Автор: Гоманюк Татьяна Дмитриевна
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №10» г. Реутов МО
Рабочая программа кружка «Музейное дело в школе»
I. Пояснительная записка.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Рабочая программа кружка «Музейное дело в школе» составлена на основе:
«Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;
Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.)
Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./
Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.
Программа рассчитана на 1часа в неделю, 37 часов.
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.
Программа «Музейное дело в школе» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучениеметодики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
Задачи программы:
Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
Сформировать научные и профессиональные интересы.
Воспитать музейную культуру.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Принципы функционирования программы
1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.
4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Адресность Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).
Возраст занимающихся: 12-15 лет.
Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что учащийся научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.
Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
Появится интерес к истории своего отечества и родного края.
У учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.
Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
II. Учебно-тематический план.
№ 2ч | Темы | Количество часов | Дата проведения |
всего | теоретическое занятие | практическое занятие |
1. | Вводное занятие. О чём рассказывает музей. | 1 | 1 | 1 | 3.09 |
2 | Типология музеев | 2 | 1 | | 10.09 |
3 | Музеи Москвы, Московской области и г. Реутова. | | 1 | 17.09 |
4 | Роль музеев в жизни человека. | 1 | 1 | | 24.09 |
5 | Основные социальные функции музеев | 2 | 1 | | 1.10 |
6 | Свидетели истории. Ваши помощники в поисковой работе. | | 1 | 8.10 |
7. | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 2 | 1 | | 15.10 |
8 | Как работать с газетами, журналами, книгами. | | 1 | 22.10 |
9. | Учёт и хранение собранных документов и вещей (на примере школьного музея). | 1 | | 1 | 29.10 |
10. | Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее(на примере школьного музея). | 1 | | 1 | 5.11 |
11. | Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. | 1 | | 1 | 12.11 |
12 | Забота о ветеранах – наш священный долг. | 2 | 1 | | 19.11 |
13. | Как записывать воспоминания. | | 1 | 26.11 |
14 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | 1 | 1 | | 3.12 |
| Ключи к тайнам Клио (Часть 2). |
15-16 | Исторические источники как средство познания исторического прошлого. | 2 | 1 | 1 | 10\17.12 |
17 | Интерпретации исторического источника. | 1 | 1 | | 24.12 |
18 | Многообразие вспомогательных дисциплин. | 1 | 1 | | 14.01 |
19-20. | Кладовая земли раскрывает свои секреты. | 2 | 1 | 1 | 21\28.01 |
21 | В мире рукописей. | 1 | | 1 | 4.02 |
22-23 | Монеты рассказывают. | 2 | 1 | 1 | 11\18.02 |
24 | «С гербом, где писан знатный род». | 2 | 1 | | 25.02 |
25 | Геральдика Московской области, г.Реутова. | 1 | | 4.03 |
26 | Геральдика Московской области, г.Реутова. | 1 | 1 | | 11.03 |
27-28 | Подготовка и проведение итогового мероприятия | 4 | 2 | 2 | 18\25.03 |
29-37 | Резерв. Посещение музеев, выставок. | 8 | | Апрель май каникулы |
| Всего: | 37 | | | |
III. Содержание программы
В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает:
• изучение истории музееведения в России (Московской обл.);
• ознакомление с основами музейного дела;
• практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа - составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий
1. Вводное занятие. Что такое история. Историческая терминология. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные.
2.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
3.Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном селе, районе, области, о героях Вов, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории».
4. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники ( символы, атрибуты).
5.Поисково- исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
6. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
7.Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы.
8. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).
9. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.
10.Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.
11.Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
12.Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Что такое исторический источник? Классификация исторических источников.
Письменные;
Вещественные;
Лингвистические;
Этнографические;
Устные.
Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики.
13. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Кунсткамера учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в.
14. Многообразие вспомогательных дисциплин.
Археология
Археография
Генеалогия
Геральдика
Дипломатика
Кодикология
Метрология
Нумизматика
Ономастика
Палеология
Сфрагистика
Фалеристика
Хронология
Эпиграфика.
15. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место в исторической науке.
16. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
17. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок)
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
Методы обучения
1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Средства обучения:
научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Программа реализуется в следующих формах:
• мероприятия - беседа, лекция, экскурсия, культпоход;
• творческие дела - участие в конференциях, мероприятиях школы, оформление экспозиций музея школы.
Условия для реализации программы
Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.
Методические комментарии
Раздел № 1. История музейного дела. Должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.
Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее. Должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания. Должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с учреждением, населением, коллекционерами или другими музеями.
Раздел № 3. Экспозиционная деятельность. Должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама. Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж). Должны уметь самостоятельно составить: тематико-эспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс. Раздел
№ 4. Экскурсионная деятельность. Должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод. Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1)В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
V. Список литературы:
Приоритетный национальный проект «Образование» - http: //mon.gov.ru/pro/pnpo
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http: //mon.gov.ru/press/ news/8286
Духанина А. В. Рабочая программа кружка «Музейное дело». М.,2016 г.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
Элективные курсы по истории. М. «Вако», 2010
Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г.
Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г.
Журналы «Воспитание школьников», 2000 -2008 гг.
Музееведение. – М., 1998г.
Интернет-ресурсы.