг детей младшего школьного возраста, а также даст им возможность почувствовать себя настоящими волшебниками, научит их выполнять несложные фокусы. Фокусы – это не только интересное времяпровождение. Такое увлечение еще и полезное развивающее занятие. Оно научит ребенка терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Дети увлекающиеся фокусами совсем не обязательно в зрелом возрасте будут работать иллюзионистами, но это лучшее время и возможность дать им социализироваться, показать себя интересными в компании сверстников, что, в конечном счете, очень благотворно сказывается на формирующимся характере.
Все дети увлеченные фокусами в детстве вырастают в окружении принятия и интереса со стороны окружающих. Во взрослой жизни они легче находят общий язык с окружающими, не боятся внимания и даже умеют им управлять. Фокусы для детей это возможность и способ взрастить в себе общительную, интересную и лидирующую личность. Занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Данный курс внеурочной деятельности является пропедевтикой знаний по физике и химии. Юные физики и химики лихо демонстрируют все те несложные чудеса, которыми еще недавно так поражалась большая часть человечества. Фокус — это правда, замаскированная под сказку. Древнее, но вечно молодое искусство — утонченное и захватывающее, оттачивающее ум и дающее наслаждение. Оно возбуждает то самое удивление, с которого начинается познание. Фокусов сколько угодно, на любой вкус. Смотришь с одной — удивляешься (этого не может быть!), с другой — тоже удивляешься (как это, оказывается, просто!).
Прежде всего нужно запомнить, что главное в искусстве фокуса не столько знание секрета, сколько умение внушить эффект правдоподобия, заставить поверить, что невозможное возможно. От зрителей фокус всегда скрыт наполовину: они знают о существовании той, тайной, половины, но представляют ее себе как нечто нереальное, непостижимое. Эта обратная, невидимая, сторона фокуса основывается либо на ловкости рук, либо на разнообразных вспомогательных приспособлениях. Многие из них к тому же основаны на разных математических, физических и химических законах, хотя кажется, что они, наоборот, нарушают все общеизвестные законы.
Особенно интересно заниматься фокусами, когда сам создаешь новые трюки и сам их выполняешь. Не думайте, что в основе фокусов непременно должны быть сложные технические приспособления. Это не совсем так. Секрет может быть и очень простым. И чем он проще, тем эффектней может быть фокус. Главное, чтобы он был новым, оригинальным. А сколько фокусов, построенных на зрительном обмане, или оптическом эффекте. Вот пример. На рисунке — клетка, а рядом — птичка. Хотите, чтобы птичка попала в клетку? Прикоснитесь к рисунку кончиком носа — только не отрывайте взгляда от птички. Это фокусы-шутки, они не имеют секретов. Зато в каждом из них довольно остроумные решения.
К данной программе разработаны оценочные материалы, анкеты для детей (см. приложение №1)
Программа реализуется в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ «СОШ №2 г. Осы» и представляет систему познавательных опытов и экспериментов для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения (2 класс). В дальнейшем как продолжение планируется реализация программы «Школа волшебства» (3 класс).
Внеурочная работа реализуется через посещение занятия кружка, наполняемостью до 20 человек.
Оптимальный режим работы 1 раз в неделю по 1 часу.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в год – 34 (9 занятий за 1 четверть) продолжительностью 35 минут каждое.
В МБОУ «СОШ№2 г. Осы» проходит эксперимент. Во 2-х классах одно из направлений по внеурочной деятельности организовано по поточно-групповой модели. Второклассникам предложено сделать самостоятельный выбор из 6 кружков выбор (без помощи родителей). Обучающиеся делают выбор каждую четверть. Такая модель организации внеурочной деятельности будет способствовать развитию раннего самоопределения у младших школьников. Занятия в 2,3,4 четверти дублируются, но уже с другими обучающимися.
Место проведения занятий – кабинет 2-г класса (во второй половине дня).
Основной формой работы являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Задания, упражнения и опыты на занятиях предлагают парную, групповую, самостоятельную работу.
Цель программы:
- создание условий для формирования познавательно – исследовательского интереса с помощью фокусов, освоение основополагающих элементов научного знания.
