СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка географического краеведения "Тропами родного края"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка географического краеведения "Тропами родного края"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ровеньковская общеобразовательная школа № 2 им.А.В. Хоптенко»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ ЛНР

«Ровеньковская общеобразовательная школа № 2

им.А.В.Хоптенко»

____________________А.А.Литвинова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
«ТРОПАМИ РОДНОГО КРАЯ»







Составитель:

учитель географии

Макаривская Ирина Геннадиевна













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Географическое краеведение – всестороннее изучение, учащимися территории своего края. Этот вид деятельности является важным этапом изучения взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом, познание родного края ,изучение и сохранение богатств окружающей среды, формирования туристско-спортивных и краеведческих знаний, умений и навыков средствами внешкольного дополнительного образования. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что она предусматривает творческое развитие личности в системе дополнительного образования; обеспечение потребностей обучающихся в профессиональном самоопределении, учетом индивидуальных особенностей, склонностей и интересов.

Программа разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся возраст которых не младше 11 лет.

Целью программы является развитие разносторонней творческой личности в процессе занятий географическим краеведением.

Основные задачи программы. Обучающие: - научить исследовать и рационально использовать природные ресурсы, знакомится и изучать природные богатства родного, климатические и погодные условия, формировать личностное восприятие исследованного материала. - сформировать умения и навыки: исследовать, проводить поисковые работы, уметь описывать исследуемые объекты в т..ч природные (реки, озера, болота, растительность, грунты), изучать микроклимат, готовить коллекции и гербарии, оформлять полевую тетрадь и дневник исследований по выбранной теме, ориентироваться на местности с помощью карты и компаса, проходить маршруты по легенде, устанавливать палатку, разжигать костер в разных погодных условиях, готовить еду в полевых условиях на костре, преодолевать естественные препятствия, придерживаться основных правил техники безопасности участия в туристских путешествиях и соревнованиях, принимать участие в ученических конкурсах научно-исследовательских, конференциях, олимпиадах и т.п.

Развивающие: - развивать природные задатки обучающихся, творческий потенциал, фантазию, наблюдательность; - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; - развивать положительные эмоции и волевые качества;

Воспитывающие: - способствовать формированию социальной активности; - воспитывать культуру общения; - прививать сознательное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих, сохранению и приумножению природных богатств, уважение к людям; - формировать положительные качества эмоционально-волевой сферы (самостоятельность, коллективизм, трудолюбие, инициативность, ответственность и прочие); - воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе.

Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знании практических умений и навыков. Программа предусматривает обучение в течении 1 года.

На обработку учебного материала отводится 34 часов в год.

Программа направлена на формирование системного мышления, углубления знаний, умений и навыков из отдельных учебных дисциплин и туристско-краеведческой работы.

В основу программы «Географическое краеведение» положены базовые блоки:

• географическое краеведение;

• спортивно-туристская подготовка;

• безопасность жизнедеятельности.

Программа включает сведения, которые углубляют и дополняют содержание учебных предметов по географии, экономики и краеведения.

Важная роль отводится формированию у обучающихся языков культуры, усвоению географической, краеведческой и туристской терминологии, практических навыков работы с коллекциями, гербариями, оборудованием, компасом, картографическими материалами, умению пользоваться туристским снаряжением и оборудованием, выполнению топографических работ, сознательного отношения к собственному здоровью. Занятие творческого объединения организовывается таким образом: одно занятие –теоретическое, второе – практическое. Продолжительность занятий определяется с учетом психофизиологического развития и допустим нагрузки и составляет в академических часах(45 минут).

Экскурсии и практические занятия являются обязательными и необходимым составляющими процесса обучения и воспитания. Они предусматривают создание условий для приближения содержания тем к реальной жизни Периодичность экскурсий и практических занятий на местности– один раз в месяц. Необходимым условием организации экскурсий и практических занятий на местности является соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности.

При планировании экскурсий, практических занятий берутся во внимание сезонные изменения погоды, климатические условия.

Программа предусматривает вариативность ,как дидактических принципов, так и элементов инновационных методов обучения направленных на формирование творческой личности, включая оздоровительную и инструктивную направленность.

