СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Русский язык как иностранный"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Русский язык как иностранный» рассчитана  для детей-мигрантов (10-16 лет), обучающихся в российской школе (учащиеся 5-9 классов).

Программа предназначена для ознакомления обучающихся с билингвизмом с основами русской грамматики и речевой коммуникации с целью формирования на базовом (элементарном) уровне языковых компетенций – лингвистической, языковой, коммуникативной, читательской.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Русский язык как иностранный"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке‌‌

Администрация муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области‌

МБОУ "Кардымовская СШ"





РАССМОТРЕНО

руководитель ШМО

________________________

Казакова К.А.

Протокол № 1

от «27» августа 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________________________

Аношенкова С. С.

Приказ № 068

от «29» августа 2024 г.






Дополнительная общеразвивающая программа

коммуникативной направленности

«Русский язык как иностранный»






Возраст обучающихся: 5 - 9 класс

Срок реализации: 1 год


Автор - составитель:

Казакова Кристина Андреевна,

учитель иностранных языков





п. Кардымово‌ 2024‌



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык как иностранный» разработана на основании следующих нормативных документов:

– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

– Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

– Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями от 02.02.2021);

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»).

- Учебный план МБОУ «Кардымовская СШ» на 2024 - 2025 учебный год.

- Рабочая программа воспитания МБОУ «Кардымовская СШ».

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»



Актуальность программы

В настоящее время в школу Российской Федерации поступает большое количество детей, для которых русский язык не является родным. Современная ситуация, связанная с преподаванием русского языка как неродного сложилась следующим образом: школьный учитель имеет филологическое образование, предусматривающее преподавание русского языка в качестве родного, также отсутствует специализированный учебник, ориентированный на учеников такой категории, для которых русский язык не является родным. Поэтому изучение русского языка для таких детей представляет огромную трудность. Уровень владения устной и письменной русской речью не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. Кроме этого, дети, плохо владеющие русским языком, испытывают очень серьёзные затруднения при обучении в школе и при общении со сверстниками и педагогами. Таким ученикам необходима помощь в овладении русской речью. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация к новой среде, культуре, отношениям в коллективе. Целесообразно решать данную проблему через занятия во внеурочной деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык как иностранный» является разноуровневой и разработана с учетом запросов детей и родителей. Курс направлен на формирование у учащихся целостного представления о системе русского языка, а также об этнолингвистических особенностях русской нации. Программа курса занятий для двуязычных учащихся позволяет решить общие коррекционно-развивающие задачи с учетом принципов изучения русского языка как иностранного.


Адресат программы

Программа «Русский язык как иностранный» рассчитана для детей-мигрантов (10-16 лет), обучающихся в российской школе (учащиеся 5-9 классов).

Программа предназначена для ознакомления обучающихся с билингвизмом с основами русской грамматики и речевой коммуникации с целью формирования на базовом (элементарном) уровне языковых компетенций – лингвистической, языковой, коммуникативной, читательской.


Объем программы

Объем часов программы в год составляет 34 часа (1 час в неделю).


Формы организации образовательного процесса

Реализация содержания программы предусматривает групповую форму обучения и индивидуальный подход. Форма обучения очная.


Виды занятий

Работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и другие. Списывание, заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу - будут основными.


Сроки освоения программы:

Срок реализации программы 1 год. Общее количество учебных часов – 34.


Режим занятий

Занятия проходят один раз в неделю.


Общая характеристика программы.


Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающе-развивающий, коррекционный.

На этапе диагностики при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. Тестирование учащихся дает возможность определить содержание обучения в конкретных условиях работы с данной категорией учащихся.

Определение уровня владения языком должно начинаться с изучения уровня владения языком, которое следует проводить в двух направлениях:

-изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки обучающегося;

-определение исходного уровня владения русским языком (особенности функционирования русского языка в регионе, откуда прибыл ученик; наличие или отсутствие русской языковой среды, язык в семье и т.д. )

Беседы с учащимися, тестирование позволяют определить уровень владения русским языком (в соответствии с ФГОС).

