Рабочая программа кружка
«Разговор о правильном питании»
Срок реализации программы-2017-2918 учебный год
1 класс
Программу составила - учитель начальных классов
МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»
Гусельникова Татьяна Васильевна
Программа кружка «Разговор о правильном питании» на 2017-2018 учебный год разработана на основе программы «Разговор о правильном питании» (М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009) и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.), спортивно – оздоровительного направления.
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», учебным планом школы на 2017 – 2018 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», учебным планом школы на 2017 – 2018 учебный год.
Направление программы:
Она предполагает активное вовлечение в работу не только детей, но и их родителей. Программа включает в себя разделы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей этого возраста. Занятия строятся с учѐтом возрастных особенностей и возможностей ребенка. В программе ребенку предлагается теоретический материал, множество практических занятий, чтение и обсуждение книг, просмотр и обсуждение детских спектаклей, интересные игры, участвуя в которых ребенок учится сам и учит своих друзей, родителей. Учащиеся в игре узнают о полезных блюдах, о традициях русской народной кухни, о режиме и культуре питания. Отличительной чертой программы является то, что на занятиях ученик трудится в коллективе. Дома он на практике усваивает полученные знания. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей: конкурс плакатов, конкурс рисунков, подборка материалов для проектов, изготовление блюд. Актуальность программы заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа направлена не только на удовлетворение познавательного интереса младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию учащихся, становлению активной гражданской позиции школьников, окажет неоценимую услугу как учителю, так и детям, и родителям Целью программы является формирование основ культуры питания как части общей культуры здоровья человека.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья, как главной человеческой ценности. Правильное питание – это то, на чем базируется здоровье и жизнь человека.
Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; получение знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Задачи:
Воспитательные
воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
формировать представление о ценности тех или иных продуктов, их значимости для растущего организма;
формировать навыки общей культуры питания.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.
Отличительные особенности программы:
Содержание программы кружка "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка или подростка, методическое пособие для учителей и родителей.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.
Программа рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю в течение года), включает в себя теоретический и практический материал.
Формы занятий:
- проектная деятельность,
- игра,
- викторина,
- конкурс,
- выставка,
- экскурсия,
- инсценировка,
- беседа,
- соревнование.
Ожидаемые результаты
приобрести знания и навыки рационального и правильного питания;
сформировать осознанное стремление выполнять правила здорового питания (что полезно для питания, а что ему вредит).
личностные – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;
метапредметные – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
познавательные - формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;
коммуникативные - развитие коммуникативных навыков у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы;
регулятивные - формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
предметные – осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания;
Содержание программы кружка
Тема 2. Самые полезные продукты (3 часа)
Продукты полезные и вредные. Продукты, которые необходимы каждый день.
Тема 10. Как утолить жажду (2 часа)
Вода — важнейшая составная часть человеческого организма.
Значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
Тема 11. Что надо есть, если хочешь стать сильнее (2 часа)
Высококалорийные продукты питания. О связи рациона питания и
образа жизни человека.
Тема 13. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты (3 часа)
Ягоды, фрукты и овощи — основные источники витаминов и минеральных веществ. Разнообразие фруктов, ягод.
Тема 14. Каждому овощу своё время (4 часа)
Разнообразие овощей. Полезные свойства овощей.
Законы здорового питания. Полезные блюда для праздничного стола.
Методическое обеспечение программы
Формы занятий, проводимых в рамках данной программы:
Просматривание отрывков из художественных фильмов, журнала «Ералаш», мультфильмов, рассматривание ситуативных иллюстраций, проектная деятельность, игра, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, инсценировка, беседа, соревнование.
Дидактическое оснащение:
Карточки – задания, видеоролики, демонстрационный материал, игрушки, книжки, иллюстративный материал, тетради для учащихся.
Материально-техническое оснащение программы
Занятия проводятся в кабинете начальных классов.
Техническое оснащение:
Содержание программы кружка «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
№ п/п | Название темы | Тема занятия | Задачи | Основные понятия |
1. | Если хочешь быть здоров | 1.Знакомство с героями. | формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания. | Здоровье, питание, правила питания |
2. | Самые полезные продукты (3 часа) | 1Беседа о полезных и вредных продуктах. «Карлсон в магазине»
2«О пользе продуктов замолвите слово». Рисование на тему «Съедобное - несъедобное» 3Тест «Самые полезные продукты» | формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию | Продукты, блюда, здоровье |
3 | Как правильнo есть (4 часа) | 1«Рациональное питание» 2«На бабушкином дворе»
3«Гигиена питания» 4«Законы питания». К.И.Чуковский «Барабек» | развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием | Питание, здоровье, правила гигиены |
4 | Удивительные превращения пирожка (2 часа) | 1Соблюдение режима питания
2Типовой режим питания школьников. | | Здоровье, питание, режим |
5 | Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной | 1Завтрак. «Вот это каша – пища наша»
2Правила приготовления каши. Н.Н.Носов «Мишкина каша». Изготовление плакатов. | формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде | Завтрак, режим, меню, каша, крупа |
6 | Плох oбед, если хлеба нет (2 часа) | 1Обед «Соберём венок» Пословицы о хлебе.
2О хлебе. «Секреты обеда» | формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку» | Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню |
7 | Пoлдник. Время есть булочки (2 часа) | 1Полдник. «Молочные реки»
2«Это удивительное молоко.» «Знатоки молока» | формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника | Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты |
8 | Пoра ужинать (2часа) | 1Ужин. «Сколько ужинов бывает»
2«Что можно есть на ужин». «Как приготовить бутерброды | формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина | Ужин, меню |
9 | Где найти витамины весной (2 часа) | 1Витамины. Значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека
2«Вкусные истории». Как сделать запасы витаминов на зиму» | расширить представление о блюдах, которые содержат витамины | Витамины, овощи,фрукты. |
10 | Как утoлить жажду (2 ч.)
| 1Вода и её значение в жизни человека 2«Из чего готовят соки» | | Соки, вода. Составные части. |
11 | Чтoнадо есть, если хочешь стать сильнее (2 ч.) | 1Высококалорийные продукты для организма 2«Меню спортсмена» | | Калории, меню, высококалорийные, низкокалорийные. |
12 | На вкус и цвет товарищей нет (2 ч.) | 1Разнообразное питание 2 Определение вкуса продуктов | формировать элементарные представления о разнообразном питании, определении вкуса продуктов по виду, цвету, запаху | Вкус, запах, разнообразие. |
13 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты (3 ч.) | 1 Ягоды, фрукты. Их значение для организма 2 Витамины на столе 3КВН «Овощи, ягоды и фрукты- самые витаминные продукты» | | Овощи, фрукты, витамины |
14 | Каждому овощу свое время (4 часа) | 1Польза овощей. Русская народная сказка «Вершки и корешки» 2Собираем урожай. Игра соревнование. 3 Собираем урожай. Игра «Какие овощи выросли в огороде» 4Итоговое занятие «Праздник урожая», «Конкурс салатов, каш или бутербродов» |
| Вершки, корешки, овощи, огород, ингридиенты. |
Ученики должны знать:
- пoлезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильногo питания в здoровом образе жизни.
После первого гoда обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты
Список литературы
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Учебно – методический комплект программы «Разговор о правильном питании», Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2009г. /программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена министерством образования Российской Федерации/.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», М., Просвещение, 2010г.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. – М.. ОЛМА Медиа Групп, 2008 г.