Формы организации деятельности с обучающимися. На занятиях используют разнообразные формы и методы обучения в зависимости от возраста обучающихся :пояснительно- иллюстративные (рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, дискуссия и др.), репродуктивные (воспроизведенные), тренинги (развитие знаний, приобретение умений и навыков), дискуссионные, проблемно-поисковые (исследовательские, поисковые) методы обучения. При проведении практических занятий приоритет предоставляется географическим исследованиям и поисковой работе, краеведческим наблюдениям за природой, объектами и прочее.

Совместно с групповыми, коллективными формами работы проводится индивидуальная работа с обучающимися ,в том числе при подготовке соревнований, конкурсов, выставок и других культурно-массовых мероприятий.

Результативность освоения данной программы осуществляется во время проведения соревнований, викторин, конкурсов и посещении экскурсионных и промышленных объектов.

Педагог имеет право самостоятельно корректировать количество часов, выделенных на изучение отдельных тем, перераспределять учебное время в зависимости от местных условий, уровня подготовки обучающихся, запланированных походов, массовых мероприятий и тому подобное.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать: - географические термины; - основные составляющие географической характеристики родного края; - основные направления географических исследований; - методы комплексного исследования территории во в экспедиции; - общую структуру научного исследования; - схему описания маршрута краеведческого путешествия; - основные виды краеведческих наблюдений, которые могут осуществляться в краеведческой экспедиции или туристском походе и инструменты (приборы), которые при этом применяются; - краеведческую и специальную литературу по географии родного края; - туристские возможности родного края и отдельных регионов; - правила безопасности участников туристско-краеведческих походов и соревнований, при преодолении препятствий, организации бивака; - права и обязанности участников путешествий и соревнований; - основные положения Инструкции по проведению туристски путешествий с учащейся и студенческой молодежью и Правил соревнований по спортивному туризму; - требования к походам разных степеней и категорий сложности; - особенности организации бивака; - требования к организации питания туристов; - условные знаки спортивных и топографических , картпорядок прохождения дистанций на соревнованиях по спортивному ориентированию; - местные признаки ухудшения и улучшение погоды; - симптомы основных видов заболеваний и травм, которые могут произойти в походе или на соревнованиях; - порядок действий в экстремальной(аварийной) ситуации во время краеведческой экспедиции, похода или на соревнованиях, порядок оказания первой доврачебной помощи.

Обучающиеся должны уметь - работать с краеведческой и специальной литературой в архивах и других научных учреждениях; - четко, логически и аргументировано выступать с докладами-защитами собственных исследований; - принимать участие в дискуссиях на научные темы; - качественно оформлять научно-исследовательские работы; - разрабатывать анкеты и вопросники; - систематизировать собранный краеведческий материал; - разрабатывать схемы экскурсионных маршрутов; - ориентироваться на местности с помощью карты и компаса, проходить маршрут по легенде, карте, преодолевать дистанцию спортивного ориентирования в заданном направлении и/или по выбору, по маркированной дистанции; - измерять расстояния и определять высоту предметов на местности разными способами; - преодолевать речку вброд, по бревну, веревке с перилами, навесной переправе, крутые травяные и песчаные склоны(спуск спортивным способом, подъем спортивным способом), траверс препятствия; - вязать узлы, которые применяются в туристских походах соревнованиях; - организовать бивак, разжигать костер; - составлять меню для туристско-краеведческих походов и экспедиций; - готовить пищу в походных условиях на костре; - придерживаться правил санитарии, гигиены и техники безопасности; - бережливо относиться к оборудованию и снаряжению; - оценивать собственные достижения и достижения обучающихся; - сотрудничать с ровесниками во время коллективной работы; - предоставлять первую доврачебную помощь.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения – 34часа)


Название раздела, темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (4ч.)

1

Вступительное занятие

1

1


2

Туристско-краеведческие возможности родного края. Путешествие по карте родного края

1


1

3

Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий и туристско-краеведческих путешествий

1

1


4

. Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий и туристско-краеведческих путешествий

1

1


КРАЕВЕДЕНИЕ (18 ч)

5

Актуализация знаний учащихся по географии

1

1


6

Географические особенности родного края

1

1


7

Рельеф, грунты, растительное и животное царство своего края

3

2

1

8

Геологическое строение края

3

1

2

9

Полезные ископаемые

2

1

1

10

Метеорологические наблюдения

2

1

1

11

Гидрологические наблюдения

2

2


12

Изучение хозяйства родного края

2

1

1

13

Охрана окружающей природной среды

2

1

1

ТУРИСТСКО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА (9 ч.)