Средний уровень – акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция. Ученик с трудом понимает объяснение учителя из-за незнания терминов и словесных сочетаний, используемых в учебных дисциплинах.

Слабый (начальный) уровень – ученик с трудом, но понимает русскую речь, умеет читать, писать на русском языке, говорить на определенные темы (о себе, о семье, общение в магазине, транспорте и т.п). Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий общению. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, потому что ученик постоянно «ищет» слова для выражения своей мысли (переводит с родного языка).

Нулевой уровень – ученик почти не понимает русскую речь, плохо читает и пишет на русском языке. Лексический запас очень ограничен. Сильно выраженный акцент.

Обучающе-развивающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком. Так как начальный уровень характеризуется малым (до полного отсутствия) словарным запасом, примитивностью языковых средств, способностью решать самые элементарные коммуникативные задачи, в предлагаемом курсе практического русского языка, предназначенного для языковой адаптации детей мигрантов к обучению в условиях общеобразовательной российской школы, основное внимание уделяется говорению, развитию речи, тематически базирующимся на лингвокультурных реалиях окружающей действительности. Этот вид речевой деятельности является наиболее коммуникативно значимым для данного контингента учащихся в рамках начального этапа обучения.

Коррекционный этап решает вопросы уточнения, закрепления, стабильности, сформированности, продуктивности владения русским языком. Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т.е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.

Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи должно быть в центре внимания учащихся при обучении как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.


Цели изучения предмета:

  • ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека.


Задачи:

- сформировать грамматическую и лингвистическую компетенцию (владение языковым материалом для использования в виде устных и письменных высказываний в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);

- сформировать дискурсивную компетенцию (умение репродуцировать и продуцировать тексты монологического и диалогического характера в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);

- сформировать социолингвистическую компетенцию (умение адекватно использовать языковые единицы в различных ситуациях общения);

- сформировать социальную компетенцию (умение понимать основные социально-поведенческие характеристики говорящего, реализовать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному статусу);

- сформировать социокультурную компетенцию (дальнейшее знакомство с русской культурой);

- выработать способности взглянуть на предмет изучения глазами его носителя для понимания лингвокультурного содержания языка.

Общеобразовательные задачи:

- через учебные материалы углублять знания учащихся в области российской действительности, истории Российского государства, русской культуры;

- углублять представления о русском менталитете, способствовать развитию познавательной и мыслительной активности, развитию научного мышления школьников.

Общая характеристика курса

  Курс «Русский язык как иностранный» включает три содержательные линии: система языка, орфография и пунктуация, развитие речи. Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.

2. Формирование научных, доступных учащимся представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
      Предметом изучения и языкового анализа становится широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

Программа построена так, чтобы дать учащимся основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, слове, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.

3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русский язык как иностранный является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, обучающиеся становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей организуется и за счет использования материалов толкового и других словарей, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
      В процессе языковой деятельности учащиеся овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи, как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
      4. Создание у учащихся мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

      Процесс обучения русскому языку как иностранному построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного. Осознание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами. Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является учебный диалог.

Требования ФГОС определяют основные подходы к обучению русскому языку как иностранному:

Первый из них – системно-деятельностный. Этот подход очень важен, поскольку системность является основой преподавания любого предмета в школе или другой образовательная организация. Что касается преподавания языка, то системность необходима в изучении грамматики, лексики, фонетики и т.д. А реализация деятельностной составляющей подхода будет зависеть от методов, с помощью которых преподаватель ведет обучение в процессе преподавания русского языка как иностранного.

Второй подход – личностно-ориентированный – определяет индивидуализацию преподавания в отношении каждого обучающегося. Здесь необходимо учитывать и возможности учащегося, и потребности, а главное ориентировать его на практическое использование навыков в своей будущей деятельности.

Коммуникативно-когнитивный подход является третьим в списке требований ФГОС. Он формирует психолингвистическую основу обучения русскому языку как иностранному. Коммуникативный подход, в частности, ориентирует учащегося на приобретение опыта, необходимого для формирования компетенций, отражающих лингвистические, дискурсивные и социокультурные возможности. Когнитивный подход, в свою очередь, определяет формирование представлений о системе языка. Соединение этих двух подходов ведет к более целостному усвоению русского языка как иностранного.