Задачи программы:
Сформировать устойчивый интерес к фокусам. Научить показывать простейшие фокусы. Обучать специальным научным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Развивать навыки позитивного коммуникативного общения, познавательную активность, креативность, смекалку и сообразительность, целеустремленность и концентрация внимания.
Учить детей делать простейшие выводы, умозаключения.
Развивать мышление, память, внимание, моторику рук и координацию движений.
Развивать творческие способности школьника.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Традиционные формы: работа в парах, группах, индивидуальная работа.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой приём, вопросы к детям, экспериментирование, наглядный, практический (опыты), словесный. Изучение научно- популярной литературы, проведение на практике простых фокусов.
Вид деятельности: Познавательно-исследовательский.
Календарно – тематическое планирование.
2 класс
34 часа (1 занятие в неделю)
№ | Темы: | Кол-во часов в неделю | Всего часов (по четвертям) | Дата/ кор-ка |
1 | Правила юного фокусника. «Удивительные» фокусы. «Шашлык» из воздушного шарика. Игрушка «тауматроп». «Белая лилия». | 1 | 4 | |
2 | «Эффектные» фокусы. Фокусы с бумагой. «Невозможный лист» Лента Августа Мёбиуса. Лист сквозь себя. | 1 | 4 | |
3 | «Потрясающие» фокусы. Химический фокус. Вулкан. | 1 | 4 | |
4 | «Нереальные» фокусы. Фокусы с предметами. «Живая купюра» «Открытка» с фокусом. | 1 | 4 | |
5 | «Чудесные» фокусы. Фокусы с водой. | 1 | 4 | |
6 | Весёлые фокусы с угадыванием «Разноцветные шляпы». Телепат. | 1 | 4 | |
7 | Математические фокусы. Матемагия. Любимое число. Фокус с карточками. | 1 | 4 | |
8 | «Крутые» фокусы. «Бермудский» треугольник. | 1 | 4 | |
9 | Лучшие фокусы. Обобщающее занятие. | 1 | 2 | |
| Итого: | 9ч. | 34 ч. | |
2. Содержание программы
Вводное занятие. Проведение входной анкеты. Правила юного фокусника,
правила безопасного проведения опытов и экспериментов.
Проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства различных материалов и веществ (плотность, плавучесть, состав материалов), основанных на законах физики.
Фокусы с использованием бумаги. Знакомство с различными видами бумаги и её свойствами. Используя одно из свойств бумаги, знакомство с фокусами: «Невозможный лист», Лента Августа Мёбиуса, «Лист сквозь себя».
Химический фокус. Проведение познавательного опыта, раскрывающего свойства различных материалов и веществ (удивительные смеси, химические соединения, состав материалов), основанных на законах химии.
Ловкость рук. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Знакомство с секретами фокусов: «Живая купюра», «Открытка» с фокусом. Выступление участников кружка перед одноклассниками с демонстрацией фокусов с использованием различных предметов и демонстрируя ловкость рук.
Фокусы с водой. Знакомство со свойствами воды (текучесть, прозрачность, вода-растворитель, вода безвкусна и без запаха, изменяет своё состояние, условия изменения состояния воды). Используя одно из свойств воды, знакомство с фокусами «Вода обманщица», «С помощью воды», «Лёд без холодильника», «Вода из газеты», выступление участников кружка перед одноклассниками с демонстрацией фокусов с использованием воды.
Математические фокусы. Знакомство с математическими законами, закономерностями. Отгадывание чисел, «гимнастика для ума».
Подводим итоги. Проведение заключительной анкеты. Разработка шоу-программы. Подбор номеров и реквизита. Представление разработанной шоу-программы. Выступление перед общественностью.
Методическое обеспечение программы.
Реализуя данную программу, следует помнить, что одной из её задач является формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Поэтому целесообразно на каждом занятии отводить время на упражнения, способствующие развитию речи учащихся, умений увлечь, заинтересовать аудиторию.
Приступая к изучению каждого раздела программы необходимо вооружить учащихся теоретическими знаниями о свойствах тех материалов, с которыми будут проводиться фокусы. При изучении основных свойств воды, бумаги, металлов, воздуха рекомендуется использовать исследовательский метод, позволяющий сформировать у учащихся общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы.