14

Спортивное ориентирование. Топографическая подготовка

5

2

3

15

Туристское снаряжение

1

1


16

Туристский быт. Организация питания в краеведческой экспедиции

1

1


17

Техника пешеходного туризма

2


2

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч.)

18

Правила санитарии и гигиены. Первая (доврачебная) медпомощь

2

1

1

19

Итоговое занятие

1

1










РАЗДЕЛ І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (4ч.)

1.1. Вступительное занятие (1 ч.)

Теоретические занятия: история развития туризма и краеведения. Традиции, современное состояние и возможности развития туризма краеведения на современном этапе. Содержание и задачи работы объединения, особенности работы юных географов-краеведов.

1.2. Туристско-краеведческие возможности родного края. Путешествие по карте родного края (1 ч.)

Практические занятия: удобство и выгодность географического положения родного края. Разнообразие фауны и флоры, богатство историко-культурного наследия. Транспорт, связь. Границы родного края.

1.3. Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий и туристско-краеведческих путешествий (1 ч.)

Теоретические занятия: техника безопасности во время проведения занятий в помещениях, спортивных залах, на спортивных площадках и местности. Безопасные условия организации экскурсий. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском и междугородном транспорте. Противопожарная безопасность в лесопарковой ,зоне в туристских походах и краеведческих экспедициях.

1.4. Инструкция по проведению туристских путешествий с учащейся

и студенческой молодежью ( 1 ч.)

Теоретические занятия: права и обязанности участников туристско-краеведческих путешествий. Обеспечение безопасных условий проведения путешествий.

РАЗДЕЛ ІІ. КРАЕВЕДЕНИЕ (18 ч)

2.1. Актуализация знаний учащихся по географии (1 ч.)

Теоретические занятия: проверка уровня туристско-краеведческих знаний, умений и навыков обучающихся.

2.2. Географические особенности родного края. (1 ч.)

Теоретические занятия: физико-географическая и экономическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, грунты, растительное и животное царство, гидрологическая сетка, полезные ископаемые и их значение в хозяйстве края.

Справочники, путеводители, пособия и другая литература по родному краю. Рекомендованные районы путешествий.

Практические занятия: работа с картографическим материалом, путеводителями, пособиями. Разработка экскурсионного маршрута по родному краю.

2.3. Рельеф, грунты, растительное и животное царство своего края (3 ч.)

Теоретические занятия: особенности рельефа своей местности. Взаимосвязь рельефа с другими естественными компонентами(грунты, воды, микроклимат).

Естественная зона. Типы грунтов. Видовой состав леса, виды растений и животных. «Красная книга».

Практические занятия: Сбор гербария местных растений. Экскурсия в лесничество, музей природы.

2.4. Геологическое строение края (3 ч.)

Теоретические занятия: основные этапы геологической истории. Геологические системы. Геологическое строение местности. Тектоническая карта родного края. Эндогенные и экзогенные процессы.

Практические занятия: экскурсия в краеведческий музеи. Рисование условных знаков тектонической карты. Составление схемы геологических эпох. Сбор коллекций пород и минералов, характерных для своего края.

2.5. Полезные ископаемые (2 ч.)

Теоретические занятия: поиск полезных ископаемых и минералов. Магматические и метаморфические породы. Структурные признаки руды

черных и цветных металлов. Неметаллические полезные ископаемые. Использование полезных ископаемых.

Практические занятия: работа с коллекциями полезных ископаемых. Экскурсия в карьер, шахту для ознакомления с разработкой полезных ископаемых. Определение структуры горных пород. Составление коллекций полезных ископаемых по группам.

2.6. Метеорологические наблюдения (2 ч.)

Теоретические занятия: местные признаки и прогноз погоды (признаки постоянной, ясной погоды и постоянной непогоды). Приборы для метеонаблюдений и их устройство. Термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер. Воздушные массы. Атмосферный фронт, давление. Тучи и другие атмосферные явления. Понятие микроклимата. Метеорологическая служба. Работа полевой метеостанции. Практические занятия: метеорологические наблюдения по приборам. Метеорологические наблюдения в походе. Составление розы ветров данной местности. Ведение дневника наблюдений. Черчение графиков и схем температуры, давления, облачности, влажности.

