СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Сувенир"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование кружка "Сувенир". Программа направлена на развитие мелкой моторики, а также приобретение навыков работы с различным материалом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Сувенир"»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Декоративно-прикладное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной, практической и творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.



Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


В результате обучения обучающиеся должны знать:

- виды декоративно - прикладного творчества;

- народные художественные промыслы России и их историю;

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными

материалами.


Должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые

навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с

различными материалами и инструментами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,

проявлять самостоятельность.


Программа рассчитана на 4 года обучения:

1-й год обучения – 34 часа;

2-й год обучения – 34 часа;

3-й год обучения – 34 часа;

4-й год обучения – 34 часа.


Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу.

Занятия проходят в форме бесед и практических заданий.


Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7-10 лет.


Наполняемость групп - 10-15 человек.






  1. Содержание учебного предмета

Первый год

1.Тема: Знакомство с прикладной композицией.

Роль и значение прикладного искусства в процессе обучения. Цели и задачи

курса. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами

и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией

рабочего места учащегося, его подготовка к работе.

2.Тема: Работа с бумагой «Осенние листья».

Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме

различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций частей в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Составление композиции. Материалы: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы.

3.Тема: Знакомство с видами росписи.

Беседа об истории возникновения и развития росписи. Знакомство с ее

орнаментальными мотивами, видами узоров, которыми украшают игрушки и предметы быта, и способами их нанесения на поверхность.

4.Тема: Работа с бумагой: обрывная аппликация.

Знакомство с работой циркуля (выполняются окружности – глаза птицы).

Разновидность аппликации – обрывная (перья совы). Декорирование глаз и

перьев птицы. Материал: цветной картон, цветная бумага, циркуль, ножницы, клей, фломастеры.

5.Тема: Приемы и навыки работы с тканью.

Знакомство с текстурой различных тканей. Работа с утюгом, иголками,

ножницами. Техника безопасности. Развитие аккуратности при выполнении

работы.

6.Тема: Работа с тканью. Композиция «Букет цветов в вазе».

Формирования умения вырезать изображения из ткани, наклеивать флизелин на ткань при помощи утюга. Создание творческой композиции на основе вырезанных цветов. Организация рабочего места учащегося, его подготовка к работе. Материалы: картон, ткань с узорами, флизелин, ножницы, утюг.

7.Тема: История возникновение игрушки. Виды игрушек.

Знакомство с различными видами игрушки. История возникновения какой-

либо игрушки. Материалы, используемые при изготовлении игрушки.

8.Тема: Игрушка «Акань».

Знакомство с игрушкой народов севера. История возникновения данной

игрушки. Создание игрушки из обрезков тканей. Материалы: кусочки различных тканей, нитки, ножницы.

9. Тема: Работа с тканью. Знакомство с гобеленом.

История возникновения гобелена. Материалы и инструменты, используемые при изготовления гобелена.

10.Тема: Эскиз гобелена.

Используя возможности изобразительных средств (линия, точка) выполнить

копию готового гобелена с натуры, имитируя технику ткачества. Материалы: гуашь, акварель, фломастеры.


Второй год

1.Тема: Аппликация из бумаги.

Знакомство с понятием симметрия. Умение вырезать из вдвое сложенной

бумаги элементы для цветка. Декоративность работы. Материалы: цветной

картон, цветная бумага, ножницы, клей.

2.Тема: Работа с сыпучими материалами. Декоративное панно для

кухни. Составление декоративного панно для кухни из гороха, фасоли,

семечек и т.д. Материалы: картон, сыпучие материалы (горох, фасоль, семечки и т.д.), клей, картон.

3. Тема: Филимоновская игрушка.

Беседа об истории возникновения филимоновской игрушки. Знакомство с

элементами росписи игрушки. Изучить элементы росписи, овладеть основными

приемами их выполнения. Материалы: гуашь.

4. Тема: Роспись филимоновской игрушки Повторение основных особенностей филимоновской росписи. Вылепить филимоновскую игрушки и расписать ее по образцу. Материалы: гуашь, глина.

5. Тема: Декоративная резьба по бумаге. Знакомство с основными

особенностями декоративной резьбы по бумаге. История возникновения резьбы.

Отработка приемов и навыков данной техники. Материалы: писчая бумага,

канцелярский нож.

