муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г. Ярцева
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Лещева О.В Протокол № от « » 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/Зубрилова Е.Ю «___» ___________2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/Кузнецова И.В. Приказ № от« » 2021 г. |
Программа курса
«По странам и континентам»
для обучающихся 7 класса
Лещева Ольга Валерьевна высшая категория
Пояснительная записка
Программа курса по страноведению «По странам и континентам» предназначена для учащихся 7-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций норм и ценностей собственной, выявлять сходства и различия, проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий. Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества.
Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной для обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований.
Педагогическая целесообразность реализации программы географического кружка «По странам и континентам» заключается не только в том, что участие в кружке позволит полезно занять свободное время учащихся, но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам.
Цель данного курса: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание разнообразия стран в современном мире.
Задачи:
Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной деятельности.
Результаты освоения курса Личностные результаты:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях.
Основное содержание программы
Введение – 1 час
Тема1. Мировой океан – 5 часов
Тема 2. Африка – 7 часов
Тема 3. Австралия - 3 часа
Тема 4. Южная Америка – 6 часов
Тема 5. Антарктида – 1 час
Тема 6. Северная Америка – 3 часа
Тема 7. Евразия – 7 часов
Тема 8. Обобщение курса – 2 часа
течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, конференции.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
1. | Введение – 1 час |
| Организационное занятие. Знакомство с планом работы и |
| содержанием курса |
Тема 1. Мировой океан – 5 часов |
2. | Жизнь в океане |
3. | История исследования Мирового океана |
4. | Чем богат Мировой океан? |
5. | Экология Мирового океана |
6. | Океания |
Тема 2. Африка – 7 часов |
7. | Из истории исследования Африки (занимательные факты) |
8. | ЮАР – самая развитая страна материка |
9. | Эфиопия |
10. | Чад |
11. | Нигерия – самая населенная страна Африки |
12. | Намибия – между океаном и пустыней |
13. | Кот-д̓Ивуар – Берег Слоновой Кости |
Тема 3. Австралия – 3 часа |
14. | Из истории исследования Австралии |
15. | Страна-материк |
16 | Своеобразие органического мира |
Тема 4. Южная Америка – 6 часов |
17. | В дебрях Амазонки |
Аргентина – по безбрежным пампасам
Чили – самая длинная страна в мире
Перу – страна древней цивилизации инков
Венесуэла
Колумбия
Тема 5. Антарктида –1 час
Антарктида – самый холодный материк планеты
Тема 6. Северная Америка – 3 часа
Канада – вторая по площади страна мира
Мексика – страна контрастов
США
Тема 7. Евразия – 7 часов
Китай – самая населенная страна ира
Индия – таинственная и неповторимая
Микрогосударства Европы
Франция
Норвегия – страна фьордов
Россия – путешествия по стране
Россия – путешествия по стране
Тема 8. Обобщение курса – 2 часа
Проектные работы
Список литературы
В.Н. Андреева «Предметная неделя географии в школе». Серия: Библиотека учителя.
П.Д. Романенко «Викторины по географии», Минск, Народная асвета, 1981 г.
«По материкам и странам». Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, Москва, «Просвещение», 1981
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. Народы мира. Книга для чтения по географии.
М.: Баласс, 2004 г., 272 с.
Самые красивые места мира. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 г., 180 с.
Интернет-ресурсы