муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Битюг-Матреновская средняя общеобразовательная школа»
Эртильского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено:» на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от 31.08.2017 г. | «Согласовано:» Ответственный по УВР ________ Семыкина С.И 01.09.2017 г. | «Утверждаю:» Директор школы ______ Л.И Кузнецова Приказ № 30 от 01.09.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя
Семыкиной С.И.
I категория
Курс внеурочной деятельности (кружок)«Юный эколог»
ООО ФГОС (5 – 9 классы)
2017г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» предназначена для учащихся 5–9 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов), разработана в соответствии с ФГОС, Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ.
Планируемые результаты изучения учебного курса:
Личностными результатами изучения предмета являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный эколог» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения курса «Юный эколог» являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Самарской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
Содержание тем учебного курса
«Юный эколог»
«ВВЕДЕНИЕ».
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ»
Тема 2. Времена года на Земле
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА »
Тема 12. Реки и озера
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!»
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ »
Тема 20. Жизнь среди людей
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки»
Тема 22. Домашние животные
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья»
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД »
Тема 28. Почва
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Заботы хлебороба весной
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34. Декоративные растения
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Юный эколог» - 70 часов
№ занятия | Тема занятия | Примечание |
| Введение (2 часа) |
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | |
2 | Экскурсия «Живая и неживая природа» | |
| 1. Среда обитания (11 часов) |
3 | Времена года на Земле | |
4 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | |
5 | Изменения окружающей среды | |
6 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | |
7 | Условия жизни растений | |
8 | Растения саванн и степей | |
9 | Растения пустынь и полупустынь | |
10 | Растения тайги | |
11 | Растения тропических лесов | |
12 | Природные зоны | |
13 | Экологический проект «Растения наши друзья» | |
| 2. Жизнь животных (10 часов) |
14 | Динозавры – вымерший вид животных | |
15 | Животные, какие они? | |
16 | Хищники. | |
17 | Травоядные. | |
18 | Падальщики. | |
19 | Взаимоотношения в животном мире. | |
20 | Взаимоотношения в животном мире. | |
21 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | |
22 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | |
23 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений |
| 3. Реки и озера (12 часов) | |
24 | Реки и озера | |
25 | Получение кислорода под водой | |
26 | Пресноводные животные и растения | |
27 | Пресноводные животные и растения | |
28 | Морские обитатели | |
29 | Обитатели глубин | |
30 | Жизнь у рек и озер | |
31 | Вода это источник жизни. | |
32 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | |
33 | Околоводные птицы | |
34 | Подготовка акции «Сохраним воду!» | |
35 | Акция « Сохраним воду!» | |
| 4. Человек и животные( 16 часов) |
36 | Одомашнивание животных. | |
37 | Жизнь среди людей | |
38 | Ролевая игра «Это все кошки» | |
39 | Домашние животные | |
40 | Викторина «Собаки – наши друзья» | |
41 | Уход за домашними животными | |
42 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | |
43 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | |
44 | Экзотические домашние животные. | |
45 | Экзотические домашние животные. | |
46 | Люди и паразиты | |
47 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | |
48 | Вакцина. Прививка. | |
49 | Значение животных в жизни человека | |
50 | Животноводство. | |
51 | Породы животных. | |
| 5. Сельскохозяйственный труд (17часов) |
52 | Почва | |
53 | Семена овощных и декоративных культур | |
54 | Уборочная страда. | |
55 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений. | |
56 | Подготовка почвы на пришкольном участке. | |
57 | Составление проекта клумбы. | |
58 | Выбор растений для клумбы. | |
59 | Пикировка. | |
60 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива. | |
61 | Декоративные растения. | |
62 | Рыхление. | |
63 | Высадка культурных растений. | |
64 | Составление паспорта участка. | |
65 | Вредители сельскохозяйственных культур. | |
66 | Биологические методы борьбы с вредителями. | |
67 | Насекомые опылители. | |
68 | Птицы помощники на огороде. | |
69 | Резерв | |
70 | Резерв | |