Наиболее удобна при проведении занятий групповая форма работы. Работа детей в группах необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий, происходящим в рамках общеклассной дискуссии, и индивидуальной работой детей по освоению нового способа. Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.
После проведения занятий необходимо организовать выступление учащихся - членов кружка перед знакомой им аудиторией (учащимися класса, школы, родителями). А после освоения всей программы должен быть выход в незнакомую учащимся аудиторию с целью развития эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и формирования положительного отношения к собственным увлечениям.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Фокусы».
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях второклассников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №2 г. Осы». Содержание программы внеурочной деятельности «Фокусы», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
расширили представления о свойствах окружающих предметов;
научились секретам различных фокусов, обучающиеся могут самостоятельно выполнять различные простейшие фокусы;
совместно с учителем обучающиеся могут составлять шоу-программу, приобрели опыт выступления перед незнакомой аудиторией;
с помощью учителя научатся определять и формулировать цель деятельности на занятии;
смогут высказывать своё предположение, формулировать своими словами понятия, делать элементарные выводы;
выработают способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
обучающиеся разовьют эмоционально-ценностное позитивное отношения к себе и окружающим.
До и после изучения курса «фокусы» было проведено анкетирование детей. В анкетировании принимали участие обучающиеся вторых классов, посещающие занятие. Юным фокусникам были предложены анкеты (Приложение № 1).
Анкетирование на начальном этапе.
1. Любишь ли ты фокусы, волшебство? (да – 100%)
2. Какие фокусы ты знаешь и уже можешь показать другим?
(70% – не умеют делать фокусы, 30% – фокусы с бумагой, с водой, с дополнительным материалом, вулкан, но выполнить затрудняются)
3. Кем бы ты лучше хотел быть: созерцателем, слушателем или сам выступать в роли фокусника, иллюзиониста? (10% – созерцателями, 90% – юными фокусниками)
4. Что ты ожидаешь от посещения занятий? (научиться удивлять окружающих, творить чудеса, ловкости рук, мастерству Копперфильда)
Анкетирование на заключительном этапе.
1. Твой самый любимый фокус?
(«Живая купюра», «Бермудский треугольник», «Открытка» с фокусом.)
2. Какие фокусы с наших занятий ты бы смог показать и научить других?
(85% - научились выполнять фокусы, 15% детей - затрудняются, нужна дополнительная помощь)
3. Ты попробовал себя в разной роли, кем тебе лучше быть: созерцателем, слушателем или самому выступать в роли фокусника, иллюзиониста?
(100% - юными фокусниками, в домашних условиях все дети показывали фокусы родителям и своим друзьям)
4. Оправдались ли твои надежды, ожидания от данных занятий?
(100% -да)
Чему ты научился? (научились удивлять окружающих, творить чудеса, ловкости рук, соблюдать правила фокусника, терпению, что – то может получиться не с первого раза)
5. Хотел бы ты и дальше посещать наши занятия? (100% - да)
После изучения курса были организованы выступления обучающихся - членов кружка перед знакомой им аудиторией (учащимися класса, учителями школы во время прохождения Декады по внеурочной деятельности) и незнакомой аудиторией (выступление детей, демонстрация фокусов на РМО начальных классов) с целью развития эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и формирования положительного отношения к собственным увлечениям.
Вывод: по результатам анкетирования и открытым занятиям с выступлениями обучающихся пришла к заключению, данный курс интересен детям, они ходят на него в удовольствием, с желанием, с нетерпением ждут разгадки секрета фокуса, который они узнают только на следующем занятии, пришла к выводу, что данный курс необходимо продолжать и в 3 классе.
Литература для учащихся:
1.Артур Коулан. Фокусы. Стань настоящим волшебником! Издательство: Эгмонт Россия Лтд., 2011 г.
2. Фей Престо. Удивительные фокусы для детей. Издательство: Эгмонт Россия Лтд., 2011 г.
3.Паскаль Романо. Большая книга фокусов. Издательство: Эксмо, 2011 г.
4.Амаяк Акопян. Удивительные фокусы. Издательство: Эксмо, 2010 г
5.Мария Еременко. Твои первые фокусы. Издательство: Новый формат, 2009г.