Четвертый – компетентностный подход – подразумевает овладение новыми компетенциями. Именно изучение русского языка как иностранного позволит обучающемуся в процессе приобретения навыков по предмету, сформировать коммуникативную компетенцию.

Например, процесс формирования речевых компетенций предполагает развитие разных видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, читать и писать.

Формирование языковой компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному предполагает формирование навыков использования языковых материалов по фонетике, орфографии, лексике и грамматике.

Освоение социокультурных, компенсаторных и учебно-познавательных компетенций приведет к сформированности общеучебных и универсальных навыков.

Таким образом, именно процесс обучения русскому языку как иностранному поможет иноязычным учащимся развить мотивацию к самостоятельному поиску новых знаний и профессиональных возможностей с использованием русского языка.

Обучение русскому языку как иностранному также может способствовать приобретению навыков социального взаимодействия, которые делают возможным сотрудничество и совместное решение проблем, и могут помочь сформировать общекультурные компетенции.

Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:

1. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.

2. Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).

3. Принцип поэтапного формирования умственных действий.

4. Принцип практической направленности изучаемого материала.

5. Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).

Формы работы учащихся на занятиях:

• коллективные;

• групповые;

• индивидуальные.

Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.


2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные УУД

1. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

11. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Коммуникативные УУД

1.Умение извлекать информацию из различных источников.

2.Умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.

3.Умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

4.Социальная компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или

5.Интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

6.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

7.Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

8.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

9.Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные УУД

1.Планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); 2.Умение контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.

3.Смостоятельно организовывать свое рабочее место;следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

4.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;корректировать выполнение задания в дальнейшем.

6.Уметь оценить выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД

1.Уметь выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.; умению строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.)

В процессе изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся с помощью познавательных УУД формируются следующие умения и навыки:

  • дифференцировать звуки внутри слова;

  • членить поток речи на слова;

  • опознавать звуковой образ слова и соотносить его с определенным значением;

  • членить слова на изученные морфемы, узнавать, различать и называть их значение;

  • понимать значение производных слов с различными суффиксами и приставками;

  • устанавливать взаимосвязи слов друг с другом и определять характер семантико-синтаксических отношений;

  • дифференцировать интонационные схемы предложений;

  • понимать синтаксическую структуру предложения;

  • выводить общее содержание предложения из значений составляющих его языковых элементов.

  • Для формирования способов решения проблем творческого и поискового характера у детей с разным уровнем языковой компетентности можно использовать следующие виды работы:

  • создание иллюстраций к тексту;

  • поиск в тексте ответа на вопрос;

  • восстановление текста с пропущенными словами;

  • выполнение речевых упражнений;

  • тематический подбор пословиц и поговорок в языках разных народов;

  • составление и решение кроссвордов на заданную тему;

  • описание сюжетной картинки;

  • составление рассказа по сюжетной картинке;

  • составление рассказа по серии картин, по вопросам, с творческими дополнительными заданиями;

  • восстановление деформированного текста;

  • развитие письменной речи (изложение по вопросам, по опорным словам, по коллективно составленному плану);

  • работа с разными типами словарей и картотекой;

  • составление писем друзьям.

Один из видов познавательных УУД – речевые упражнения. Речевые упражнения строятся на основе связного текста. Они имеют аналитическую направленность, логика их выполнения направлена от частей к целому.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык как иностранный».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

говорение и письмо:

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Результатами освоения курса станут:

«Фонетика и графика»

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов.

«Орфоэпия»

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

«Лексика»

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

  • подбирать синонимы (без определения) для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы (без определения) для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

«Морфология»

  • различать слова, обозначающие предмет, признак, действие;

«Синтаксис»

  • различать предложение, текст, слово;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения.

«Орфография и пунктуация»

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

  • безошибочно списывать текст;

  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

«Развитие речи»

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ на определенную тему;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения.

