СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка " Юный биолог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал программы позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка " Юный биолог"»

Рассмотрено Утверждено

На педагогическом Совете Директор ______

Протокол №1 от 28.08.2015 . Терехова Л. П. приказ № 33

от 31.08.2015.г.










Рабочая программа

кружка «Юный эколог»

для уч-ся 7-9 классов

учителя биологии

Воробьевой Елены Владимировны























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской и проектной деятельности школьников. Эта деятельность становится возможной только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Данная программа направлена на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для участия в конкурсах различного уровня.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

 Новизна программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Состав ребят – это обучающиеся 7-9 классов.

Срок реализации программы 2 учебных года.

Цель:  воспитание убежденности в необходимости охраны и изучении природы; формирования экологического понятия о целостности природных комплексов родного края и путях рационального использования. 

Задачи программы:

Образовательные

углубить знания учащихся в области биологии и экологии , выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.


  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

  • Количество часов - 1 час в неделю (всего 68 часов за 2 года обучения)


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная


Деятельность школьников при изучении курса «Я- исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;



ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

В результате изучения курса обучающиеся

научаться:

  • расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях , овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать проекты, готовить небольшие презентации.

  • научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации.

  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

получат возможность научиться:


  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • выделять объект исследования;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • использовать речь для регуляции своего действия;


  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • работать в группе.




Содержание программы


    1. Экология – наука об окружающий среде.

Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.

    1. Экология и мы.

Мы –жители планеты Земля. Экологическая культура разных народов. Экологическая культура жителей Смоленской области.

    1. Моя окружающая среда.

Планета — дом всего человечества. Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Дом, где мы живем. Гигиена дома. Моя школа, мой класс. Практическое занятие « Создание уюта в классной комнате» .

Комнатные растения. Практическое занятие « Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе.

Дикие и домашние животные - уход за ними. Мои любимые питомцы. Проект «Мой любимый питомец»

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моей деревни

4.Реки и озера Получение кислорода под водой .Пресноводные животные и растения Морские обитатели .Обитатели глубин Жизнь у рек и озер . Вода это источник жизни. Экологический проект « Экологическое состояние водоемов родного края»

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

5. Пропаганда экологических знаний.

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.

6. Озеленение микрорайона и школы.

Роль комнатных растений в жизни человека. Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. Озеленение классных комнат и пришкольного участка.



Тематическое планирование



Наименование темы

Количество

часов

Форма

проведения

занятия

Теория

Практика

1 год обучения




    1. Экология – наука об окружающей среде.


1.Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка. Я и экология»

1


Беседа

2.Экологическая безопасность. Модели поведения.


1

экскурсия

2. Экология и мы.


3.Мы –жители планеты Земля. Экологическая культура разных народов.

1


беседа

4.Экологическая культура жителей Смоленской области

1


беседа

Моя окружающая среда

5. Планета — дом всего человечества. Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.


1


беседа

6.Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.


1


беседа

7-8. Дом, где мы живем. Гигиена дома. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией? Как научиться экономить энергию?


1

1

Собеседование, творческий отчет

9-10.Моя школа, мой класс. Практическое занятие « Создание уюта в классной комнате» .


1

1

Собеседование, творческий отчет

11-13 .Комнатные растения. Практическое занятие « Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе.


1

2

Собеседование, практическая работа, творческий отчет, проект

14-16. Дикие и домашние животные - уход за ними. Мои любимые питомцы. Проект «Мой любимый питомец»

1

2

Собеседование, творческий отчет, проект

17-18. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моей деревни

1

1

Экологический десант

4.Реки и озера

19-20. Вода, ее признаки и свойства. Получение кислорода под водой .

1

1

Беседа, практическая

работа

21. Пресноводные животные и растения.

1


беседа

22.Морские обитатели .Обитатели глубин

1


беседа

23.Жизнь у рек и озер . Вода это источник жизни

1


Беседа, практическая

работа

24.Экскурсия на водоем.


1


25. Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии


1

Практические работы

26-27.Экологический проект « Экологическое состояние водоемов родного края»


3

проект

Пропаганда экологических знаний.

28.Правила поведения в лесу.

1


Беседа, презентация

29. Правила поведения на берегу реки.

1


Беседа, презентация

30. Берегите природу родного края! Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем

1


Беседа, творческий отчет

Озеленение микрорайона и школы.

11.Роль комнатных растений в жизни человека.

1


беседа

32.Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка.


1

Игра,

практическая работа

33.Озеленение классных комнат и пришкольного участка


1

Проект. Творческий отчет

34. Подведение итогов. Защита проектов.

1


проекты


Список литературы:

  1. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2012г.

  2. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с.

  3. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия../Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!