Литература для педагогов:
1. И. Самойленко. Удивительные фокусы и трюки. Секреты мастерства. Издательство: Владис, Рипол Классик, 2008г.
2. Джим Уиз. Волшебство, фокусы, эксперименты. Издательство: АСТ, Астрель, 2007 г.
3. Элдин П. Фокусы. Издательство: АСТ, 2010 г.
4. Джон Гриндер, Джудит Делозье. Черепахи до самого низа. Предпосылки личностной гениальности
5. Тит Том. Поучительные забавы, или занимательные опыты и фокусы.
6. Коцыло В.В. Школа карточных фокусов.2003г.
7. Видеоуроки. Секреты обучения фокусам. http://obuk.ru/videourok/
Интернет-ресурсы:
1. .magic-class.ru
2.Фокусы для детей, волшебство, трюки, шоу, волшебная палочка...
3.http://fokusy.kak-nauchitsya.ru/
4.Фокусы для детей
5. Маленькие волшебники.
6. Видео-обучение фокусы для детей - "Школа Волшебства"
7. Хобби - Фокусы - Видео урок фокусов для детей с обучением!
Приложение.
Приложение №1.
Оценочные материалы.
Анкетирование на входе и выходе модуля.
Анкетирование на входе.
Любишь ли ты фокусы, волшебство?
Какие фокусы ты знаешь и уже можешь показать другим?
Кем бы ты лучше хотел быть: созерцателем, слушателем или сам выступать в роли фокусника, иллюзиониста?
Что ты ожидаешь от посещения занятий?
Анкетирование на выходе.
Твой самый любимый фокус?
Какие фокусы с наших занятий ты бы смог показать и научить других?
Ты попробовал себя в разной роли, кем тебе лучше быть: созерцателем, слушателем или самому выступать в роли фокусника, иллюзиониста?
Оправдались ли твои надежды, ожидания от данных занятий? Чему ты научился?
Хотел бы ты и дальше посещать наши занятия?
Спасибо!
Приложение №2.
Фокус «Волшебные карточки».
Числа - это математические объекты, используемые для подсчета, маркировки и измерения. Но Вы ведь находитесь в Школе волшебства, поэтому Вы будете использовать числа для выполнения интересных фокусов!

Фокус:
Зрителю выдаются 6 карточек с числами от 1 до 63. Фокусник предлагает присутствующим задумать любое своё число на этих карточках и указать, на каких карточках находится его число. После этого фокусник называет задуманное вами число.
Секрет фокуса:
Например, вы задумали число 27. Это число находится на 1-ой, 2-ой, 4-ой и 5-ой карточках. Достаточно сложить первые числа карточек и получим задуманное число. (1+2+8+16=27). Делать это надо очень быстро!
Фокус «Телепат».

Фокус:
Фокус по телепатии, то есть по чтению мыслей. Скажите, что у вас есть опыт работы с мысленным представлением объектов и, что Вам необходимо выбрать одного зрителя для роли передающего мысли. Но ранее вами уже выбран ассистент, который поможет вам в фокусе. Ассистенту завязывают глаза шарфиком и отворачивают от фокусника. Ассистент внимательно слушает фразы фокусника. А фокусник перебирает в разброс карточки, показывая зрителям. Фразы надо говорить чётно.
Секрет фокуса:
Ассистент с завязанными глазами, слушает внимательно фразы фокусника. А фразы начинаются на первую букву цветной картинки:
Красный – Какого цвета эта карточка?
Зелёный – Знаешь ли ты, какого цвета эта карточка?
Оранжевый – Отгадай, пожалуйста, какого цвета эта карточка?
Желтый – Я желаю знать, а какого цвета эта карточка?
Синий – Скажи, пожалуйста, какого цвета эта карточка?
Фокус с денежной купюрой зрителя.

Фокус:
Для фокуса понадобится: острый карандаш, лист бумаги и купюра зрителя. На вертикально положенный лист бумаги посередине горизонтально кладёте купюру зрителя. Она по краям немного не остается, то что лишнее мы отгибаем на другую сторону листа. Сгибаем и лист и купюру пополам. Купюра находится внутри листа.