Методы и формы обучения:

Коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная. В работе используются следующие виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам). Формы опроса - индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

При фронтальном опросе принимаются во внимание особенности родного языка детей-мигрантов, вопросы и задания формулируются так, чтобы они были понятны и доступны.

При организации парной, групповой работы, работы по цепочке большую помощь могут оказывать ученики-консультанты. Материалом для парной работы может служить составление диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте.

Работа по цепочке может быть использована при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным и ситуативным картинкам, фотоколлажам при пересказе.

Групповая работа удобна для разыгрывания предлагаемых учителем ситуаций. Ученики делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание. Состав пар и групп меняется от задания к заданию.

Эти формы помогают уплотнить время занятий, выполнить большее количество заданий, активизируют учеников, делают занятие более динамичным, эмоциональным, интересным и значимым для ученика.

Наиболее широкие возможности предоставляет индивидуальная самостоятельная работа. Эта форма универсальна, она может быть использована в любых классах. С организационной точки зрения самостоятельная работа может выполняться в школе, на уроке, а также за пределами школы, дома.

Организуя работу с детьми, не говорящими или плохо говорящими по-русски, следует помочь их родителям установить более тесные контакты с носителями русского языка с тем, чтобы и вне стен школы эти дети могли общаться со сверстниками, хорошо владеющими русским языком.


Содержание курса внеурочной деятельности

Согласно приоритету коммуникативной направленности обучения, в первую очередь, у детей формируются навыки активного и психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в изменяющейся языковой ситуации. У учащихся формируются навыки для реализации следующих коммуникативных задач:  

-вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить;

-задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине;

-выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ;

-выражать своё отношение.

Ситуации общения:

-на уроках в школе;

-на перемене в школе;

-в столовой;

-в библиотеке;

-на улицах города;  

-в транспорте;

-на спортивной площадке;

-в разговоре по телефону.


Элементарное речевое общение осуществляется в устной и письменной форме в рамках следующей тематики:

1.Школьная жизнь (в школе, в классе, на уроке, после уроков)

2. Город (на улице, в транспорте, в музее, в театре)

3. Жилище (двор, дом, квартира, комната)

4. Дома (семья, родственники, работа по дому, приём гостей)  

5. Мой день (распорядок дня, любимые занятия)

6. Время года (погода, природа осенью, зимой, весной и летом)  

7. Продукты питания (покупка продуктов в магазине и на рынке)  

8. Растительный мир (дикие растения, культурные растения).  

9. Животный мир (птицы, рыбы, насекомые, дикие звери и их детёныши, домашние животные и их детеныши).

10. Мои друзья (портрет, характер, увлечения).  


Содержание языковой компетенции

1.Язык. Речь. Общение

Язык-важнейшее средство общения

Развитие речи. Ситуация общения. Страна, где мы живем

2. Фонетика. Графика

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Алфавит. Соотношение звуков и букв.

Согласные. Различение согласных по глухости – звонкости: перед гласными (боль – поле), перед сонорными (глаз – класс), перед в (две – ответ). Оглушение согласных на конце слова (круг, дуб). Оглушение звонких согласных перед глухими: внутри слова (жидкость), на стыке предлога и слова (в комнате). Озвончение глухих согласных перед звонкими: внутри слова (отдел), на стыке предлога и слова (от дома).

Различение твердых и мягких согласных перед гласными (пытаться – питаться). Произношение мягких согласных перед и (лист, кислый), перед е(вес, белый), переда (мягкий, опять), перед о (темный), перед у (рюмка). Произношение сочетаний типа та-тя-тья (итак – хотя – статья). Произношение мягких согласных перед согласными (сильно, сколько). Различение твердых и мягких согласных перед согласными (ярко – горько). Произношение мягких согласных на конце слова (медь, роль).

Сочетания согласных. Произношение сочетаний двух, трех, четырех согласных в начале, в середине и на конце слова (правило, строгий, встречать; черта, отверстие, собственный; метр, пункт). Произношение слов со сложной консонантной структурой (область, пространство, плоскость). Произношение двойных согласных на стыке морфем (вверх, отдавать). Двойные согласные в словах (группа, масса, сумма).