6. Тема: Орнаментальная композиция в полосе, круге, на основе резьбы по

бумаге. Применение отработанных раннее приемов и навыков резьбы по бумаге.

Выполнить композицию в полосе, круге и т.д. Материалы: цветная бумага,

цветной картон, канцелярский нож.

7. Тема: Орнаментальная композиция «Сказочная птица». Отработка

декоративной росписи в полосе. Нарисовать сказочную птицу, выполнить на ней

роспись в виде орнамента. Материалы: гуашь.

8. Тема: Работа с тканью. Коллаж «Натюрморт».

Приобретения навыков работы с тканью. Разработать эскиз натюрморта

(плоскостного) Умение аккуратно наклеивать полоски ткани на контуры предметов натюрморта. Материал: картон, ткань, клей, ножницы, линейка.


Третий год

1. Тема: Декоративное украшение «Ожерелье».

Создание картонных монеток из картона, украшение их выпуклым орнаментом из гороха, макарон и т.д. Соединение частей в одно целое украшение. Материал: картон, сыпучие материалы, клей, ножницы.

2. Тема: Кистевая роспись «Гжель».

Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи «Гжель».

Знакомство с элементами (бордюр, «мазок с тенью», капелька и др.) Изучить

элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Написать

цветок или птицу в технике «Гжель». Материалы: гуашь.

3. Тема: Эскиз блюда с использованием характерных образов гжельской

росписи.

Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Материалы: гуашь, керамическая плитка.

4. Тема: Аппликация из бумаги.

Продолжение знакомство с техникой аппликации. Выполнить выкрасы на

кальке (теплые оттенки). Выполнить композицию «Огонь» Материалы: калька, акварель, ножницы, клей, картон.

5. Тема: Бумагопластика «Птица».

Формирования умения вырезать из плотной бумаги полоски равной

толщины. Создание творческой композиции «Птица» на основе вырезанных

полосок бумаги. Материалы: акварельная бумага, клей, ножницы.

6.Тема: Аппликация из ткани «Необычное животное».

Формирования умения вырезать изображения из ткани, наклеивать флизелинна ткань при помощи утюга. Создание творческой композиции на основе вырезанных цветов. Организация рабочего места учащегося, его подготовка к работе. Материалы: картон, ткань с узорами, флизелин, ножницы, утюг.

7.Тема: Художественная роспись ткани. Узелковый батик.

Познакомить с историей возникновения техники «батик», «узелковый батик» Провести беседу о способах узелкового батика. Подготовить ткань для работы в технике узелковый батик. Выполнить роспись ткани в свободной манере. Материалы: краски по ткани, кисти, ткань, перчатки.


Четвертый год

1.Тема: Декоративная работа «Ларец».

Из плотного картона вычертить ларец, согнуть по отмеченным линиям,

склеить ларец. Украсить ларец из фигурных макарон, ниток, бусинок и т.д.

Материалы: картон, клей, ножницы, нитки, макаронные изделия, бусы и т.д.

2.Тема: Объемная аппликация.

Из плотного картона вычертить элементы птицы, согнуть по отмеченным

линиям, приклеить на основу (картон) Материалы: акварельная бумага, картон, клей, ножницы.

3.Тема: Знакомство с городецкой росписью.

Беседа о видах росписи, художественно-стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Городец). Краски, применяемые для росписи.

Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности стиля и

орнаментальные мотивы. Изучить элементы и мотивы выбранной росписи,

овладеть основными приемами их выполнения. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из цветов на бумаге. Материалы: гуашь.

4.Тема: Эскиз росписи разделочной доски в городецкой росписи.

Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи,

отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника. Материалы: гуашь, деревянная заготовка.

5.Тема: Витраж.

Знакомство с техникой «витраж». Создание эскиза для работы с витражными красками по стеклу. Работа в материале. Материалы: стеклянная основа, витражные краски.

6.Тема: Женская сумка для рукоделия.

Знакомство с искусством северных народов. Выполнить выкройку сумки, украсить ее декоративным орнаментом и обшить бусинками. Материалы: плотная, шерстяная ткань, ножницы, иголка.

Методическое обеспечение учебного процесса

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.