Берём карандаш и протыкаем лист посередине на удивление зрителям за испорченную денежку. Но когда мы разгибаем, денежка у нас остается целой, демонстрируем её зрителям и целую и невредимую отдаём.
Секрет фокуса:
Прокалываем лист бумаги, а не денежку. В тайне от зрителя мы заводим карандаш в потайной карман между листом и денежкой ближе к себе, и протыкаем только лист бумаги.


Информация:
Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, ограниченный треугольником, вершинами которого являются Флорида, Бермудские острова и Пуэрто-Рико. Те, кто придерживается мнения, что загадочные исчезновения морских и воздушных судов в Дьявольском треугольнике действительно происходят, выдвигают различные гипотезы для их объяснения: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды.
Фокус «Бермудский треугольник»:
На синем листе бумаги, изображающее море, лежат три линейки в форме треугольника, это бермудский треугольник, рядом (обязательно!) на листе бумаги поставлен стакан (на синем фоне). Фокусник в область треугольника кладёт самолёт, накрывает салфеткой стакан, ставит его на область треугольника, не снимая салфетку. Затем он снимает салфетку со стакана - а нашего самолётика там нет. Снова накрывает салфеткой стакан, переносит его на синюю область, где стоял ранее. Снимает салфетку. Самолётик появляется чудесным образом снова!
Секрет фокуса:
Перед фокусом нам нужно подготовиться. На стакан со стороны, где нет дна наклеим лист бумаги того же цвета, как и море, но это не должны заметить зрители, иначе фокуса не получится. Стакан всё время должен стоять на синем фоне. Теперь накрываем салфеткой стакан и переносим его на лист с самолётиком в область «бермудского треугольника». Снимаем салфетку и видим, что самолётика нет.
Разноцветные шляпы
Описание фокуса:
Покажите картинку с зайцем в черной шляпе. Поверните картинку - там такой же заяц, по в красной шляпе. Обратно поверните - заяц уже в желтой шляпе. Снова поворот - заяц в зеленой шляпе.
Секрет фокуса:
Изготавливается картинка с изображением головы зайца и ее зеркальное изображение. В середине делается тонкая прорезь, через которую будет протягиваться одна из цветных полосок материи.
По шаблону вырезаются силуэты шляпы из черного, красного, желтого и зеленого картона такого размера, чтобы она могла полностью скрыть одну из голов зайца. "Шляпы" склеиваются между собой, чтобы материя оказалась внутри: черная - с желтой шляпой и красная - с зеленой.
При повороте картинки вокруг вертикальной оси картинка не меняется, вокруг горизонтальной - если предварительно откинуть шляпу па обратной стороне вверх - цвет шляпы изменится.

Шашлык из воздушных шариков или игольница.
Понадобится:
- воздушный шарик,
- иголки и острая пика.
Этапы эксперимента:
• Надуваем два воздушных шарика.
• Прокалываем шарик в определённых местах, а именно у хвостика и верхушку вращательными движениями.
Суть опыта.
Поверхностное натяжение, в местах прокола (а именно около хвостика и на верхушке) латекса больше и резина туже обхватывает шпику и шарик не рвётся.
МАТЕМАГИЯ.
Фокусы с числами. Фокус «Любимая цифра» (от 1 до 9, с калькулятором)
555 555 505 Фокус состоит в том, что вы пишите на листке бумаги число 12345679 и просите кого-нибудь назвать любое простое число. Предположим это 5. Вы сразу просите его умножить 12345679 на 45. Проделав это он получит 555 555 555. Другими словами, какую бы цифру вам ни назвали, конечный результат всегда будет набором из одних этих цифр.
Секрет фокуса:
Он очень прост. Умножь названную тебе цифру на девять. К примеру, если будет 4, то попроси зрителя умножить 12345679 на 36 (4*9). 12345679 * 36 = 444 444 404
Просто надо запомнить цифру 9 и умножить на названную тебе цифру.
Фокус “Волшебная таблица” (карточки).
На доске или экране таблица, в которой известным образом в пяти столбцах записаны числа от 1 до 31. Фокусник предлагает присутствующим задумать любое число из этой таблицы и указать, в каких столбиках таблицы находится это число. После этого он называет задуманное вами число.