Правила чтения некоторых сочетаний согласных. Произношение [ц] на месте сочетаний тс, дс (присутствие, вследствие). Произношение [ц] на месте сочетаний тс, тьсидц (разумеется, называться, двенадцать). Произношение [сн], [зн], [ств], [рц], [нц] на месте сочетаний стн, здн, вств, рдц, лнц(известно, позднее, сердце, солнце и др.). Произношение [ш’] на месте сочетания сч (счет, расчет). Чередование согласных г – ж, д – ж – жд, з – ж, к – ч, т – ч, т – щ, ст – щ, с – ш, х – ш, ц – ч(двигаться – движение, близкий – ближе, наука – научный, воздух – воздушный, конец – конечный и т.д.).

Гласные. Особенности артикуляции русских гласных под ударением: а – э, а – о, о – у, ы – и. Произношение букв е, ё, ю, я в начале слова (если, ёж, юг, яма), после гласных (строение, приём, откроют, влияние), после букв ь и ъ (барьер, подъём, полностью, статья), после мягких согласных (все, всё, всюду, понятно).

Безударные гласные. (Редукция гласных.) Произношение безударных гласных на месте букв а, о: в первом предударном слоге после твердых согласных произносятся как [L] (сама, потом), в абсолютном начале слова произносятся как [L] (арбуз, окно), во втором предударном слоге и других предударных и заударных слогах произносятся как [ъ] (рассказал, молоко, комната, облако).

Произношение безударных гласных на месте букв е, я: в первом предударном слоге произносятся как [и](взяла, дела), во втором предударном, других предударных слогах и в заударных слогах произносятся как [ь](месяц, телефон, берег).

Произношение безударных гласных на месте буквы е после твердых согласных ж, ш, ц: в первом предударном слоге произносится как короткий и напряженный [ы](жена, шестой, цена), во втором предударном слоге, в заударных слогах и в открытом конечном слоге произносится как [ъ](пишет, может, тоже, солнце).

Ритмика слова: односложные модели (та, ат), двусложные модели (тат`а, т`ата), трехсложные модели (татат`а, тат`ата, т`атата), четырехсложные модели (тататат`а, татат`ата, тат`атата, т`ататата).

Типы интонационных конструкций.ИК-1: законченное высказывание, перечисление (Анна дома); ИК-2: специальный вопрос, просьба, требование, перечисление (Кто дома?); ИК-3: общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, перечисление (Вы идете домой?); ИК-4: сопоставительный вопрос с союзом а, перечисление, неоконченная синтагма в повествовательных вопросах при выражении незавершенности (Я иду в кино. А Марина? Ваше имя?); ИК-5: выражение оценки (Сколько цветов! Какие деревья!).

Типы интонационных конструкций. Синтагматическое членение высказывания. Пауза. Развитие речи. Сочинения «Мой класс», «Мое любимое животное»

Контроль. Контрольное списывание. В зоопарке. Диктант. Осень в лесу.

Текст. Заглавие текста. Ключевые слова.

3.Грамматика и морфология

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные существительные.

Единственное число имени существительного (основы на твердый и мягкий согласный, на г-, к-, х-). Гриб – грибы, мяч – мячи, лампа – лампы, девочка – девочки, окно – окна, море – моря.

Род имени существительного (существительное 1-, 2-го склонения). Портфель (он, мой), сумка (она, моя), полотенце (оно, мое).

Категория падежа. Значение и употребление падежей. Именительный падеж. Субъектное значение именительного падежа.

Словообразовательные модели существительных. Существительные с суффиксами (-онок, -ёнок), называющие детенышей животных. Кошка – котёнок, утка – утёнок, медведь – медвежонок.

Существительные с суффиксами (-тель-/-ниц(а), -ник-/-ниц(а), -чик-/-чиц(а), -щик-/-щиц(а), -ист-, -ор-/-ёр-/-ер-), называющие лицо мужского/женского пола по профессии, роду занятий.

Учитель – учительница, писатель – писательница, строитель, водитель, художник – художница, дворник, садовник, крановщик, часовщик, летчик, продавец – продавщица, шахматист – шахматистка, хоккеист, программист, контролер, режиссер, инструктор, тренер.

