СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка " Основы функциональной грамотности" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  кружка по функциональной грамости  для 3 класса .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка " Основы функциональной грамотности" 3 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОЛЬШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



РАССМОТРЕНО

и рекомендовано к утверждению

на заседании Педагогического Совета

Протокол


1от « 26 »августа 2022г.


председатель педагогического совета ________________

(С.И. Попова)


СОГЛАСОВАНО






«26»августа2022 г.


зам директора школы по УВР


________________

(Н.Н. Шевченко)


УТВЕРЖДЕНО




Приказ


?? от «30»августа2022


директор школы


________________

(С.И. Попова)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Основы функциональной грамотности»


для 3 класса начального общего образования


на 2022-2023 учебный год






Составитель: Скутина Ирина Григорьевна

учитель начальных классов









с. Большинка 2022 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Основы функциональной грамотности» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь­ного общего образования Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования (да­лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори­теты, сформулированные в Примерной программе воспитания МБОУ Большинской СОШ. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; 

  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • основная образовательная программа начального образования МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;

  • учебный план основного образования МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;

  • календарный учебный график МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;

  • Рабочая программа воспитания МБОУ Большинской СОШ.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Место учебного курса в учебном плане школы:

Согласно учебного плана МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 уч. год на изучение учебного курса «Основы функциональной грамотности» во 3 классе отводится 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю). Учитывая календарный учебный график школы на 2022-2023 уч. год данная рабочая программа составлена на 34 часа. Содержание рабочей программы реализуется в полном объеме.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса


Модуль «Основы читательской грамотности».

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообра­зие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь пти­цам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарст­венные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в исто­рии людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрица­тельное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ростовской области. Охранять природу - значит охранять здо­ровье.

Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности».

«Удивительный мир чисел».

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.

«Мир занимательных задач».

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Модуль «Финансовая грамотность»

Тема «Откуда в семье деньги».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.





ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение курса «Основы функциональной грамотности» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • способность различать тексты различных жанров и типов;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о банковских картах;

  • умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

  • представление о различных банковских услугах;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

1.

Фольклор. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

Определение основной темы в фольклорном произведении.

01.09

2-.

Вводный мониторинг. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

Практическая работа над текстом.

08.09

3-4.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

2

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазёры».

В. Драгунский «Друг детства».

Г. Скребицкий« КотИваныч». Работа над текстами. Составление плана, пересказ.

15.09

22.09

5.

Типы текстов: текст описание

1

Понятие о тексте описании. Работа над текстом.

29.09

6.

Типы текстов: текст повествование.

1

Понятие о тексте повествовании. Работа над текстом.

06.10

7.

Типы текстов: текст рассуждение.

1

Понятие о тексте рассуждении. Работа над текстом.

13.10

8-10.

Работа со сплошным текстом. Промежуточный мониторинг.

3

Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

Комплексная работа над текстом.

20.10-10.11

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

11.

Изучение природы.

1

Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов. Тексты на заданную тему.

17.11

12.

Условия, в которых мы живем.

1

Солнце - источник тепла и света на Земле. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

24.11

13.

Кто и как живет рядом с нами.

1

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем.

01.12

14.

Почему надо беречь и охранять растения.

1

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Чтение текстов, выполнение заданий к ним.

08.12

15.

Грибы - удивительное царство.

1

Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Работа с атласом – определителем.

15.12

16.

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1

Лишайники. Работа с детской энциклопедией.

22.12

17.

Многообра­зие животных родного края.

1

Многообра­зие животных родного края. Особенности животных каждого вида. Тексты по теме, чтение выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

29.12

18.

Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области.

1

Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здо­ровье.

12.01

Модуль «Основы математической грамотности»

19.

Удивительный мир чисел.

1

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).


19.01

20.

Решение математических ребусов.

1

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.

26.01

21.

Мир занимательных задач.

1

Решение олимпиадных задач.

02.02

22.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

1

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Решение практических задач.

09.02

23.

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

1

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

16.02

24.

Решение задач..

1

Выбор наиболее эффективных способов решения. Работа с текстами, в которых есть математические данные. Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

02.03

25

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1

Работа с текстами, в которых есть математические данные. Решение задач на нахождение площади, периметра. Задачи – расчёты.

09.03

26.

Итоговый мониторинг.

1

Комплексная работа.

16.03

27-28

Откуда в семье деньги


2

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи

30.03

06.04

29-30

На что тратятся деньги.

2

Понимание происхождения расходов.

Считать общую сумму расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расход

13.04

20.04

31

Как умно управлять своими деньгами

1

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

27.04

32-33

Как делать сбережения.

 


2

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

04.05

11.05

34

Повторение изученного по теме «Семейный бюджет».

2

Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность

18.05

25.05













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

Наименование разделов и тем программы

Количество часов


Сроки

изучения

Виды деятельности

Виды, количество контроля


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Тема 1.

Читательская грамотность

10

07.09-16.11

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Характеристику героев произведений, различие научно-познавательного текста и художественного; нахождение их сходства и различия.

ПРР – 1


«Учи.ру» https://uchi.ru;

«Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home;

«Единое содержание общего образования» edsoo.ru

Тема 2. Основы естественнонаучной грамотности»



8

23.11-18.01

Работа с таблицами: интерпретация и дополнение данных;

сложение и сравнение чисел в пределах 100;

объяснение графических моделей при решении задач;

анализ представленных данных, установление закономерностей.

ПР/Р – 1


«Учи.ру» https://uchi.ru;

«Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home;

«Единое содержание общего образования» edsoo.ru

Тема .3

Основы математической грамотности»


16

25.01-24.05

Объяснение значения понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; названий российских денег «рубль» и «копейка»;

нахождение у монеты аверса и реверса;

– выполнение логических операций: анализ, синтез и сравнение;

ПР/Р-2

«Учи.ру» https://uchi.ru;

«Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home;

«Единое содержание общего образования» edsoo.ru







ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК учебного предмета:
  • Программа «Функциональная грамотность», М.В. Буряк, С.А. Шейкина, 1-4 кл.



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  • «Российская электронная школа «РЭШ» https://resh.edu.ru;

  • «Учи.ру» https://uchi.ru;

  • «Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home;

  • «Единое содержание общего образования» edsoo.ru






































Лист коррекции календарно-тематического планирования


Предмет: кружок «Основы функциональной грамотности»

Класс: «3»

Учитель: Скутина И.Г..


№ урока



Дата

по плану

КТП



Дата

по факту



Тема



Причина корректировки



Способ корректировки