Разгадка фокуса:
Например, вы задумали число 27. Это число находится в 1-ом, 2-ом, 4-ом и 5-ом столбиках. Достаточно сложить числа, расположенные в последней строке таблицы в соответствующих столбиках, и получим задуманное число. (1+2+8+16=27).
Фокусы с лентой Мёбиуса.
Фокус №1. Сделаем лист Мёбиуса и разрежем его вдоль ленты посередине, пока не вернёмся в исходную точку. Получим одно кольцо, которое вдвое длиннее исходного.
Фокус№2. Теперь разрежем ленту Мёбиуса на расстоянии в одну треть ширины от края. Получим два кольца: одно большое и сцепленное с ним маленькое.
Фокус №3. Перед склейкой закрутим бумажную ленту на два полуоборота, то есть на 3600 . Разрезав её, получим два сцепленных друг с другом кольца.
Фокус №4. Трижды перекрутим лист перед склейкой и разрежем его посередине. Получим лист, закрученный узлом. Этот же фокус можно повторить следующим образом: трижды перекрученную ленту продеть сквозь перстень, склеить концы, а затем разрезать вдоль посередине. Получится одно большое кольцо с узлом, завязанным вокруг перстня.
Фокус №5. Если сделать гармошку, состоящую из одного перегиба, и перед склейкой повернуть конец бумажной ленты на 3600, а затем разрезать полученное кольцо посередине, то мы увидим три сцепленных между собой кольца.
Фокус №6. В другом варианте фокуса кольцо разрезается на два отдельных кольца, одно из которых при разрезании посередине превращается тоже в два отдельных кольца, а другое- в одно большое. Как приготовить ленту для такого фокуса показано в приложении.
Фокус №7.Если изготовить кольцо, то после первого разрезания получится большое кольцо, размер которого вдвое больше первоначального, а второе разрезание даст два сцепленных между собой кольца.
Фокус №8. Склеим лист Мебиуса, проведём вдоль него посередине линию. Теперь склеим обыкновенное кольцо, на одной из его сторон посередине также проведём линию. Далее склеим лист Мебиуса и кольцо так, чтобы в месте склейки получился крест. Разрезаем кольцо и лист Мебиуса по проведенным линиям. Получилась квадратная рамка.
«Лист Мебиуса»
Стихотворение Наталии Юрьевны Ивановой
Лист Мебиуса – символ математики,
Что служит высшей мудрости венцом…
Он полон неосознанной романтики:
В нем бесконечность свернута кольцом.
В нем – простота, и вместе с нею – сложность,
Что недоступна даже мудрецам:
Здесь на глазах преобразилась плоскость
В поверхность без начала и конца.
Здесь нет пределов, нет ограничений,
Стремись вперед и открывай миры,
Почувствуй силу новых ощущений,
Прими познанья высшего дары:
Познай любовь и ненависть изведай,
Низвергнись в ад – тотчас увидишь рай.
Ты в одночасье насладись победой
И горечь пораженья испытай.
На грани бесконечного блаженства
Испытывая суеверный страх,
Найдешь свой путь. Достигнув совершенства,
Окажешься в таинственных мирах.
И, вдохновленный этим дерзновеньем,
По экспоненте поднимаясь в высь,
Ты ощутишь восторг освобожденья,
Почувствуешь, как возникает Мысль.
Покажется, что распростерлась Вечность,
Что взломан Мироздания пароль.
И вдруг твое стремленье в бесконечность
Тебя вернет к исходной точке: в ноль.
Как о порог, об этот ноль споткнешься.
Но как бы ни был прежний путь тернист,
Вновь выбирай (и ты не ошибешься!)
Путь в бесконечность – Мёбиуса лист.
Вулкан.
Раньше верили, что извержениями вулканов управляет бог подземного огня. У древних римлян этот бог носил имя вулкан, отсюда и произошло слово. Извержения вулканов иногда уничтожают целые города. Но маленький, безопасный вулкан вы можете соорудить сами.
Для этого вам понадобится пластилин или глина, пищевая сода, уксус, жидкость для мытья посуды, красная краска или пищевой краситель, большая тарелка.