2.7. Гидрологические наблюдения (2 ч.)

Теоретические занятия: воды родного края. Исследование рек, озер, искусственных водохранилищ. Грунтовые и подземные воды. Охрана вод. Сведения об использовании воды в хозяйственной деятельности края.

2.8. Изучение хозяйства родного края (2ч.)

Теоретические занятия: исторические и географические условия возникновения промышленности, сельского хозяйства, транспорта данной местности. Коллективные и частные предприятия. Специализация хозяйства района, перспективы развития. Связь разных областей хозяйства района. Изучение экономической эффективности областей хозяйства района.

Практические занятия: составление исторической справки о хозяйстве родного края. Знакомство с сельскохозяйственным ,промышленным, транспортным хозяйством и предприятиями. Составление экономико-географической характеристики предприятий района.

2.9. Охрана окружающей природной среды (2 ч.)

Теоретические занятия: охрана рироды – дело всех людей планеты. Формы охраны природы- государственная, общественная, индивидуальная. Роль юных туристов-краеведов в охране окружающей среды. Заповедники и заказники как форма сохранения отдельных участков нетронутой природы для научных исследований.

Практические занятия: посещение рекреационных зон своей местности, заказников. Участие в акциях и мероприятиях по охра окружающей среды.

РАЗДЕЛ ІІІ. ТУРИСТСКО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА (9 ч.)

3.1. Спортивное ориентирование. Топографическая подготовка (4 ч)

Теоретические занятия: общие сведения о спортивном ориентировании. Способы ориентирования на местности по компасу, небесным светилам. Определение сторон горизонта. Понятие об азимуте, масштабах спортивных карт. Условные знаки спортивных карт. Виды соревнований по спортивному ориентированию.

Практические занятия: движение на местности с ориентированием по карте и легенде. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту и расстоянию.

3.2. Туристское снаряжение (2 ч.)

Теоретические занятия: общие требования к снаряжению(масса, надежность, компактность, эстетичность, соответствие назначению). Групповое, индивидуальное, специальное и самодельное снаряжение..

3.3. Туристский быт. Организация питания в краеведческой экспедиции (1 ч.)

Теоретические занятия: общие требования к местам привалов и ночевок в походах: безопасность, удобство, наличие питьевой воды и дров. Выбор места, планирование лагеря, распределение обязанностей. Противопожарная безопасность, типы костров и их назначение. Порядок и чистота в местах привалов и ночевок. Режим питания и водосолевой режим в путешествии. Калорийность, питательность, вкусовые качества и разнообразие питания.

3.4. Техника пешеходного туризма (2 ч.)

Практические занятия: движение группы в пешем походе. Строй туристской группы. Особенности движения туристской группы в определенном районе. Способы преодоления препятствий. Обеспечение техники безопасности при преодолении препятствий.

РАЗДЕЛ ІV. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч.)

4.1. Правила санитарии и гигиены. Первая (доврачебная) медпомощь (2 ч.)

Теоретические занятия: правила личной гигиены (уход за кожей, зубами, чистота ног и тому подобное). Гигиена одежды и обуви (правильный выбор обуви и одежды). Гигиена питания и водосолевой режим. Профилактика заболеваний и травм во время путешествия. Помощь при травмах и заболеваниях, возникших в результате неправильных действий туристов (ожоги, раны, порезы, отравления). Потертости, мозоли, переломы и их виды, вывихи, растяжения, сотрясение мозга, ушибы головы, живота, груди. Острая сосудистая недостаточность, обморок, шок. Виды кровотечений. Правила и техника наложения жгута .Походная аптечка.

Практические занятия: наложение повязок, шин при различных типах переломов, вывихов, растяжек, ударов и тому подобное. Изготовление носилок, способы транспортировки пострадавшего, техника реанимации. Помощь при травмах и отравлении травами, грибами.





РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

на заседании МО ____ __________________

Протокол № ____ от ___________ Заместитель директора по УВР

_____________________________ Смалий Н.Н.