СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Юный эколог» предназначена для учащихся 5–9 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов), разработана в соответствии с ФГОС, Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный эколог"»


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Битюг-Матреновская средняя общеобразовательная школа»

Эртильского муниципального района Воронежской области


«Рассмотрено

на заседании

педагогического совета.

Протокол № 1 от 31.08.2017 г.

«Согласовано:»

Ответственный по УВР ________ Семыкина С.И

01.09.2017 г.

«Утверждаю:»

Директор школы

______ Л.И Кузнецова

Приказ № 30 от

01.09.2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учителя

Семыкиной С.И.


I категория



Курс внеурочной деятельности (кружок)«Юный эколог»

ООО ФГОС (5 – 9 классы)










2017г




Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» предназначена для учащихся 5–9 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов), разработана в соответствии с ФГОС, Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ.

Планируемые результаты изучения учебного курса:


Личностными результатами изучения предмета являются:


  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами изучения курса «Юный эколог» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.).


Предметными результатами освоения курса «Юный эколог» являются:


1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

          1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Самарской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.


Содержание тем учебного курса

«Юный эколог»

  • «ВВЕДЕНИЕ».

  • Тема 1. Введение. Жизнь на Земле

  • Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

  • Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

  • Тема 2. Времена года на Земле

  • Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

  • Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

  • Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

  • Тема 4. Изменения окружающей среды

  • Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

  • Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

  • Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

  • Тема 6. Условия жизни растений

  • Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

  • Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни

  • Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

  • Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

  • Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных

  • Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

  • Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров

  • Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

  • Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

  • Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

  • Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

  • Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.

  • Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА »

  • Тема 12. Реки и озера

  • Пресная вода. Осадки.

  • Тема 13. Получение кислорода под водой

  • Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

  • Тема 14. Пресноводные животные и растения

  • Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

  • Тема 15. Жизнь у рек и озер

  • Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

  • Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

  • Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

  • Тема 17. Околоводные птицы

  • Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

  • Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

  • Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

  • Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!»

  • Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

  • Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ »

  • Тема 20. Жизнь среди людей

  • Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

  • Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки»

  • Тема 22. Домашние животные

  • Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

  • Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья»

  • Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

  • Тема 24. Уход за домашними животными

  • Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

  • Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

  • Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

  • Тема 26. Люди и паразиты

  • Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

  • Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

  • Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

  • Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД »

  • Тема 28. Почва

  • Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

  • Тема 29. Семена овощных и декоративных культур

  • Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

  • Тема 30. Заботы хлебороба весной

  • Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

  • Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

  • Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

  • Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке

  • Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

  • Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива

  • Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

  • Тема 34. Декоративные растения

  • Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Юный эколог» - 70 часов

занятия

Тема занятия

Примечание


Введение (2 часа)

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле


2

Экскурсия «Живая и неживая природа»



1. Среда обитания (11 часов)

3

Времена года на Земле


4

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе


5

Изменения окружающей среды


6

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»


7

Условия жизни растений


8

Растения саванн и степей


9

Растения пустынь и полупустынь


10

Растения тайги


11

Растения тропических лесов


12

Природные зоны


13

Экологический проект «Растения наши друзья»



2. Жизнь животных (10 часов)

14

Динозавры – вымерший вид животных


15

Животные, какие они?


16

Хищники.


17

Травоядные.


18

Падальщики.


19

Взаимоотношения в животном мире.


20

Взаимоотношения в животном мире.


21

Просмотр видеофильма о жизни динозавров


22

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»


23

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений


3. Реки и озера (12 часов)


24

Реки и озера


25

Получение кислорода под водой


26

Пресноводные животные и растения


27

Пресноводные животные и растения


28

Морские обитатели


29

Обитатели глубин


30

Жизнь у рек и озер


31

Вода это источник жизни.


32

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»


33

Околоводные птицы


34

Подготовка акции «Сохраним воду!»


35

Акция « Сохраним воду!»



4. Человек и животные( 16 часов)

36

Одомашнивание животных.


37

Жизнь среди людей


38

Ролевая игра «Это все кошки»


39

Домашние животные


40

Викторина «Собаки – наши друзья»


41

Уход за домашними животными


42

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».


43

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».


44

Экзотические домашние животные.


45

Экзотические домашние животные.


46

Люди и паразиты


47

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.


48

Вакцина. Прививка.


49

Значение животных в жизни человека


50

Животноводство.


51

Породы животных.



5. Сельскохозяйственный труд (17часов)

52

Почва


53

Семена овощных и декоративных культур


54

Уборочная страда.


55

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений.


56

Подготовка почвы на пришкольном участке.


57

Составление проекта клумбы.


58

Выбор растений для клумбы.


59

Пикировка.


60

Высадка рассады на участке. Составление графика полива.


61

Декоративные растения.


62

Рыхление.


63

Высадка культурных растений.


64

Составление паспорта участка.


65

Вредители сельскохозяйственных культур.


66

Биологические методы борьбы с вредителями.


67

Насекомые опылители.


68

Птицы помощники на огороде.


69

Резерв


70

Резерв














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!