МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №16
_____________Е.В. Кабанова
"____" августа 2017 г.
приказ №___ от "___"августа 2017 г.
Рабочая программа кружка
«Юный эколог»
(кружковая работа)
3 «А» класс
Составитель: Рузакова Наталья Геннадьевна
учитель высшей квалификационной категории
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа кружка «Юный эколог» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
• основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»;
• учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16;
• авторской рабочей программы Александровой Ю. Н. «Юный эколог» /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Главной целью изучения курса является: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Основные задачи курса:
• формировать интерес к изучению природы родного края;
• воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;
• углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
• изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
• формировать представления о природных сообществах области;
• формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Общая характеристика курса
В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Авторская программа для 3 класса Ю. Н. Александровой, Л. Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой «Юный эколог» рассчитана на 68 занятий в год (2 занятия в неделю).Данная рабочая программа – на 34 часа
Личностные и метапредметные результаты
обучающихся 3 класса
Личностные результаты:
• интерес к познанию мира природы;
• принятие правил здорового образа жизни;
• развитие морально-этического сознания;
• осознание места и роли человека в биосфере;
• потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
• получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
• овладение начальными формами исследовательской деятельности;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• формирование коммуникативных навыков.
Содержание Программы.
Девиз:
Я познаю природу!
Я выступаю в защиту природы!
Я помогаю природе!
Тема 1.Введение (1 час)
Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Экология-наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Экологические факторы, их взаимодействие. Роль экологии в деле охраны природы.
Тема 2. Природоохранная деятельность осенью.(9 часов)
Осенние явления в природе. Операция «Озеленение». Заготовка природного материала для дальнейшего использования его в беседах для учащихся 1-4 классов на тему «Лесная аптека». Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо» и групповыми «Экологическая почта»
Практическая деятельность
Экскурсии в окрестности города с целью изучения экологического состояния природных объектов.
Работа над проектом: «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду».
Тема 3. Природоохранная деятельность зимой (10 часов)
Животные и растения зимой. Зимующие птицы, их польза. Корма для зимующих птиц. Значение зимней подкормки. Техника изготовления кормушек., способы их прикрепления. Акция «Кормушка». Творческая работа «Они зимуют с нами».Экскурсия.
Акция «Новогодняя Елка».
Тема 4. Природоохранная деятельность весной (12 часов)
Весенние явления в природе. Просветительско-агитационная деятельность кружковцев среди учащихся 1-2 классов «Березкины слезки», «Нерыночные отношения или майский лес».
Акция «Пернатый гость» - Агитационная стенгазета. Экскурсия в природу. Акция «Чистый лес - чистая совесть». Операция «Озеленение».
Тема 5.Итоговое занятие.(2 часа)
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание | | Плановые сроки про-хождения | Скорректи-рованные сроки про-хождения |
1. | 1.Клятва юного эколога. Чтение рассказов о природе. | Слушать учителя. Задавать вопросы. Работать со словарем. Рассуждать, делать выводы. Понимать, что такое экология. Приводить примеры экологических связей. | | |
2. | 1.Осенние явления в природе | Работать в парах и группах, договариваться друг с другом, вести диалог, распределять обязанности. Участвовать в коллективной дискуссии, задавать вопросы. Уважать иное мнение. | | |
3. | 2.Экскурсия по территории школы и близлежащим окрестностям. Как вести себя в природе. Заготовка природного материала для дальнейшего его использования в беседах с учащимися 1-3 классов на тему: « Лесная аптека». | Выполнять правила поведения в природе. Оценивать экологическую ситуацию. | | |
4. | 3.Аппликация из осенних листьев. | Работать в парах и группах, договариваться друг с другом, вести диалог | | |
5. | 4.Работа в Зимнем саду. | Соблюдать правила поведения в школе. Обсуждать, почему необходимо соблюдать правила. Адекватно воспринимать критику. Оказывать помощь друг другу. | | |
6. | 5.Ядовитые растения. Исчезающие растения. Охрана растений. Беседа: «Что такое Красная книга». | Самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. Работать с научной литературой. | | |
7. | 6.Беседа «Мы - друзья природы». Конкурс поделок «Здравствуй, осень». | Участвовать в коллективной дискуссии, задавать вопросы. Уважать иное мнение. | | |
8. | 7.Работа в Зимнем саду. Какие бывают растения? Растения. Деревья и кустарники. Школьный Зимний сад. | Соблюдать правила поведения в школе. Обсуждать, почему необходимо соблюдать правила Работать в парах и группах, договариваться друг с другом, вести диалог, распределять обязанности.. | | |
9. | 8.Экскурсия в природу… | Выполнять правила поведения в природе. | | |
10. | 9.Стихи о природе. | Соблюдать правила поведения в школе. Работать в парах и группах, | | |
11. | 1.Занятие «Уход за комнатными растениями». Работа в Зимнем саду | Соблюдать правила поведения в школе. Работать в парах и группах, договариваться друг с другом | | |
12. | 2.Исчезающие растения. Охрана растений. Беседа: «Что такое Красная книга». | Искать необходимую информацию в дополнительных источниках. Задавать вопросы. Готовить устные сообщения. | | |
13. | 3.Работа в Зимнем саду | Соблюдать правила поведения в школе. | | |
14. | 4.Комнатные растения. Растения и животные зимой. Зимующие птицы. | Уход за комнатными растениями. Искать необходимую информацию в дополнительных источниках | | |
15. | 5.Лекарственные растения. Выпуск стенгазеты «Лекарственные растения». | Работать с научной литературой. | | |
16. | 6.Бережно относись к бумаге. Аппликация. | Работать в парах и группах, | | |
17. | 7.Беседа: «Хлеб всему голова». | Слушать учителя. Задавать вопросы. Рассуждать, делать выводы. Участвовать в коллективной дискуссии. Уважать иное мнение. | | |
18. | 8.Грибы съедобные и несъедобные | Слушать учителя. Задавать вопросы. Рассуждать, делать выводы. Участвовать в коллективной дискуссии. Уважать иное мнение. | | |
19. | 9.Чтение рассказов и стихов о природе. Работа в Зимнем саду. | Слушать учителя. Задавать вопросы. Рассуждать, Уход за комнатными растениями | | |
20. | 10.Значение зимней подкормки для птиц. Техники изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления. Школьная акция «Кормушка» | Выполнять правила поведения в природе. Оценивать экологическую ситуацию. | | |
21. | 1.Принципы и правила содержания домашних животных. | Слушать учителя. Задавать вопросы. Рассуждать, | | |
22. | 2.Занятие – игра: «В мире животных». | Работать с научной литературой. | | |
23. | 3.Уборка в Зимнем саду. | Уход за комнатными растениями | | |
24. | 4.Операция «Птичья столовая» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | Выполнять правила поведения в природе. Оценивать экологическую ситуацию. | | |
25. | 5.Значение животных в природе и жизни человека. Животные , занесенные в Красную книгу | Работать с научной литературой | | |
26. | 6.Работа в Зимнем саду | Уход за комнатными растениями | | |
27. | 7. Чтение рассказов и стихов о животных. | Слушать учителя | | |
28. | 8.Весенние явления в природе. Фенологические наблюдения. | Работать с научной литературой | | |
29. | 9.Просветительские беседы для учащихся 1-4 классов на темы: «Березкины слезки». | Слушать учителя. Задавать вопросы. Рассуждать, делать выводы. Участвовать в коллективной дискуссии. Уважать иное мнение. | | |
30. | 10.Экскурсия в природу. | Выполнять правила поведения в природе. Оценивать экологическую ситуацию. | | |
31. | 11.Растения Зимнего сада | Уход за комнатными растениями | | |
32. | 12.Акция «Пернатые друзья» | Называть птиц своего двора. Самостоятельно ставить цели, | | |
33. | 1.Работа на пришкольной клумбе. | Выполнять правила поведения в природе. Оценивать экологическую ситуацию. | | |
34. | 2.Экскурсии для учащихся 1-4 классов в лес. Итоговое занятие | Выполнять правила поведения в природе. Оценивать экологическую ситуацию. | | |
| Итого:34 ч. | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Александрова Ю. Н. Юный эколог /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
3. Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики/А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
4. Плешаков, А. А. Зелёные страницы/А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.
Оборудование:
персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, принтер, ксерокс, нетбуки, цифровые микроскопы, система оценки качества знаний (СОКЗ).
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать значение слова «экология»;
• различать и называть деревья, птиц своего двора;
• ухаживать за комнатными растениями;
• выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
• приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
• рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
• называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
• выражать приветствие, благодарность, просьбу;
• выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
• рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
• проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
• выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
• приводить примеры экологических связей в природе;
• рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
• рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
• различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.