Рабочая программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
(функциональная грамотность)
3 класс
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса «Функциональная грамотность: учение с увлечением» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы – создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно – научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно – научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно – научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений , которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений
Задачи программы:
Сформировать ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов;
Сформировать чувство ответственности за свои поступки и действия в отношении природы, осознанного выбора решения экологической проблемы, целеустремленности и настойчивости в достижении результата ;
Выработка у обучающихся системы знаний – убеждений, дающую четкую ориентацию в системе отношений « человек - природа» как основы экологического образования и воспитания обучающихся ;
Воспитывать активную жизненную позицию у обучающихся, способных стать инициативными защитниками окружающей среды.
Общая характеристика курса
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Общее количество часов | в том числе |
теории | практики |
1. | Читательская грамотность: | 8 | 2 | 6 |
2. | Математическая грамотность | 8 | 2 | 6 |
3. | Финансовая грамотность | 9 | 6 | 3 |
4. | Естественно - научная грамотность | 8 | 4 | 4 |
5. | Проверка знаний | 1 | - | 1 |
| Всего | 34 | 14 | 20 |
Перечень нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24.11.2015 года №81);
- авторская программа М.В.Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2022г. - 88 с. (Учение с увлечением).
Режим занятий –1 час в неделю.
Промежуточная аттестация за курс 3 класса в форме итоговой проверочной работы
Формы занятий: беседы, познавательные викторины, экскурсии, познавательные игры, практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, исследовательская работа.
Планируемые результаты
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
II. Содержание программы
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Форма занятия |
план | факт |
1 | Про дождевого червяка | 1 | | | | |
2 | Дождевые черви | 1 | | | | |
3 | Кальций | 1 | | | | |
4 | Полезный кальций | 1 | | | | |
5 | Сколько весит облако? | 1 | | | | |
6 | Про облака | 1 | | | | |
7 | Хлеб – всему голова | 1 | | | | |
8 | Про хлеб и дрожжи | 1 | | | | |
9 | Про мел | 1 | | | | |
10 | Интересное вещество – мел | 1 | | | | |
11 | Про мыло | 1 | | | | |
12 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 1 | | | | |
13 | История свечи | 1 | | | | |
14 | Про свечи | 1 | | | | |
15 | Магнит | 1 | | | | |
16 | Волшебный магнит | 1 | | | | |
17 | За покупками | 1 | | | | |
18 | Что такое «бюджет»? | 1 | | | | |
19 | Расходы и доходы бюджета | 1 | | | | |
20 | Семейный бюджет | 1 | | | | |
21 | Планируем семейный бюджет | 1 | | | | |
22 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата | 1 | | | | |
23 | Подсчитываем семейный доход | 1 | | | | |
24 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | 1 | | | | |
25 | Пенсии и пособия | 1 | | | | |
26 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | 1 | | | | |
27 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | 1 | | | | |
28 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов | 1 | | | | |
29 | Подсчитываем расходы | 1 | | | | |
30 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | 1 | | | | |
31 | Расходы на обязательные платежи | 1 | | | | |
32 | Как сэкономить семейные деньги? | | | | | |
33 | Проверочная работа (промежуточная аттестация) | 1 | | | | |
34 | Подсчитываем сэкономленные деньги | 1 | | | | |
| Итого | 34 | | | |
Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg
http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao.ru