  1. Тематическое планирование


Первый год


п/п


Разделы и темы

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

1

Вводное занятие

1

2

Экскурсия

1

3

Работа с природным материалом

7

4

Работа с бумагой и картоном

9

5

Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто)

8

6

Работа с текстильным материалом

5

7

Работа с сыпучими материалами

2

8

Итоговое занятие

1

Итого:

34


Второй год


п/п


Разделы и темы

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

1

Вводное занятие

1

2

Экскурсия

1

3

Работа с природным материалом

4

4

Работа с бумагой и картоном

8

5

Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто)

8

6

Работа с текстильным материалом

5

7

Работа с сыпучими материалами

6

8

Итоговое занятие

1

Итого:

34


Третий год


п/п


Разделы и темы

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

1

Вводное занятие

1

2

Экскурсия

1

3

Работа с природным материалом

6

4

Работа с бумагой и картоном

9

5

Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто)

9

6

Работа с текстильным материалом

6

7

Работа витражными красками

1

8

Итоговое занятие

1

Итого:

34


Четвёртый год


п/п


Разделы и темы

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

1

Вводное занятие

1

2

Экскурсия

1

3

Работа с природным материалом

3

4

Работа с бумагой и картоном

6

5

Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто)

5

6

Работа с текстильным материалом

5

7

Работа витражными красками

3

8

Работа с бисером

9

9

Итоговое занятие

1

Итого:

34















Календарно - тематическое планирование

по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»

1 час в неделю, 34 часа в год


Первый год


п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

Вводное занятие – 1 час

1

Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

1



Экскурсия – 1 час

2

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1



Работа с природным материалом – 7 часов

3

Фигурки птиц и зверей из природных материалов.

1



4

«Золотая осень».

1



5

«Золотая осень».

1



6

«Любимая сказка».

1



7

«Любимая сказка».

1



8

Изготовление панно «Волшебный лес».

1



9

Изготовление панно «Волшебный лес».

1



Работа с бумагой и картоном – 9 часов

10

Аппликация из бумаги.

1



11

Квиллинг.

1



12

Квиллинг.

1



13

Оригами.

1



14

Оригами.

1



15

Новогодние игрушки.

1



16

Новогодние игрушки.

1



17

Техника Папье-маше. Блюдце.

1



18

Техника Папье-маше. Блюдце. Роспись блюдца.

1



Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто) – 8 часов

19

Гжель. Посуда.

1



20

Гжель. Посуда. Роспись посуды.

1



21

Матрёшка.

1



22

Роспись матрёшки.

1



23

Предметы быта. Городецкая роспись.

1



24

Предметы быта. Городецкая роспись.

Роспись игрушки.

1



25

Аппликация из теста «Ваза с цветами».

1



26

Аппликация из теста «Ваза с цветами».

1



Работа с текстильным материалом – 5 часов

27

Вязание крючком. Мини-салфетка.

1



28

Вязание крючком. Мини-салфетка.

1



29

Вязание крючком. Мини-салфетка.

1



30

История возникновения игрушки.

1



31

«Хоровод». Кукла-закрутка.

1



Работа с сыпучими материалами – 2 часа

32

Панно «Волшебство».

1



33

Украшение коробочки. «Ларец».

1



Итоговое занятие – 1 час

34

Выставка работ учащихся.

1



Итого:

34

















Календарно - тематическое планирование

по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»

1 час в неделю, 34 часа в год


Второй год


п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

Вводное занятие – 1 час

1

Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

1



Экскурсия – 1 час

2

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1



Работа с природным материалом – 4 часа

3

Фигурки птиц и зверей из природных материалов.

1



4

Изготовление закладок, украшенных листьями.

1



5

Изготовление панно «Мир красоты».

1



6

Изготовление панно «Мир красоты».

1



Работа с бумагой и картоном – 8 часов

7

Аппликация из бумаги.

1



8

Квиллинг.

1



9

Квиллинг.

1



10

Снежинки.

1



11

Оригами.

1



12

Оригами.

1



13

«Бумажный город».

1



14

«Бумажный город».

1



Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто) – 8 часов

15

Карандашница, украшенная ракушками.

1



16

Украшение карандашницы.

1



17

Дымковская игрушка.

1



18

Роспись игрушки.

1



19

Филимоновская игрушка.

1



20

Роспись игрушки.

1



21

Аппликация из теста. «Фигурки животных».

1



22

Аппликация из теста. «Фигурки животных».

1



Работа с текстильным материалом – 5 часов

23

Ваза из ажурных лент.

1



24

История возникновения игрушки.

