Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Рятамак Муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО
учителей биологии, географии зам. директора по УВР директор МОБУ СОШ с.Рятамак
химии, истории, обществознания _____ /Н.Х.Исламова/ _______/И.Н.Сафиуллина / протокол № _____ «_____» _______ 20__г. «____» ________20__г. руководитель МО
______/Мухаметшина Л.Г./
«_____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
по естественно-научному направлению
«Занимательная биология»
Класс: 5
Программа разработана
учителем высшей квалификационной категории
Мухаметшиной Лайсян Гайнелгилемовны
с.Рятамак 2019г.
Пояснительная записка.
Изучение биологических наук - основа формирования мировоззрения. Это способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях живых организмов и их жизненных проявлениях.
Используются плюсы возраста, их психологические особенности: любознательность, богатство воображения, стремление к творчеству, высокий уровень познавательного интереса, конкретность восприятия.
Занятия позволяют использовать личностно-ориентированный подход в обучении, формировать интерес к естественным наукам, создавать условия для развития творческого потенциала учащихся.
Цель: Способствовать углублению и расширению знаний учащихся о живых организмах, развитию познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитанию у учащихся естественно-научного восприятия окружающего мира.
Задачи :
Расширение и конкретизация знаний о живых организмах.
Развитие основных приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
Формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с
оборудованием, справочной и научно-популярной литературой.
Способствовать развитию креативных способностей учащихся.
Восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии.
Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
Формы и методы обучения:
Теоретические занятия;
2. Презентации;
3. Творческие задания;
4. Индивидуальная работа;
5. Подготовка и проведение мероприятий;
6. Проектная деятельность;
7. Экскурсии;
8. Игры.
Формы контроля усвоения материала:
Самостоятельные творческие работы;
Сообщения по интересующей их проблеме.
Формы проведения занятий.
Рассказ, беседа. Учащиеся активно участвуют в разговоре, задают вопросы.
Семинар – учащиеся самостоятельно готовят сообщения по теме занятий.
Работа с литературой.
Викторины, конкурсы, игры.
Подготовка и проведение экскурсий.
Формы контроля и подведения итогов
Тематическое тестирование
- Игра-викторина
- Творческая работа
- Экскурсия
В программе кружка отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными живыми организмами, изучают их строение и особенности функционирования. Живые организмы рассматривается как часть живой природы, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.
Каждый год обучения рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Для каждой темы указано количество часов, отведенных на изучение теоретического материала и практических занятий.
В ходе работы кружка учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Прогнозируемый результат
К концу первого года обучения учащиеся должны владеть начальными знаниями из области биологии, рядом биологических понятий, начальными навыками практической природоохранной деятельности.
К концу второго года обучения учащиеся должны расширить и закрепить биологические знания , решая творческие задачи.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать о строении , многообразии и классификации растений, а также о их значении в природе и жизни человека.
В целом программа кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний живой природы, обеспечит более надежные основы биологической ответственности школьников.
Прогнозируемые педагогические результаты:
Личностные
• работать самостоятельно и в группе;
Метапредметные
•овладение УУД;
• освоение навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с
оборудованием, справочной и научно-популярной литературой;
Предметные
• расширение и конкретизация знаний о растениях.
• восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии.
Ожидаемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, знаний растительного и животного мира родного края, понимание социальной реальности в современной жизни): приобретение школьниками знаний о научно-исследовательской работе; сбор информации о растениях, влияющие на здоровье человека; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождение и обработка информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения ко всему живому родного края.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны природы; опыт интервьюирования; опыт общения с людьми разного возраста.
Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество часов |
| | Всего | Теория | Практика |
1 год |
1 | Вводное занятие. Биология – наука о живой природе. | 1 | 1 | |
2 | Разработка и оформление уголка кружка «Занимательная биология» | 2 | 1 | 1 |
3 | Мир ребусов | 4 | 1 | 3 |
4 | Овощи и фрукты | 5 | 1 | 4 |
5 | Красная книга | 7 | 2 | 5 |
6 | Мир цветов | 7 | | 7 |
7 | Наши пернатые | 3 | 2 | 1 |
8 | Проектная работа | 5 | 1 | 4 |
| Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание
Вводное занятие. Биология – наука о живой природе(1.)
Ознакомление с планом работы кружка, видами деятельности, массовыми мероприятиями; учебные принадлежности для работы, правила поведения и техника безопасности; выбор старосты.
Разработка и оформление уголка кружка «Занимательная биология»(2ч.) Разработка и оформление стенгазеты «Занимательная биология»
Мир ребусов (4 ч.) Оформление газеты «Биология в ребусах». Игра: Биологическое лото.