Существительные с суффиксами (-тель, -льник), называющие механизмы, бытовые предметы, орудия, приспособления. Выключатель, холодильник, умывальник, будильник.

Имя прилагательное. Полные прилагательные. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (в форме им. п. ед. ч.)

Местоимение. Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она, оно, они), вопросительных (кто, что, чей, какой) и притяжательных (мой, твой...) местоимений.

Личные и притяжательные местоимения в единственном и множественном числе. Я – мой, мы – наш, вы – ваш, ты – твой, ты – твой, он – его, они – их, она – ее.

Вопросительные местоимения (чей, чья, чье, чьи). Чей это фломастер? Чья это фотография?
Чье это пальто? Чьи это книги?

Согласование притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе. Категория рода у притяжательных местоимений в единственном числе. Мой брат, моя сестра, мое животное, мои родители.

Глагол. Инфинитив (начальная форма глагола) что делать? Настоящее время глагола. Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания глагола (делать, читать, говорить, любить, петь танцевать, играть; находиться).

Наречие. Наречия образа действия (читать хорошо/плохо, медленно/быстро; говорить громко/тихо; писать красиво/некрасиво, правильно/неправильно); наречия меры, степени (очень/немного);
наречия места (далеко/близко, там/здесь); времени (сейчас, сегодня, завтра, вчера);
предикативные наречия (весело/грустно, холодно/тепло); предикативные наречия с модальными значениями долженствования, возможности, необходимости (нужно, надо, нельзя, можно).

4. Служебные части речи

Соединительные и противительные союзы в простом и сложном предложениях. Это учебник и ручка. Это карандаш, а это ручка. Здесь столовая, а там умывальник.

Развитие речи. Словарный диктант «Овощи и фрукты». Сочинения «Зимний лес», «Мои новые друзья».

Контроль. Контрольная работа. Диктант «Живой букет».

5. Словообразование и словоизменение

Состав слова. Понятие об их основе и окончании.

Окончания существительных в ед. и мн. числе им. п. (стол, парта, окно, столы, парты, окна).
Окончания прилагательных в ед. и мн. числе им.п. (новый дом, новая квартира, новое здание, новые улицы).
Понятие о частях слова: корень, суффикс и приставка. Однокоренные слова (общее понятие).

Сложные слова. Хлебозавод, снегопад, листопад

Словообразовательные модели существительных:

существительные с суффиксами (-онок-, -ёнок-), называющие детенышей животных.

существительные с суффиксами (-тель-/-ниц(а), -ник-/-ниц(а),-чик-/-чиц(а),-щик-/
-щиц(а), -ст-, -ор-/-ёр, /-ер, -ец), называющие лиц мужского/женского пола по профессии, роду занятий.

Существительные с суффиксами (-тель, -льник), называющие механизмы, бытовые предметы, орудия, приспособления.

Наречия на -о(-е):хорошо, плохо, правильно.

Прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-: зимний, московский, городской, соломенный, стеклянный.

Развитие речи. Сжатое изложение. Ранняя весна.

6. Синтаксис

Словосочетание и предложение. Виды простого предложения.

Повествовательные. Наступила золотая осень. Вопросительные. Что это? Чей это дом? Побудительные. Слушайте! Повторяйте! Читайте! Дай(те) мне, пожалуйста, ручку! Утвердительные и отрицательные предложения. Покажи(те), пожалуйста! Да, это мальчик.

Нет, это не конфета.
Это не виноград, а изюм. Способы выражения грамматического и логического субъекта в предложении.

Однородные члены предложения. Это парта и стул.

Обращения. Маша, покажи, пожалуйста, тетрадь.

Имя существительное и местоимение в формах именительного падежа: Ахмед читает рассказ.
Он читает громко.

Конструкция. У меня есть... У меня есть сестра. У нее есть брат.

Способы выражения предиката. Глагол в изъявительном наклонении. Мы читаем и играем.
Мы рисуем и поем.

Глагол в изъявительном наклонении в сочетании с инфинитивом (люблю + инфинитив). Я люблю петь.

