СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Подготовка к ОГЭ по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Подготовка к ОГЭ по математике"»

Программа кружка для 9 класса

Пояснительная записка


Кружок «Подготовка к ОГЭ по математике» ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы.

Актуальность темы очевидна:

Особенность принятого подхода кружка «Подготовка к ОГЭ по математике» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.

Этот кружок предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей и трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач). Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.

Кружок направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

Кружок «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 класса. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.

Цели:
Преодолеть несоответствие количества отведенных на изучение математики часов тем требованиям, которые предъявляются к знаниям учащихся, их умениям и навыкам, выработанным на уроках математики, другими школьными предметами, использующими аппарат этой науки. Подготовить учащихся к сдаче экзамена

Задачи:

Занятия кружка направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена.
Практическое использование занятий кружка состоит в возможности успешно сдать экзамен, а также объективно оценить уровень своих знаний.

Форма и режим занятий:

1 раз в неделю по 1 часу тематические занятия практического характера.

Содержание программы

Знакомство с демонстрационным вариантом

экзаменационной работы для проведения в 2019 году ОГЭ

Модуль «Алгебра»

Буквенные выражения

Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.

Тождественные преобразования

Основная цель – выработать умение выполнять преобразования алгебраических дробей.

Уравнения и системы уравнений

Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, равносильные преобразования.. Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, равносильные системы уравнений.

Неравенства

Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования. Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства. Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств.

Последовательности и прогрессии.

Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Функции и их графики Функция, область определение и множество значений функции. График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции. Четная и нечетная функции и их графики. Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики. Свойства и графики степенных функций с четным и нечетным показателями, с отрицательным целым показателем.

Решение тестовых заданий Обобщение и систематизация знаний по основным темам курса алгебры за 9 класс; формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Модуль «Геометрия»

Треугольники Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

Многоугольники Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники. Окружность Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.

Модуль «Реальная математика»

Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

Прикладные задачи геометрии. Подсчёт по формулам.

Формулы расчёта расстояния, скорости, ускорения, высоты падающего тела температуры по шкале Цельсия и шкале Фаренгейта.

Основные приёмы и инструменты
Необходимо иметь следующие инструменты:

1. карандаш - остро заточенный.

2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, с яркой черной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах; 
3. циркуль
4. транспортир.

Планируемые результаты.


В результате изучения учащиеся должны:

1) Модуль «Алгебра»

- выполнять вычисления и преобразования,

- выполнять преобразования алгебраических выражений,

- решать уравнения, неравенства и их системы,

- строить и читать графики функций, исследовать простейшие математические модели.

2) Модуль «Геометрия»

- выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами,

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую

правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения,

- описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с

использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные

с нахождением геометрических величин.

3) Модуль «Реальная математика»

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;

- выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот,

- описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами;

- интерпретировать графики реальных зависимостей,

- пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

- интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными

свойствами рассматриваемых объектов

- анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах,

графиках

- решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать

шансы наступления случайных событий,

- оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной

ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики.

Методы

  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Частично-поисковый

  3. Словесно-наглядно практический

  4. Рассказ с элементами беседы и с демонстрацией средств наглядности

  5. Самостоятельная работа учащихся

Средства

  1. предметные: вспомагательные средства

  2. практические: построения изображений

  3. интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение.

  4. эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Формы обучения

Сочетание групповой, коллективной и парной работы.

Тематическое планирование (35 часов)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Знакомство с демонстрационным вариантом

экзаменационной работы для проведения в 2018 году ГИА

2

2

Модуль «Алгебра»


15

3

Модуль «Геометрия»


7

4

Модуль «Реальная математика»


5

5

Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 2018


5


Итого

34


№ п/п

Наименование разделов и тем


Всего


теория


практика

Знакомство с демонстрационным вариантом

экзаменационной работы для проведения в 2019 году ОГЭ

2

1

1

1

Решение заданий демонстрационного варианта экзаменационной работы для проведения в 2019 году ОГЭ

1


1

2

Знакомство с правилами заполнения бланков ОГЭ

Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ

1

1


Модуль «Алгебра»

15



3

Числа, числовые выражения, проценты.

