«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________ / /
Протокол №________ от
«____» ________2021г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
_______________________________
_____________ / ________________/
«____» _________2021г.
«Утверждаю» Директор ___________________
____________________________
_____________________________
Приказ № ________ от
«____»_______2021г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка естественно-научного направления
«Занимательная математика»
Срок реализации 1 год (11 класс)
_______________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Занятия кружка являются продолжением изучения некоторых тем по математике. Характерной особенностью кружка является: систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умение навыков, полученных в курсе алгебры. Учащиеся на более глубоком уровне рассмотрят показательные и логарифмические функции и их свойства, тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений, решение иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств с параметром.
Программа составлена для учащихся 11 классов.
Цель: показать преимущества использования современных методов решения уравнений и неравенств, основанных на специфических свойствах функций и их графиков.
Задачи:
развитие мыслительных способностей,
научить применять геометрические представления для решения и исследования уравнений , неравенств и их систем;
познакомить учащихся с правилами вычислений алгебраических выражений и помочь овладеть графическим методом решать задачи;
расширение кругозора учащихся,
формирование самостоятельности и настойчивости при выполнении заданий.
В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год. Регулярность занятий: 2часа в неделю; всего – 72 ч.
Виды деятельности: решение задач; разработка проектов, презентаций; исследования; изучение дополнительной литературы.
Предполагаемые результаты:
успешное участие в математических олимпиадах, конкурсах;
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
повышения уровня самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом, умения обосновывать свою точку зрения;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет – ресурсов.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям по математике ученик должен
Уметь:
в совершенстве знать все основные свойства функций, уметь их геометрически интерпретировать и рационально использовать при решении уравнений, неравенств и их систем;
грамотно владеть графической терминологией и рациональными приемами построения графиков функций и их композиций;
разумно и творчески использовать современные подходы, приемы и методы решения уравнений и неравенств;
сопоставлять ранее изученные модели к нестандартным задачам,
уметь выполнять исследовательскую работу.
овладеть разнообразными способами деятельности, приобрести опыт:
решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Формы контроля:
Решение олимпиадных заданий, участие в конкурсах, представление школьниками творческих, индивидуальных и групповых работ на занятии по вопросам практического применения теории функций и графиков при решении уравнений и неравенств.
Учебно - тематический план
№ п.п. | Тема | Количество часов |
Всего | Теории | практика |
1 | Функции и графики | 6 | 2 | 4 |
2 | Функции и преобразование выражений | 8 | 4 | 4 |
3 | Уравнения | 18 | 6 | 12 |
4 | Неравенства | 14 | 6 | 8 |
5 | Производная функции | 6 | 2 | 4 |
6 | Задачи с параметрами | 10 | 3 | 7 |
7 | Анализ ошибок при выполнении заданий | 8 | 2 | 6 |
8 | Итоговое занятие | 2 | | 2 |
| Итого: | 72 | 25 | 47 |
Содержание программы
Функции и графики. (6ч.) Область определения функции. Непрерывность функции и точки её разрыва. Область значений функции. Ограниченность функции, её наибольшее и наименьшее значения. Специфические свойства функций: четность и нечетность, периодичность, нули функции и промежутки её знакопостоянства. Возрастание и убывание функции. Рациональные приемы построения графиков функций.
Функции и преобразование выражений (8ч.) Степенные функции. Преобразование степенных выражений. Метод интервалов и графики функций. Показательные функции и показательные уравнения. Логарифмические функции. Преобразование логарифмических выражений.
Уравнения (18ч.) Тригонометрические уравнения. Отбор корней на промежутке различными способами: с помощью тригонометрического круга, графика функции, неравенства, перебором. Иррациональные уравнения. Метод введения вспомогательной переменной. Анализ области определения функций, входящих в уравнение. Комбинированные уравнения: тригонометрические и показательные. Логарифмические уравнения. Решение уравнений содержащих показательные функции и логарифмы. Откуда берутся посторонние корни. Как корни не потерять. «Место» ОДЗ при решении уравнений.
Неравенства (14ч.) Тригонометрические неравенства. Иррациональные неравенства. Метод интервалов и дробно-рациональные неравенства. Свойства показательной функции и показательные неравенства. Системы показательных неравенств. Логарифмические неравенства. Неравенства, содержащие показательные функции и логарифмы
Производная функции(6ч.) Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к исследованию функции.
Задачи с параметрами (10ч.) Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена. Использование ограничений функции. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами.
Анализ ошибок при выполнении заданий(8ч.) Арифметические ошибки. Ошибки, связанные с незнанием или с неправильным использованием формул. Ошибки, допускаемые из-за незнания алгоритма решения задач конкретного типа.
Итоговое занятие (2ч.) Представление своих работ учащимися.
