Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "По малой Родине моей"»
Программа кружка «По малой родине моей».
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Шумячской земле. К тому же дети глубже и ближе понимают и принимают то, среди чего выросли. И окружающая природа, и окружающие памятники искусства, и окружающие люди вдохновляют… Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Афониной Елены Леонидовны, учителя русского языка и литературы.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков в общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 7-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет по одному академическому часу в неделю.
Цели программы:
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего родного села, обычаев, традиций и духовной культуры людей, проживающих в родном селе.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучении краеведения.
Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Длительность изучения 34 часа в год.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районный краеведческий музей.
пешие и велоэкскурсии по территории окрестностей;
организация этнографических экспедиций по деревням Шумячского района;
сбор материалов;
оформление материалов экспедиции;
пополнение фондов школьного музея;
участие в краеведческих конкурсах. различных масштабов.
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают старожилов деревни.
Прогнозируемые результаты: формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание презентации «По малой Родине моей».
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; укрепление здоровья детей.
Формы реализации программы
Создание презентаций, фотовыставок, фильмов о родном селе, его людях, его истории
Участие в районных краеведческих конкурсах.
Проведение летней этнографической экспедиции.
Тематическое планирование занятий
ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ” Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле. |
№ | Тема занятий | Содержание | Кол-во часов |
1 | Краеведение- наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | 2 |
2 | Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 2 |
3 | Шумячская земля. | Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. | 4 |
4 | Свято-Никольский храм | История, легенды и предания, настоящее храма. Посещение церковных служб. Обустройство территории храма. | 6 |
5 | Топонимика нашего района | Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Шумячского района. | 3 |
6 | Река Чребомирка | Река Чребомирка. Родники. Предания. Современное состояние. Экология. | 3 |
7 | Наш дом родной. | Экскурсия по селу. | 2 |
8 | Откуда пошёл мой род. | Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. | 3 |
9 | Шумячская земля в литературе, живописи, музыке. | Знакомство с альманахом «Перекресток», творчеством Шурпина | 2 |
10 | Я и мое село. | Мое село через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем. | 2 |
11 | От чистого истока | Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. | 3 |
12 | Подводим итоги работы кружка за год. | Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты(фотоколлажи, презентации, фильмы и т.д.). Выставка работ учащихся. | 2 |
| Итого | 34 | |
Заключение: Данная система изучения своей малой Родины - погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка. |