Овощи и фрукты(5 ч.) Родина овощей и фруктов. Памятники овощам и фруктам . Плоды. Происхождение культурных растений Познавательная игра «Винегрет – шоу».
Красная книга(7 ч) По страницам Красной книги. Экологический турнир «В союзе с природой». Исчезающие виды растений и животных Кавказа. Заказники и заповедники.
Мир цветов(7ч.) Легенды о цветах. "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд". Загадки о цветах. Оформление стенда «Тайны мира цветов». Викторина «Час цветов».
Наши пернатые (3 ч.) Птицы леса. Птичьи дети. Поле чудес «Удивительный мир птиц»
Проектная работа(5ч.) Планирование проектной деятельности. Работа над проектом. Защита проекта.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) | Оборудование/ресурсы занятия |
5 класс |
1 | Вводное занятие. | Вводное занятие. Биология – наука о живой природе. | 1 | | | Презентация Беседа |
2 | Разработка и оформление уголка кружка «Занимательная биология» | Разработка эскиза уголка кружка «Занимательная биология» | 1 | | | Ватман Коллективная работа |
| | Оформление уголка кружка «Занимательная биология» | 1 | | | Ватман Коллективная работа |
3 | Мир ребусов | В мире флоры и фауны. | 1 | | | 6 конвертов, жетоны Игра: Биологическое лото |
| | Познаем себя с помощью природы. | 1 | | | Журнал «Юный натуралист» Коллективная работа |
| | Час ребусов. | 1 | | | Карточки с ребусами Коллективная работа |
| | Оформление газеты «Биология в ребусах» | 1 | | | Ватман Коллективная творческая работа |
4 | Овощи и фрукты | Золотая осень: праздник урожая. | 1 | | | Презентация, жетоны, пазлы, карточки с иллюстрациями Познавательная игра «Винегрет – шоу» |
| | Родина овощей. | 1 | | . | Игровые поля, бочонки для лото Игра – путешествие с культурными растениями |
| | Загадки об овощах и фруктах. | 1 | | | Презентация с разбивкой по секторам Интеллектуально – познавательная игра. |
| | Памятники овощам и фруктам | 1 | | | Презентация с изображением памятников овощам и фруктам, вошедшим в «горячую десятку» Конкурсно - познавательное занятие |
| | Заседание творческого клуба. | 1 | | | Творческая мастерская |
5 | Красная книга | По страницам Красной книги. | 1 | | | Иллюстративный материал, аудиозаписи звуков леса. Устный журнал |
| | Биологический турнир «В союзе с природой» | 1 | | | Презентация для турнира Экологический турнир |
| | Заказники Кавказа | 1 | | | Фильм по краеведениюВидеоурок |
| | Познавательно - интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» | 1 | | | Жетоны, презентация с названиями конкурсов, картинками, медали Познавательно - интеллектуальная игра |
| | Заповедники Кавказа | 1 | | | Фильм по краеведению Видеоурок |
| | Оформление газеты «В союзе с природой» | 1 | | | Ватман Коллективная творческая работа |
| | Викторина «Узнай меня» | 1 | | | Игра |
6 | Проектная работа | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Планирование проектной деятельности. | 1 | | | Презентация, кроссворд Познавательно - интеллектуальная игра |
| | Работа над проектом. | 1 | | | Дополнительная литература |
| | Работа над проектом. | 1 | | | Дополнительная литература |
| | Работа над проектом. | 1 | | | Дополнительная литература Защита проектной работы, посвященной Всемирному Дню Кошек (1 марта) |
| | Защита проектной работы. | 1 | | | Презентация Круглый стол |
7 | Мир цветов | Легенды о цветах. | 1 | | | Иллюстративный материал Викторина |
| | Викторина «Час цветов» | 1 | | | Иллюстративный материал Творческая мастерская |
| | Оформление стенда «Тайны мира цветов» | 1 | | | Иллюстративный материал: Игра-путешествие |
| | "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" | 1 | | | Презентация с разбивкой на сектора |
| | Своя игра «Тропа загадок» | 1 | | | Презентация с разбивкой на сектора Творческая мастерская |
| | Заседание творческого клуба. | 1 | | | Презентация с разбивкой по секторам Командная игра |
| | Биологическая викторина. | 1 | | | Видеоурок |
8 | Наши пернатые | Птицы леса | 1 | | | Фильм по краеведению |
| | Поле чудес «Удивительный мир птиц» | 1 | | | Иллюстративный материал |
| | Птичьи дети | 1 | | | Фильм по краеведению |
| Итого: | | 34 | | | |