Предикативное наречие. Холодно. Мне холодно. Предикативное наречие с модальным значением в сочетании с инфинитивом (надо + инфинитив).

Нужно хорошо учиться. Нельзя громко говорить. Существительное в именительном падеже (предложения идентификации или квалификации субъекта: отнесение к классу однородных предметов или характеристика). Москва – это город. Волга – это река. Физика – это наука.

Развитие речи. Сочинение «Кем я хочу быть и почему».

Текст. Понятие о связном тексте (смысловое единство темы, порядок следования частей, формально-логические средства связи). Это мальчик. У него есть машина. Это его игрушка. Это девочка. У нее есть кукла. Это ее игрушка.

7. Лексика Лексические темы. Школа (Я на уроке. Я с классом после уроков). Город (Транспорт. Москва. Мой дом). Моя семья (Моя квартира. Моя комната. Я жду гостей: уборка квартиры, угощение). Мой день (Мои любимые занятия. Работа по дому. Я помогаю маме. Я помогаю папе). Времена года (Погода. Игры, спорт. Моя одежда. Магазин «Одежда»). Животный мир (Кто, где живет. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые). Домашние животные (Детеныши животных. Зоопарк). Растительный мир (Что где растет. Дикие растения. Культурные растения. Сад. Огород. Овощи. Фрукты. Уборка урожая). Питание. (Я за столом. Что и когда мы едим. Магазин «Продукты». Магазин «Овощи – фрукты». Рынок). Мое здоровье. (Части тела. Я иду к врачу. Я вызываю врача). Мои друзья (Портрет. Характер). Отдых (Игры. Детская площадка). Профессия (Кем мы хотим быть). Развитие речи.




п/п

Название раздела, темы

Количество часов

теория

практика

Вводное занятие. Стартовая диагностика.


1

Фонетика. Звуки речи. Способы их образования. Органы речи. Графика. Устная и письменная речь. Семья.

1


Гласные и согласные звуки. Я и моя семья.

1


Слово. Предложение. Текст. Мой день. В школе и дома.

1


Монолог о себе.


1

Слово и слог. Ударение. Мой день. В школе и дома.

1


Свободное время. Единственное и множественное число существительных. Согласование в глаголами. Числительные один, одна

1


Свободное время. Хобби. Категория рода имен существительных.

1


Домашние питомцы. Личные местоимения ОН, ОНА. Притяжательные местоимения.

1


Диалог-расспрос «Наши домашние питомцы»


1

Цвета. Растения. Число имен прилагательных.

1


Цвета. Растения и животные. Изменение прилагательных по родам.

1


Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Словосочетание. Описание иллюстраций.


1

Какие мы. Внешность. Синонимы и антонимы.

1


Имя существительное. Падежная система. Именительный падеж. Праздники.

1


Совершенствование навыков чтения. Новый год и Рождество.

1


Празднование нового года. Написание письма Деду Морозу.


1

Именительный падеж имен существительных. Предложный падеж. Где мы живем. Транспорт.

1


Мой город. Семья. Что у нас есть и чего у нас нет. Винительный падеж. Родительный падеж.

1


Как вы себя чувствуете. Дательный падеж имен существительных.

1


На приеме у врача. Диалог.


1

Мои увлечения. Профессии. Кем она работает? Кем она хочет быть? Творительный падеж имен существительных.

1


Мои увлечения. Глагол.

1


Наши интересы и увлечения. Изменение глагола по временам, числам. Монолог


1

Покупки. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Предложение.

1


Поход в магазин. Предложение. Простое двусоставное нераспространенное предложение.

1


Поход в магазин. Распространение предложений определениями.

1


Погода. Времена года. Распространение предложений определениями.

1


Поход в магазин. Диалог-расспрос.


1

Грамматическая основа. Составление предложений по теме. В магазине. Разговор по телефону. Школа, на перемене.

1


Выбор темы проектной работы.

1


Подготовка проектной работы. Консультация.

1


Представление проектной работы.


1

Систематизация и обобщение изученного матемариала. Викторина по итогам учебного года.


1


итого

25

9