Нахождение значений выражения.

1


1

4

Упрощение выражений. Сокращение дробей. Разложение на множители.

1


1

5

Решение тестовых заданий ОГЭ

Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ

1


1

6

Линейные уравнения. Дробно-рациональные уравнения.

1


1

7

Квадратные уравнения. Биквадратные уравнения.

1


1

8

Решение задач с помощью уравнений.

1


1

9

Решение систем уравнений способом подстановки.

1


1

10

Решение систем уравнений способом сложения.

1


1

11

Решение задач с помощью систем уравнений

1


1

12

Линейные неравенства. Дробно-рациональные неравенства.

1


1

13

Квадратичные неравенства. Системы неравенств.

1


1

14

Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия.

1


1

15

Линейная функция. Квадратичная функция.

1


1

16

Текстовые задачи на проценты. Текстовые задачи на движение.

1


1

17

Текстовые задачи на сплавы. Текстовые задачи на составление уравнений.

1


1

Модуль «Геометрия»

7



18

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Теорема Фалеса.

1


1

19

Решение прямоугольных треугольников. Теорема синусов, теорема косинусов.

1


1

20

Подобие треугольников.

1


1

21

Окружность и круг. Окружность вписанная и описанная.

1


1

22

Измерение геометрических величин. Площади, объемы фигур.

1


1

23

Векторы на плоскости.

1


1

24

Решение тестовых заданий ОГЭ

Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ

1


1

Модуль «Реальная математика»

5



25

Статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Среднее результатов измерений

1


1

26

Вероятность. Частота события, вероятность.

1


1

27

Равновозможные события и подсчет их вероятности.

1


1

28

Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения

1


1

29

Прикладные задачи геометрии.

1


1

Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 2019

5



30

Решение тестовых заданий ОГЭ

1


1

31

Решение тестовых заданий ОГЭ

Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ

1


1

32

Решение тестовых заданий ОГЭ

1


1

33

Решение тестовых заданий ОГЭ

Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ

1


1

34

Решение тестовых заданий ОГЭ

Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ

1


1



Информационно-образовательный ресурс

- федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования

- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.

- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.

- Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов ОГЭ-2019 по математике

-Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году ОГЭ по математике.

Литература

1. "ОГЭ-2016. Математика". Семенов А. В., Захаров П. И., Трепалин А. С.

2. "ОГЭ. Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций". Глазков Ю. А. .

3. "ОГЭ 2017. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания". Ященко И.В.

4. "Математика. 9 класс. ОГЭ 2018. Типовые тестовые задания". Ященко И.В.

5. "ОГЭ. Математика. Типовые тестовые задания. 30 вар. заданий. 3 модуля". Ященко И. В.

6. "Математика. 9 класс. ГИА-2018. Тренажер по новому плану экзамена. Алгебра, геометрия, математика" .

Лысенко Ф.Ф.

7. "ОГЭ (ГИА-9) . Математика. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий".

Лаппо Л. Д.

8. "Математика. 9 кл. Темат. тесты для подготовки к ГИА. Алгебра, геометрия, теория вероятностей".

Лысенко Ф. Ф.



Список рекомендуемых сайтов

http://edu.seun.ru – портал министерства образования Саратовской области.

http://www.fipi.ru - портал Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» осуществляет информационную поддержку ЕГЭ и государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы.

http://www.mccme.ru – портал Московского центра непрерывного математического образования.

http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284- Естественно-научный образовательный портал

http://mathem.by.ru/index.html- Математика online.

http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,

http://www.coolreferat.com/,

 www.zadanonadom.ru,

matematikalegko.ru

www.mathgia.ru - Открытый банк задач по математике (ГИА)

http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики

http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ

http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

http://uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ГИА, ЕГЭ).

http://festival.1september.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.ziimag.narod.ru/

http://www.alleng.ru/



Лист внесения изменений

№Урока

Название темы

Причина

Дата проведения

План/Факт





















































































































4