Рассмотрено Утверждено
На педагогическом Совете Директор ______
Протокол №1 от 28.08.2015 . Терехова Л. П. приказ № 33
от 31.08.2015.г.
Рабочая программа
кружка «Юный эколог»
для уч-ся 7-9 классов
учителя биологии
Воробьевой Елены Владимировны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской и проектной деятельности школьников. Эта деятельность становится возможной только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Данная программа направлена на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для участия в конкурсах различного уровня.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.
Состав ребят – это обучающиеся 7-9 классов.
Срок реализации программы 2 учебных года.
Цель: воспитание убежденности в необходимости охраны и изучении природы; формирования экологического понятия о целостности природных комплексов родного края и путях рационального использования.
Задачи программы:
Образовательные
углубить знания учащихся в области биологии и экологии , выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Деятельность школьников при изучении курса «Я- исследователь» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
В результате изучения курса обучающиеся
научаться:
расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях , овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать проекты, готовить небольшие презентации.
научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации.
ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи
получат возможность научиться:
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
выделять объект исследования;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
работать в группе.
Содержание программы
Экология – наука об окружающий среде.
Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.
Мы –жители планеты Земля. Экологическая культура разных народов. Экологическая культура жителей Смоленской области.
Планета — дом всего человечества. Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Дом, где мы живем. Гигиена дома. Моя школа, мой класс. Практическое занятие « Создание уюта в классной комнате» .
Комнатные растения. Практическое занятие « Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе.
Дикие и домашние животные - уход за ними. Мои любимые питомцы. Проект «Мой любимый питомец»
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моей деревни
4.Реки и озера Получение кислорода под водой .Пресноводные животные и растения Морские обитатели .Обитатели глубин Жизнь у рек и озер . Вода это источник жизни. Экологический проект « Экологическое состояние водоемов родного края»
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
5. Пропаганда экологических знаний.
Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.
6. Озеленение микрорайона и школы.
Роль комнатных растений в жизни человека. Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. Озеленение классных комнат и пришкольного участка.
Тематическое планирование
Наименование темы | Количество часов | Форма проведения занятия |
Теория | Практика |
1 год обучения | | | |
Экология – наука об окружающей среде. |
1.Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. Я и экология» | 1 | | Беседа |
2.Экологическая безопасность. Модели поведения. | | 1 | экскурсия |
2. Экология и мы. |
3.Мы –жители планеты Земля. Экологическая культура разных народов. | 1 | | беседа |
4.Экологическая культура жителей Смоленской области | 1 | | беседа |
Моя окружающая среда |
5. Планета — дом всего человечества. Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. | 1 | | беседа |
6.Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. | 1 | | беседа |
7-8. Дом, где мы живем. Гигиена дома. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией? Как научиться экономить энергию? | 1 | 1 | Собеседование, творческий отчет |
9-10.Моя школа, мой класс. Практическое занятие « Создание уюта в классной комнате» . | 1 | 1 | Собеседование, творческий отчет |
11-13 .Комнатные растения. Практическое занятие « Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. | 1 | 2 | Собеседование, практическая работа, творческий отчет, проект |
14-16. Дикие и домашние животные - уход за ними. Мои любимые питомцы. Проект «Мой любимый питомец» | 1 | 2 | Собеседование, творческий отчет, проект |
17-18. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моей деревни | 1 | 1 | Экологический десант |
4.Реки и озера |
19-20. Вода, ее признаки и свойства. Получение кислорода под водой . | 1 | 1 | Беседа, практическая работа |
21. Пресноводные животные и растения. | 1 | | беседа |
22.Морские обитатели .Обитатели глубин | 1 | | беседа |
23.Жизнь у рек и озер . Вода это источник жизни | 1 | | Беседа, практическая работа |
24.Экскурсия на водоем. | | 1 | |
25. Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии | | 1 | Практические работы |
26-27.Экологический проект « Экологическое состояние водоемов родного края» | | 3 | проект |
Пропаганда экологических знаний. |
28.Правила поведения в лесу. | 1 | | Беседа, презентация |
29. Правила поведения на берегу реки. | 1 | | Беседа, презентация |
30. Берегите природу родного края! Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем | 1 | | Беседа, творческий отчет |
Озеленение микрорайона и школы. |
11.Роль комнатных растений в жизни человека. | 1 | | беседа |
32.Мои зелёные друзья. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. | | 1 | Игра, практическая работа |
33.Озеленение классных комнат и пришкольного участка | | 1 | Проект. Творческий отчет |
34. Подведение итогов. Защита проектов. | 1 | | проекты |
Список литературы:
Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2012г.
Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с.
Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия../Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.