МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к утверждению на заседании Педагогического Совета Протокол № 1от « 26 »августа 2022г. председатель педагогического совета ________________ (С.И. Попова) | СОГЛАСОВАНО «26»августа2022 г. зам директора школы по УВР ________________ (Н.Н. Шевченко) | УТВЕРЖДЕНО Приказ № ?? от «30»августа2022 директор школы ________________ (С.И. Попова) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Основы функциональной грамотности»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Скутина Ирина Григорьевна
учитель начальных классов
с. Большинка 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Основы функциональной грамотности» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания МБОУ Большинской СОШ. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
основная образовательная программа начального образования МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
учебный план основного образования МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
календарный учебный график МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
Рабочая программа воспитания МБОУ Большинской СОШ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Место учебного курса в учебном плане школы:
Согласно учебного плана МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 уч. год на изучение учебного курса «Основы функциональной грамотности» во 3 классе отводится 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю). Учитывая календарный учебный график школы на 2022-2023 уч. год данная рабочая программа составлена на 34 часа. Содержание рабочей программы реализуется в полном объеме.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса
Модуль «Основы читательской грамотности».
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ростовской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности».
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Модуль «Финансовая грамотность»
Тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса «Основы функциональной грамотности» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о банковских картах;
умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
представление о различных банковских услугах;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание. | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» |
1. | Фольклор. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. | 01.09 |
2-. | Вводный мониторинг. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 1 | Практическая работа над текстом. | 08.09 |
3-4. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 2 | Чтение рассказа Н. Носова «Фантазёры». В. Драгунский «Друг детства». Г. Скребицкий« КотИваныч». Работа над текстами. Составление плана, пересказ. | 15.09 22.09 |
5. | Типы текстов: текст описание | 1 | Понятие о тексте описании. Работа над текстом. | 29.09 |
6. | Типы текстов: текст повествование. | 1 | Понятие о тексте повествовании. Работа над текстом. | 06.10 |
7. | Типы текстов: текст рассуждение. | 1 | Понятие о тексте рассуждении. Работа над текстом. | 13.10 |
8-10. | Работа со сплошным текстом. Промежуточный мониторинг. | 3 | Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». Комплексная работа над текстом. | 20.10-10.11 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
11. | Изучение природы. | 1 | Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Тексты на заданную тему. | 17.11 |
12. | Условия, в которых мы живем. | 1 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | 24.11 |
13. | Кто и как живет рядом с нами. | 1 | Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | 01.12 |
14. | Почему надо беречь и охранять растения. | 1 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Чтение текстов, выполнение заданий к ним. | 08.12 |
15. | Грибы - удивительное царство. | 1 | Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Работа с атласом – определителем. | 15.12 |
16. | Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | Лишайники. Работа с детской энциклопедией. | 22.12 |
17. | Многообразие животных родного края. | 1 | Многообразие животных родного края. Особенности животных каждого вида. Тексты по теме, чтение выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | 29.12 |
18. | Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. | 1 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. | 12.01 |
Модуль «Основы математической грамотности» |
19. | Удивительный мир чисел. | 1 | История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). | 19.01 |
20. | Решение математических ребусов. | 1 | Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. | 26.01 |
21. | Мир занимательных задач. | 1 | Решение олимпиадных задач. | 02.02 |
22. | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. | 1 | Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Решение практических задач. | 09.02 |
23. | Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | 1 | Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | 16.02 |
24. | Решение задач.. | 1 | Выбор наиболее эффективных способов решения. Работа с текстами, в которых есть математические данные. Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». | 02.03 |
25 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 1 | Работа с текстами, в которых есть математические данные. Решение задач на нахождение площади, периметра. Задачи – расчёты. | 09.03 |
26. | Итоговый мониторинг. | 1 | Комплексная работа. | 16.03 |
27-28 | Откуда в семье деньги | 2 | Понимание того, от чего зависят доходы семьи. Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. Различать виды доходов семьи | 30.03 06.04 |
29-30 | На что тратятся деньги. | 2 | Понимание происхождения расходов. Считать общую сумму расходов. Различать планируемые и непредвиденные расход | 13.04 20.04 |
31 | Как умно управлять своими деньгами | 1 | Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. Умение составлять бюджет семьи. Составлять семейный бюджет на условных примерах. | 27.04 |
32-33 | Как делать сбережения. | 2 | Понимание того, из чего складываются сбережения. Сравнивать разные виды сбережений. Различать виды сбережений. | 04.05 11.05 |
34 | Повторение изученного по теме «Семейный бюджет». | 2 | Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность | 18.05 25.05 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Сроки изучения | Виды деятельности | Виды, количество контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Тема 1. Читательская грамотность | 10 | 07.09-16.11 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Характеристику героев произведений, различие научно-познавательного текста и художественного; нахождение их сходства и различия. | ПРР – 1 | «Учи.ру» https://uchi.ru; «Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home; «Единое содержание общего образования» edsoo.ru |
Тема 2. Основы естественнонаучной грамотности» | 8 | 23.11-18.01 | Работа с таблицами: интерпретация и дополнение данных; сложение и сравнение чисел в пределах 100; объяснение графических моделей при решении задач; анализ представленных данных, установление закономерностей. | ПР/Р – 1 | «Учи.ру» https://uchi.ru; «Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home; «Единое содержание общего образования» edsoo.ru |
Тема .3 Основы математической грамотности» | 16 | 25.01-24.05 | Объяснение значения понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; названий российских денег «рубль» и «копейка»; нахождение у монеты аверса и реверса; – выполнение логических операций: анализ, синтез и сравнение; | ПР/Р-2 | «Учи.ру» https://uchi.ru; «Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home; «Единое содержание общего образования» edsoo.ru |
| | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК учебного предмета:
Программа «Функциональная грамотность», М.В. Буряк, С.А. Шейкина, 1-4 кл.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
«Российская электронная школа «РЭШ» https://resh.edu.ru;
«Учи.ру» https://uchi.ru;
«Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home;
«Единое содержание общего образования» edsoo.ru
Лист коррекции календарно-тематического планирования
Предмет: кружок «Основы функциональной грамотности»
Класс: «3»
Учитель: Скутина И.Г..
№ урока | Дата по плану КТП | Дата по факту | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |