Программа кружка: «Юный химик
1. Пояснительная записка
Данный кружок предназначен для учащихся 6- 7-х классов. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Химия — наука экспериментальная. Юный химик еще не стал химиком, если он ни разу сам не провел реакцию, не подержал в руках полученное вещество… Интересные и полезные опыты способны увлечь любого, независимо от возраста и профессии. При выполнении любых опытов необходимо соблюдать осторожность. Для этого курс начинается с изучения правил техники безопасности при работе в химическом кабинете. Химический кружок — экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок “Юного химика” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учѐтом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учѐтом желания. В случае выполнения группового задания даѐтся возможность спланировать ход эксперимента с чѐтким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: изучение приѐмов обращения с лабораторным оборудованием, изучение веществ и материалов, их применение, проведение опытов. Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение экскурсий в химические лаборатории пищевых предприятий, больницы, в институты, чтение рефератов и проведение эксперимента, демонстрацию изученных опытов. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно - нравственного развития и воспитания:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между: - всеми участниками внеурочной деятельности - учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Уровни воспитательных результатов метапредметных и личностных
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
•на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
•на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; •на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. - формы подведения итогов реализации программы (выставки, исследовательские работы и т.д.).
Работа кружка направлена на достижение следующих целей:
овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; решать задачи прикладного характера, задачи повышенной сложности;
извлекать необходимый материал из разных источников, систематизировать его, обобщать и делать выводы;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей, творческого потенциала в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
ответственности и аккуратности в работе; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение — 2 часа
Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Экскурсия в лаборантскую комнату. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Проведение занимательных опытов-26 часов.
Кровь без раны. Морской бой. Вулканы на столе. Вулканы на столе. Химическая радуга. Фараоновы змеи из лекарственных препаратов. Дихроматная змея. Бенгальские огни. Бенгальская бумага. Секретные чернила. Облако из колбы. Молоко из воды и сказочное изобилие. Аммиачный фонтан. Морское дно. Демонстрация изученных опытов. Приготовление твердого мыла. Фейерверк. Выращивание кристаллов. Разноцветные огни. Самовоспламенение веществ. Сад химика. Метеопрогноз из пробирки. Опыты с сахаром. Демонстрация изученных опытов.
Работа с лабораторией-6часов. Датчик температуры. Датчик рН. Определение концентрации углекислого газа Определение дозиметрического фона
4. Тематическое планирование
Практические занятия 1
Введение 2
Проведение занимательных опытов 26
Работа с лабораторией 6
Итого 34