Сначала нужно сделать вулкан. Комок глины или пластилина разделите на две части. Из одной слепите основание в виде лепёшки, из другой - полый конус для верха. Конус должен быть примерно таким, чтобы в нём помещалось яйцо. Поставьте конус на лепёшку и защипните их по краям, как пирожок с начинкой. Края должны быть плотно защеплены и не пропускать жидкость. Готовый вулкан поставьте на середину тарелки. В чайную ложку жидкости для мытья посуды добавьте красную краску. Вылейте всё это в чашку, куда насыпана столовая ложка пищевой соды, это будет огненная лава. Налейте её в вулкан.
Теперь начинается самое интересное – демонстрация фокуса. Вы торжественно объявляете зрителям: «Вот вулкан, младший брат Везувия!» Наклоняетесь к вулкану, приставляете руку к уху и произносите:
«Я слышу гул стихий ужасный.
Вулкан наполнен лавой красной.
Теперь замрите без движенья,
Сейчас начнётся изверженье!»
При последних словах наливаете в жерло вулкана немного укуса. Оттуда, пузырясь, поползёт по склонам красная пена! Это лава, которая всегда сопровождает извержение вулкана.
Секрет фокуса. При соединении уксуса с содой образуется углекислый газ. Он вспенивает жидкость для мытья посуды, и шипучая пена вырывается из жерла.
По книге И. Гальперштейна «Сто весёлых фокусов»
СОЗДАЕМ ТАУМАТРОП
Вы знаете, что такое тауматроп? Это очень интересная игрушка — ее еще называют «вращающееся чудо». Устройство это было изобретено в начале 19 века.
Принцип тауматропа таков: с двух сторон картонной карточки рисуются две картинки, через отверстия по бокам пропускаются верёвочки или карточка закрепляется на жёсткой оси. При вращении карточки две картинки на разных сторонах сливаются в одну благодаря инертности зрительного восприятия. Вообще, тауматроп, одно из многих устройств, придуманных человеком в разное время для «оживления» изображений. То есть, для создания анимации.
Понадобится для этого: плотная бумага, карандаши, фломастеры, ножницы, веревочка.
1. Берем белый картон. Карандашом рисуем кружок нужного диаметра (например 7см). Вырезаем ножницами кружок. Можно сделать сразу несколько, потом лишние тауматропы подарите друзьям.
2. В первый раз давайте попробуем нарисовать простую картинку. На одной стороне белого картонного кружка нарисуем клетку. Пусть это будет полукруглая клетка.
3. Теперь переворачиваем кружок на другую сторону, следите чтобы клетка (с другой стороны кружка) оказалась перевернутой вверх ногами. Нарисуем посередине нашего картонного диска мышь.
4. Шилом или толстой иглой проколим в картонном кружке отверстия с двух противоположных сторон.
5.Проденьте в дырочки веревочки или резинку. Тауматроп готов, осталось только раскрутить.




Водяные фокусы
Если у вас нет под рукой зайца и шляпы, то вполне можно обойтись и подручными средствами. Для научной «магии» достаточно воды.
Трюк №1: Водяная иллюзия.
Инструкция: налейте воду в стакан, стоящий перед нарисованными стрелками, и посмотрите, как их направление «волшебным» образом меняется.
Что нужно для выполнения трюка: cтакан, вода, стрелки, распечатанные на бумаге или изображенные на экране компьютера.
Как это работает: лучи света при переходе из одной среды в другую (из воздуха в воду) меняют свое направление, приближаясь к перпендикуляру. Вода обладает большим коэффициентом преломления, чем воздух. Стакан с водой также действует, как увеличительное стекло.
Трюк №2: Перец и вода.
Инструкция: наполните чашу водой и посыпьте ее перцем. Обратите внимание: когда вы касаетесь пальцем водной глади, ничего не происходит. А теперь нанесите на палец каплю жидкого мыла и повторите трюк — частички перца «разлетаются» к краям чаши.
Что нужно для выполнения трюка: вода, перец, чаша и мыло.
Как это работает: из-за сил поверхностного натяжения перец плавает на поверхности. Мыло препятствует водородной связи между молекулами воды, нарушая поверхностное натяжение. При этом нарушении вода растекается, захватив крупинки перца.
Трюк №3: «Заговор воды».
Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

22