Календарный учебный график программы
№ занятия | Раздел | Тема занятия | Форма проведения занятия | Дата проведения | Количество часов |
план | факт |
1 | Функции и графики | Функции и графики (повторение известных функциональных зависимостей) | лекция | 2.09 | | 2 |
2 | Функции и графики | Преобразование графиков функций относительно осей координат | практическая работа | 9.09 | | 2 |
3 | Функции и графики | Преобразование графиков функций путём растяжения или сжатия | практическая работа | 16.09 | | 2 |
4 | Уравнения | Тригонометрические уравнения и отбор корней на промежутке | лекция, практическая работа | 23.09 | | 2 |
5 | Неравенства | Тригонометрические неравенства | лекция, практическая работа | 30.09 | | 2 |
6 | Уравнения | Иррациональные уравнения. Метод введения вспомогательной переменной | лекция, практическая работа | 7.10 | | 2 |
7 | Уравнения | Иррациональные уравнения. Анализ области определения функций, входящих в уравнение | практическая работа | 14.10 | | 2 |
8 | Неравенства | Иррациональные неравенства | лекция, практическая работа | 21.10 | | 2 |
9 | Функции и преобразование выражений | Степенные функции. Преобразование степенных выражений | лекция, практическая работа | 28.10 | | 2 |
10 | Функции и преобразование выражений | Метод интервалов и графики функций | лекция, практическая работа | 4.11 | | 2 |
11 | Неравенства | Метод интервалов и дробно-рациональные неравенства | лекция, практическая работа | 11.11 | | 2 |
12 | Функции и преобразование выражений | Показательные функции и показательные уравнения | лекция, практическая работа | 18.11 | | 2 |
13 | Неравенства | Свойства показательной функции и показательные неравенства | лекция, практическая работа | 25.11 | | 2 |
14 | Неравенства | Системы показательных неравенств | практическая работа | 2.12 | | 2 |
15 | Уравнения | Решение комбинированных уравнений: тригонометрических и показательных. | лекция, практическая работа | 9.12 | | 2 |
16 | Функции и преобразование выражений | Логарифмические функции. Преобразование логарифмических выражений | лекция, практическая работа | 16.12 | | 2 |
17 | Уравнения | Логарифмические уравнения | лекция, практическая работа | 23.12 | | 2 |
18 | Неравенства | Логарифмические неравенства | лекция, практическая работа | 30.12 | | 2 |
19 | Уравнения | Откуда берутся посторонние корни. Как корни не потерять | лекция, практическая работа | 13.01 | | 2 |
20 | Уравнения | «Место» ОДЗ при решении уравнений и неравенств | практическая работа | 20.01 | | 2 |
21 | Уравнения | Необязательность ОДЗ. ОДЗ – есть решение | практическая работа | 29701 | | 2 |
22 | Уравнения | Решение уравнений содержащих показательные функции и логарифмы | лекция, практическая работа | 3.02 | | 2 |
23 | Неравенства | Решение неравенств содержащих показательные функции и логарифмы | лекция, практическая работа | 10.02 | | 2 |
24 | Производная функции | Производная функции. Геометрический и механический смысл производной | лекция, практическая работа | 17.02 | | 2 |
25 | Производная функции | Производная функции. Применение производной к исследованию функции | лекция, практическая работа | 24.02 | | 2 |
26 | Производная функции | Производная функции. Применение производной к исследованию функции | практическая работа | 3.03 | | 2 |
27 | Задачи с параметрами | Задачи с параметрами. Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена | лекция, практическая работа | 10.03 | | 2 |
28 | Задачи с параметрами | Задачи с параметрами. Использование ограничений функции | лекция, практическая работа | 17.03 | | 2 |
29 | Задачи с параметрами | Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | лекция, практическая работа | 24.03 | | 2 |
30 | Задачи с параметрами | Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | практическая работа | 31.03 | | 2 |
31 | Задачи с параметрами | Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | практическая работа | 7.04 | | 2 |
32 | Анализ ошибок при выполнении заданий | Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: арифметические ошибки | лекция, практическая работа | 14.04 | | 2 |
33 | Анализ ошибок при выполнении заданий | Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, связанные с незнанием или с неправильным использованием формул | практическая работа | 21.04 | | 2 |
34 | Анализ ошибок при выполнении заданий | Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, допускаемые из-за незнания алгоритма решения задач конкретного типа | лекция, практическая работа | 28.04 | | 2 |
35 | Анализ ошибок при выполнении заданий | Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, допускаемые из-за незнания алгоритма решения задач конкретного типа | практическая работа | 5.05 | | 2 |
36 | Итоговые занятия | Итоговое занятие: представление своих работ учащимися | практическая работа | 12.05 | | 2 |
Итого: | 72 часа |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Список информационных ресурсов
Литература
Барчукова Ф.М., Денищева И.О. Применение свойств функций при решении уравнений
Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа в 10-11 классах. - М.: Просвещение.
Денищева Л.О., Карюхина Н.В., Михеева Т.Ф. Учимся решать уравнения и неравенства. - М.: Интеллект-центр.
Егерев В.К., Радунский Б.А., Польский Д.А. Методика построения графиков функций. - М.: Высшая школа.
Олехник С.Н., Потапов М.К. Алгебра. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. - М.: Московский университет.
Интернет-ресурсы.
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
http://alexlarin.net/ - Основной целью создания этого сайта было оказание информационной поддержки студентам и абитуриентам.
http://shpargalkaege.ru/ - информационная поддержка студентам и абитуриентам.