1



25

Кукла-закрутка.

1



26

Коллаж «Натюрморт».

1



27

Коллаж «Натюрморт».

1



Работа с сыпучими материалами – 6 часов

28

Панно для кухни.

1



29

Панно для кухни.

1



30

Панно для кухни.

1



31

Орнаментальная композиция «Сказочная птица».

1



32

Орнаментальная композиция «Сказочная птица».

1



33

Орнаментальная композиция «Сказочная птица».

1



Итоговое занятие – 1 час

34

Выставка работ учащихся.

1



Итого:

34













Календарно - тематическое планирование

по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»

1 час в неделю, 34 часа в год


Третий год


п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

Вводное занятие – 1 час

1

Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

1



Экскурсия – 1 час

2

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1



Работа с природным материалом – 6 часов

3

Панно «Как прекрасен этот мир? Посмотри!»

1



4

Панно «Как прекрасен этот мир? Посмотри!»

1



5

Декоративное украшение «Ожерелье».

1



6

Декоративное украшение «Ожерелье».

1



7

«Удивительные животные».

1



8

«Удивительные животные».

1



Работа с бумагой и картоном – 9 часов

9

Квиллинг.

1



10

Квиллинг.

1



11

Квиллинг.

1



12

Модульное оригами.

1



13

Модульное оригами.

1



14

Новогодние игрушки.

1



15

Новогодние игрушки.

1



16

Техника Папье-маше. Чашечка.

1



17

Техника Папье-маше. Чашечка. Роспись чашечки.

1



Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто) – 9 часов

18

Хохлома. Посуда.

1



19

Хохлома. Посуда. Роспись посуды.

1



20

Матрёшка.

1



21

Роспись матрёшки.

1



22

Предметы быта. Жостовские подносы.

1



23

Предметы быта. Жостовские подносы.

1



24

Предметы быта. Жостовские подносы.

1



25

Аппликация из теста «Ваза с цветами».

1



26

Аппликация из теста «Ваза с цветами».

1



Работа с текстильным материалом – 6 часов

27

Вязание крючком. Мини-салфетка.

1



28

Вязание крючком. Мини-салфетка.

1



29

Вязание крючком. Мини-салфетка.

1



30

Художественная роспись ткани.

Узелковый батик.

1



31

Художественная роспись ткани.

Узелковый батик.

1



32

Художественная роспись ткани.

Узелковый батик.

1



Работа витражными красками – 1 час

33

Витраж.

1



Итоговое занятие – 1 час

34

Выставка работ учащихся.

1



Итого:

34














Календарно - тематическое планирование

по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»

1 час в неделю, 34 часа в год


Четвёртый год


п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

Вводное занятие – 1 час

1

Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

1



Экскурсия – 1 час

2

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1



Работа с природным материалом – 3 часа

3

Объёмная работа «Деревенька».

1



4

Объёмная работа «Деревенька».

1



5

Объёмная работа «Деревенька».

1



Работа с бумагой и картоном – 6 часов

6

Квиллинг.

1



7

Квиллинг.

1



8

Квиллинг.

1



9

Модульное оригами.

1



10

Модульное оригами.

1



11

Модульное оригами.

1



Работа с пластичным материалом (глина, пластилин, тесто) – 5 часов

12

Народный орнамент. Предметы быта. Гжель.

1



13

Народный орнамент. Предметы быта. Хохлома.

1



14

Народный орнамент. Предметы быта. Городецкая роспись.

1



15

Панно из теста «Моя фантазия».

1



16

Панно из теста «Моя фантазия».

1



Работа с текстильным материалом – 5 часов

17

Вязание крючком. Цветы.

1



18

Вязание крючком. Цветы.

1



19

Вязание крючком. Цветы.

1



20

Художественная роспись ткани. Батик.

1



21

Художественная роспись ткани. Батик.

1



Работа витражными красками – 3 часа

22

Витраж.

1



23

Витраж.

1



24

Витраж.

1



Работа с бисером – 9 часов

25

Цветы из бисера.




26

Цветы из бисера.




27

Цветы из бисера.




28

Цветы из бисера.




29

Деревья из бисера.




30

Деревья из бисера.




31

Деревья из бисера.




32

Деревья из бисера.




33

Деревья из бисера.




Итоговое занятие – 1 час

34

Выставка работ учащихся.

1



Итого:

34