АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» г. Смоленска
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.8.2021 г. | Утверждаю И. о. директора Е. С. Емельянова Приказ № 117- ОД от 31.08.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Математика для всех»
для 9 класса, основное общее образование
Филатовой Татьяны Юрьевны
учителя первой квалификационной категории
2021
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Математика для всех» является частью общеинтеллектуального направления, создает условия для творческой самореализации личности ребенка, реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ")
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”;
Учебного плана по внеурочной деятельности МБОУ «СШ №9» г. Смоленска на 2021-2022 учебный год
Программа рассчитана на один год 34 часа (1 час в неделю), и предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Цели программы:
диагностика проблемных зон;
эффективное выстраивание систематического повторения;
помочь приобрести опыт решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения своих мыслей.
Задачи программы:
развить математические способности школьников;
расширить и углубить знания по математике;
повысить математическую культуру.
Общая характеристика.
Актуальность программы.
Программа кружка предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.
Изучение програмного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Методы обучения:
1.Объяснительно - иллюстративный (рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.)
2.Частично - поисковый (эврика, находка и т.д.)
3.Исследовательский метод (поисковая деятельность, самостоятельная работа и т.д.)
4.Интерактивные методы (взаимодействие в процессе общения, диалог, работа в группе и т.д.)
Основной тип занятия -комбинированный урок.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в тетрадях, проводится работа с тестами.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Алгебраические выражения | 5 | Действия со степенями с целыми показателями, действия с алгебраическими дробями. Тождественные преобразования алгебраических выражений. | Беседа – лекция, работа в группах, работа с источниками информации. |
Уравнения, неравенства и их системы | 13 | Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод. | Индивидуальная работа и работа в парах, практическая работа, поиск информации. |
Текстовые задачи | 5 | Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения | Мини лекция, решение задач, практическая работа в группах, Защита решения. |
Функции и их свойства, графики функций | 5 | Нахождение значения функции и значения аргумента. Элементарные функции их свойства (область определения, область значения, монотонность, промежутки знакопостоянства) и графики. Зависимость расположения графика от коэффициентов | Поиск информации. Решение задач, работа в группах. Защита решения. |
Геометрические задачи | 6 | Треугольник и его элементы. Четырёхугольник и его элементы. Классификация четырёхугольников. Окружность. Площади фигур. | Мини лекция, решение задач, практическая работа в группах, Защита решения. |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов |
| Алгебраические выражения | 5 |
| Уравнения, неравенства и их системы | 13 |
| Текстовые задачи | 5 |
| Функции и их свойства, графики функций | 5 |
| Геометрические задачи | 6 |
| Всего | 34 |
4. КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п. п. | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | |
Алгебраические выражения (5 часов) |
| Урок – исследование: «Степень с целым показателем.» | 1 | |
| Степень с целым показателем. Квадратный корень. Корень третьей степени. | 1 | |
| Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. | 1 | |
| Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений | 1 | |
| Действия с иррациональными числами | | |
Уравнения, неравенства и их системы (13 часов) | |
| Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений | 1 | |
| Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной. | 1 | |
| Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители. | 1 | |
| Квадратные уравнения. Теорема Виета. | 1 | |
| Уравнения, содержащие знак модуля | 1 | |
| Решение уравнений, введением новой переменной | 1 | |
| Основные приёмы решения систем уравнений | 1 | |
| Основные приёмы решения систем уравнений | 1 | |
| Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств | 1 | |
| Решение неравенств. Метод интервалов - универсальный метод решения неравенств. | 1 | |
| Метод оценки при решении неравенств | 1 | |
| Системы неравенств, основные методы их решения | 1 | |
| Системы неравенств, основные методы их решения | 1 | |
Текстовые задачи (5 часов) | |
| Задачи на проценты | 1 | |
| Задачи на смеси и сплавы | 1 | |
| Задачи на движение по прямой | 1 | |
| Задачи на движение по воде. | 1 | |
| Задачи на совместную работу | 1 | |
Функции и их свойства, графики функций (5 часов) | |
| Числовые функции, их графики. | 1 | |
| Свойства графиков, чтение графиков. | 1 | |
| Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций | 1 | |
| Кусочно – непрерывные функции. | 1 | |
| Кусочно – непрерывные функции | 1 | |
Геометрические задачи (6 часов) | |
| Углы | 1 | |
| Окружность. | 1 | |
| Правильные многоугольники | 1 | |
| Треугольники и их элементы | 1 | |
| Четырёхугольники и их элементы | 1 | |
| Окружность и её элементы | 1 | |
5. 1. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КРУЖКА
Личностные результаты:
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД
самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;
умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями;
Познавательные УУД
умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
Коммуникативные УУД
умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;
умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели;
Формы занятий
В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать.
Основные приоритеты методики данного кружка:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
интерактивность (работа в малых группах, тренинги, вне занятий - метод проектов);
личностно-деятельностный подход.
Методы и приемы обучения: для работы с обучающимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы обучающихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный курс не исключает возможности проектной деятельности обучающихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы.
Основные формы проведения занятий
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и опорных схем;
самостоятельная работа учащихся;
самостоятельный отбор материала;
работа в группах;
Результативность изучения программы
Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.
Важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.
12